Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №15”
Рассмотрено на заседании МС Протокол от «__ » ________ 2021 г. № | Согласовано заместитель директора школы по УВР __________ М.Б.Заитова «__ _»_________ 2021 г. | Утверждено приказом МБОУ «СОШ № 15» от «__» _________ 2021 г. № |
Рабочая программа
по учебному предмету “Изобразительное искусство”
7а, 7б, 7в классы
2021-2022 учебный год.
Составитель: Лоза Наталья Петровна- учитель ИЗО
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы»: учеб. пособие для общеобразоват.организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2016 г. -148 с.
Срок реализации программы:
Материал рассчитан на 35 часов. Так как уроки выпали на праздничные дни, то темы №21 и №22 «Вещь в городе и дома. Городской дизайн» и №23 и №24 «Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера» во всех 7-х классах будут сокращены и выданы за 1 час.Фактически количество часов составляет в 7-х классах 34 часа.
Предполагаемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-целостного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства. искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в лично и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Дизайн и архитектура в жизни человека
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты – архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектировании
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или … Под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь мир.
Тематическое планирование Изобразительное искусство 7 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 7а | 7б | 7в |
Раздел 1. Архитектура и дизайн- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.Художник-дизайн-архитектура . Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры (8 часов) |
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | 1 | 08.09 | 08.09 | 08.09 |
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 | 15.09 | 15.09 | 15.09 |
3 | Цвет-элемент композиционного творчества | 1 | 22.09 | 22.09 | 22.09 |
4 | Свободные формы: линии и тоновые пятна | 1 | 29.09 | 29.09 | 29.09 |
5 | Буква - строка - текст. Искусство шрифта | 1 | 06.10 | 06.10 | 06.10 |
6 | Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 | 13.10 | 13.10 | 13.10 |
7 | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна | 1 | 20.10 | 20.10 | 20.10 |
8 | В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна | 1 | 27.10 | 27.10 | 27.10 |
Раздел 2. В мире вещей и зданий . Художественный язык конструктивных искусств. (8 часов) |
9 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету | 1 | 10.11 | 10.11 | 10.11 |
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 | 17.11 | 17.11 | 17.11 |
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля | 1 | 24.11 | 24.11 | 24.11 |
12 | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | 01.12 | 01.12 | 01.12 |
13 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени | 1 | 08.12 | 08.12 | 08.12 |
14 | Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции | 1 | 15.12 | 15.12 | 15.12 |
15 | Форма и материал. Роль материала в определении формы | 1 | 22.12 | 22.12 | 22.12 |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве | 1 | 12.01 | 12.01 | 12.01 |
Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов) |
17 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого | 1 | 19.01 | 19.01 | 19.01 |
18 | Город сегодня и завтра.Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1 | 26.01 | 26.01 | 26.01 |
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | 1 | 02.02 | 02.02 | 02.02 |
20 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн | 1 | 09.02 | 09.02 | 09.02 |
21 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн | 1 | 16.02 | 16.02 | 16.02 |
22 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн | 1 |
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 1 | 02.03 | 02.03 | 02.03 |
24 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 1 |
25 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера | 1 | 09.03 | 09.03 | 09.03 |
26 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1 | 16.03 | 16.03 | 16.03 |
27 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | 1 | 23.03 | 23.03 | 23.03 |
28 | Ты-архитектор! Замысел архитектурного проекта и его существление | 1 | 06.04 | 06.04 | 06.04 |
Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов) |
29 | Мой дом-мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом | 1 | 13.04 | 13.04 | 13.04 |
30 | Интерьер, который мы создаём | 1 | 20.03 | 20.03 | 20.03 |
31 | Пугало в огороде, или...Под шёпот фонтанных струй | 1 | 27.03 | 27.03 | 27.03 |
32 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | 04.05 | 04.05 | 04.05 |
33 | Встречают по одёжке | 1 | 11.05 | 11.05 | 11.05 |
34 | Автопортрет на каждый день | 1 | 18.05 | 18.05 | 18.05 |
35 | Моделируя себя-моделируешь мир (обобщение темы) | 1 | 25.05 | 25.05 | 25.05 |