Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Брасовского района Погребская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Зам. директора по УВР _________ С.М.Борисова Протокол МС № ___ от «___» _________ 2019 г. | Утверждено Директор МБОУ Погребская СОШ _________ /М.В.Цыганкова/ Приказ № ___ от «___» ________ 2019 г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Учебник: Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас/ Под ред. Б.М.Неменского. 3 класс. М.: Просвещение, 2012 г.
Программа: Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2014.
Учитель первой квалификационной категории
Анишкина Светлана Анатольевна
2019– 2020 уч. год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
основной образовательной программы начального общего образования;
рабочей программы по изобразительному искусству, вошедшей в сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);
Учебного плана МБОУ Брасовского района Погребской средней общеобразовательной школы на 2019-2020 учебный год
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством;формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитаниеустойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Учебно-методический комплект
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.: Просвещение, 2012 г.
Изобразительное искусство. Искусство и ты. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Л.А.Неменская. – М.: Просвещение, 2018г.
Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Е.И.Коротеевой, Н.А.Горяевой под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. С.Б.Дроздова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном плане МБОУ Погребская средняя общеобразовательная школа в 3 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
III.Содержание учебного предмета
Искусство вокруг нас
Искусство в твоем доме – 8 ч
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок
Твои книжки
Открытки
Труд художника у тебя дота (обобщающий урок)
Искусство на улицах твоего города – 7 ч
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Художник и зрелище – 11 ч
Художник в цирке
Художник в театре
Театр кукол
Маски
Афиша и плакат
Праздник в городе
Школьный карнавал (обобщение темы)
Художник и музей – 8 ч
Музей в жизни города
Картина – особый мир. Картина-пейзаж
Картина-портрет
Картина-натюрморт
Картины исторические и бытовые
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы)
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
|
I четверть – 9 часов |
Искусство в твоем доме – 8 ч |
1 | Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов | 1 | 6 | |
2 | «Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов | 1 | 13 | |
3 | «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы | 1 | 20 | |
4 | «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь и акварель) | 1 | 27 | |
5 6 | «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Проект «Изготовление объемной книги» | 2 | 4 11 | |
7 | «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объемной открытки | 1 | 18 | |
8 | Обобщающий урок I четверти «Труд художника для твоего дома». Выставка творческих работ. Моделирование похода в музей. Проведение игры-викторины | 1 | 25 | |
Искусство на улицах твоего города – 7 ч |
|
9 | «Памятники архитектуры». Составление облика зданий из бумажных заготовок | 1 | | |
II четверть – 7 часов |
10 | Парки, скверы, бульвары. Работа в смешанной технике – рисование, аппликация | 1 | 15 | |
11 | «Ажурные ограды». Работа в смешанной технике – объемная аппликация, рисование | 1 | | |
12 | «Волшебные фонари». Объемная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея | 1 | 29 | |
13 | «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги | 1 | 6 | |
14 | «Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объемной модели | 1 | 13 | |
15 | Обобщающий урок «Искусство на улицах твоего города» | 1 | 20 | |
Художник и зрелище – 11 ч |
16 | «Художник в цирке». Рисование акварелью. Фрагмент циркового представления в аппликации | 1 | 10.01 | |
III четверть – 10 часов |
17 | «Художник в цирке». Рисование акварелью. Фрагмент циркового представления в аппликации | 1 | 17 | |
18 19 | «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки | 2 | 24 31 | |
20 21 | «Театр кукол», Изготовление кукольных персонажей в разной технике | 2 | 7 14 | |
22 23 | «Театральные маски». Искусство масок разных характеров | 2 | 21 28 | |
24 | «Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами | 1 | 6 | |
25 | «Праздник в городе». Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой родине. Создание рисунка сельского праздника | 1 | 13 | |
26 | «Школьный карнавал». Обобщающий урок темы «Художник и зрелище» | 1 | 20 | |
IVчетверть – 8 часов |
Художник и музей – 8 ч |
27 | «Музей в жизни города». Рисование на свободную тему | 1 | | |
28 | «Картина – особый мир. Картина-пейзаж». | 1 | | |
29 | «Картина-портрет» | 1 | | |
30 | «Картина-натюрморт» | 1 | | |
31 | «Картины исторические и бытовые» | 1 | | |
32 | «Скульптура в музее и на улице». Лепка из пластилина фигуры человека в движении | 1 | | |
33 | Итоговое тестирование за курс 3 класса | 1 | | |
34 | Обобщающий урок по теме «Художник и музей» | 1 | | |
Итого: 34 урока |