ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Программы по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений (1-4 классы /АвторБ. М. Неменский«Изобразительное искусство» УМК « Школа России» и учебника Б. М. Неменский «Изобразительное искусство»2 класс. М.: «Просвещение», 2016г., составлена в соответствии с
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 в действующей редакции (ст.12,28) ФЗ №273 «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009г. (с изменениями) далее –ФГОС НОО 2009).
Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Санитарные правила СП 2.4.36.48-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный №62296 (далее соответственно–Санитарно–эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Министерства просвещения РФ от 20.05.2021г.№254)
Приказ о внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Минпросвещения РФ от 23.12.2020г.
Учебный план МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
ООП НОО МАОУ « Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1».
Адресность (специфика класса)
2 А класс. Небольшая часть класса обладает достаточно хорошим уровнем работоспособности, активности, самостоятельности, заинтересованности. Но нужно отметить, что есть обучающиеся со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией к учению, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, часто неумением сосредоточиться на материале урока, равнодушным отношением к выполнению учебных заданий. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
способность к художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжаются процессы:
формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Функциональная грамотность
Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание тем учебного предмета, курса
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Чем и как работают художники. (9 ч.)
Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. (7 ч.)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство. (10 ч)
Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство.( 8 ч.)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
проектов | практических работ | Развитие речи | экскурсий | контрольных работ |
| Чем и как работают художники. | 9 часов | 1 | | | | |
1 | «Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира. | | | | | | |
2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок- всё богатство цвета и тона. | | | | | | |
3 | «Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности | | | | | | |
4 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | | | | | | |
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | | | | | | |
6 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме. | | | | | | |
7 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | | | | | | |
8-9 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным. | 2часа | Проект | | | | |
| Реальность и фантазия. | 7 часов | 1 | | | | |
1 | «Наши друзья - птицы». Изображение и реальность. | | | | | | |
2 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | | | | | | |
3 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | | | | | | |
4 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | | | | | | |
5 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | | | | | | |
6 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | | | | | | |
7 | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | | Проект | | | | |
| О чем говорит искусство. | 10 часов | | | | | |
1 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | | | | | | |
2 | «Сказочный мужской образ». Выражение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | | | | | | |
3 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | | | | | | |
4 | Образ сказочного героя, выраженный в объёме. | | | | | | |
5 | «Море». Изображение природы в разных состояниях. | | | | | | |
6 | «Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит - по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшение. | | | | | | |
7-8 | «Морской бой Салтана и пиратов», коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Выражение намерений человека через украшение. | 2часа | | | | | |
9 | «В мире сказочных героев».В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | | | | | | |
10 | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | | | | | | |
| Как говорит искусство | 8часов | | | | | |
1 | Борьба тёплого и холодного. | | | | | | |
2 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | | | | | | |
3 | «Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий. | | | | | | |
4 | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | | | | | | |
5 | «Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | | | | | | |
6 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | | | | | | |
7 | «Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | | | | | | |
8 | Обобщающий урок за год | | | | | | |
Аннотация к рабочей программе по предмету: «Изобразительное искусство»
Название курса | Изобразительное искусство |
Класс | 2 |
Основа для составления программы | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями нормативных правовых актов: - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015); - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373.(в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); - Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (в ред. от 24.11.2015); - Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015); - Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; - Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1» |
Место учебного предмета в учебном плане ОУ | Рабочая программа в соответствии с УП рассчитана на 34 часа в год (34 рабочие недели). Количество часов в неделю – 1. |
Цель и задачи изучения предмета | Цели курса: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения: развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами. |
Структура курса | Чем и как работают художники. (9 часов) |
Реальность и фантазия. (7 часов) |
О чем говорит искусство. (10 часов) |
Как говорит искусство(8 часов) |
УМК | Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: Неменский Б.М., Неменская Л.А., Изобразительное искусство; Б. М. Неменский«Изобразительное искусство»2 класс. М.: «Просвещение», Электронный учебник Изобразительное искусство. 2 класс. Коротеева Е. И./под редБ.М.Неменского Школа России |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2021г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2021г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» С.Л.Буянова_____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 2_класса
1 час в неделю (34 часа)
Составитель:
учитель начальных классов
I квалификационной категории,
Чин-Чи-Мин Альбина Прокопьевна
Селенгинск, 2021 г.
Срок действия (1год)
Лист корректировки тематического планирования.
Предмет ИЗО
Класс 2 А
Учитель:
2021-2022 учебный год.
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |