СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Рабочая программа 6 класса составлена на основе:  Федерального компонента  государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа рассчитана на преподавание в 6 классе основной школы по программе курса «История средних веков» (авторы М.А. Бойцов, Н.Г. Петрова) и учебнику М.А. Бойцова, Р. М. Шукуров «Всеобщая история. История средних веков. 6 класс».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Таналыкская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на МО учителей

Гуманитарного цикла

Протокол № ________

От «___» _____________ 20 г.

Руководитель МО ____________

Сибаева Р.Р.

Утверждаю

Директор МАОУ «Таналыкская ООШ»

______________ Л.Б. Карпунина

Приказ № _____ от «___» ________ 20___г.





Рабочая программа по истории Средних веков 6 класс

на 2019-2020 учебный год





Составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программе курса «История Средних веков: Европа и остальной мир», с учетом федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования.





Программу составила учитель истории Дураева У.А.







с. Таналык, 2019 г.


Пояснительная записка

  • Рабочая программа 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») утвержден в соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки РФ постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства РФ, 2013, № 23 ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 3, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5096).

Программа рассчитана на преподавание в 6 классе основной школы по программе курса «История средних веков» (авторы М.А. Бойцов, Н.Г. Петрова) и учебнику М.А. Бойцова, Р. М. Шукуров «Всеобщая история. История средних веков. 6 класс».

Программа курса охватывает период с конца V по ХVв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность показать значение Средневековья для складывания основ современной цивилизации и вместе с тем выявить самобытные черты этой эпохи.

Цели изучения учебного предмета

Основные цели курса:

— сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном периоде всемирной истории;

— осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира в Средние века, показать их общие черты и различия;

— охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре.

Отличительной особенностью рабочей учебной программы по сравнению с авторской программой является уменьшение количества часов (1 час), в связи с переходом на 34 учебные недели.

Срок реализации рабочей учебной программы – 2019 -2020 учебный год.


















Планируемые результаты

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
    Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;

  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 

  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  • Учащиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 

  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.





Перечень разделов программы

Календарно-тематическое планирование составлено на 29 часов.

Структурно курс разделен на три части:

Вводный урок – 1 час;

I. Начало Средневековья – 10 часов;

II. Средневековая Европа – 13 часов;

III. Дальние страны – 4 часа;

Итоговое повторение – 1 час.









Содержание учебного материала

Содержание курса «История средних веков» 6 класс (29 ч.)

Вводный урок – 1 час

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Начало Средневековья – 10 часов

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековая Европа – 13 часов

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Дальние страны – 4 часа

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Итоговое повторение – 1 час























Требования к уровню подготовки обучающихся

В ходе изучения курса проводится работа по формированию у учащихся:

— умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

— умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

— умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

— умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

— умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

— умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

— умения работать с исторической картой;

— умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Уметь работать с текстовыми и историческими источниками:

различать мемуары, документы делопроизводства;

характеризовать источник (вид источника, автор, название, книги, время создания);

по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию;

делать выводы;

ставить к источнику продуктивные вопросы;

оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.

Уметь работать с учебником:

объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника;

оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе;

самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного или описательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения;

самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.

Уметь работать с вещественными и изобразительными источниками:

осуществлять отбор изображений памятников истории и культуры по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию;

относить памятники культуры к определенному стилю (жанру);

соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными;

определять достоверность отражения прошлого в изобразительных источниках.

Уметь локализировать объекты в пространстве, работать с картой:

различать и показывать географические объекты, связанные с изучением экономических, социально-политических вопросов истории стран;

определять на основе сопоставления карт различных периодов изменения в хозяйственной и социально-политической жизни страны;

наносить на контурную карту ход исторического события по его описанию в учебнике, создавая условные обозначения к карте;

устанавливать связи между географическим положением страны и ее экономическими, социальными и политическими факторами (условиями) развития.

Речевые умения:

давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;

владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;

рецензировать сообщения одноклассников.

Умение письменной фиксации материала:

делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты.

составлять развернутый план параграфа или адаптированного исторического текста.

Хронологические умения:

называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения;

определять синхронность событий и явлений в разных странах;

определять этапы событий.

Интеллектуальные умения:

различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя;

с опорой на типовые памятки анализировать явления жизни страны, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны;

сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения;

относить новые факты и явления к известному понятию;

давать оценку фактов, явлений прошлого;

выражать отношение к деятельности людей в прошлом с позиции духовных ценностей общества в изучаемую эпоху;

высказывать суждения о важности научного исторического познания;












Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.


Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.


Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.


Оценка «1» ставится, если ученик:

Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.


















Учебно-методическое обеспечение

Основное:

М.А. Бойцов Р. М. Шукуров «История Средних веков. 6 класс» М., «Русское слово», 2006 год.

Дополнительное:

Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по Истории отечества с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.– М.:«ВАКО», 2001.–176 с.

Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России: 6-11 кл.: пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 128 с., илл.

История в таблицах. 5-11 кл.: справочное пособие/А.Т.Степанищев, Д.И.Олейников и др.–М.: Дрофа, 2001.– 64 с.

Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.

История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/авт.-сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград: Учитель, 2009. -207 с.

Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.

Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов: лицей, 2002.–96 с.

Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.

Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

Максимов Ю.И. Тесты по истории средних веков. – М.: Экзамен, 2010. – 159 с.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (б КЛАСС)


п/п

Тема

урока

Количество

часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания образования

Домашнее задание

Дата проведения

Факт

1









2











3
















4












5













6










7








8









9









10







11








12









13














14













15












16












17

















18















19












20




21






















22















23









24










25












26
















27









28










29


Введение









Второй Рим











Век Византии















Завоеватели-германцы











Рождение новой силы. Арабы











Мир ислама










От Хлодвига к Пипину







Император

Карл








На развали- нах империи








Сколько раз завоевывали Англию?





Повторите-льно-обоб-щающий урок по теме «Начало Средневе-ковья»


Земля и власть








Вечные тру-

женики













За стенами

замков












Наследники Каролингов











Ко Гробу

Господню!











Возвращение городов
















Рынок, рату-

ша, собор














В поисках

новых зна-

ний










Во главе христианс-кого мира


Страны и государи





















Тяжкие вре-

мена














На востоке Европы








Во владени-

ях великого хана








Индия: рад-жи исулта-ны










Поднебесная империя















В стране

Сипанго.

Япония







Доколумбо-

ва Америка









Итоговое

повторение

1









1











1
















1












1













1










1








1









1









1







1








1









1














1













1












2












1

















1















1












1


























1















1









1










1












1
















1









1










1

Вводный урок









Комбинированный урок










Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом












Комбинированный урок











Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом (с элементами лабораторной работы)







Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом (урок-практи-кум)





Урок сообщения нового историчес-кого материала






Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом (урок-практи-кум)




Урок, содержащий все основные зве-нья процесса обу-чения с элемента- ми дискуссии





Урок сообщения нового историчес-кого материала с элементами лабо-раторной работы



Повторительно- обобщающий урок (Приложение 1)






Урок сообщения нового историчес-кого материала







Урок, содержащий все основные зве-нья процесса обу-чения с элемента-ми лабораторной работы









Комбинирован-ный урок












Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом (урок-прак-тикум)







Урок, содержащий все основные зве-нья процесса обу-чения, с элемен-тамилаборатор-ной работы







Комбинирован-ный урок
















Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом











Комбинирован-ный урок











Комбинирован-ный урок



Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом


















Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом (урок-прак-тикум)










Комбинирован-ный урок








Комбинирован-ный урок









Комбинирован-ный урок











Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом (урок-практи-кум)











Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом (урок-практи-кум)




Урок выработки умений и навыков работы с истори-ческимматериа-лом






Урок повторения (Приложение 2)

Хронологические рамки Средневековья. Понятие Средние века






Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Положение христианской церкви





Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Византийская культура










Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки








Возникновение ислама. Мухам-мед. Коран. При-чиныобразова-ния Арабского халифата








Арабскиезавое-вания в Азии, Се-верной Африке, Европе. Культу-рамусульманс-кого мира





Расселение фран-ков, занятия, об-щественное уст-ройство. Образо-вание государств в Западной Евро-пе


Создание и рас-пад империи Карла Великого







Норманнские завоевания








Римляне в Бри-тании. Завоева-ние Англии нор-мандцами












Феодализм. Фео-дальноеземлев-ладение. Сеньо-ры и вассалы. Земля церкви





Сословное обще-ство в средневе-ковой Европе. Особенности хо-зяйственнойжиз-ни. Феодалы и крестьянская об-щина. Феодаль-ные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Крестьянский фольклор


Европейскоеры-царство: образ жизни и правила поведения. Ры- царская литера-тура








Политическая раздробленность











Крестовые похо-ды и их влияние на жизнь евро-пейского обще-ства








Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи. Городской фольклор













Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Ги-льдии. Культура. Романские и го-тические соборы










Развитие науки и

техники. Появле-ниеуниверсите-тов. Схоластика









Христианская Церковь



Возникновение сословно-пред-ставительных монархий вевро-пейских странах. Генеральные штаты во Фран-ции. Особеннос-ти сословно-пре-дставительной монархии в Анг-лии. Великая ха-ртия вольностей. Парламент. Свя-щенная Римская империя герман-ской нации. Гер-манскиегосудар-ствав ХIV-ХVвв.




Кризис европей-ского сословного общества в ХIV-ХV вв. Столет-няя война: при-чины и итоги. Война Алой и Белой розы








Ранние славянс-кие государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий





Государства Це-нтральной Азии в Средние века. Государство Хо-резм и его поко-рение монгола-ми. Походы Ти-мура (Тамерлана)



Индийские кня-жества. Создание государства Ве-ликих Моголов. Делийский сул-танат. Особен-ностисредневе-ковой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия


Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянс-кие восстания, нашествия кочев-ников. Создание империи Мин. Особенности средневековой культуры наро-дов Востока. Ар-хитектура и поэ-зия


Средневековая

Япония: жизнь и быт, культура, верования насе-ления





Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, ве-рования, особен-ностихозяйст-венной жизни

Знать понятия: Средневековье, эпоха, варвар, Великое переселение народов, исторические источники. Определять взаимосвязь между периодами. Показывать преемственность.


Знать понятия: ойкумена, сенат, форум, приход, епископ, паства, церковный собор, ромеи. Объяснять причины сохранения империи и переноса столицы. Характеризовать роль императорской власти


Знать понятия: кодекс Юстиниана, греческий огонь, торговый путь «из варяг в греки», базилика, крестово-купольный храм, мозаика, фреска, иконопись, икона. Называть причины расцвета империи. Уметь анализировать произведения искусства, выделять особенное; оценивать роль Византии в средневековом мире


Знать понятия: Великое переселение народов, варварскиекоролевст-ва. Анализировать до-кумент, оперировать понятиями, уметь рабо-тать с картой, анализи-ровать исторические источники




Знать понятия: бедуин, ислам, пророк, хиджра, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, минарет, сунна, шари-ат. Определять предпо-сылки, сущность и пос-ледствия события (воз-никновениеновой ре-лигии; умение сравни-вать ислам с христиан-ством и язычеством)


Знать понятия: халиф, халифат, экспансия, шииты, сунниты, имам, эмир. Уметь работать с исторической картой. Выделять причины ус-пешных завоеваний арабов и причины рас-пада халифата


Знать понятия: Сали-ческая правда, майор-дом. Уметь анализи-ровать исторический документ (Салическая правда)



Знать понятия: импе-рия, усобица. Уметь ре-шать познавательные задачи (вопр. 2, 3 на с. 71 учебника); уметь работать с картой




Знать понятия: норман-ны, конунг, викинги, сага. Определять при-чины норманнских за-воеваний; решать поз-навательные задачи (вопр. 2, 3 на с. 77 уче-бника)


Знать понятия: бритты, англы, саксы, эрл. Уметь составить схему «Завоевания террито-рии Англии в V-XIвв».



Уметь систематизиро-вать и обобщить зна-ния; представлять ре-зультаты работы





Знать понятия: феод, сеньор, вассал, феода-льная лестница. Решать познавательные задачи (вопр. 3 на с. 97 учеб-ника). Уметь выделить основные черты феода-льного общества


Знать понятия: сосло-вие, повинности, бар-щина, десятина, оброк, община, натуральное хозяйство. Характери-зовать роль общины в жизни крестьян








Знать понятия: рыцар-ство, турнир, герб, сре-дневековый замок, ры-царская культура, ко-декс рыцарской чести, куртуазность. Уметь самостоятельно анали-зироватьисторические источники: письмен-ные, изобразительные, вещественные



Знать понятие: королев-ский домен, уметь ра-ботать с картой, анали-зировать документы, сравнивать историчес-кие процессы и делать выводы (вопр. 3 на с. 126 учебника)





Знать понятия: кресто-вый поход, простолю-дин, сарацины, духов-но-рыцарские ордены, сельджуки, правосла-вие, католицизм. Уметь выявлять причины, по-следовательность и си-нхронность и истори-ческих событий и явле-ний


Знать понятия: комму-на, ремесленник, цех, ярмарка. Уметь исполь-зовать карту, докумен-ты, иллюстрации как источники знаний; уметь работать со ста-тистическимматериа-лом (с. 148 учебника); выделять причины упа-дка античных городов и возрождения новых го-родов; характеризовать и оценивать роль цехов в средневековом общес-тве


Знать понятия: ратуша, привилегии, гильдия, патрициат, романский

стиль, готический стиль. Знать основные черты средневекового города, сравнивать цех и гильдию, уметь опи-сывать произведения искусства






Знать понятия: устав,

монастырская школа,

риторика, диалектика, университет, диспут, схоластика. Характери-зовать роль Церкви в сохранении и распрос-транении знаний, испо-льзовать документы и иллюстрации как исто-чники знаний


Знать понятия: ересь, еретик, монашеские ор-дены, паломники, чис-тилище. Устанавливать причинно-следствен-ные связи. Определять роль и место Церкви в жизни средневекового общества

Знать понятия: центра-лизация, сословно-пре-дставительнаямонар-хия, Великая хартия во-льностей, парламент, палата лордов, палата общин, Генеральные штаты. Уметь сравни-ватьисторическиеяв-ления в различных странах. Уметь на осно-ве сравнения раскрыть общее и особенное в процессе завершения объединения и управле-ния в европейскихгосу-дарствах

Знать понятия: черная смерть, товарное про-изводство, Жакерия, Авиньонское пленение, реформирование Цер-кви. Уметь определять причины, характер и значение феодальных войн







Знать понятия: славяне, балты. Выделять при-чины исторических со-бытий, оценивать влия-ние Византии на славя-нские народы




Знать понятия: монго-лы,татары, хан. Назы-вать причины успеха монгольских завоева-ний, распада монгольс-ких государств, давать характеристику истори-ческой личности (Ти-мур)


Знать понятия: раджа, султанат, индуизм, буд-дизм. Выделять особен-ности истории Индии, знать и описывать па-мятники культуры, вы-делять причины завое-ваний Индии





Уметь оценивать вклад китайской культуры в мировую














Знать понятия: синтои-зм, сёгун, Ямато, саму-раи. Уметь сравнивать государственный и об-щественный строй раз-личных государств (Ки-тай и Япония), образ жизни европейцев и японцев

Знать понятия: индей-цы, майя, ацтеки, инки. Уметь выделять особе-нности, сравнивать (ку-льтура индейцев, архи-тектурные постройки), анализировать карту, документы, иллюстра-ции и использовать их как источники знаний

Обобщение и система-тизация знаний по курсу

Преемственность между Античностью и Средневековьем и разрыв между этими периода ми истории



Проанализировать документы на с. 14 учебника, ответить на вопросы 1, 2 на с. 13 учебника






Выполнение практических заданий. Работа с картой, иллюстрациями, понятиями, документами










Анализ документов с. 37, 38











Сравнить пять основных обя-занностей му-сульманина с обязанностями христианина, образ жизни христиан и му-сульман





Решение прак-тических зада-ний; анализ до-кументов на с. 53-54 учебника






Сравнить, чем отличалась власть военного вождя от власти короля




Составить таб- лицу «Военные походы Карла Великого». Проанализиро-вать документы на с. 70 учебни-ка


Тестирование, составление развернутого плана парагра-фа, работа с контурными картами



Сравнить раз-витие Сканди-навии и разви-тие Англии в IХ— ХI вв.



Тест по теме «Начало Сред-невековья»






Составить план перечень осно-вных признаков феодализма






Сравнить поло-жение средне-векового крес-тьянина и анти-чного раба










Ответить на во-прос: «Почему образ жизни ры-царей включал турниры и охо-ту?»








Выполнение практических заданий: работа с контурной картой; состав-ление таблицы «Королевские династии во Франкской им-перии и во Франции»


Составление таблицы «Кре-стовыепохо-ды». Работа с контурной кар-той







Тестирование.

Выполнение практических заданий: рабо-та с текстом па-раграфа; иллюс-тративнымма-териалом; ана-лиз документов на с. 158-159 учебника







Охарактеризо-вать и сравни- вать романский и готический стили с употре-блениемспеци-альнойтерми-нологии








Решение прак-тических и поз-навательных задач









Выполнение практических и познавательных заданий на с. 197 учебника; составление сравнительной таблицы «Сос-ловно-предста-вительныеуч-реждения»
















Выполнение практических и познавательных заданий: работа с контурной картой; состав-ление сравни- тельной табли-цы «Крестьян-ские восстания






Тестирование









Работа с конту-рной картой,

понятийным ин-

струментарием;

документами;

иллюстратив-нымматериа-лом. Составле-ние кроссворда


Тестирование












Выполнение практических и познавательных заданий (вопр. 1, 2 на с. 249 учебника)











Ответить на во-прос: «Почему японские импе-раторы не вме-шивались в уп-равлениегосу-дарством, а от их имени прави- ли сёгуны?»

Выступления с сообщениями









Тест по курсу «История Сред-них веков»










Императорский пурпур










Императоры Византии. Прокопий Кесарийский













Образование варварских королевств.

Теодорих Остготский








Арабские племена: расселение, занятия, верования









Авиценна










«Констан-тинов дар». Папы и им-ператоры














Открытие викингами Америки







Битва при Гастингсе. Ковер из Байё












Пути склады-ваниявасса-льныхотно-шений. Власть духо-вная и светс-кая



Робин Гуд. Быт и празд-ники












Замковые укрепления.

Быт и празд-ники










Политическая раздроблен-ность. Инвес-титура









Католицизм, православие.

Образование двух ветвей христианства




















































Ереси и борь-ба Церкви противихра-спростране-ния. Папы и императоры. Фома Аквин-ский.



















Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайле-ра. Кризис католической церкви. Папы и императо-ры. Гуситс-кое движение в Чехии. Ян Гус

















































Чайная цере-мония








Кипу — узе-лковоепись-мо

Выполнить задания на счет лет







§ 1, выполнить задания в рабочей тетради








§ 2, повторить текст, выполнить задания в

рабочей тетради











§ 3, повторить, выполнить задания к нему в рабочей тетради, подготовить сооб-щение о жизни древ-них герман-цев


§ 4, повто-рить, отве-тить на воп-росы 1-5 на с. 44 учеб-ника








§ 5, вопросы и задания к главе на с. 54 учебника







Письменно ответить на вопросы 3, 5, 6 к § б (с. 60 учебни-ка)



§ 7, повто-рить, отве-тить на воп-росы к главам 1, 2. Подготовка к тестирова-нию


§ 8, повто-рить, отве-тить на воп-росы






§ 9, повто-рить, отве-тить на воп-росы 1, 2 на с. 90 учеб-ника










§ 10, вопрос 1, составить план, отве-тить на воп-рос к доку-менту нас. 100 учебни-ка


§ 11, повто-рить, выпол-нить зада-ния в рабо- чей тетради










§ 12, повто-рить; напи-сать мини-сочинение на тему «День фео-дала, вклю-чив в него описание замка, тур-нира, пира в замке


§ 13, повто-рить. Анна-лиздокуме-нтов на с. 127 учебни-ка, задание по контур-ной карте





§ 14-15, пов-торить, сос-тавить раз-вернутый план пункта «Итоги кре-стовыхпо-ходов»





§ 16, повто-рить, подго-товитьсооб-щения о жи-зни в сред-невековом городе











§17, повто-рить, выпол-нить зада-ния в рабо-чей тетради, подготовить сообщения о культуре Средневе-ковья, о средневеко-вых школах и универси-тетах


§ 18, повто-

рить, отве-тить на воп-росы 1-3 к главе 7 на с. 177 учебни-ка. Соста-вить кросс-сворд по теме урока



§ 19, повто-

рить; отве-тить на воп-росы на

с. 187 учеб-ника





















§ 21-22 — повторить; вопросы на с. 213 учеб-ника (пись-менно)










Вопросы 1-4 к § 23 (уст-но). Подго-товкасооб-щений к уроку «До-колумбова Америка»


Вопросы 3, 5 к § 24 (письменно)








§ 25, повто-рить; анализ документов на с. 242 учебника








§ 26, повто-рить















Вопросы 1, 2 к § 27 (письменно)







§ 29, повто-рить. Вопро-сы 1, 2, 3 на с.276 учеб-ника. Сооб-щение о Х. Колумбе






6.09









7.09











13.09
















14.09












20.09













21.09










21.09








27.09









28.09









4.10







5.10








11.10









12.10














18.10













19.10












25.10

26.10











8.11

















9.11















15.11












16.11

























22.11















23.11









29.11










30.11












30.11
















6.12









7.12










13.12
























Оценочый материал

Контрольный тест № 1

за 1 полугодие по истории средних веков


 Часть А

1. Государство у франков возникло:

            А) в 500 году

            Б) в 486 году

            В) в 400 году

Г) 390 году

2. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу?

   а) обет;             б) феод;            в) оброк;              г) титул.

3.первый сборник законов франков был составлен в годы правления короля:

А) Хлодвига; б) Карла Великого; в) Пипина Короткого; г) Карла Мартела.

4. Как называется Священная книга мусульман?

 а) Библия;    б)  Коран ;     в) веды;  г) хроники

5.  Все служители церкви составляли особую группу населения:

А) рыцарство; б) купечество; в) крестьянство; г) духовенство.

6.  Средневековая книга представляла собой:

А) папирусный сверток;

Б) ровно сложенные листы расщепленного бамбука;

 в) сложенные и переплетенные листы пергамента одного размера;

г) стопку глиняных табличек.

7. Кодекс единых для всей империи законов был составлен в годы правления императора Византии:

А) Юстиниана; б) Константина4 в) Василия 1 Македонянина; г) Феодосия 2.

8. Человек, проживший в городе один год и один день:

а) становился свободным                  в) овладевал определенным ремеслом

б) приобретал сеньора                       г) подчинялся правилам, установленным городской хартией

9. Товарное хозяйство:

А) хозяйство,  которое давалось за военную службу;

Б) мастерская ремесленника, в которой можно купить его изделия;

В) хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег;

Г) хозяйство, в котором все необходимое производится для собственного потребления.

10. Укажите год, в котором произошло разделение христианской церкви на католическую и православную:

А) 1054; б) 1066; в) 1077; г) 1099.

11. Как назывался орган сословного представительства во Франции?

а) Парламент    б) Генеральные штаты     в) Сейм      г) Кортес

12. Причина Столетней войны для Франции:

А) отвоевать у Англии Аквитанию;

Б) завоевать земли в Северной Америке;

В) захватить часть Англии;

Г) возврат долгов Англией.

13. В 1358 году произошло:

А) заключение мира между Францией и Англией;

Б) битва у города Пуатье;

В) восстание крестьян во Франции(Жакерия);

Г) восстание крестьян в Англии.

14. В ходе гуситских войн народ выступил против:

А) правителей города Праги;

Б) служителей католической церкви;

В) чешского короля;

Г) местных феодалов.

15. Болгария оказалась под властью турок-османов:

А) из-за постоянных войн с кочевыми племенами печенегов;

Б) из-за неспособности феодалов объединить свои силы для оказания сопротивления завоевателям;

В) из-за поддержки отдельными болгарскими феодалами турок-османов;

Г) из-за неожиданной смерти болгарского царя Василия II  от сердечного приступа.

Часть В

В1.   Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

  1. Мозаика


  1. Фреска

  2. Икона


  1. Алтарь

  2. Миниатюра

А)  изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске, являющееся предметом поклонения

Б) иллюстрации, помещавшиеся в книгах

В) живописное изображение, составленное из кусочков                                                       непрозрачного стекла или цветных камней

Г) многоцветная роспись по сырой штукатурке

Д) важнейшая (восточная) часть христианского храма, где                                                           проводится богослужение

В2. Укажите, кто давал обет (обещание) отказаться от личного имущества, не иметь семьи, жить в бедности и беспрекословно подчиняться руководителю монастыря: ________________

В3. Что объединяет эти имена: Урбан II, Иннокентий III; Климент V.

В4. Что такое «щитовые деньги»? Кто и почему их платил?

В5. Перечислите, какое снаряжение было у рыцаря.

Ответы

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а

б

а

б

г

в

а

а

в

а

б

а

в

б

б

Часть В

В1.

1В; 2Г; 3А; 4Д; 5Б.

В2. Монах

В3. ПАПЫ

В4. Вместо обязательного участия в походе рыцари могли уплатить королю особый взнос – «щитовые деньги». На эти средства король при необходимости набирал наемное войско.

В5. Забрало, латы, кольчуга, палица, меч, копье.




Итоговая проверочная работа № 2

по истории Средних Веков, 6 класс

1 вариант

1. В каком году возникло государство франков?

а) в 476 г.    б) в 480 г.    в) в 500 г.   г) в 526 г.

2. Самым известным правителем Византии был

а) Юстиниан б) Хлодвиг в) Карл Великий г) Симеон Гордый

3. Объединение ремесленников в средневековых городах называлось

а) цех б) орден в) гильдия г) сословие

4. К какой ветви славян относятся болгары?

а) восточной б) южной в) западной

5. Что из перечисленного не является причиной организации Крестовых походов?

а) стремление участников похода освободить Святую землю б) стремление разрушить Константинополь

в) желание церкви расширить своё влияние г) желание феодалов получить новые земли

6. Индульгенция – это

а) грамота об отпущении грехов; б) церковный суд против еретиков;

в) человек, критикующий церковь; г) налог с крестьян в пользу церкви.

7. Сейм – это органы сословного представительства в

а) Англии б) Испании в) Чехии г) Франции

8. Представители каких слоёв населения входили в состав группы умеренных гуситов?

а) крестьяне б) богатые купцы в) феодалы г) обедневшие рыцари

9. 1337 год – эта дата означает в истории

а) начало Столетней войны б) захват крестоносцами Константинополя

в) захват Крестоносцами Иерусалима г) завоевание Англии норманнами

10.Узнайте понятие:

а) человек на службе короля, владелец земельного участка с крестьянами - …

б) распад единого государства на несколько политически независимых владений - …

в) титул правителя арабского государства - …

11.Кому принадлежат слова? С каким историческим событием они связаны?

«Предпримите путь ко Гробу Святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе… Пусть вступят в справедливый бой, который даст в изобилии добычу... В случае кончины на сухом пути, или на море, или в бою, да будет отпущение грехов!»

12. Установите соответствие:

1) Первое сословие

а) граф г) рыцарь

2) Второе сословие

б) аббат д) торговец

3) Третье сословие

в) горшечник е) епископ

13. Установите соответствие:

1) Харун-ар-Рашид

А) первый король франков

2) Ян Жижка

Б) халиф, персонаж сказок «Тысяча и Одна ночь»

3) Хлодвиг

В) руководитель народного войска французов во время Столетней войны

4) Жанна Д’Арк

Г) руководитель таборитов во время Гуситских войн

14. Прочитайте текст и определите, о ком или о чём идёт речь:

«Барон Карл принял ветвь дерева и сказал: «С этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более….»»

Вильгельм - ______ Карл - ________

15. Прочитайте два отрывка «Из описаний владений одного монастыря». Определите, какой из фрагментов относится кбарщине (1), а что – к оброку (2).

а) Согласно обычаю, в течение трех дней еженедельно в течение всего года крестьянин обрабатывает участок господского поля.В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе.

б) Крестьянин Видрад платит за свой надел одну свинью, фунт льна, трех кур, 18 яиц; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров; печет хлеб и варит вино.

16. Заполни пропуски в тексте:

В ____(1) году христианская церковь распалась на 2 части. Во главе католической церкви стоял ____(2), а во главе ____(3) – Патриарх. Для борьбы с ____(4) католическая церковь создала церковный суд - ____(5).

17. Найди общие и различные черты в понятиях «сословная монархия» и «абсолютная монархия»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!