Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пролетарская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальной школы Протокол заседания от « 29 » августа 2019 г. № 1 | Рекомендована к утверждению Протокол заседания педагогического совета МБОУ Пролетарской СОШ от «30» августа 2019 г. № 1 | Утверждаю Директор МБОУ Пролетарской СОШ ________________ Т.С. Серикова Приказ от «30» августа 2019 г. № 107 |
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
начальное общее образование (3 класс)
Количество часов в неделю 1, за год 34
Учебный год 2019-2020
Учитель – Войнова Анастасия Павловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой МБОУ Пролетарской СОШ на основе авторской рабочей программы для общеобразовательных учреждений 1-4 кл. Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой «Изобразительное искусство 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2014 год.
УМК « Школа России». Учебник. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова «Изобразительное искусство» 3 класс. Просвещение. 2018г.
Приказ Министерства Просвещения Российской федерации №345 от 28.12.2018 года « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс — 34 часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю).
Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий МБОУ Пролетарской СОШ на 2019-2020 учебный год, данная программа будет реализована в объёме 34 часов.
Цели и задачи
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
уважительные отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
эстетические потребности, ценности и чувства;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установка на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения искусства в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления;
решению проблем творческого и поискового характера;
умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);
строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
выделять существенные признаки объектов.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
воспринимать различные точки зрения;
понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
контролировать свои действия в классе;
слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
формулировать свою точку зрения;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
организовывать своё рабочее место; пользоваться кистями, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения близких и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше – мельче и выше);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учётом замысла;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приёмами кистевого письма в росписи изделий;
пользоваться различными приёмами обработки бумаги (сгибание, скручивание, сминание, гофрирование и т.п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
использовать различные приёмы работы с тканью (шитьё, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы, петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приёмов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
понимать:
особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый);
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхов-майданской игрушки;
способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объём, ритм, композиция);
о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
правила безопасности при работе ручными инструментами;
значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; название ниток, тканей, их назначение;
условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитьё и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного прикладного искусства, к окружающему миру;
собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и традициям;
положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
Обучающийся получит возможность научиться:
практическим умениям навыкам в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Планируемые результаты рабочей программы
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной учителем последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание программы.
3 класс
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (11 ч)
1. Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма (1 ч) Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Природные формы.
2. В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства(1 ч)Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
3. О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства (1 ч)Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Искусство вокруг нас сегодня.
4. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём (1 ч) Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта.
5. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч)Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
6. Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства (1 ч) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
7. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет (1 ч) Красота, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
8. Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства (1 ч) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
9. «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч) Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
10. «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч)Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).
11. Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (10 ч)
12. Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции (1 ч) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
13. Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета (1 ч) Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
14. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч) Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
15. Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация (1 ч) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Сказочные образы в народной культуре и декоративно- прикладном искусстве.
16. Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
17. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги (1 ч) Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
18. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народногокостюма (1 ч) Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
19. Россия державная. В мире народногозодчества: памятники архитектуры (1 ч) Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
20. «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация (1 ч)Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
21. Защитники земли Русской. Сюжетнаякомпозиция: композиционный центр (1 ч) Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ защитника Отечества.
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (5 ч)
22. Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица (1 ч)Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной). Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ современника.
23. Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет (1 ч)Образы человека и природы в живописи.
24. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства (1 ч) Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
25-26. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет (2 ч) Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (8 ч)
27. Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит (1 ч)Пейзажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
28. Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства (1 ч) Искусство вокруг нас сегодня. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.)
29. Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм (1 ч)Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
30. В весеннем небе — салют Победы!Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет (1 ч) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Образ защитника Отечества.
31. Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба (1 ч)Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
32. Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет (1 ч)Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.
33. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч)Знакомство с несколькими наиболее яркимикультурами мира, представляющими разные народы иэпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
34. Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект (1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Сроки |
1. | Осень: « Как прекрасен этот мир, посмотри…» Осенний вернисаж | 11 часов | 05.09-21.11 |
2. | Зима: « Как прекрасен этот мир, посмотри…»Зимний вернисаж | 10 часов | 28.11-13.02 |
3. | Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри…»Весенний вернисаж | 5 часов | 20.02-19.03 |
4. | Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» Летний вернисаж | 8 часов | 02.04-21.05 |
| Итого: | 34 часа | |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | № в разделе | Наименование разделов и тем | Количество часов | Виды контроля | Дата проведения |
По плану | фактически |
Осень: « Как прекрасен этот мир, посмотри…» Осенний вернисаж (11 часов). |
1. | 1. | «Земля одна, а цветы на ней разные». Натюрморт. | 1 | | 05.09 | |
2. | 2. | «В жостовском подносе - все цветы России». Русские лаки. | 1 | | 12.09 | |
3. | 3. | «О чем может рассказать русский поднос». Русские лаки. | 1 | | 19.09 | |
4. | 4. | «Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт. | 1 | | 26.09 | |
5. | 5. | «Лети, лети бумажный змей». Орнамент народов мира. | 1 | | 03.10 | |
6. | 6. | «Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела». Лоскутная мозаика. | 1 | | 10.10 | |
7. | 7. | «Живописные просторы Родины». Пейзаж. | 1 | | 17.10 | |
8. | 8. | «Родные края в росписи гжельской майолики». Русская майолика. | 1 | | 24.10 | |
9. | 9. | «Двор, что город. Изба, что терем». В мире народного зодчества. | 1 | | 07.11 | |
10. | 10. | «То ли терем, то ли царев дворец». В мире народного зодчества. | 1 | | 14.11 | |
11. | 11. | «Каждая птица своим пером красуется». Живая природа. | 1 | | 21.11 | |
Зима: « Как прекрасен этот мир, посмотри…» Зимний вернисаж (10 часов). |
12. | 1 | «Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт. | 1 | | 28.11 | |
13. | 2 | «Русская зима». Пейзаж в графике. | 1 | | 05.12 | |
14. | 3 | «Зима не лето, в шубу одета». Орнамент народов мира. | 1 | . | 12.12 | |
15. | 4 | Зима за морозы, а мы за праздники». Карнавальные новогодние фантазии. | 1 | | 19.12 | |
16. | 5 | «Всякая красота фантазии да умения требует». Маски-образы. | 1 | | 26.12 | |
17. | 6 | В каждом посаде в своем наряде». Русский народный костюм. | 1 | | 16.01 | |
18. | 7 | «Жизнь костюма в театре». Сценический костюм героев. | 1 | | 23.01 | |
19. | 8 | «Россия державная». В мире народного зодчества: памятники архитектуры. | 1 | | 30.01 | |
20. | 9 | «Город чудный…». Памятники архитектуры. | 1 | | 06.02 | |
21. | 10 | «Защитники земли русской». Сюжетная композиция. | 1 | | 13.02 | |
Весна: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» Весенний вернисаж (5 часов). |
22. | 1 | «Дорогие любимые, родные». Женский портрет. | 1 | | 20.02 | |
23. | 2 | «Широкая Масленица». Сюжетно-декоративная композиция. | 1 | | 27.02 | |
24. | 3 | «Красота и мудрость народной игрушки». Русская деревянная игрушка. | 1 | | 5.03 | |
25. | 4 | «Герои сказки глазами художника». Декоративно-сюжетная композиция. | 1 | | 12.03 | |
26. | 5 | «Герои сказки глазами художника». Декоративно-сюжетная композиция. | 1 | | 19.03 | |
Лето: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» Летний вернисаж (8 часов). |
27. | 1 | «Водные просторы России». Морской пейзаж. | 1 | | 2.04 | |
28. | 2 | «Цветы России на Павловских платках и шалях». Русская набойка: традиции мастерства. | 1 | | 9.04 | |
29. | 3 | «Всяк на свой манер». Русская набойка. | 1 | | 16.04 | |
30. | 4 | «В весеннем небе салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. | 1 | | 23.04 | |
31. | 5 | «Гербы городов Золотого кольца». Символические изображения. | 1 | | 30.04 | |
32. | 6 | «Сиреневые перезвоны». Натюрморт. | 1 | | 7.05 | |
33. | 7 | «У всякого мастера свои затеи». Орнаменты народов мира. | 1 | | 14.05 | |
34. | 8 | Наши достижения. Проект «Я знаю. Я могу». Обобщающий урок. | 1 | | 21.05 | |