СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 - 7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 - 7 класс»

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

5 класс

Метапредметные результаты

Познавательные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности;

  • умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные;

  • умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • умение выделять явление из общего ряда других явлений;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);

  • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции 17 века, чем это обусловлено и т. п.).

Регулятивные

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);

  • умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

  • умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями;

  • умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно­практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);

  • умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов.

Предметные результаты

Выпускник научится:

•характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

•раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

•создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

•создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

•определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

•создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

•создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

•умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

•выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

•владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

•распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

•характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

•различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

•различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

•находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

•различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;


Выпускник получит возможность научиться:

•активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

•отражать в рисунках и проектах единство формы и декора;

•создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;

•выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

•различать произведения разных эпох, художественных стилей;

•определять произведения разных народных промыслов;

•работать над эскизом произведения (витраж, мозаика).

6 класс

Метапредметные результаты

Познавательные

  • умение самостоятельно формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох;

  • умение ориентироваться в разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при отработке навыка плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • умение самостоятельно осваивать простые композиционные умения организации;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели в овладении первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при создании портрета в рисунке и средствами аппликации

Регулятивные

  • умение оценивать правильность пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;

  • умение приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

  • классифицировать произведения мастеров разных эпох по художественно-стилистическим признакам, разнообразие графических средств, при решении образа человека;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей;

  • оценивать свои достижения, осознавать трудности при выполнении наброска и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете;

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

  • развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов.

Предметные результаты

Выпускник научится:

•называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

•классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

•объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

•композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

•создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

•простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

•навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

•изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

•создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

•строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

•характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

•передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

•творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

•выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

•рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

•применять перспективу в практической творческой работе;

•навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

•навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

•видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

•навыкам создания пейзажных зарисовок;

•различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; •пользоваться правилами работы на пленэре;

•использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

•навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

•различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

•определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

•пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

•различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

•различать и характеризовать виды портрета;

•понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

•пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

•видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

•видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

•использовать графические материалы в работе над портретом;

•использовать образные возможности освещения в портрете;

•пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

•называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;


Выпускник получит возможность научиться:

•владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

•различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

•выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

•называть имена великих русских живописцев XVIII - XIX веков;

•называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

•узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков.

7 класс

Метапредметные результаты

Познавательные

  • умение самостоятельно формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов архитектуры разных эпох;

  • умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве дизайнерского искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при отработке навыка объёмного изображения обычных, простых предметов (куб, шар, пирамида);

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели в овладении первичными навыками плоскостной композиции в процессе творческой работы;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при создании композиционных макетов объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • умение делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

  • умение ориентироваться в традиционном изобразительном искусстве и архитектуре, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля).

Регулятивные

  • умение оценивать правильность создания макетов архитектурно-ландшафтных объектов;

  • умение сознавать архитектурно-художественных стили разных эпох как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

  • оценивать свои достижения, осознавать трудности при выполнении композиционно­конструктивного дизайна одежды;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов.

Предметные результаты

Выпускник научится:

•систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

•распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

•понимать сочетание различных объемов в здании;

•понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

•иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

•понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

•различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

•характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

•понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

•осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр, шар и т. д.;

•применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

•применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

•создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; •создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

•получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно - дизайнерского объекта;

•приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; •характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

•понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII - XIX веков;

•называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

•понимать основы краткой истории костюма;

•характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

•применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

•отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

•использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

•узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

•различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

•работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

•различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

•создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

•работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

•сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

•ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков;

•использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков;

•выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; •характеризовать признаки и особенности московского барокко;

•создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.


Выпускник получит возможность научиться:

•понимать специфику изображения в полиграфии;

•различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); •различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

•проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

•создавать художественную композицию макета книги, журнала;

•использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

•определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

•создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; •характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель, А. Гауди;

•создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

•использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства.


Содержание учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.


Основное содержание (105 часов)

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно ­декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 (часов)

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

Древние корни народного искусства. (9 часов)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

Декоративное искусство в современном мире (10 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно - прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж - как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

Декор, человек, общество, время (8 часов)

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.


6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 (часов)

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).


7 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека» - 35 (часов)

Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств 8 (часов)

Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн - логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (9 часов)

От плоскостного изображения - к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация - важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция - каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека (8 часов)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (10 часов)

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Мой дом - мой образ жизни.


Тематическое планирование с указанием количества часов


5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека


Тема

Часов

1

«Древние корни народного искусства»

9

2

«Связь времен в народном искусстве»

8

3

«Декоративное искусство в современном мире»

10

4

«Декор, человек, общество, время»

8

Всего

35


6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека



Тема

Часов

1

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

8

2

«Мир наших вещей. Натюрморт»

8

3

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

10

4

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

9

Всего

35


7 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека


Тема

Часов

1

«Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек»

8

2

«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»

9

3

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека»

8

4

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование»

10

Всего

35























Тематическое планирование с указанием количества часов

отводимых на освоение каждой темы

5 класс


№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

I. Древние корни народного искусства (9 часов)

1.1

Древние образы в народном искусстве.


2.2

Убранство русской избы.


3.3

Убранство русской избы.


4.4

Внутренний мир русской избы.


5.5

Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки.


6.6

Русская народная вышивка.


7.7

Народный праздничный костюм


8.8

Народный праздничный костюм


9.9

Народные праздничные обряды. Масленица (обобщение)


II. Связь времён в народном искусстве (8 часов)

10.1

Древние образы в современных народных игрушках


11.2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промыла.


12.3

Городецкая роспись.


13.4

Хохлома. Истоки и современное развитие промысла.


14.5

Хохлома.


15.6

Жостово. Роспись по металлу.


16.7

Искусство керамики.


17.8

Роль народных промыслов в современной жизни (обобщение)


III. Декор - человек, общество, время (10 часов)

18.1

Зачем людям украшения.


19.2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.


20.3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.


21.4

Одежда «говорит» о человеке.


22.5

Одежда «говорит» о человеке.


23.6

Коллективная работа «Бал во дворце».


24.7

Коллективная работа «Бал во дворце» (практикум).


25.8

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.


26.9

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.


27.10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение)


IV. Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

28.1

Современное выставочное искусство.


29.2

Виды декоративно-прикладного искусства. Многообразие материалов и техник.


30.3

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства.


31.4

Выразительное использование материала. Витраж.


32.5

Выразительное использование фактуры, формы, объёма.


33.6

Мозаичное панно.


34.7

Эскиз декоративного панно для украшения интерьера.


35.8

Создание декоративной композиции (систематизация знаний).



Итого:

35









6 класс


№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

I. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1.1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.


2.2

Рисунок - основа изобразительного творчества.


3.3

Линия и ее выразительные возможности.


4.4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.


5.5

Цвет. Основы цветоведения.


6.6

Цвет в произведениях живописи


7.7

Объемные изображения в скульптуре.


8.8

Основы языка изобразительного искусства (обобщение).


II. Мир вещей. Натюрморт (8 часов)

9.1

Реальность и фантазия в творчестве художника.


10.2

Изображение предметного мира – натюрморта.


11.3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.


12.4

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.


13.5

Освещение. Свет и тень.


14.6

Натюрморт в графике.


15.7

Цвет в натюрморте.


16.8

Выразительные возможности натюрморта (обобщение)


III. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

17.1

Образ человека - главная тема в искусстве.


18.2

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.


19.3

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.


20.4

Портрет в графике.


21.5

Портрет в скульптуре.


22.6

Сатирические образы человека.


23.7

Образные возможности освещения в портрете


24.8

Портрет в живописи.


25.9

Роль цвета в портрете.


26.10

Великие портретисты (обобщение).


IV. Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов)

27.1

Жанры в изобразительном искусстве.


28.2

Изображение пространства.


29.3

Правила линейной перспективы.


30.4

Правила воздушной перспективы.


31.5

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.


32.6

Пейзаж-настроение. Природа и художник.


33.7

Городской пейзаж.


34.8

Городской пейзаж.


35.9

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение)



Итого:

35











7 класс


№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

I. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. (8 часов)

1.1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции


2.2

Прямые линии и организация пространства.


3.3

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна


4.4

Буква - строка - текст.


5.5

Искусство шрифта.


6.6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.


7.7

Текст и изображение как элементы композиции.


8.8

Многообразие форм полиграфического дизайна (обобщение)


II. В мире вещей и зданий.

Художественный язык конструктивных искусств (9 часов)

9.1

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.


10.2

Архитектура - композиционная организация пространства.


11.3

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.


12.4

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.


13.5

Важнейшие архитектурные элементы здания.


14.6

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.


15.7

Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.


16.8

Роль и значение материала в конструкции.


17.9

Цвет в архитектуре и дизайне (обобщение).


III. Город и человек (8 часов)

18.1

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденция и перспектива развития архитектуры.


19.2

Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.


20.3

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.


21.4

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.


22.5

Природа и архитектура.


23.6

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.


24.7

Ты - архитектор.


25.8

Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (обобщение).


IV. Человек в зеркале дизайна и архитектуры (10 часов)

26.1

Мой дои - мой образ жизни.


27.2

Функционально-архитектурная планировка своего дома.


28.3

Интерьер комнаты - портрет хозяина.


29.4

Дизайн вещно­-пространственной среды жилища.


30.5

Дизайн и архитектура моего сада.


31.6

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.


32.7

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды.


33.8

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.


34.9

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна.


35.10

Моделируя себя - моделируешь мир (обобщение).



Итого:

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!