МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. Улан – Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Класс - 4-а Количество часов в год – 35 ч
Учитель: Варфоломеева Галина Кирилловна Категория – первая Стаж работы – 42 года
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник»
Рабочая программа принята на заседании МЦ_______ « » сентября 2021 года Руководитель МЦ Нечаева Л.В. | Согласована МС « » сентября 2021 года Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А. Зам. директора по УВР ________________ Касторнова Е.Ф. |
I.Планируемые результаты
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учётом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником Л.А. Неменская. «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник»
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам
Регулятивные:
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Коммуникативные:
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
II.Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Содержание программного материала |
1 | Истоки родного искусства | 8ч | Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. |
2 | Древние города нашей земли | 7ч | Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Древнерусский каменный храм. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. |
3 | Каждый народ – художник | 11ч | Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. |
4 | Искусство объединяет народы | 9ч | От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. |
| Итого | 35 | |
III.Тематическое планирование по изобразительному искусству
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Формируемые УУД | Личностные результаты |
Истоки родного искусства | 8ч | Истоки родного искусства Каждый народ строит, украшает, изображает. | 1 | Познавательные УУД: изображать характерные особенности родной природы; создать коллективное панно из индивидуальных изображений; Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу; организовывать своё рабочее место; использовать знаково-символические средства; оценивать свою работу; Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя; участвовать в коллективной работе, слушать и понимать речь других; задавать вопросы, принимать разные мнения; развивать навыки сотрудничества; | Эстетическая оценка красоты и значение народных праздников |
Пейзаж родной земли. | 1 |
Деревня –деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы. | 1 |
Деревня – деревянный мир. | 1 |
Красота человека. Русская красавица | 1 |
Изображение женских и мужских образов в народных костюмах. | 1 |
Календарные праздники. | 1 |
Народные праздники (обобщение темы) | 1 |
Древние города нашей земли | 7ч | Древние города нашей земли Родной угол. | 1 | Познавательные УУД: получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма; знать картины русских художников, изображающих древнерусских воинов; рассуждать об общем и особенном в архитектуре разных городов России; Регулятивные УУД: планировать работу; оценивать свои достижения; преобразовывать познавательную задачу в практическую; оценивать свою работу; Коммуникативные УУД: принимать разные мнения; участвовать в коллективной работе; выражать своё отношение; принимать разные мнения; | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины |
Древние соборы. | 1 |
Города Русской земли «Золотое кольцо России». Москва | 1 |
Города Русской земли. Новгород, Псков. | 1 |
Города Русской земли. Владимир и Суздаль, | 1 |
Узорочье теремов. | 1 |
Праздничный пир в теремных палатах | 1 |
Каждый народ – художник | 11ч | Каждый народ – художник Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. | 1 | Познавательные УУД: создавать женский образ в национальной одежде; сопоставлять красоту русских и японских женщин; изображать сцены праздника из японской жизни; понимать разнообразие и красоту разных регионов планеты; понимать разнообразие и красоту разных регионов и эпох нашей планеты; рассказывать о связи построек и особенностями природы Регулятивные УУД: оценивать свои достижения; преобразовывать познавательную задачу в практическую; формулировать учебную задачу; планировать работу; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной работе; слушать и понимать речь других; выражать своё отношение; принимать разные мнения; | Эстетическая оценка красоты и значение народных праздников Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 |
Народы гор и степей | 1 |
Народы гор и степей | 1 |
Города в пустыне | 1 |
Города в пустыне | 1 |
Древняя Эллада | 1 |
Древняя Эллада | 1 |
Европейские города Средневековья | 1 |
Европейские города Средневековья | 1 |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | 1 |
Искусство объединяет народы | 9ч | Искусство объединяет народы Все народы воспевают материнство | 1 | Познавательные УУД: анализировать произведения искусства; познакомиться с произведениями искусства; понимать, как искусство воздействует на чувства людей; приводить примеры памятников героям Отечества; узнавать по произведениям искусства художественные культуры; Регулятивные УУД: планировать работу; корректировать свою работу; преобразовывать познавательную задачу в практическую; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей; Коммуникативные УУД: рассказывать о своих впечатлениях; выражать своё отношение; уметь выражать свои мысли; принимать разные мнения; | Эстетическая оценка красоты и значение народных праздников Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека |
Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве. | 1 |
Мудрость старости. | 1 |
Сопереживание. Дорогою добра | 1 |
Герои, борцы и защитники | 1 |
Юность и надежды. | 1 |
Юность и надежды. | 1 |
Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 |
Выставка рисунков | 1 |