СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории, 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории, 11 класс»

Результаты изучения предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613);

2) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

3) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

4) готовность к служению Отечеству, его защите;

5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

6) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

7) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613);

8) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

9) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

10) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

11) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

12) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

13) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

14) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

15) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

16) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

(п. 7.1 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578)


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост

  • оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

2) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

3) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

4) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

5) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

6) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

7) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

8) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

9) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

(п. 8.1 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578)


Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


История

В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; 

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; 

  • критически анализировать информацию из различных источников; 

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; 

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; 

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; 

  • определять место и время создания исторических документов; 

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; 

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; 

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; 

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; 

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; 

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 

  • применять полученные знания при анализе современной политики России;

  • владеть элементами проектной деятельности.


В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; 

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; 

  • критически анализировать информацию из различных источников; 

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; 

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; 

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; 

  • определять место и время создания исторических документов; 

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; 

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; 

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; 

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; 

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; 

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 

  • применять полученные знания при анализе современной политики России;

  • владеть элементами проектной деятельности.

Воспитательный компонент: на всех видах, типах уроках присутствует воспитательный компонент (в первую очередь с обучающимися спецконтенгента нашей школы, находящейся на территории ИК №6), включающий экологическое, патриотическое, валеологическое, профориентационное направления учебно-воспитательной деятельности учителя. В преподавании разных дисциплин на первое место может выдвигаться какое-то одно направления, а все остальные – сопутствующие, что делает образовательный процесс гармоничным и целостным.



Содержание учебного предмета.

Всеобщая история (16 ч.)

Тема 1. Вторая мировая война. Вторая половина XX - начало XXI в. (15 ч.).

Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Наступление агрессоров. Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечествен­ная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Вто­рой мировой войны. Военные действия на других театрах вой­ны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления.

Завершающий период Второй мировой войны. Крым­ская конференция. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капи­туляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холод­ной войны». Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Мирное урегулирование. Образо­вание ООН. Нюрнбергский процесс над главными военны­ми преступниками. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Се­вероатлантического договора (НАТО). Организация Варшав­ского договора.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945— 1970 гг. Особенности экономического восстановления. Но­вые международные условия. Либерализация мировой тор­говли. Экономическая интеграция. Соглашение о свободной торговле в Северной Африке. Эпоха дешёвой энергии и сы­рья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационно­го общества. Экономические кризисы 1970—1980-х гг. Научно­техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное) общество.

Политическое развитие. Экономическая политика 1970— 2000-х гг. Идейно-политические течения и партии. Между­народное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. Особен­ности политического развития в мире. Три волны демократи­зации в мире. Классификация групп современных государств.

Гражданское общество. Социальные движения. Граж­данское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характе­ра гражданского общества. Бурные 1960-е годы. Новые левые движения молодёжи и студентов. Движение гражданских ини­циатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.

Соединённые Штаты Америки. Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш- старший. «Третий путь» Б. Клинтона. Дж. Буш-младший. Внешняя политика. Президент Б. Обама.

Великобритания. Лейбористы у власти. Политический ма­ятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Э. Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании. Правительства Г. Брауна и Д. Кэмерона.

Франция. Временный режим (1944—1946). Четвёртая рес­публика (1946—1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика.

Италия. Провозглашение республики. Центризм. Ита­льянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной си­стемы. Правительство С. Берлускони.

Германия: раскол и объединение. Оккупационный ре­жим в Германии (1945—1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ в 1949—1990 гг. Гельмут Коль. Социальное рыночное хозяйство. Экономическое и политическое развитие ГДР в 1949—1990 гг. Строительство основ социализма в ГДР. Кризис режима. «Бархатная революция» в ГДР. Объединённая Германия в 1990-е гг. Развитие объединённой Германии. Социал-демо­краты и «зелёные». Г. Шрёдер. «Большая коалиция» и пра­вительство А. Меркель.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2007 гг. Становление тотали­тарного социализма и его кризис. Общие черты строительства социализма. Кризис тоталитарного социализма. Революции 1989—1991 гг. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Основные направления социально-экономи­ческих преобразований. «Шоковая терапия». Последствия «шоковой терапии». Аграрный сектор. Социальное рассло­ение. Этнические конфликты. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

Латинская Америка во второй половине XX — начале XXI в. Национал-реформизм и модернизация 1940—1950-х гг. Латинская Америка в 1970—2000 гг. Поворот к неоконсерва­тизму. Переход к демократизации в 1980-е гг.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деко­лонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. «Арабская весна». Япония. Китай. Гражданская война и по­беда народной революции 1946—1949 гг. Выбор пути развития (1949—1957). Попытка реализации маоистской утопии (1957— 1976). Культурная революция (1966—1976). Китай в эпоху ре­форм и модернизации. Индия: преобразования и реформы. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.

Международные отношения. Биполярный мир: от кон­фронтации к разрядке (1960—1970). Гонка ядерных вооруже­ний. Организация по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Международные и региональные кон­фликты. Ирано-иракская война (1980—1988). Агрессия Ирака против Кувейта. Роль Организации Объединённых Наций. Западноевропейская интеграция. Североамериканская инте­грация. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.

Культура второй половины XX — начала XXI в. На­ука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Ги­перреализм. Концептуализм.

Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство. Постмодернизм. 1970—2000 гг. Интернет и становление глобального информационного про­странства. Последствия становления единого информацион­ного пространства. На пути к новому объединению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая характери­стика постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре (1970— 2000). Постмодернизм в кино (1960—2000). Постмодернизм в литературе (1960—2000).

Глобализация в конце XX — начале XXI в. Противоре­чия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Глобальные проблемы современности. Про­блемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.

Контрольная работа №1 по теме: «Вторая мировая война. Вторая половина XX - начало XXI в.»

Заключительные уроки (1 ч.).

Итоговое повторение.

История России (18 ч.).

Тема 1. Великая. Отечественная. Священная (3 ч.).

Трагическое начало

План «Барбаросса». Идеологические основы развязывания гитлеровской Германией войны против СССР. План «молние­носной войны».

Вторжение войск Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм советских вои­нов — представителей всех народов СССР. Причины поражений Красной армии на начальном этапе войны. Смоленское сраже­ние. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеров­ских планов «молниеносной войны».

Чрезвычайные меры руководства страны, образование Госу­дарственного комитета обороны. И. В. Сталин — Верховный главнокомандующий. Генеральный штаб. Создание дивизий на­родного ополчения.

Наступление гитлеровских войск, Москва на осадном поло­жении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контр­наступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Г. К. Жуков. И. С. Конев. К. К. Рокоссовский. Наступательные операции Красной армии зимой—весной 1942 г. Итоги Москов­ской битвы.

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация пред­приятий, населения и ресурсов. Введение военной дисциплины на производстве и транспорте.

Коренной перелом

Военные действия весной—летом 1942 г. Поражение совет­ских войск под Харьковом и в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Приказ № 227. Герои сталинградской обороны, «Дом Павлова». Контрнаступление советских войск и окруже­ние неприятельской группировки под Сталинградом. А. В. Ва­силевский. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеров­цев. Итоги и значение победы Красной армии под Сталингра­дом.

Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Кур­ской битвы.

Освобождение Левобережной Украины и форсирование Дне­пра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом—осенью 1943 г.

Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского насе­ления. Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни. Прорыв блока­ды в январе 1943 г. Значение героической обороны Ленин­града.

Человек и война: по обе стороны фронта

Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация пред­приятий, населения и ресурсов. Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйствен­ном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь на­селения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Воен­но-техническое оснащение Красной армии. Оружие Победы. Конструкторы военной техники. Организаторы военного хозяй­ства.

Повседневность в тылу. Военная дисциплина на производ­стве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Поло­жение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе.

Вклад творческой интеллигенции в Победу. Советские писа­тели, композиторы, художники в условиях войны. Песня «Свя­щенная война» — призыв к сопротивлению врагу. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Седьмая симфония Д. Д. Шо­стаковича. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Восстановление патриаршества.

СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Теге­ранская конференция 1943 г.

Нацистский оккупационный режим. Генеральный план «Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Угон советских лю­дей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных цен­ностей.

Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Со­здание гитлеровцами воинских формирований из советских во­еннопленных.

Развертывание массового партизанского движения. П. К. По­номаренко, С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров. Антифашистское под­полье в оккупированных крупных городах. Значение партизан­ской и подпольной борьбы для победы над врагом.

Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацист­ских лагерях. Развертывание партизанского движения.

1944-й: год изгнания врага

Планы советского командования на 1944 г. Ликвидация бло­кады Ленинграда.

Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Н. Ф. Ва­тутин. Борьба с УПА. Выход советских войск к западной грани­це СССР.

Открытие второго фронта в Нормандии. Наступление совет­ских войск в Белоруссии и Прибалтике. Завершение освобожде­ния территории СССР.

Освободительная миссия Красной армии в Европе (Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Польша). Вар­шавское восстание.

Год победы: капитуляция Германии и Японии

Военные действия на заключительном этапе Великой Отече­ственной войны. Висло-Одерская операция. Восточно-Прусская операция. Битва за Берлин. Освобождение Вены и Праги. Бое­вое содружество Советской армии и войск стран антигитлеров­ской коалиции. Встреча на Эльбе. Капитуляция Германии.

Крымская (Ялтинская) и Потсдамская (Берлинская) конфе­ренции глав союзных держав. Создание ООН.

Вступление СССР в войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. Решаю­щий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Цена По­беды. Людские и материальные потери. Подвиг народа в войне.

Тема 2. От послевоенного подъема до распада СССР (8 ч.).

Поздний сталинизм и послевоенное возрождение страны

Влияние последствий войны на общество. Послевоенные ожидания и настроения. Эйфория Победы. Разруха. Обостре­ние жилищной проблемы. Демобилизация армии. Репатриа­ция. Рост беспризорности. Рост преступности.

Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики. Восстановление индустриального потенциала стра­ны. Сельское хозяйство. Положение на потребительском рын­ке. Голод 1946—1947 гг. Денежная реформа и отмена карточ­ной системы в 1947 г.

И. В. Сталин и его окружение. Ужесточение административ­но-командной системы. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. Ленинградское дело. Борьба с космо­политизмом. Дело врачей. Дело Еврейского антифашистского комитета.

Образование и наука. Советский «атомный проект», его успе­хи и значение. И. В. Курчатов. Т. Д. Лысенко и «лысенковщина». Культура под гнетом идеологии. Постановление о журна­лах «Звезда» и «Ленинград».

Внешняя политика в послевоенные годы и начало «холодной войны»

Рост влияния СССР на международной арене. Главные на­правления внешней политики Советского Союза. Начало «хо­лодной войны».

Доктрина Трумэна и «план Маршалла». Формирование бипо­лярного мира. Создание военно-политических блоков. Гонка во­оружений.

Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и в Азии. Взаимоотноше­ния со странами «народной демократии». Создание СЭВ. Дого­вор о дружбе с Китаем. Создание Коминформа. Разрыв отноше­ний с Югославией. СССР и Израиль.

Военно-политические конфликты. Берлинский кризис, обра­зование ФРГ и ГДР. Корейская война.

«Оттепель»: смена политического режима

Смена политического курса. Смерть И. В. Сталина и настрое­ния в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Г. М. Маленков. Отстранение от власти Л. П. Берии. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущеву.

Первые признаки наступления «оттепели» в политике, эко­номике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение культа личности И. В. Сталина. Частичнаядесталинизация: содержание и противоречия. Нача­ло реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортиро­ванных народов.

Попытка отстранения Н. С. Хрущева от власти в 1957 г. «Ан­типартийная группа». Утверждение единоличной власти Хру­щева. Негативная реакция в обществе и партийной верхушке на его непродуманные действия. Заговор против Хрущева, ко­нец его политической карьеры.

Социально-экономическое развитие СССР: новации и догмы

«Догнать и перегнать Америку!». Попытки решения продо­вольственной проблемы. Освоение целинных земель. Ликвида­ция МТС. Повышение цен, дефицит продовольствия. Начало закупок зерна за границей.

Научно-техническая революция (НТР) в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский сек­торы экономики. Пятилетние планы и семилетка. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управле­ния к совнархозам. Дефицит товаров народного потребления.

Социальные программы. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Специфика советского «социального государства». Пенсионная реформа. Снижение налогов. Рост доходов населе­ния. Улучшение медицинского обслуживания населения.

Внешняя политика: в пространстве от конфронтации к диа­логу. 1953—1964 гг.

Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу в отношениях с Западом, ослабление нажима на соц­страны.

СССР и мировая социалистическая система. Создание по ини­циативе СССР Организации Варшавского договора. События 1953 г. в ГДР. Политическая борьба в Польше. Венгерские со­бытия 1956 г. Нормализация отношений с Югославией. КНР и решения ХХ съезда.

СССР и страны Запада. Визит Н. С. Хрущева в США. Кариб­ский кризис 1962 г.: позиция СССР и стратегия ядерного сдержи­вания. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

СССР и развивающиеся страны. Распад колониальных си­стем и борьба за влияние в странах «третьего мира». Суэцкий кризис 1956 г.

Общественная жизнь в СССР. 1950-е — середина 1960-х гг.

Изменения в социальной и профессиональной структуре со­ветского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребо­ванность научного и инженерного труда.

ХХП съезд КПСС. Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Общественные формы управления. Бригады коммунистического труда.

Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Начало московских кинофестива­лей. Популярные формы досуга. Неофициальная культура. Не­формальные формы общественной жизни. Стиляги.

Изменение общественной атмосферы. Шестидесятники. Дис­сиденты. Самиздат и «тамиздат». Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Новочеркасские события. Н. С. Хрущев и интеллигенция. Преследования инакомыслящих.

Советская наука и культура

Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса.

С. П. Королев. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Атомная энергетика. Выдающиеся физики и химики.

Реформа системы образования. Введение всеобщего обяза­тельного восьмилетнего образования.

Новые темы и имена в литературе. А. И. Солженицын. А. Т. Твардовский и журнал «Новый мир». Плеяда молодых по­этов. Поэтические вечера в Политехническом музее. Кинемато­граф, театр, живопись: новые тенденции. Бардовская песня. Успехи советских спортсменов.

Советское общество в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена по­литического курса. Поиски идеологических ориентиров. Деста­линизация и ресталинизация. Концепция «развитого социализ­ма». Конституция СССР 1977 г. Ю. В. Андропов, К. У. Чернен­ко во главе государства.

Диссидентский вызов. Правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания. На­циональные движения. Борьба с инакомыслием.

Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграр­ной политики. «Косыгинская реформа». Нарастание застойных тенденций в экономике. Рост теневой экономики. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной инду­стриальной модели. Цена сохранения СССР статуса сверхдер­жавы. Рост масштабов и роли военно-промышленного комплек­са (ВПК). Экспорт нефти. Трудности развития агропромышлен­ного комплекса.

Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни советских людей: достижения и проблемы. Обострение экологических проблем.

Внешняя политика: между «разрядкой» и конфронтацией. 1965—1985 гг.

Новые вызовы внешнего мира. Достижение военно-стратеги­ческого паритета с США. Политика «разрядки». Отношения с Францией и ФРГ. Договоры с США об ограничении вооруже­ний. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки.

СССР и локальные конфликты. Ближневосточный узел. Ввод советских войск в Афганистан. Размещение ракет средней дальности в Европе. Конец «разрядки».

СССР и соцстраны. Доктрина Брежнева. «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Польский кри­зис. Конфликт с Китаем.

Культурная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

Советские научные школы. Ведущие научные центры. Уче­ные — нобелевские лауреаты. Новые достижения в освоении космоса. Гуманитарные науки. Д. С. Лихачев.

Переход к всеобщему среднему образованию. Развитие про­фессионального образования.

Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское ки­но. Авангардное искусство. Власть и интеллигенция. Деятели культуры, покинувшие родину.

Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.

Перестройка и распад СССР. 1985—1991 гг.

М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалко­гольная кампания 1985 г. и ее результаты. Чернобыльская тра­гедия. Реформы в экономике, в политической и государствен­ной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.

Гласность и плюрализм мнений. Подъем гражданской актив­ности населения. Либерализация цензуры. Публикации в прес­се, новые книги и фильмы. Вторая волна десталинизации.

Демократизация политической системы. XIX конференция КПСС. Альтернативные выборы. Съезды народных депутатов. Образование Межрегиональной депутатской группы. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений.

«Новое мышление» М. С. Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации и провозглашение приоритета общечеловече­ских ценностей. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского до­говора. Объединение Германии. Вывод советских войск из Аф­ганистана, из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны».

Последний этап перестройки (1990—1991). Отмена 6-й ста­тьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становле­ние многопартийности. Кризис в КПСС. Первый съезд народ­ных депутатов РСФСР. Б. Н. Ельцин — лидер демократических сил. Введение поста Президента СССР и избрание М. С. Гор­бачева на этот пост. Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.

«Парад суверенитетов». Декларация о государственном суве­ренитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. Референдум о сохранении СССР.

Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и о переходе к рын­ку.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Б. Н. Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния М. С. Горбачева. Распад структур КПСС. Ликвидация союзного правительства. Референдум о не­зависимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ).

Тема 3. Российская Федерация в конце ХХ — начале XXI в. (5 ч.).

Становление новой России. 1992—1993 гг.

Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка кур­са реформ. Предоставление Ельцину дополнительных полномо­чий для успешного проведения реформ. Правительство рефор­маторов. Е. Т. Гайдар. Начало радикальных экономических преобразований. «Шоковая терапия». Либерализация цен. Ва­учерная приватизация.

От сотрудничества к противостоянию исполнительной и зако­нодательной властей в 1992—1993 гг. В. С. Черномырдин во главе правительства. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. — попытка правового разреше­ния политического кризиса.

Политический кризис осени 1993 г. Указ Б. Н. Ельцина № 1400. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Победа президента.

Выборы в Федеральное Собрание. Борьба политических сил. В. В. Жириновский, Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский. Блок «Вы­бор России».

Российская Федерация: продолжение реформ и политика стабилизации. 1994—1999 гг.

Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конститу­ции России 1993 г. Принятие Конституции и ее значение. Пол­номочия президента как главы государства и гаранта Конститу­ции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей.

Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня насе­ления. Падение производства. Долларизация экономики. Кор­ректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций.

Обострение межнациональных и межконфессиональных отно­шений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора в 1992 г. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Восстановле­ние конституционного порядка в Чеченской Республике.

Президентские выборы 1996 г. Победа Б. Н. Ельцина.

Противоречивые результаты первых лет экономических ре­форм. Дефолт 1998 г. и его последствия. Е. М. Примаков. Но­вый облик российского общества. Социальная поляризация и смена ценностных ориентиров.

Власть и общество в начале XXI в.

Политическая ситуация на рубеже XX—XXI вв. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Госу­дарственную Думу 1999 г. Отставка Б. Н. Ельцина.

Первое и второе президентства В. В. Путина. Стратегия раз­вития страны. Восстановление единого правового пространства. Разграничение властных полномочий Центра и регионов. Тер­рористическая угроза. Политические партии и электорат. По­строение вертикали власти и гражданское общество.

Президентство Д. А. Медведева. Меры правительства по пре­одолению глобального экономического кризиса.

Избрание В. В. Путина Президентом РФ на третий срок. При­нятие Республики Крым и Севастополя в состав России.

Выборы в Государственную Думу 2016 г.

Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI в.

Экономическое развитие в 2000-е гг. Экономический подъем 1999—2007 гг. и кризис 2008—2010 гг. Налоговая политика, финансовое положение страны. Структура экономики, роль неф­тегазового сектора и задачи инновационного развития. Нацио­нальные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе миро­вой рыночной экономики.

Создание законодательной базы для развития социальной сфе­ры. Демографическая статистика. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Реформа ЖКХ.

Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев на­селения. Модернизация бытовой сферы. Россиянин в глобаль­ном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.

Внешняя политика в конце ХХ — начале XXI в.

Новые приоритеты внешней политики в период президентства Б. Н. Ельцина. Мировое признание новой России суверенным го­сударством. Россия — правопреемник СССР на международной арене. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание в 1993 г. Договора СНВ-2. Вступление России в «Большую семер­ку». Усиление антизападных настроений как результат бомбе­жек Югославии и расширения НАТО на Восток.

Россия на постсоветском пространстве. СНГ. Союзное госу­дарство России и Белоруссии. Военно-политическое сотрудни­чество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг.

Внешнеполитический курс в годы президентства В. В. Пути­на и Д. А. Медведева. Восстановление позиций России в между­народных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терро­ризмом и в урегулировании локальных конфликтов.

Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. Россия и кризис на Украине. СНГ и ЕврАзЭС.

Отношения с США и Евросоюзом. Вступление в Совет Евро­пы. Деятельность «Большой двадцатки». Вступление в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России. Уча­стие в ШОС, БРИКС.

Участие России в антитеррористической операции в Сирии.

Культура и наука в конце ХХ — начале XXI в.

Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны. Конституционное обеспечение прав верующих. Круп­нейшие конфессии. Восстановление храмов. Патриархи Алек­сий II и Кирилл.

Модернизация образования. Создание новой образовательной системы. Законодательная база. Среднее 11-летнее образова­ние. Введение ЕГЭ. Преобразования в высшей школе.

Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и Параолимпийские зимние игры в Сочи. Победы российских спортсменов.

Развитие науки. Основные достижения российских ученых. Инновационный центр Сколково. Проблема «утечки мозгов» за рубеж.

Особенности развития современной художественной культу­ры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного ис­кусства. Процессы глобализации и массовая культура.

Итоговая контрольная работа №2 по темам «СССР 1941-1991 годах», «Российская Федерация в 1992-2014 годах».

Заключительные уроки (2 ч.).

Итоговое повторение.




11 класс. История.

2022-2023 учебный год

УМК: «Всеобщая история. Новейшая история», О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа – М.: Просвещение, 2020 г.,

«История России. Начало XX - начало XXI века», О.В. Волобуев, С.П. Карпачев – М.: Дрофа, 2021 г.,

Количество аудиторных часов в неделю – 1;

количество аудиторных часов в учебном году – 34 (в первом полугодии – 16, во втором полугодии – 18).


п/п

Тема урока

Дата

(план)

Коррекция

Кол-во ауд. час.

Кол-во час.

с/р

Д/з




Всеобщая история



16

-



Тема 1. Вторая мировая война. Вторая половина XX - начало XXI в.



15

-


Вторая мировая война



1

-


Вторая мировая война



1



Послевоенное мирное урегулирование.



1

-


«Начало холодной войны»



1

-


Международные отношения в 1950-1980-е гг.



1

-


Завершение эпохи индустриального об­щества



1

-


Кризисы 1970 - 1980-х гг.



1

-


Экономическая и социальная политика



1

-


Политическая борьба. Социальные движения



1

-


Стра­ны Центральной и Восточной Евро­пы



1

-


Страны Азии и Африки в современном мире



1



Китай Индия



1

-


Глобализация в конце XX - на­чала XXI в.



1

-


Международные отношения в конце XX - на­чала XXI в.



1



Контрольная работа №1 по теме: «Вторая мировая война. Вторая половина XX - начало XXI в.»



1

-



Заключительные уроки



1

-


Итоговое повторение



1

-



История России



18

-



Тема 1. Великая. Отечественная. Священная



3

-


Начальный этап ВОВ. Коренной перелом



1

-


Чело­век и война



1

-


Завершающий этап ВОВ



1

-



Тема 2. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы



8

-


Послевоенное возрождение страны



1

-


Внешняя политика в послевоенные годы



1

-


Социаль­но-экономиче­ское развитие СССР



1

-


Внешняя политика в 1953 -1964-е гг.



1

-


Обществен­ная жизнь в СССР. 1950-1960-х гг.



1

-


Советское общество



1

-


Внешняя политика в 1960-1980-х гг.



1

-


Пере­стройка и рас­пад СССР. 1985 - 1991 годы



1

-



Тема 3. Российская Федерация в 1992—2014 годах



5

-


Становление новой России 1992-1999 годы



1

-


Власть и общество в начале XXI века



1

-


Экономи­ческое развитие и социальная политика в начале XXI века



1

-


Внешняя политика, культура и наука в конце XX — начале XXI века



1

-


Итоговая контрольная работа №2 по темам «СССР 1941-1991 годах», «Российская Федерация в 1992-2014 годах»



1

-



Заключительные уроки



2

-


Итоговое повторение



1

-


Итоговое повторение



1

-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!