Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Турагская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________Мирзабалаев М.Н. Протокол № от «____ »____ 2022 г | «Согласовано» Зам. директора по УВР МКОУ «Турагская СОШ» ________ А.С. Касимов «___»__________2022 г | «Утверждаю» Директор МКОУ «Турагская СОШ» _______Сайдалиев А.М. «___» ____________ 2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
на 2022-2023 учебный год
класс 6
Учитель: Мирзабалаев М.Н.
Тураг 2022
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016)
Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.М.: Просвещение, 2015
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях.М.: Просвещение, 2016
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
3. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 6 класса.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• работать с учебной и внешкольной информацией;
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность;
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества ;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний присоставлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
4. Содержание тем учебного курса.
Всеобщая история.
История Средних веков (28 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество. Христианство.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (40 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Живое Средневековье | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
2. | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках | 1 | | | | Устный опрос; |
3. | Христианская церковь в ранее Средневековье | 1 | | | | Устный опрос; |
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | | | | Устный опрос; |
5. | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках | 1 | | | | Устный опрос; |
6. | Англия в ранее Средневековье | 1 | | | | Устный опрос; |
7. | Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
8. | Культура Византии | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
9. | Образование славянских государств | 1 | | | | Устный опрос; |
10. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | | | | Устный опрос; |
11. | Культура стран халифата | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
12. | Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замкезамке замке | 1 | | | | Устный опрос; |
13. | Формирование средневековых городов. Городское ремесло | 1 | | | | Устный опрос; |
14. | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни | 1 | | | | Устный опрос; |
15. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
16. | Крестовые походы | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
17. | Как происходило объединение Франции Что англичане считают началом своих свобод | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
18. | Столетняя война | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
19. | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
20. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
21. | Государства, остававшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках | 1 | | | | Устный опрос; |
22. | Гуситское движение в Чехии | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
23. | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | | | | Устный опрос; |
24. | Образование и философия. Средневековая литература. | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
25. | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
26. | Научные открытия и изобретения | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
27. | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
28. | Урок повторения по теме: "Контрольное тестирование» | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
29. | Наша Родина —Россия. | 1 | | | | Устный опрос; |
30. | Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
31 | Неолитическая революция | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
32. | Образование первых государств. | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
33. | Восточные славяне и их соседи. | 1 | | | | Устный опрос; |
34. | Первые известия о Руси. | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка докладов\сообщений; |
35. | Становление Древнерусского государства | 1 | | | | Устный опрос; |
36. | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | | | | Устный опрос; |
37. | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | | | | Устный опрос; |
38. | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | | | | Устный опрос; |
39. | Контрольная работа по теме: «Средневековая Русь в IX-XI вв» | 1 | 1 | | | Контрольная работа; |
40. | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | | | | Устный опрос; |
41. | Место и роль Руси в Европе. | 1 | | | | Устный опрос; |
42. | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
43. | Повседневная жизнь | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
44. | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | | | | Устный опрос; |
45. | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | | | | Устный опрос; |
46. | Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
47 | Южные и юго-западные русские княжества. | | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
48. | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 1 | | | | Устный опрос; |
49. | Батыево нашествие на Русь. | 1 | | | | Устный опрос; Письменный контроль; |
50. | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | | | | Устный опрос; |
51. | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | 1 | | | | Устный опрос; |
52. | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | | | | Устный опрос; |
53. | Литовское государство и Русь. | 1 | | | | Устный опрос; |
54. | Усиление Московского княжества. | 1 | | | | Устный опрос; |
55. | Объединение русских земель вокруг Москвы. | 1 | | | | Устный опрос; |
56 | Куликовская битва. | | | | | Устный опрос; |
57. | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в. | 1 | | | | Устный опрос; Подготовка презентаций; |
58. | Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | | | | Устный опрос; |
59. | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | | | | Устный опрос; |
60. | Московское государство и его соседи во второй | 1 | | | | Устный опрос; |
61. | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 1 | | | | Устный опрос; |
62. | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | | | | Устный опрос; |
63. | Контрольная работа «История России в IX-XV вв.» | 1 | 1 | | | Контрольная работа; |
64. | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | | | | Устный опрос; |
65. | Хронология и личности | 1 | | | | Устный опрос; |
66 | Информационно творческие проекты | 1 | | | | Защита проектов |
67 | Контрольное тестирование | | | | | Тестирование |
68. | Итоговое повторение по теме «История России и мира в эпоху Средневековья | 1 | | | | Устный опрос; |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Агибалова Е.В.;
Донской Е.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6-ой класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2019г.;
Арсентьев Н.М.;
Данилов А.А.;
Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение; 2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Агибалова Е.В., Донской Е.М.. Всеобщая история. История средних веков. 6-ой класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2019г.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение,
Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.