«Согласовано» Руководитель ШМО ______/Яруллина Г.И../ Ф.И.О. Протокол № от « » августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Габишевская СОШ» _______/Пристанская С.С./ Ф.И.О. «___» августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Габишевская СОШ» _______/Бадамшина М.А./ Ф.И.О. Приказ № ______ от «___» _________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Габишевская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Камалетдиновой Гульсум Рахимзановны
учителя математики I квалификационной категории
Ф.И.О., категория
по информатике и ИКТ в 11 «а» классе
Предмет, класс
2018 / 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе:
федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089;
Программы профильного курса «Информатика 10-11» (базовый уровень) И. Г. Семакина, Е.К Хеннера (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007)
Учебного плана школы на 2015/2016 учебный год
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11-го класса в течении 34 часов (1час в неделю).
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Дополнительной целью изучения курса информатики является подготовка учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ, в учебниках [1],[2] отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня. Данная рабочая программа предусматривает выделение времени для изучения темы «Логика». Изучение логики происходит отдельной темой «Основы логики и логические основы компьютера», используя учебное пособие[4].
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе, количество часов на проведение |
Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ |
1 | Основы логики и логические основы компьютера. | 11 | | 3 | 1 |
2 | Технологии использования и разработки информационных систем. | 16 | | 10 | 2 |
3 | Технологии информационного моделирования | 4 | | 3 | 1 |
4 | Основы социальной информатики | 3 | | 1 | |
| Итого: | 34 | - | 17 | 4 - |
Содержание тем учебного курса.
I. Основы логики и логические основы компьютера- 11 часов.
Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности.
Построение таблиц истинности логических функций и выражений. Решение задач ЕГЭ по теме: «Основы логики и логические основы компьютера». Решение логических задач. Логические основы устройства компьютера.
Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Контрольная работа по теме «Основы логики и логические основы компьютера» - 1.
Практических работ – 3.
II. Технологии использования и разработки информационных систем. - 16часов.
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web –всемирная паутина.
Средства поиска данных в Интернете. Web-сайт – гиперструктура данных.
Основы языка гипертекстовой разметки документов.(HTML). Создание структуры Web-страницы. Форматирование текста. Вставка изображений. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Формы на Web-страницах. Геоинформационные системы.
База данных – основа информационной системы. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Проектирование многотабличной базы данных. Запросы как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных.
Контрольная работа по теме «Интернет» - 1.
Зачет по теме «Создание Web-сайта» -1
Практических работ – 10.
III. Технологии информационного моделирования - 4 часа.
Моделирование зависимостей между величинами. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Модели статистического прогнозирования .
Модели корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.
Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» - 1.
Практических работ – 3.
IV. Основы социальной информатики - 3 часа.
Информационные ресурсы. Информационное общество. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.
Практических работ – 1.
Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и ИКТ.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала (тема урока) | Количество часов | Основные изучаемые понятия темы | Планируемые результаты обучения | Дата | Примечание |
План | Факт |
Основы логики и логические основы компьютера- 11 часов. |
1 | Инструктаж по ТБ. Формы мышления. Алгебра высказываний. | 1 | Что такое алгебра логики, высказывание, понятие, умозаключение, основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность), их свойства и обозначения; представление логические выражения в виде формул и таблиц истинности; назначение основных логических устройств ЭВМ (регистр, сумматор); законы логики. | Знать: основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность), их свойства и обозначения; представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности; объяснять назначение основных логических устройств ЭВМ (регистр, сумматор); иметь представление о законах логики. уметь: применять основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция); строить таблицы истинности логических выражений; уметь строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений. Решать логические задачи, упрощать логические выражения по законам логики. | | | |
2 | Логические выражения и таблицы истинности. | 1 | | | |
3-4 | Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). | 2 | | | |
5 | Логические законы и правила преобразования логических выражений. | 1 | | | |
6-7 | Решение логических задач. | 2 | | | |
8-9 | Логические основы устройства компьютера. | 2 | | | |
10 | Решение задач ЕГЭ по теме: «Основы логики и логические основы компьютера» | 1 | | | |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Основы логики и логические основы компьютера» | 1 | | | |
Технологии использования и разработки информационных систем. - 16часов |
12 | Информационные системы. Компьютерный текстовый документ как структура данных | 1 | Информационные системы: назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности. Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Гипертекст: гиперссылка, приемы создания гипертекста: оглавления и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web –всемирная паутина.Средства поиска данных в Интернете. Службы Интернета: коммуникационные, информационные World Wide Web: структурные составляющие - Web-страница, Web-сайт, технология «клиент-сервер», Web-браузер Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели. | Знать: назначение информационных систем; состав информационных систем, разновидности информационных систем, что такое гипертекст, гиперссылка; средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки). Назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы; основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес; что такое поисковый каталог: организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация, назначение. Уметь: автоматически создавать оглавление документа организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе. работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. | | | |
13 | Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web –всемирная паутина | 1 | | | |
14 | Средства поиска данных в Интернете | 1 | | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Интернет» | 1 | | | |
16 | Web-сайт – гиперструктура данных. | 1 | Web-сайт – гиперструктура данных. Основы языка гипертекстовой разметки документов.(HTML). Структура Web-страницы. Геоинформационные системы. База данных – основа информационной системы. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Проектирование многотабличной базы данных. Запросы как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных. | Знать: какие существуют средства для создания Web-страниц; в чем состоит проектирование Web-сайта; что значит опубликовать Web-сайт; возможности текстового процессора по созданию web-страниц, что такое HTML, что такое ГИС; области приложения ГИС; как устроена ГИС; приемы навигации в ГИС, что такое база данных (БД); какие модели данных используются в БД; основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД; основы организации многотабличной БД; Уметь: создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word или языка HTML, осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС, создавать многотабличную БД средствами Microsoft Access. | | | |
17 | Основы языка гипертекстовой разметки документов.(HTML) | 1 | | | |
18 | Создание структуры Web-страницы. Форматирование текста. Вставка изображений | 1 | | | |
19-20 | Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Формы на Web-страницах | 2 | | | |
21 | Практическая работа «Создание собственного сайта». | 1 | | | |
22 | Зачет по теме «Web-сайт – гиперструктура данных». | 1 | | | |
23 | Геоинформационные системы | 1 | | | |
24 | База данных – основа информационной системы | 1 | | | |
25 | Проектирование многотабличной базы данных | 1 | | | |
26 | Практическая работа «Создание базы данных «Приемная комиссия» | 1 | | | |
27 | Запросы как приложения информационной системы Логические условия выбора данных | 1 | | | |
Технологии информационного моделирования - 4 часа |
28 | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | Моделирование зависимостей между величинами. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) Модели статистического прогнозирования . Модели корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования | Знать: формы представления зависимостей между величинами; для решения каких практических задач используется статистика; что такое регрессионная модель; как происходит прогнозирование по регрессионной модели что такое корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции; какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. что такое оптимальное планирование, какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования. Уметь: используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов; осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели. вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel) решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel). | | | |
29 | Модели статистического прогнозирования | 1 | | | |
30 | Модели корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования | 1 | | | |
31 | Контрольная работа № 3 «Информационное моделирование» | 1 | | | |
Основы социальной информатики - 3 часа |
32 | Информационные ресурсы. Информационное общество. | 1 | Информационные ресурсы. Информационное общество. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. | Знать: что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества; основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Уметь: соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности | | | |
33 | Правовое регулирование в информационной сфере | 1 | | | |
34 | Проблема информационной безопасности. | 1 | | | |
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
ЦОР: Электронный учебник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д.
Угринович. - М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003
5.Соколова О.Л. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
6. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М.: Эксмо, 2009
7. Л.З. Шауцукова Информатика. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение»,2002.
ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и др.
7