Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хмельниковская
средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО /Зеткина Г. Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Зеткина Г. Н./ | «Утверждаю» Директор МОУ Хмельниковская СОШ /Мироненко Т. В./ |
(подпись) Протокол № от « » сентября 2015 г. | (подпись) « » сентября 2015 г. | (подпись) Приказ по школе № от « » сентября 2015 г. |
Рабочая программа по факультативному курсу «Компьютерная грамотность»
для 11 класса среднего общего образования
Составил: учитель
Строителев С. Н.
2015-2016 уч. год.
Пояснительная записка
Основными нормативными документами, определяющими содержание данного учебного курса, являются:
«Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ» от 2004 года;
«Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям»;
Авторская программа для общеобразовательных учреждений "Информатика и ИКТ. 10-11 классы". И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008.
Основные цели и задачи курса
Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Все перечисленные позиции в совокупности составляют основы информационно-коммуникационной компетентности, которыми должны овладеть выпускники полной средней школы.
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса
Правила техники безопасности на уроках информатики и ИКТ и в компьютерном классе: основные правила техники безопасности на уроках информатики и ИКТ и в компьютерном классе. (1 ч).
Основы телекоммуникационных технологий. (13 ч).
Основные понятия телекоммуникационных технологий. Глоссарий: определения основных понятий (уникальный адрес, антивирусное программное обеспечение, аппаратное обеспечение, архитектура, атака, БД поисковой системы, брандмауэр, web-браузер, web-сайт, вирус, витая пара, гиперссылка, домашняя страница, динамический IP-адрес, домен верхнего уровня, индексирующая программа, кабель-канал, клиент, коммутатор, маршрутизатор, одноранговая сеть, терминатор, оптоволоконный кабель, «Паук», «Плагиат», провайдер, протокол, сеть клиент-сервер, топология, хаб, чат). (1ч).
Компьютерные сети. Тренажер (уровень 11): определение сети; определение ресурсам; классификация компьютерных сетей (от расстояния между связываемых узлами: локальные, региональные, глобальные; по типу среды передачи: проводные и беспроводные; по скорости передачи информации: высокоскоростные, среднескоростные и низкоскоростные; с точки зрения распределения ролей между компьютерами: одноранговые, серверы); преимущества и недостатки одноранговых сетей; преимущества и недостатки клиент-сервера сетей; взаимодействия компьютеров в сети. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (11 уровень). (1ч).
Сетевые топологии. Способы доступа к среде передачи данных: определение топологии сети; сеть типа «Шина» (преимущества и недостатки); сеть типа «Кольцо» (преимущества и недостатки); сеть типа «Звезда» (преимущества и недостатки); способы доступа к среде передачи данных (множественный доступ с контролем несущий и обнаружением столкновений, множественный доступ с контролем несущий и предотвращением столкновений, передача маркера). (1ч).
Основы IP-адресации. Различные представления IP-адресов. Тренажер (уровень 12): определение IP-адресации; определение маски подсети; идентификатор сети, идентификатор узла; правила назначения IP-адресов сетей и узлов. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (12 уровень). (1ч).
Классовая и бесклассовая IP-адресация. Тренажер (уровень 13): классы адресов первоначальной схемы IP-адресации; классовая IP-адресация; бесклассовая IP-адресация; IP-адресация для локальных сетей. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (13 уровень). (1ч).
Настройка IP-адресации и маршрутизации: определение основного шлюза; его назначение; определение маски подсети; ее назначение; основы настройка IP-адресации и маршрутизации. (1ч).
Сетевые операционные системы. Тренажер (уровень 14): определение сетевых ОС; клиентские ОС; серверные ОС. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (14 уровень). (1ч).
Основные типы серверов. Тренажер (уровень 15): серверы, обеспечивающие работу в сети TCP/IP или серверы сетевой инфраструктуры (DHCP, DNS, WINS); серверы-файлы; принт-серверы; серверы приложений; серверы удаленного доступа и серверы VPN; терминальные серверы; брандмауэры; серверы электронной почты. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (15 уровень). (1ч).
Основы безопасности при работе в сетях. Принципы построения защищенных ОС: определение учетной записи; административная учетная запись; пользовательская учетная запись; их характеристики; запись «Гость»; локальная учетная запись; глобальная учетная запись; их характеристики. (1ч).
Основные угрозы при работе в сети. Основные меры безопасности при работе в сети: определение угрозы; основные угрозы (взлом компьютера; повреждение системы; кража данных; уничтожение данных); их характеристика; основные правила при работе в сети; их характеристики. (1ч).
Рабочие группы и домены. Тренажер (уровень 16): определение рабочей группы; преимущества рабочей группы; определение домена; преимущества домена; доменная система имен в интернете; домены 1, 2, 3 уровня. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (16 уровень). (1ч).
Всемирная паутина (WWW). Способы доступа в интернет. Тренажер (уровень 17): определение всемирной паутины (WWW); Web-страницы, Web-сайт; древовидный сайт; произвольный сайт. Отработка набора текста десятипальцевым методом с помощью клавиатурного тренажера (17 уровень). (1ч).
Поиск информации в интернете. Дискуссионные группы (форумы): определение поисковой системы; поисковые каталоги; способы поиска информации в интернете; определение форума; наиболее популярные поисковые системы; средства общения и обмен данными. (1ч).
Архитектура компьютера. (8 ч).
Магистрально-модульный принцип по строению компьютера. Центральный процессор: определение магистрали; шина данных; шина адреса; шина управления; центральный процессор; определение такта; тактовая частота; центральный процессор различных моделей; характеристики центрального процессора. (1ч).
Системный блок. Оперативная память. Внешняя долговременная память: варианты изготовления ПК (настольный или стационарный, портальный или ноутбук, КПК); составляющие корпуса системного блока (системная плата – материнская, ЦП, ОП, блок питания, накопитель на гибких дисках, накопитель на оптических дисках, видеокарта и т.д.); определение чипсета; состав чипсета; стандарты ОП; чтение, запись и считывание информации; гибкие магнитные диски. (1ч).
Жесткий диск. Флэш-память: представление жесткого магнитного диска; оптический принцип записи диска; лазерные диски и дисководы (ROM, R, RW); их характеристики; характеристика флэш-памяти; преимущества и недостатки. (1ч).
Практическая работа № 1: «Разбор системного блока для наглядного изучения его составных частей». (1ч).
Устройства ввода и вывода информации: устройства ввода информации (клавиатура; манипуляторы – мышь, тачпад, трекбол, графический планшет; сканер; цифровые камеры и ТВ-тюнеры; звуковая карта); их характеристики; устройства вывода информации (монитор: на основе ЭЛТ, ЖК; принтеры; плоттеры; акустические колонки); их характеристики. (1ч).
Назначение и состав операционной системы: ОС Windows;OCMacOS; их характеристики; устройства ОС (модули управляющие файловой системой; командный процессор; драйверы устройств; графический пользовательский интерфейс; справочная система); их характеристика и функции; загрузка ОС; графический интерфейс Windows; основные элементы графического интерфейса (рабочий стол; панель задач; окна; меню; контекстное меню; диалоговые панели). (1ч).
Файлы и файловая система. Прикладное программное обеспечение: определение файла; имя файла (часть до точки и часть после точки); типы файлов и их расширения; определение прикладного ПО; группы ПО (системы программирования; приложения); их характеристики и назначения. (1ч).
Компьютерные вирусы. Использование антивирусных программ: определение компьютерного вируса; виды компьютерные вирусов (по степени вредных воздействий – неопасные, опасные, очень опасные; по среде обитания – загрузочные, файловые, макровирусы, скриптвирусы; по степени заражения – переписывающие, вирусы компаньоны, вирусы паразиты); их характеристики; сетевые черви (почтовые черви; Web-черви; черви в системах интерактивного общения; черви, использующие сетевые ресурсы; черви, использующие файлообменные сети; черви, использующие недочеты ПО); их характеристики; троянские программы (троянские утилиты; трояны, ворующие информацию; шпионы); их характеристика; использование антивирусные программы. (1ч).
Формализация и моделирование (12 ч).
Моделирование как метод познания: использование моделей в повседневной жизни; определение модели; примеры моделей; определение моделирования; модели в различных науках. (1ч).
Практическая работа № 2: «Знакомство с основными функциями и инструментами программы моделирования человека«Foto Robot»». (1ч).
Модель. Типы моделей: для чего необходима модель?; классификация моделей (по области использования – учебные, опытные, научно-технические, игровые, имитационные; с учетом фактора времени – статистические, динамические; по области знаний – биологические, математические, социологические, исторические; по способу представления – материальные и информационные; по форме представления – геометрические, специальные, компьютерные, структурные, словесные, логические, математические); их характеристики. (1ч).
Практическая работа № 3: «Создание фоторобота человека по предложенной фотографии в программе «Foto Robot»». (1ч).
Основные типы моделей: классификация основных типов моделей (табличные модели; иерархические модели; сетевые модели); их характеристики. (1ч).
Практическая работа № 4: «Ознакомление с основными функциями и инструментами программы редактирования фотоизображений «Adobe Photoshop»». (1ч).
Моделирование и формализация: формальные и естественные языки; «Гелиоцентрическая модель мира», предложенная Коперником; формальные информационные модели; формальные логические модели; определение формализации. (1ч).
Практическая работа № 5: «Редактирование предложенного фотоизображения в программе «Adobe Photoshop»». (1ч).
Основные этапы моделирования: основные этапы моделирования (постановка задачи; описание задачи; цель моделирования; анализ объекта; разработка моделей; компьютерные эксперимент; анализ результата моделирования). (1ч).
Практическая работа № 6: «Создание предложенных чертежей в системе автоматизированного проектирования (САПР) «КОМПАС-3D»». (1ч).
Понятие о системе. Моделирование систем: определение системы; признаки системы; 5 принципов системы (целостность, связанность, структурность, интегративность, функциональность); примеры систем. (1ч).
Практическая работа № 7: «Создание макета здания в системе автоматизированного проектирования (САПР) «КОМПАС-3D». (1ч).
Место учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на изучение в 11 классе общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№ раздела | Название раздела | Примерные сроки |
Количество часов | Практические работы | Контрольные работы | Примерные сроки |
Правила техники безопасности на уроках информатики и ИКТ и в компьютерном классе. | 1 | - | - | 1 неделя |
1 | «Основы телекоммуникационных технологий» | 13 | - | - | 2-14 неделя |
2 | «Архитектура компьютера» | 8 | 1 | - | 15-22 неделя |
3 | «Формализация и моделирование» | 12 | 6 | - | 23-34 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 | | Правила техники безопасности на уроках информатики и ИКТ и в компьютерном классе. Тренажер (уровень 10). | 1 |
Раздел 1. Основы телекоммуникационных технологий. | 13 |
2 | | Основные понятия телекоммуникационных технологий. Глоссарий. | 1 |
3 | | Компьютерные сети. Тренажер (уровень 11). | 1 |
4 | | Сетевые топологии. Способы доступа к среде передачи данных. | 1 |
5 | | Основы IP-адресации. Различные представления IP-адресов. Тренажер (уровень 12). | 1 |
6 | | Классовая и бесклассовая IP-адресация. Тренажер (уровень 13). | 1 |
7 | | Настройка IP-адресации и маршрутизации. | 1 |
8 | | Сетевые операционные системы. Тренажер (уровень 14). | 1 |
9 | | Основные типы серверов. Тренажер (уровень 15). | 1 |
10 | | Основы безопасности при работе в сетях. Принципы построения защищенных ОС. | 1 |
11 | | Основные угрозы при работе в сети. Основные меры безопасности при работе в сети. | 1 |
12 | | Рабочие группы и домены. Тренажер (уровень 16). | 1 |
13 | | Всемирная паутина (WWW). Способы доступа в интернет. Тренажер (уровень 17). | 1 |
14 | | Поиск информации в интернете. Дискуссионные группы (форумы). | 1 |
Раздел 2: «Архитектура компьютера». | 8 |
15 | | Магистрально-модульный принцип по строению компьютера. Центральный процессор. | 1 |
16 | | Системный блок. Оперативная память. Внешняя долговременная память. | 1 |
17 | | Жесткий диск. Флэш-память. | 1 |
18 | | Практическая работа № 1: «Разбор системного блока для наглядного изучения его составных частей». | 1 |
19 | | Устройства ввода и вывода информации. | 1 |
20 | | Назначение и состав операционной системы. | 1 |
21 | | Файлы и файловая система. Прикладное программное обеспечение. | 1 |
22 | | Компьютерные вирусы. Использование антивирусных программ. | 1 |
Раздел 3: «Формализация и моделирование». | 12 |
23 | | Моделирование как метод познания. | 1 |
24 | | Практическая работа № 2: «Знакомство с основными функциями и инструментами программы моделирования человека«Foto Robot»». | 1 |
25 | | Модель. Типы моделей. | 1 |
26 | | Практическая работа № 3: «Создание фоторобота человека по предложенной фотографии в программе «Foto Robot»». | 1 |
27 | | Основные типы моделей. | 1 |
28 | | Практическая работа № 4: «Ознакомление с основными функциями и инструментами программы редактирования фотоизображений «Adobe Photoshop»». | 1 |
29 | | Моделирование и формализация. | 1 |
30 | | Практическая работа № 5: «Редактирование предложенного фотоизображения в программе «Adobe Photoshop»». | 1 |
31 | | Основные этапы моделирования. | 1 |
32 | | Практическая работа № 6: «Создание предложенных чертежей в системе автоматизированного проектирования (САПР) «КОМПАС-3D»». | 1 |
33 | | Понятие о системе. Моделирование систем. | 1 |
34 | | Практическая работа № 7: «Создание макета здания в системе автоматизированного проектирования (САПР) «КОМПАС-3D»». | 1 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и компьютерная мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).
Программные средства:
Операционная система (Widows 7).
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа (Dr. Web).
Клавиатурный тренажер (Baby Type).
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы (LibreOffice).
Браузеры (Google Chrome, Mozilla Firefox).
Программа для распознавания текстов (ABBYY FineReader).
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Учебно-методическое обеспечение:
Семакин И. Г., Шейна Т. Ю., Шестакова JI. В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шейна Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
Семакин И. Г., Шейна Т. Ю. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2—11 классы / Составитель М. Н. Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.