СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России. История Средних веков. 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется по учебникам: История России 6 класс в двух частях. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов и др.,М.2017

Всеобщая история. История Средних веков 6 класс. Авторы Агибалова Е.В., Донской Г.М., М.2017

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России. История Средних веков. 6 класс»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Турагская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________Мирзабалаев М.Н.

Протокол №      от

«____ »____     2022   г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МКОУ «Турагская СОШ»

________ А.С. Касимов

«___»__________2022  г

«Утверждаю»

Директор       МКОУ «Турагская СОШ»

_______Сайдалиев А.М.

«___» ____________ 2022 г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

на 2022-2023 учебный год

класс 6



Учитель: Мирзабалаев М.Н.









Тураг 2022








2. Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016)

Курс «История Средних ве­ков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполага­ет детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоре­чивых процессов, различных точек зрения и трактовок.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.М.: Просвещение, 2015

  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях.М.: Просвещение, 2016


Цели курса:

  • Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.

  • Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.


Задачи курса:

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  • Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  • Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  • Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.


3. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 6 класса.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• работать с учебной и внешкольной информацией;

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность;

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества ;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний присоставлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.



4. Содержание тем учебного курса.

Всеобщая история.

История Средних веков (28 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество. Христианство.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинно­сти. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Ви­зантии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восста­ния, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государст­ва Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монго­лами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особен­ности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хар­тия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские госу­дарства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восста­ние УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Че­хии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (40 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Склады­вание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского го­сударства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы земле­владения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географиче­ское положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Вели­кий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенно­сти развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне мон­гольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамо­ты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запа­да. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - се­редина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.









ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Живое Средневековье

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

2.

Образование варварских
королевств.

Государство франков в VI-VIII веках

1




Устный опрос;

3.

Христианская церковь в ранее Средневековье

1




Устный опрос;

4.

Возникновение и
распад империи Карла Великого

1




Устный опрос;

5.

Феодальная
раздробленность
Западной Европы в IX-XI веках

1




Устный опрос;

6.

Англия в ранее Средневековье

1




Устный опрос;

7.

Византийская
империя при
Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

8.

Культура Византии

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

9.

Образование
славянских государств

1




Устный опрос;

10.

Возникновение
ислама. Арабский
халифат и его распад.

1




Устный опрос;

11.

Культура стран халифата

1




Устный опрос; Письменный
контроль;




12.

Средневековая деревня и её
обитатели. В рыцарском замкезамке замке

1




Устный опрос;

13.

Формирование
средневековых
городов. Городское ремесло

1




Устный опрос;

14.

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1




Устный опрос;

15.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

16.

Крестовые походы

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

17.

Как происходило
объединение Франции Что англичане
считают началом
своих свобод

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

18.

Столетняя война

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

19.

Усиление
королевской власти в конце XV века во
Франции и Англии

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

20.

Реконкиста и
образование
централизованных государств на
Пиренейском
полуострове

1




Устный опрос; Письменный
контроль;




21.

Государства,
остававшиеся
раздробленными:
Германия и Италия в XII-XV веках

1




Устный опрос;

22.

Гуситское движение в Чехии

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

23.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1




Устный опрос;

24.

Образование и философия. Средневековая литература.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

25.

Средневековое
искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

26.

Научные открытия и изобретения

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

27.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

28.

Урок повторения по теме: "Контрольное тестирование»

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

29.

Наша Родина —Россия.

1




Устный опрос;




30.

Древние люди и их стоянки на
территории
современной России.

Неолитическая
революция. Первые скотоводы,
земледельцы,
ремесленники.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

31

Неолитическая революция

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

32.

Образование первых государств.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

33.

Восточные славяне и их соседи.

1




Устный опрос;

34.

Первые известия о Руси.

1




Устный опрос;
Подготовка
докладов\сообщений;

35.

Становление
Древнерусского государства

1




Устный опрос;

36.

Правление князя
Владимира. Крещение Руси.

1




Устный опрос;

37.

Русское государство при Ярославе Мудром

1




Устный опрос;

38.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах.

1




Устный опрос;

39.

Контрольная работа по теме:
«Средневековая Русь в IX-XI вв»

1

1



Контрольная работа;

40.

Общественный строй и церковная
организация на Руси.

1




Устный опрос;

41.

Место и роль Руси в Европе.

1




Устный опрос;

42.

Культурное
пространство Европы и культура Руси.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;




43.

Повседневная жизнь

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

44.

Политическая
раздробленность на Руси.

1




Устный опрос;

45.

Владимиро-Суздальское княжество.

1




Устный опрос;

46.

Новгородская
республика.


Южные и юго-западные русские княжества.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

47

Южные и юго-западные русские княжества.





Устный опрос; Письменный
контроль;

48.

Монгольская империя и изменение
политической
картины мира.

1




Устный опрос;

49.

Батыево нашествие на Русь.

1




Устный опрос; Письменный
контроль;

50.

Северо-Западная Русь между Востоком и
Западом.

1




Устный опрос;

51.

Золотая Орда:
государственный
строй, население,
экономика и культура.

1




Устный опрос;

52.

Распад Золотой Орды и его последствия.

1




Устный опрос;

53.

Литовское
государство и Русь.

1




Устный опрос;

54.

Усиление
Московского княжества.

1




Устный опрос;

55.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

1




Устный опрос;

56

Куликовская битва.





Устный опрос;




57.

Развитие культуры в русских землях во
второй половине XIII—XIV в.

1




Устный опрос; Подготовка
презентаций;

58.

Русские земли на
карте Европы и мира в начале XV в.

1




Устный опрос;

59.

Московское
княжество в первой половине XV в.

1




Устный опрос;

60.

Московское
государство и его соседи во второй

1




Устный опрос;

61.

Русская православная церковь в XV —
начале XVI в.

1




Устный опрос;

62.

Человек в Российском государстве второй
половины XV в.

1




Устный опрос;

63.

Контрольная работа

«История России в IX-XV вв.»

1

1



Контрольная работа;

64.

Формирование
культурного
пространства единого Российского
государства.

1




Устный опрос;

65.

Хронология и личности

1




Устный опрос;

66

Информационно творческие проекты

1




Защита проектов

67

Контрольное тестирование





Тестирование

68.

Итоговое повторение по теме «История
России и мира в эпоху Средневековья

1




Устный опрос;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Агибалова Е.В.;
Донской Е.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6-ой класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2019г.;

Арсентьев Н.М.;
Данилов А.А.;
Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение; 2017


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Агибалова Е.В., Донской Е.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6-ой класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2019г.

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение,

Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!