Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»
Рассмотрено на заседании ШМО __________________ цикла Руководитель: _________________Девяшина Л.П.. «____»___________2018 г. | Согласовано зам директора по УВР ____________________/ Челтыгмашева Ф.Г. «____»___________2018 г. | Утверждено директор школы ________________/ Токмова О.А. «____»___________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) "ИЗО"
Уровень: основное общее образование
Всего часов на учебный год:
5 класс – 34 часа;
6 класс – 34 часа;
7 класс – 34 часа;
Составители
учитель «ИЗО»
Захарова З.В.
Аал Райков, 2018г
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «ИЗО»
Рабочая программа по ИЗО на уровень основного общего образования для 5-7 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования . утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010№1897;
СанПиН 2.4.2.2821-10 с последующими дополнениями и изменениями «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Основной образовательной программы «Райковская СОШ им. Н.И.Носова»;
Учебного плана Райковская СОШ им. Н.И.Носова»;
Разработана на основе УМК на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013 г. ,утверждённому приказом директора школы.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Райковская СОШ им. Носова Н.И.» на изучение ИЗО в 5-7 классах отводится 1 час в неделю.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом искусства.
Основные цели предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
задачи:
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ИЗО».
5-7 класс.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно - ориентационной сфере:
Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
Содержание учебного предмета.
«Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
5 класс
I раздел
«Древние корни народного искусства»
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
II раздел
«Связь времен в народном искусстве»
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
III раздел
Декор – человек, общество, время.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
IV раздел.
Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
6 класс.
Искусство в жизни человека.
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Рисунок – основа изобразительного творчества
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт
Жанры в изобразительном искусстве
Раздел 3: Вглядываясь в человека.
Портрет Образ человека – главная тема искусства.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж
Изображение пространства
Образ человека – главная тема искусства.
7 класс.
Раздел 1.Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Изображение фигуры человека хакасскими художниками.
Раздел 2.Поэзия повседневности.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Раздел 3.Великие темы жизни.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
Тематическая картина в искусстве хакасских художников
Раздел 4.Реальность жизни и художественный образ.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Художники-иллюстраторы Хакасии
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном иску
Тематическое планирование.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
№п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Древние корни народного искусства» | 10 |
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 8 |
3 | «Декор - человек, общество, время» | 10 |
4 | «Декоративное искусство в современном мире». | 9 |
| Всего | 34 |
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека»
№ | Тема | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 9 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 9 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 8 |
Всего | 34 |
7 класс
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Изображение фигуры человека и образ человека | 9 |
2 | Поэзия повседневности ( | 7 |
3 | Великие темы жизни | 9 |
4 | Реальность жизни и художественный образ | 9 |
Всего | 34 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»
Рассмотрено на заседании ШМО __________________ цикла Руководитель: __________________/ Девяшина Л.П. «____»___________2018 г. | Согласовано зам директора по УВР ____________________/ Челтыгмашева Ф.Г. «____»___________2018 г. | Утверждено директор школы ________________/ Токмова О.А. «____»___________2018 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету "ИЗО" в 5 классе
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | примечание |
план | факт |
|
Древние корни народного искусства |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 06.09 | | |
2 | Декор русской избы. | 13.09 | | |
3 | Декор хакасской юрты | 20.09 | | |
4 | Внутренний мир русской избы. | 27.09 | | |
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 04.10 | | |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | 11.10 | | |
7 | Народный праздничный костюм. Народные женский и мужской праздничные костюмы Хакасии. | 18.10 | | |
8 | Народные праздничные обряды. | 25.10 | | |
9 | Народные праздничные обряды Хакасии. | 01.11 | | |
Связь времён в народном искусстве |
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | 08.11 | | |
11 | Древние образы в современных народных игрушках Хакасии | 15.11 | | |
12 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 22.11 | | |
13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 29.11 | | |
14 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | 06.12 | | |
15 | Искусство Филимонова. Истоки и современное развитие промысла. | 13.12 | | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 20.12 | | |
Декор – человек, общество, время |
17 | Зачем людям украшения. | 27.12 | | |
18 | Декор и положение человека в обществе. | 17.01 | | |
19 | Декор и положение человека в обществе. | 24.01 | | |
20 | Одежда говорит о человеке. | 31.01 | | |
21 | Истоки школьной формы | 07.02 | | |
22 | Современная школьная форма.Конструирование. | 14.02 | | |
23 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | 21.02 | | |
24 | Герб Хакасии и гербы районов Р.Х. | 28.02 | | |
25 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 07.03 | | |
26 | Особенности и роль декоративного искусства в жизни хакасов. | 14.03 | | |
Декоративное искусство в современном мире |
27 | Подготовка и изготовление декоративной вазы для украшения интерьера (из солёного теста). | 21.03 | | |
28 | Подготовка и изготовление игрушки из местной глины. | 04.04 | | |
29 | Истоки декоративного искусства села (экскурсия в школьный музей). | 11.04 | | |
30 | Подготовка и изготовление тряпичной куклы. | 18.04 | | |
31 | Подготовка и изготовление декоративных предметов для украшения интерьера | 25.04 | | |
32 | Подготовка и изготовление игрушки из бумаги. | 02.05 | | |
33 | Истоки декоративного искусства Хакасии | 16.05 | | |
34 | Истоки декоративного искусства Хакасии (экскурсия в музей | 23.05 | | |
Учитель Захарова Зоя Васильевна
"___20_"___08___20_18__г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»
Рассмотрено на заседании ШМО __________________ цикла Руководитель: __________________/ Девяшина Л.П. «____»___________2018 г. | Согласовано зам директора по УВР ____________________/ Челтыгмашева Ф.Г. «____»___________2018 г. | Утверждено директор школы ________________/ Токмова О.А. «____»___________2018 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету "ИЗО" в 6классе
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | примечание |
план | факт |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов). |
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 03.09 | | |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 10.09 | | |
3 | Линия и её выразительные возможности. | 17.09 | | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 24.09 | | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 01.10 | | |
6 | Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи хакасских художников. | 08.10 | | |
7 | Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Абакана. | 15.10 | | |
8 | Основы языка изображения. | 22.10 | | |
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов). |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве Хакасских художников. | 05.11 | | |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | 12.11 | | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 19.11 | | |
12 | Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. | 26.11 | | |
13 | Освещение. Свет и тень. | 03.12 | | |
14 | Натюрморт в графике. | 10.12 | | |
15 | Цвет в натюрморте | 17.12 | | |
16 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | 24.12 | | |
Вглядываясь в человека. Портрет. |
17 | Образ человека – главная тема искусства. | 14.01 | | |
18 | Конструкция головы человека и её пропорция. | 21.01 | | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 28.01 | | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. | 04.02 | | |
21 | Портрет в скульптуре. | 11.02 | | |
22 | Сатирические образы человека. | 18.02 | | |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | 25.02 | | |
24 | Портрет в живописи. | 04.03 | | |
25 | Роль цвета в портрете. | 11.03 | | |
26 | Роль цвета в портрете | 18.03 | | |
27 | Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты Хакасии. | 01.04 | | |
Человек и пространство в изобразительном искусстве |
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | 08.04 | | |
29 | Изображение пространства | 15.04 | | |
30 | Правила линейной и воздушной перспективы. | 22.04 | | |
31 | Пейзаж. Организация изображаемого пространства | 29.04 | | |
32 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты Хакасии. | 06.05 | | |
33 | Городской пейзаж. | 13.05 | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 20.05 | | |
Учитель Захарова Зоя Васильевна
"__20__"_08_____20_18__г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»
Рассмотрено на заседании ШМО __________________ цикла Руководитель: __________________/ Девяшина Л.П. «____»___________2018 г. | Согласовано зам директора по УВР ____________________/ Челтыгмашева Ф.Г. «____»___________2018 г. | Утверждено директор школы ________________/ Токмова О.А. «____»___________2018 г. |
Календарно-тематическое планирование
по предмету ИЗО" в 7 классе
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | примечание |
план | факт |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства.Изображение фигуры человека хакасскими художниками. | 03.09 | | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | 10.09 | | |
3 | Лепка фигуры человека. | 17.09 | | |
4 | Набросок фигуры человека с натуры. | 24.09 | | |
5 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | 01.10 | | |
6 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 08.10 | | |
7 | Поэзия в искусстве разных народов. | 15.10 | | |
8 | Тематическая картина. Бытовой жанр. | 22.10 | | |
9 | Бытовой жанр в картинах художников Хакасии | 05.11 | | |
10 | В картинах зарубежных художников. | 12.11 | | |
11 | Тематическая картина. исторический жанр. | 19.11 | | |
12 | Исторический жанр в картинах художников Хакасии. | 26.11 | | |
13 | Сюжет и содержание в картине. | 03.12 | | |
14 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | 10.12 | | |
15 | Жизнь в Хакасии в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 17.12 | | |
16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 24.12 | | |
Великие темы жизни |
17 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 14.01 | | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве хакасских художников. | 21.01 | | |
19 | Процесс работы над тематической картиной. | 28.01 | | |
20 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 04.02 | | |
21 | Процесс работы над тематической картиной. | 11.02 | | |
22 | Процесс работы над тематической картиной | 18.02 | | |
23 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 25.02 | | |
24 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 4.03 | | |
25 | Монументальная скульптура . | 11.03 | | |
26 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 18.03 | | |
27 | Место и роль картины в искусстве 20 века Место и роль картины в искусстве 20 века | 01.04 | | |
Реальность жизни и художественный образ (7 часов). |
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 08.04 | | |
29 | Художники-иллюстраторы Хакасии | 15.04 | | |
30 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 22.04 | | |
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 29.04 | | |
32 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 06.05 | | |
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 13.05 | | |
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. Музей Р.Х, | 20.05 | | |
Учитель Захарова Зоя Васильевна
"__20.__"____08__20_18__г.
12