Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
5 класс
Метапредметные результаты
Познавательные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности;
умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные;
умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
умение выделять явление из общего ряда других явлений;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции 17 века, чем это обусловлено и т. п.).
Регулятивные
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями;
умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;
владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественнопрактической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов.
Предметные результаты
Выпускник научится:
•характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
•раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
•создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
•создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
•определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
•создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
•создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
•умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
•выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
•владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
•распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
•характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
•различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
•различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
•находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
•различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
Выпускник получит возможность научиться:
•активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
•отражать в рисунках и проектах единство формы и декора;
•создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;
•выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
•различать произведения разных эпох, художественных стилей;
•определять произведения разных народных промыслов;
•работать над эскизом произведения (витраж, мозаика).
6 класс
Метапредметные результаты
Познавательные
умение самостоятельно формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох;
умение ориентироваться в разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при отработке навыка плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
умение самостоятельно осваивать простые композиционные умения организации;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели в овладении первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при создании портрета в рисунке и средствами аппликации
Регулятивные
умение оценивать правильность пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;
умение приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;
классифицировать произведения мастеров разных эпох по художественно-стилистическим признакам, разнообразие графических средств, при решении образа человека;
владение основами самоконтроля, самооценки, умение принимать необходимое решение, приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей;
оценивать свои достижения, осознавать трудности при выполнении наброска и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов.
Предметные результаты
Выпускник научится:
•называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
•классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
•объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
•композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
•создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
•простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
•навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
•изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
•создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
•строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
•характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
•передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
•творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
•выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
•рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
•применять перспективу в практической творческой работе;
•навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
•навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
•видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
•навыкам создания пейзажных зарисовок;
•различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; •пользоваться правилами работы на пленэре;
•использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
•навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
•различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
•определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
•пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
•различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
•различать и характеризовать виды портрета;
•понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
•пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
•видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
•видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
•использовать графические материалы в работе над портретом;
•использовать образные возможности освещения в портрете;
•пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
•называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
Выпускник получит возможность научиться:
•владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
•различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
•выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
•называть имена великих русских живописцев XVIII - XIX веков;
•называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
•узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков.
7 класс
Метапредметные результаты
Познавательные
умение самостоятельно формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов архитектуры разных эпох;
умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве дизайнерского искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при отработке навыка объёмного изображения обычных, простых предметов (куб, шар, пирамида);
умение самостоятельно планировать пути достижения цели в овладении первичными навыками плоскостной композиции в процессе творческой работы;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения при создании композиционных макетов объектов на предметной плоскости и в пространстве;
умение делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
умение ориентироваться в традиционном изобразительном искусстве и архитектуре, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля).
Регулятивные
умение оценивать правильность создания макетов архитектурно-ландшафтных объектов;
умение сознавать архитектурно-художественных стили разных эпох как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;
оценивать свои достижения, осознавать трудности при выполнении композиционноконструктивного дизайна одежды;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, докладов.
Предметные результаты
Выпускник научится:
•систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
•распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
•понимать сочетание различных объемов в здании;
•понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
•иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
•понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
•различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
•характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
•понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
•осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр, шар и т. д.;
•применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
•применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
•создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; •создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
•получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно - дизайнерского объекта;
•приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; •характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
•понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII - XIX веков;
•называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
•понимать основы краткой истории костюма;
•характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
•применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
•отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
•использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
•узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
•различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
•работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
•различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
•создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
•работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
•сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
•ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII - XIX веков;
•использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков;
•выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; •характеризовать признаки и особенности московского барокко;
•создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
•понимать специфику изображения в полиграфии;
•различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); •различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
•проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
•создавать художественную композицию макета книги, журнала;
•использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
•определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
•создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; •характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель, А. Гауди;
•создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
•использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Основное содержание (105 часов)
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 35 (часов)
Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Древние корни народного искусства. (9 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декоративное искусство в современном мире (10 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно - прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж - как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Декор, человек, общество, время (8 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 (часов)
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).
7 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека» - 35 (часов)
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств 8 (часов)
Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн - логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (9 часов)
От плоскостного изображения - к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация - важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция - каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека (8 часов)
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (10 часов)
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Мой дом - мой образ жизни.
Тематическое планирование с указанием количества часов
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Тема | Часов |
1 | «Древние корни народного искусства» | 9 |
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 8 |
3 | «Декоративное искусство в современном мире» | 10 |
4 | «Декор, человек, общество, время» | 8 |
Всего | 35 |
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
| Тема | Часов |
1 | «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 8 |
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» | 8 |
3 | «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | 10 |
4 | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 9 |
Всего | 35 |
7 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Тема | Часов |
1 | «Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек» | 8 |
2 | «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» | 9 |
3 | «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека» | 8 |
4 | «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» | 10 |
Всего | 35 |
Тематическое планирование с указанием количества часов
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения |
I. Древние корни народного искусства (9 часов) |
1.1 | Древние образы в народном искусстве. | |
2.2 | Убранство русской избы. | |
3.3 | Убранство русской избы. | |
4.4 | Внутренний мир русской избы. | |
5.5 | Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки. | |
6.6 | Русская народная вышивка. | |
7.7 | Народный праздничный костюм | |
8.8 | Народный праздничный костюм | |
9.9 | Народные праздничные обряды. Масленица (обобщение) | |
II. Связь времён в народном искусстве (8 часов) |
10.1 | Древние образы в современных народных игрушках | |
11.2 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промыла. | |
12.3 | Городецкая роспись. | |
13.4 | Хохлома. Истоки и современное развитие промысла. | |
14.5 | Хохлома. | |
15.6 | Жостово. Роспись по металлу. | |
16.7 | Искусство керамики. | |
17.8 | Роль народных промыслов в современной жизни (обобщение) | |
III. Декор - человек, общество, время (10 часов) |
18.1 | Зачем людям украшения. | |
19.2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | |
20.3 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | |
21.4 | Одежда «говорит» о человеке. | |
22.5 | Одежда «говорит» о человеке. | |
23.6 | Коллективная работа «Бал во дворце». | |
24.7 | Коллективная работа «Бал во дворце» (практикум). | |
25.8 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | |
26.9 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | |
27.10 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение) | |
IV. Декоративное искусство в современном мире (8 часов) |
28.1 | Современное выставочное искусство. | |
29.2 | Виды декоративно-прикладного искусства. Многообразие материалов и техник. | |
30.3 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. | |
31.4 | Выразительное использование материала. Витраж. | |
32.5 | Выразительное использование фактуры, формы, объёма. | |
33.6 | Мозаичное панно. | |
34.7 | Эскиз декоративного панно для украшения интерьера. | |
35.8 | Создание декоративной композиции (систематизация знаний). | |
| Итого: | 35 |
6 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения |
I. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов) |
1.1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | |
2.2 | Рисунок - основа изобразительного творчества. | |
3.3 | Линия и ее выразительные возможности. | |
4.4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | |
5.5 | Цвет. Основы цветоведения. | |
6.6 | Цвет в произведениях живописи | |
7.7 | Объемные изображения в скульптуре. | |
8.8 | Основы языка изобразительного искусства (обобщение). | |
II. Мир вещей. Натюрморт (8 часов) |
9.1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | |
10.2 | Изображение предметного мира – натюрморта. | |
11.3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | |
12.4 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | |
13.5 | Освещение. Свет и тень. | |
14.6 | Натюрморт в графике. | |
15.7 | Цвет в натюрморте. | |
16.8 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение) | |
III. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов) |
17.1 | Образ человека - главная тема в искусстве. | |
18.2 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | |
19.3 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | |
20.4 | Портрет в графике. | |
21.5 | Портрет в скульптуре. | |
22.6 | Сатирические образы человека. | |
23.7 | Образные возможности освещения в портрете | |
24.8 | Портрет в живописи. | |
25.9 | Роль цвета в портрете. | |
26.10 | Великие портретисты (обобщение). | |
IV. Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов) |
27.1 | Жанры в изобразительном искусстве. | |
28.2 | Изображение пространства. | |
29.3 | Правила линейной перспективы. | |
30.4 | Правила воздушной перспективы. | |
31.5 | Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства. | |
32.6 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. | |
33.7 | Городской пейзаж. | |
34.8 | Городской пейзаж. | |
35.9 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение) | |
| Итого: | 35 |
7 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения |
I. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. (8 часов) |
1.1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | |
2.2 | Прямые линии и организация пространства. | |
3.3 | Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна | |
4.4 | Буква - строка - текст. | |
5.5 | Искусство шрифта. | |
6.6 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. | |
7.7 | Текст и изображение как элементы композиции. | |
8.8 | Многообразие форм полиграфического дизайна (обобщение) | |
II. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (9 часов) |
9.1 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | |
10.2 | Архитектура - композиционная организация пространства. | |
11.3 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | |
12.4 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | |
13.5 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | |
14.6 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. | |
15.7 | Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | |
16.8 | Роль и значение материала в конструкции. | |
17.9 | Цвет в архитектуре и дизайне (обобщение). | |
III. Город и человек (8 часов) |
18.1 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденция и перспектива развития архитектуры. | |
19.2 | Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | |
20.3 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | |
21.4 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | |
22.5 | Природа и архитектура. | |
23.6 | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | |
24.7 | Ты - архитектор. | |
25.8 | Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (обобщение). | |
IV. Человек в зеркале дизайна и архитектуры (10 часов) |
26.1 | Мой дои - мой образ жизни. | |
27.2 | Функционально-архитектурная планировка своего дома. | |
28.3 | Интерьер комнаты - портрет хозяина. | |
29.4 | Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | |
30.5 | Дизайн и архитектура моего сада. | |
31.6 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | |
32.7 | Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды. | |
33.8 | Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. | |
34.9 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. | |
35.10 | Моделируя себя - моделируешь мир (обобщение). | |
| Итого: | 35 |