Раздел 1 «Пояснительная записка»
Нормативные правовые документы, используемые при разработке рабочей программы
по ИЗО.
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т.Таранова.
Учебный план МБОУ Савдянской СОШ им.И.Т.Таранова на 2019-2020 уч.год.
Положение о рабочей программе МБОУ Савдянской СОШ им. И.Т. Таранова.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта основного общего образования. Тема 7 класса: «Изобразительное искусство в жизни человека». Рабочая учебная программа составлена для учебников «Изобразительное искусство» А.С. Питерских, Г.Е. Гурова, 2014 г.
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а так же принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представление о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 7 классе и максимальная реализация культуры страны.
Задачи программы:
- дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 7 классе;
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 7 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, фактическим количеством учебных дней (исключая 01.05.20), с учетом годового календарного графика МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, расписания занятий для 1-11 классов МБОУ Савдянской СОШ им И.Т. Таранова на 2019-2020 учебный год, фактическое количество часов за год составляет – 33 часа.
Выполнение рабочей программы в полном объеме обеспечивается за счет уплотнения на 2 часа тем: «Плакат и его виды» - 1час, «Книга. Слово и изображение» - 1 час.
Раздел 2 «Содержание учебного предмета»
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства
Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч).
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (8 ч).
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (11 ч).
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ (6 ч).
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Раздел 3 «Календарно-тематическое планирование»
№ | Темы | Кол-во часов | Вид контроля | Дата |
Изображение фигуры человека и образ человека 8 часов |
1 | Вводное занятие. Человек в искусстве | 1 | Вводный контроль: собеседование | 06.09 |
2 | Пропорции фигуры человека. | 1 | Текущий - анализ рисунка | 13.09 |
3 | Строение фигуры человека. | 1 | Текущий - анализ и оценивание работ | 20.09 |
4 | Лепка фигуры человека. | 1 | Текущий - анализ результатов собственного художественного творчества | 27.09 |
5 | Эскиз фигуры человека. | 1 | Просмотр и анализ работ - самоконтроль | 04.10 |
6 | Набросок фигуры человека с натуры. | 1 | Индивидуальный контроль - коррекция ошибок | 11.10 |
7 | Набросок фигуры человека с натуры. | 1 | Тематический - самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата композиции | 18.10 |
8 | Понимание красоты человека. | 1 | Тематический - просмотр и анализ работ | 25.10 |
Поэзия повседневности 8 часов |
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве. | 1 | Вводный контроль: собеседование | 08.11 |
10 | Тематическая картина. | 1 | Текущий - анализ рисунка | 15.11 |
11 | Бытовой и исторический жанры.. | 1 | Текущий - анализ и оценивание работ | 22.11 |
12 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | Текущий - анализ результатов собственного художественного творчества | 29.11 |
13 | Жизнь каждого дня. | 1 | Просмотр и анализ работ - самоконтроль | 06.12 |
14 | Жизнь в прошлых веках. | 1 | Индивидуальный контроль - коррекция ошибок | 13.12 |
15 | Жизнь в прошлых веках. | 1 | Тематический - самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата композиции | 20.12 |
16 | Праздник в изо. | 1 | Тематический - просмотр и анализ работ | 17.01 |
Великие темы жизни 11 часов |
17 | Исторические темы в искусстве. | 1 | Текущий - фронтальный опрос | 24.01 |
18 | Мифологические темы в искусстве. | 1 | Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание работ | 31.01 |
19 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. | 1 | Текущий - анализ результата работы | 07.02 |
20 | Тематическая картина | 1 | Текущий - обмен опытом | 14.02 |
21 | Процесс работы над тематической картиной. | 1 | Самоконтроль - оценивание результата | 21.02 |
22 | Библейские темы в изо. | 1 | Просмотр и анализ работ - самоконтроль | 28.02 |
23 | Сказочно-былинный жанр. | 1 | Текущий - анализ результата работы | 06.03 |
24 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства. | 1 | Тематический – выставка работ | 13.03 |
25 | Эрмитаж - сокровищница мировой культуры. | 1 | Текущий - фронтальный опрос | 20.03 |
26 | Художественные музеи. | 1 | Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание работ | 03.04 |
27 | Художественные музеи. | 1 | Текущий - анализ результата работы | 10.04 |
Реальность жизни и художественный образ 6 часов |
28 | Плакат и его виды. | 1 | Текущий - фронтальный опрос | 17.04 |
29 | Шрифты. | 1 | Индивидуальный - просмотр, анализ и оценивание работ | 24.04 |
30 | Шрифтовая композиция. | 1 | Текущий - анализ результата работы | 08.05 |
31 | Оформление плаката. | 1 | Текущий - обмен опытом | 15.05 |
32 | Книга. Слово и изображение. | 1 | Самоконтроль - оценивание результата Просмотр и анализ работ - самоконтроль | 22.05 |
33 | Подведение итогов. | 1 | Итоговый - Анализ деятельности за год | 29.05 |
«Лист корректировки календарно-тематического планирования»
№ | Тема урока | Количество часов | Вид контроля | Дата |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Раздел 4 «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной , творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни , уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения , ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно –творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Ученик научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Ученик получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Ученик научится:
• эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Ученик научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Ученик получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная: (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок – выставка, урок-праздник, видеоурок).
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся могут быть различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов учитывает:
1. Активность участия.
2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческих работ.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.
НОРМЫ ОЦЕНКИ
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерные черты.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерные черты.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Савдянская СОШ им И.Т. Таранова от________20__ года №___ ___________/_______________________/ Подпись ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________Колесникова Т.Н. подпись 20 года |