МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64
Г.О.Г. ВОРОНЕЖ
«Согласовано» «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБОУ СОШ № 64
МБОУ СОШ №64 __________И.В. Островская
Протокол № ____________ « » 2019г.
« » 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изо
ученика 2 класса, Верзилина Максима, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3)
г. Воронеж
2019
Рабочая программа начального общего образования по изо составлена на основе:
Рабочая программа начального общего образования по изо муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 64 составлена на основе:
Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 64 (в ред. приказа №289 от 07.12.2017);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной
Программы начального общего образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (вариант 6.3) от 16 ноября 2018 г. (протокол № 6);
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата от 16 ноября 2018 г. (протокол №6);
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №64 на изучение учебного предмета во 2 классе отводится 34 часа (0,5 часа в неделю).
Рабочую программу составила: Тупицина Л.О., учитель начальных классов.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3).
Программа ориентирована на контингент обучающихся с двигательными нарушениями средней и тяжелой степени выраженности и с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющих недоразвитие речи, осложненное изартрическими нарушения и моторной алалией. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Цели образовательно-коррекционной работы
Цель начального этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному искусству в 1 классе направлены на:
– всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
– развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
- развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке, художественном конструировании);
овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам, тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
Личностные результаты:
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
адекватные представления о собственных возможностях;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:
первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;
интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве;
практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;
элементарные практические умения и навыки изобразительной деятельности;
понятия и представления по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание программы в 2 классе представлено в пяти разделах, отражающих направления освоения курса: «Здравствуй осень», «В мире сказок»; «Наши друзья — животные.», «Красота вещей», «Весна пришла»
«Здравствуй осень»
Формирование чётких представлений о форме предметов, их пропорциях и размерах; активного анализирующего восприятия – одна из первоочередных задач рисования с натуры. Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда предшествуют процессу рисования с натуры. Зрительное восприятие объектов дополняется тактильно-моторными ощущениями (обведение рукой очертаний предмета). Ещё один приём для формирования анализирующего восприятия – разделение, раскладывание объекта на части (если объект состоит из нескольких элементов и их можно легко отделить друг от друга). При рисовании с натуры эффективно обучать учащихся планированию своей деятельности через совместное составление плана построения рисунка.
Лепка на уроках труда и последующее рисование вылепленного предмета служат этапом от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объёмного предмета к его плоскостному изображению. Это способствует более прочному усвоению знаний и ускоряет процесс формирования элементарных навыков рисования.
«В мире сказок», «Наши друзья — животные.», «Весна пришла».
Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков литературных произведений. Качество рисунков, выполненных на заданную тему, напрямую зависит от прошлого опыта учащихся. В связи с этим тематическое рисование можно разделить на 3 раздела:
Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся;
Рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но не изображавшихся;
Рисование предметов и явлений, которые учащимися никогда не наблюдались и не изображались;
Планирование изобразительной деятельности построено таким образом, чтобы урокам рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта.
При иллюстрировании рассказов в начальной стадии обучения тематическому рисованию необходимо применять моделирование заданной ситуации. С этой целю приготавливаются модели встречающихся в рассказе предметов.
Красота вещей.
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие форм. Геометрические фигуры (куб, прямоугольник, квадрат, конус). Узнавание, выделение признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине, по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).
Обучение восприятию произведений искусства
Беседы:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники, создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
Календарно – тематическое планирование (ИЗО)
№п/п | Дата | Корр. | Тема урока | Кол-во часов |
Здравствуй осень. 5часов |
1 | | | Моё лето. Аппликация «Летние цветы» | 1 |
2 | | | Осень – пора грибная. Рисование с натуры грибов. | 1 |
3 | | | Сыплются с дерева листья поблекшие. Рисование с натуры осенних листьев. | 1 |
4 | | | Осенние подарки природы. Лепка из пластилина листьев. | 1 |
5 | | | Осенние подарки природы. Лепка из пластилина фруктов и овощей. | |
В мире сказок 5часов |
6 | | | Мы рисуем сказку. Иллюстрирование р.н.с. «Колобок» | 1 |
7 | | | Мы рисуем сказочную птицу. Декоративное рисование. Птица по мотивам росписи мастеров из Хохломы, Гжели, Городца. | 1 |
8 | | | Мы рисуем сказочную птицу. Декоративное рисование. Птица по мотивам росписи мастеров из Хохломы, Гжели, Городца. | 1 |
9 | | | Новогодняя сказка Декоративное рисование «Карнавальная маска» | 1 |
10 | | | Зимние развлечения с друзьями. Тематическая композиция. | 1 |
Наши друзья — животные. 2часа |
11 | | | Наши друзья — животные. Рисование по представлению зайца. | 1 |
12 | | | Наши друзья — животные. Рисование по представлению медведя. | 1 |
Красота вещей 2 часа |
13 | | | Красота вещей Аппликация. Куб, параллелепипед. Конус. | 1 |
14 | | | Красота вещей Аппликация. Куб, параллелепипед. Конус. | 1 |
Весна пришла 3часа |
15 | | | Весенний солнечный день. Композиция русского пейзажа . | 1 |
16 | | | Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование по памяти и представлению бабочки. | 1 |
17 | | | Красота окружающего мира. Насекомые. Рисование по памяти и представлению бабочки. | 1 |