Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 11» города Сарова
«Рассмотрена» на заседании МО учителей _________________________ _________________________ Протокол №__ от ___.___.2017 Руководитель МО _____________/______________ | «Согласована» Заместитель директора ____________Кохаева Е.В. «____» _________ 2017 г. | «Утверждаю» директор МБОУ Школы № 11 ______________ Гузова Е.Н. «____» __________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __ информатике_____
(предмет)
Уровень образования ___________основное общее ______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
9 класс (классы)
(2017 - 2018 учебный год)
Учитель Ерунова Мария Григорьевнаа
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы). (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений: 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).
«Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы)». Автор Угриновича Н. Д. (Информатика. Программы для общеобразовательных
учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.)
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. / Н. Д. Угринович. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие» / Н.Д. Угринович –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Электронные ресурсы:
http://lbz.ru/authors/210/1770/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов;
примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
Практическая работа № 1. Кодирование графической информации.
Практическая работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа № 4. Создание GIF и Flash-анимации.
Практическая работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Кодирование и обработка текстовой информации – 10 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
Практическая работа № 7. Кодирование текстовой информации
Практическая работа № 8. Вставка в документ формул
Практическая работа № 9. Форматирование символов и абзацев
Практическая работа № 10. Создание и форматирование списков
Практическая работа № 11. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
Практическая работа № 12. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
Практическая работа № 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Кодирование и обработка числовой информации – 13 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа № 14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа № 15. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа № 16. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа № 17. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа № 18. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - 20ч.
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
Практические работы:
Практическая работа № 19. Проект «Калькулятор»
Практическая работа № 20. Проект «Даты и время»
Практическая работа № 21. Проект «Отметка»
Практическая работа № 22. Проект «Коды символов»
Практическая работа № 23. Проект «Слово-перевертыш»
Формализация и моделирование - 9 ч.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
Практическая работа № 25. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа № 26. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа № 27. Проект «Распознавание удобрений»
Итоговое повторение (1 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14ч) |
1 | | Пространственная дискретизация | |
2 | | Растровые изображения на экране монитора | |
3 | | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Пр. работа №1. Кодирование графической информации | |
4 | | Растровая графика | |
5 | | Векторная графика | |
6 | | Интерфейс и основные возможности графических редакторов | |
7 | | Рисование графических примитивов в растровых графических редакторах. Пр. работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | |
8 | | Инструменты рисования растровых графических редакторов | |
9 | | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Пр. работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе | |
10 | | Редактирование изображений и рисунков. | |
11 | | Растровая и векторная анимация. Пр. работа № 4. Создание GIF и Flash анимации. | |
12 | | Кодирование и обработка звуковой информации. Пр. работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации | |
13 | | Цифровое фото и видео. Пр. работа № 6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | |
14 | | Контрольная работа №1 | |
Кодирование и обработка текстовой информации (10 ч) |
15 | | Кодирование текстовой информации. Пр. работа № 7. Кодирование текстовой информации | |
16 | | Ввод и редактирование документа. Пр. работа № 8. Вставка в документ формул | |
17 | | Сохранение и печать документов | |
18 | | Форматирование документа. | |
19 | | Форматирование абзацев. Пр. работа № 9. Форматирование символов и абзацев | |
20 | | Нумерованные и маркированные списки. Пр. работа № 10. Создание и форматирование списков | |
21 | | Таблицы. Пр. работа № 11. Вставка в документ таблицы, форматирование и заполнение данными | |
22 | | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Пр. работа № 12. Перевод текста с помощью компьютерного словаря | |
23 | | Системы оптического распознавания документов. Пр. работа № 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | |
24 | | Контрольная работа №2 | |
Кодирование и обработка числовой информации (13 ч) |
25 | | Кодирование числовой информации | |
26 | | Представление числовой информации с помощью систем счисления. | |
27 | | Арифметические операции в позиционных системах счисления | |
28 | | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Пр. работа № 14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | |
29 | | Электронные таблицы | |
30 | | Основные типы и форматы данных | |
31 | | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Пр. работа № 15. Ссылки в электронных таблицах | |
32 | | Встроенные функции. Пр. работа № 16. Создание таблиц значений в электронных таблицах | |
33 | | Построение диаграмм и графиков. Пр. работа № 17. Создание диаграмм различных типов | |
34 | | Базы данных в электронных таблицах | |
35 | | Представление базы данных в виде таблицы и формы | |
36 | | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Пр. работа № 18. Сортировка и поиск данных в ЭТ | |
37 | | Контрольная работа №3 | |
Основы алгоритмизации и основы объектно-ориентированного программирования (20 ч) |
38 | | Алгоритм и его формальное исполнение | |
39 | | Свойства алгоритма и его исполнители | |
40 | | Блок-схемы алгоритмов | |
41 | | Выполнение алгоритмов компьютером | |
42 | | Кодирование основных типов алгоритмических структур | |
43-44 | | Линейный алгоритм | |
45 | | Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор» | |
46 | | Пр. работа № 19. Проект «Калькулятор» | |
47 | | Пр. работа № 20. Проект «Даты и время» | |
48-49 | | Алгоритмическая структура «цикл» | |
50 | | Переменные: тип, имя, значение. | |
51 | | Пр. работа № 21. Проект «Отметка» | |
52 | | Арифметические, строковые и логические выражения | |
53 | | Пр. работа № 22. Проект «Коды символов» | |
54 | | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | |
55 | | Пр. работа № 23. Проект «Слово-перевертыш» | |
56 | | Основы объектно-ориентированного визуального программирования | |
57 | | Контрольная работа №4 | |
Моделирование и формализация (9 ч) |
58 | | Окружающий мир как иерархическая система | |
59 | | Моделирование как метод познания. Пр. работа № 25. Проект «Бросание мячика в площадку» | |
60 | | Материальные и информационные модели | |
61 | | Формализация и визуализация моделей | |
62 | | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере Пр. работа № 26. Проект «Графическое решение уравнений» | |
63 | | Построение и исследование физических моделей | |
64 | | Приближенное решение уравнений | |
65 | | Экспертные системы распознавания химических веществ. Пр. работа № 27. Проект «Распознавание удобрений» | |
66 | | Информационные модели управления объектами | |
67 | | Итоговая контрольная работа | |
Итоговое повторение (1 ч) |
68 | | Обобщающее повторение | |