Краснодарский край
муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 станица Неберджаевская
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «_30» августа 2017 года
Председатель педсовета
_____________ Е.А. Чернышева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Информатика и ИКТ»
Ступень обучения (класс) основное общее образование ( 8 класс)
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Чернышева Елена Александровна 1
Программа разработана на основе авторской программы основного общего образования «Информатика и ИКТ». Авторы: И.Г. Семакин , Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Москва: Бином, Лаборатория знаний, 2012.
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2017–2018 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»
3. Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
6. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями от: 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениям приказ Минобрнауки России).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
11. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253».
12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Авторской программы по информатике и ИКТ для 7-9 классов «Информатика. УМК для основной школы» И. Г. Семакина и др. (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012),
11.Учебного плана МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год.
- Согласно годовому календарному учебному графику на 2017-2018 учебный год. календарно-тематическое планирование рассчитано: 8 класс – 34 часа в неделю
Цели обучения в 8 классах:
- расширение знаний об объектах и их информационных моделях на уровне системы;
- обучение технологии моделирования в графическом редакторе и текстовом процессоре на основе решения задач из разных предметных областей;
- развитие у учащихся исследовательских умений в процессе моделирования;
- освоение алгебры логики, работа с таблицами истинности и логическими выражениями
- освоение технологии работы в системе управления базой данных.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего
образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
8 класс Выпускник научится:
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение
логического выражения; строить таблицы истинности; понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать
предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
34 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке. исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром
или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления; познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука; научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с 35 заданными свойствами;
определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Содержание учебного предмета
8 класс
Общее число часов – 34
.
Модуль 1. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером (13 часов)
Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс
Практика на компьютере:
освоение клавиатуры, работа с тренажерами; основные приемы редактирования. знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны
Знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода-вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Модуль 2. Текстовая информация и компьютер (9 часов)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны
Знать:
способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
сазначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
ссновные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
вохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа (10 часов)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации
Практика на компьютере:
создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре), освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.
Учащиеся должны
Знать:
способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
Уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
.
Тематическое планирование 8 класс |
Раздел | Кол-во часов | темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Человек и информация | 5 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания | 1 | Понимание общепредметной сущности понятий «информация» |
Информация и знания. Восприятие информации человеком. | 1 | общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире |
Информационные процессы Работа с тренажёром клавиатуры | 1 | умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике |
Работа с тренажёром клавиатуры | 1 | Освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером |
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 1 | знание основных понятий и формул при измерении информации. Научиться находить информационный объем сообщения |
Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | 1 | Знать начальные сведения об архитектуре компьютера |
| Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. | 1 | Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации) |
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. | 1 | Знать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. |
Пользовательский интерфейс Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК | 1 | понимание сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс»,«информационное пространство пользователя».Научиться оперированию компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме |
Файлы и файловые структуры. | 1 | Научиться: строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации |
Работа с файловой структурой операционной системы | 1 | Выполнять основные операции с файлами и каталогами |
Текстовая информация и компьютер | 9 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | Знать способы представления символьной информации в памяти компьютера |
| | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 | Систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов |
| | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 | Уметь набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов |
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | 1 | Работать с выделенными блоками через буфет обмена |
Работа с таблицами | 1 | Работа с таблицами |
Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов | 1 | Работа с нумерованными и маркированными списками, вставка объектов в текст (рисунков, формул) |
Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов | 1 | Отработка навыков создания текстовых документов |
Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер | 1 | Использование полученных знаний |
Графическая информация и компьютер | 6 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 | Развитие основных навыков и умений использования графических редакторов |
Графические редакторы растрового типа Работа с растровым графическим редактором | 1 | Систематизированные представления о растровой графике. |
Кодирование изображения Работа с растровым графическим редактором | 1 | Знать принципы кодирования изображения, понятие о дискретизации изображения |
Работа с векторным графическим редактором | 1 | Систематизированные представления о векторной графике. |
Технические средства компьютерной графики Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | 1 | Научиться вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканера |
Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 ч | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов |
| | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | 1 | Создавать несложную презентацию в среде типовой программы. |
| | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 | Знать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера. |
| | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | 1 | совмещать изображение, звук, анимацию и текст |
| | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | | Использование полученных знаний |
| | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | | Использование полученных знаний |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей естественных наук №1 от «__» августа 2017года _________________ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________К.К. Голикова «___» __________ 2017 года |