Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Павловская школа-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарно-художественного цикла Руководитель МО: ____________Е.А. Лысенко Протокол № 5 от 28.05.2020 г. | Согласовано Заместитель директора по УР ____________ Г.А. Корогодина 28.05.2020 г. | Утверждаю Директор школы _____________ Г.В. Мулюкина Приказ № 21.1 от 01.06.2020г. |
Рабочая программа по курсу
«История России. XIX – начало XX века»
для 10 класса
Составитель:
учитель истории и обществознания ВКК
З.А. Мысливцева
Павловск 2020г.
Рабочая программа по курсу «История России. XIX- начало XX в.» составлена на основе следующих документов:
1. Закона об образовании в РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
по истории (Приказ МО и Н РФ № 1089 от 05.03.2004 г., последние изменения, приказ № 69 от 31.01.2012 г.);
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования
КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 2», утвержденной приказом директора школы от 01.09.2016 г. № 33.3;
4. Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС НОО ОВЗ, утвержденной приказом директора школы от 08.06.2018г. №28;
5. Авторской программы по «Истории России» к УМК И.Л.Андреева, И.Н. Фёдорова, издательство «Дрофа», 2016.
Программа составлена для учащихся 10 класса КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 2», которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу для слабовидящих обучающихся, учитывающую общие и особые образовательные потребности школьников с нарушением зрения.
Программа рассчитана на изучение истории этого периода в объеме 36 часов учебного времени, 2 часа в неделю во 2 полугодии
Программа составлена к учебнику - «История России XIX- начало XX века». 9 класс Л. М. Ляшенко, О. В. Волобуев, Е. В. Симонова, В.А.Клоков. М. «Дрофа», 2020 г.
Цели изучения курса:
- формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны,
- формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи изучения курса:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения истории являются:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с XIX- до начала XX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
- изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
- проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
- обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
- навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
- осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
- использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории:
Обучающийся научится:
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XIX- начале XX в.; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры;
- определять и использовать исторические понятия и термины;
- овладевать представлениями об историческом пути России в XIX - начале XX в. и судьбах населяющих её народов;
- описывать условия существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
- использовать знания о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
- локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- искать информацию в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
- использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории в период XIX - начале XX в.(социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности
источника, позиций автора и т.д.);
- составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;
- сопоставлять развитие России и других стран в период XIX - начале XX, выявлять общие черты и особенности; понимать взаимосвязи между
социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
-высказывать собственные суждения (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира.
- систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результаты как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим
блокам;
- создавать презентации материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации
Содержание учебного курса «История России. XIX – начало XX век», 36 час, 10 класс.
Тема раздела | Кол-во часов | Краткое содержание раздела | Характеристика учебной деятельности |
Введение | 1час. | 1.XIX столетие – особый этап в истории России. Российская держава – мировая держава. Россия в XIX – начале XX в.: новые вызовы времени. | Характеризовать территории и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в., используя историческую карту. Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. |
Глава1 . Российская империя в эпоху Александра I. 1801-1825 гг. | 4час. | 1. Внутренняя и внешняя политика в 1801- 1811 гг. Личность нового императора. «Негласный комитет». Реформы М. М. Сперанского. Причины свертывания реформ. Внешняя политика в 1801—1811 гг. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. | Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра I. Анализировать внутреннюю и внешнюю политику Александра Излагать главные результаты Негласного комитета. Объяснять причины и последствия участия России в антифранцузских коалициях. |
2. Героический 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Рост сопротивления русских войск. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Оставление Москвы. Тарутинский маневр. Патриотический подъем. Герои войны. Партизанское движение. Гибель «Великой армии». Заграничный поход русской армии. | Называть хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.; планы сторон, характер войны, ее основные этапы. Готовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. Объяснять последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества и причины победы России над Наполеоном. Называть и показывать по карте основные сражения. Анализировать цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг., |
3. Россия после войны с Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Отказ от преобразований. Усиление политической реакции в начале 1820-х годов. А.А. Аракчеев. Военные поселения. План конституционного устройства государства Н.Н.Новосильцева. Основные итоги внутренней политики Александра I. | Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского Конгресса Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра I7 Оценивать деятельность министра внутренних дел Аракчеева по разработке проекта об освобождении крестьян. |
4. Общественное движение. Восстание декабристов. Консервативная общественная мысль. Идеология декабристов. Тайные общества, их деятельность и эволюция. Северное и Южное общества. Конституционные проекты. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. Восстание Черниговского полка. Историческое значение и последствия восстания декабристов. | Характеризовать взгляды Н. М. Карамзина на прошлое и настоящее России Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Составлять биографическую справку об участнике декабристского движения (по выбору) Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Характеризовать цели выступления декабристов. Раскрывать причины неудачи восстания декабристов, анализировать последствия восстания. |
Глава 2. Россия годы правления Николая I. 1825-1855 гг. | 3 час. | 1. Охранительный курс во внутренней политике. Личность императора Николая I. С.С.Уваров. Теория официальной народности. Централизация управления, насаждение военной дисциплины, патернализм. Идеология режима. Охранительные мероприятия. Кодификация законодательства. Борьба с вольнодумством. | Составлять характеристику (исторический портрет) Николая I. Характеризовать основные положения официальной идеологии. Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в., оценивать их последствия. Комментировать таблицу «Собственная его императорского величества канцелярия» |
2. Внешняя политика. Крымская война . Основные направления внешней политики. Восточный вопрос. Кавказская война. Россия и революционное движение в Европе. Крымская война. Парижский мир 1856 г. | Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне (используя историческую карту), оценить ее итоги. |
3. Общественно-политическая жизнь 1830-1840-х гг. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева и его значение. Западничество. Славянофильство. Проникновение социалистических идей в Россию. Петрашевцы. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Теория русского (общинного) социализма» | Давать характеристику участников общественного движения, используя материалы учебника. Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы). Оценить роль Ф.М.Достоевского в организации петрашевцев. Формулировать свой вариант ответа на главный вопрос урока. |
Глава 3. Социально- экономическое развитие и духовная жизнь первой половины XIX в. | 5 час. | 1.Экономика: начало промышленного переворота. Торасли экономики. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Финансы. Денежная реформа Е.Ф.Канкрина. Развитие рыночных отношений. Сохранение крепостных порядков. | Аргументировать утверждение, что торговля занимала одну из ведущих ролей в экономике. Объяснить причины более благоприятных условий для предпринимательской деятельности при Александре. Объяснять тот факт, что среди российских предпринимателей были бывшие крепостные крестьяне. Выявлять причины формирования крупной промышленности. |
2. Многонациональное государство Национальная политика. «Манифест к грузинскому народу». 1801 г. Консттуция Царству Польскому. Кавказская война. Сибирь и Казахстан. Религиозная политика. Структура русской Православной Церкви. Серафим Соровский. | Заполнять таблицу «Расширение территории Российского государства в первой половине XIX века. Называть причины Кавказской войны. Анализировать последствия войны. Соотносить даты на ленте времени. Характеризовать политику правительства в присоединенных территориях. Выписывать договоры с присоединенными территориями. |
3. Повседневная жизнь Повседневная жизнь дворян. Крестьяне. Городское население. Казаки- военно-служилое сословие. | Формулировать главный вопрос урока на основе иллюстраций и текста в начале параграфа. Находить общее в жизни разных слоев населения. Называть перемены , произошедшие в жизни горожан. Сравнивать бытовую сторону жизни крестьян с любой европейской страной. |
4. Образование и наука. в 1801-1850-е гг. Правительственная политика в сфере просвещения. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Развитие гуманитарных наук. | Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода. Готовить сообщение о представителе российской науки первой половины XIX в. (по выбору). Заполнять таблицу «Открытия российских ученых». Излагать перемены, произошедшие в женском образовании. |
5. Периодическая печать и художественная культура. Журналистика и периодическая печать. Литература. Аохитектура. Скульптура. Живопись. Музыка и театр. Культура народов России. | Отмечать роль периодической печати в жизни российского общества. Называть направления русской литературы первой половины XIX века. Характеризовать основные черты направлений. Выделять основное направление в творчестве передовых писателей России. Определять основные черты класицизма в архитектуре и скульптуре. Находить перемены, происходившие в театральном искусстве. Сравнивать романтизм и сентиментализм. |
Глава 4. Российская империя в царствование Александра II. 1855-1881 гг. | 4 час. | 1-2. Великие реформы. 1860-1870-е годы . Личность Александра II. Необходимость и предпосылки реформы. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы, ее значение Судебная реформа. Создание местного самоуправления. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военная реформа. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Значение реформ. Незавершенность реформ. | Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра II. Анализировать особенности решения земельного вопроса Отмечать последствия отмены крепостного права. Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения Характеризовать политическую деятельность М. Т. Лорис - Меликова Давать оценку реформ Александра II. |
3. Внешняя политика . Основные направления. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Итоги царствования Александра II. | Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Объяснять причины победы России в войне. Сравнивать условия Сан-Стефанского мира и решения Берлинского конгресса. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. |
4. Общественно-политическая жизнь 1860-1870-х годов. Особенности российского либерализма середины 1850—1860-х годов. Либералы и власть. Основные направления в народничестве 1870-х –начала 1880-х гг. Деятельность «Земли и воли». «Хождение в народ». Убийство Александра II. Революционно-демократическое движение. Экстремисты. | Раскрывать существенные черты идеологии либерализма (с привлечением сведений из всеобщей истории) Характеризовать особенности российского либерализма. Объяснять особенности эволюции революционного движения в конце 1850-х — 1860-е годы Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника. Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы). Излагать оценки значения революционного народничества. |
Глава 5. Россия в период правления Александра III. 1881-1894 гг. | 3 час. | 1.Внутренняя политика . Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Политика в отношении крестьянства и рабочих. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. | Составлять характеристику (исторический портрет) Александра III Характеризовать внутреннюю политику Александра 111 Излагать различные оценки деятельности Александра III и аргументировать свою оценку. Давать определения понятий: фабричная инспекция, земские начальники, всесословность |
2.Внешняя политика . Особенности внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Российско-германские противоречия. Сближение России и Франции | Характеризовать основные направления внешней политики Александра III Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III |
3.Общественное движение. Консерватизм. М. Н. Катков и его взгляды. Либералы в 1870—1880-е годы. Разногласия в либеральном лагере. Изменения в либеральном движении после 1881 г. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Морозовская стачка. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда». | Характеризовать взгляды консерваторов и либералов 1880—1890-х годов, сравнивать их, выявляя общие черты и различия Объяснять причины роста рабочего движения в России сравнивать народничество и марксизм, выявляя общие черты и различия Объяснять причины распространения марксизма в России. Называть примеры рабочего движения. Отмечать изменения в общественном движении по сравнению с предыдущим периодом. |
Глава 6. Социально-экономическое развитие России и духовная жизнь в пореформенный период. | 5 час. | 1. Экономика: завершение промыщленного переворота Развитие сельского хозяйства. Пути развития капитализма в деревне. Расслоение крестьянства. Помещичьи хозяйства в новых условиях. Отработочная система. Успехи и трудности в развитии сельского хозяйства Рост промышленного производства, его особенности. Железнодорожное строительство. Привлечение иностранного капитала. Протекционизм. Государственный банк и коммерческие банки. Развитие торговли. | Характеризовать развитие сельского хозяйства России в пореформенные десятилетия (используя историческую карту) Объяснять, что мешало развитию сельского хозяйства; Анализировать различные пути развития капитализма в сельском хозяйстве, выявляя их преимущества и недостатки. Объяснять причины промышленного подъема Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Давать общую характеристику экономической политики Александра III. Характеризовать экономическую политику И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте |
2. Национальная и религиозная политика. Подавление польского восстания. Духовный наставник митрополит московский Филарет (Дроздов). Конфессиональная политика. Деятельность Победоносцева «по укреплению религиозных начал» российского государства. | Определять политику правительства на национальных окраинах. Объяснять значение выражения «культурная русификация». Выявлять последствия восстания в Польше Сравнивать национальную и конфессиональную политику Александра II и Александра III. Называть обязанности обер-прокурора Синода. |
3. Изменения в повседневной жизни. Жизнь крестьян. Изменения в деревенской жизни. Дворянство до и после освобождения крестьян. Быт духовенства. Жизнь и быт городских верхов и низов. | Рассказывать об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в. (используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники) Сравнивать условия жизни различных слоев населения. |
| | 4. Образование и наука Развитие системы образования. Правительственная политика в сфере образования. Книгоиздание и развитие Периодической печати. Успехи естественных наук. Географы и путешественники. Языкознание и фольклористика. Историческая наука. Русское историческое общество | Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. Давать оценку вкладу российских учёных XIX в. в мировую науку. Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в. Сравнивать политику Александра I и Александра II. Оценивать состояние российской науки. Показывать на карте маршруты географических экспедиций. |
5. Периодическая печать и художественная культура. Либеральная и консервативная публицистика. Реализм в литературе. Мировое значение русской литературы второй половины XIX в. Литература народов России. Новые течения в архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке Значение деятельности передвижников. «Новая эра русской скульптуры». Особенности развития архитектуры. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский. Русский драматический театр. Художественная культура народов России | Характеризовать достижения русских писателей второй половины XIX в. Готовить сообщение о творчестве известного писателя второй половины XIX в. (по выбору) Оценивать вклад русских писателей второй половины XIX в. в мировую культуру Характеризовать достижения российских деятелей культуры второй половины XIX в. Готовить сообщение о творчестве известного художника, скульптора, зодчего, композитора, актера второй половины XIX в. (по выбору) Давать оценку деятелям русской культуры второй половины XIX в. в мировую культуру. Называть направления русской литературы первой половины XIX века. |
Глава 7. Российская империя при Николае II. !984-1914 гг. | 11час. | 1. На рубеже веков. Николай II и самодержавная государственность. Население империи. Нарастание оппозиционных настроений. Борьба революционеров против самодержавия. Внешняя политика России в начале ХХ в. Россия в системе международных отношений. Русско- японская война. Взаимоотношения власти и общества. | Характеризовать особенности государственного строя империи и ее бюрократического аппарата. Начать составление характеристики (исторического портрета) Николая II Выявлять общее и особенное в деятельности оппозиционных общественных сил в России Анализировать причины русско-японской войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, об условиях. Раскрывать причины, по которым война не пользовалась популярностью в русском обществе. Объяснять причины поражения России в войне. |
2. Экономическое развитие : город и деревня. Индустриализация. Новая география экономики и урбанизации. Отечественный и иностранный капитал. Состояние сельского хозяйства в начале XX века. | Называть факторы, повлиявшие на темпы экономического развития. Раскрывать выражение «Россия оставалась страной с незавершенным процессом индустриализации. Выявлять причины, сдерживавшие развитие капиталистическиз отношений на селе. |
3. Нарастание социальных противоречий. Помещики и крестьяне. Буржуазия и рабочие. Социальные протесты. | Характеризовать изменения, происходившие в социальной структуре российского общества. Обосновывать следующий тезис «Формирование буржуазии – закономерный процесс развития общества. |
4. Причины и начало Первой российской революции. Революционные партии: программы борьбы с самодержавием. Создание РСДРП. Причины революции. Начало революции. Массовые выступления весной и летом 1905 г. | Приводить примеры, подтверждающие научное определение «неонародническая» применительно к партии эсеров. Назовите причины, почему правительству не удалось предотвратить революцию. Объяснять, с чем связано название политики П.Д. Святополк-Мирского «весна 1904 г.». Объяснять, какую позицию занял Николай II по отношению к январским событиям в Петербурге. |
5. Наивысший подъем революции. Складывание многопартйности. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Либеральные партии. Национальные движения и партии. Вооруженные восстания в конце 1905 г.. Манифест 17 октября 1905 года. «Союз русского народа Пуришкевича В.М.. Правомонархические партии. Московское вооруженное восстание. Восстание на крейсере «Очаков». | Рассказывать о ключевых событиях 1905-1907гг., их участниках, о причинах и последствиях. Излагать оценки значения отдельных событий в революции. Заполнять таблицу «Политические партии в Первой российской революции». Различать национально-территориальную и национально-кльтурную автономия. Оценивать отклик европейских стран на известие революции в России. Сравнивать революцию в России с предшествующими революциями западно-европейских стран. |
6. Завершающий период революции. I и II Государственная Дума. Основные государственные законы 1906 г. 1 Государственная Дума. Высшие органы государственной власти. Революционные выступления 1906-1907 гг. Государственная Дума. | Заполнять таблицу «Деятельность Государственной думы в 1906-1907 гг.». Объяснять, почему после внесения изменений в Основные государственные законы российскую монархию стали называть думской. Называть факторы, обусловившие сохранение. Перечислять революционные события на национальных окраинах. Раскрывать роль террора в дестабилизации политической обстановки в стране. |
7. Общество и власть после Первой российской революции. 3 и 4 Государственная дума. П.А. Столыпин: аграрные реформы. Нарастание социальных противоречий. Подъем стачечного движения. Расстрел мирных демонстрантов, рабочих Ленского золотопромышленного товарищества. Революционная активность студенчества. | Характеризовать реакцию Николая 1 на протесты общественности относительно репрессий в стране. Объяснять необходимость проведения аграрной реформы в стране. Различать позиции аграрной реформы П.А. Столыпина и ведущих политических партий. Характеризовать линию социал-демократов в 3 Государственной думе. Отмечать изменения в стране после аграрной реформы. Формулировать и аргументировать свою оценку на события революции. |
8-9. Образование, наука и культура. Особенности развития образования и науки. Развитие литературы. Поэзия «Серебряного века». Изобразительное искусство. Архитектура. Скульптура. Драматический театр. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Первые шаги российского кинематографа. Развитие спорта. | Характеризовать духовное состояние русского общества в начале XX в. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. Анализировать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в. Называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (используя справочные материалы). |
10. Систематизация знаний по теме: «История России: XIX-начало XX века.» | Систематизировать исторический материал по изученной теме. Характеризовать общие черты и особенности развития России в XIX начале ХХ в. |
11. Контрольная работа за 2 полугодие | Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XIX начала ХХ в. |