Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубокинская казачья средняя общеобразовательная школа №1
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Глубокинская казачья СОШ №1)
Утверждаю |
Директор МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1 _________________ М.С.Некрасова приказ от «_____»_____________20___г №___-___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ_________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
среднее общее образование, 8а,б класс
количество часов:34
учитель Щербина Юлия Николаевна
квалификационная категория первая
2019- 2020учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана в соответствии с :
- законом «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС ООО
- Федеральным перечнем учебников, утверждённым приказом Минобрнауки от 28.12.2018 г. № 345, с внесёнными изменениями;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1;
- авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой для 7-9 классов, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» / Сост. М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 год)
- устава ОУ;
- учебного плана МБОУ Глубокинской казачьей СОШ №1 на 2019-2020уч.год;
- с настоящим Положением оструктуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с ФГОС основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу. Ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении информатики в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Предлагаемая программа по информатике раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:
В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом биологии (6-7 классы), где дается знакомство восприятием информации человеком, химией (процессы, опасные вещества); изобразительного искусства (графика); музыкой (звуковые редакторы); русский и английский язык (владение речевыми способностями). Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы.
Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34часа (из расчёта 1 час в неделю) согласно:
- годовому календарному графику работы школы на 2019-2020уч.год, утвержденного приказом от 30.08.2019г. №03-192,
- учебному плану образовательного учреждения и расписанию занятий на 2019-2020 учебный год, утвержденных приказом от 29.08.2019г. №03-188,
- Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 №875 "О переносе выходных дней в 2020 году",с учетом исключения праздничных дней.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой для 7-9 классов:
1.Учебник«Информатика» для 8 класса . Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
2.Задачник практикум(в 2 томах). Под редакциейИ. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
3.Методическое пособие для учителя . Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Комплект цифровых образовательных ресурсов(далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР
4.Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru)
Результаты освоения учебного предмета, курса
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным. Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
Умение использовать термины «информация», «наука», «связь», «сообщение», «данные», «входные данные», «процессы», «органы чувств», «кодирование», «программа», «формула», «история развития», «звуковое кодирование», «звуковое кодирование», «пространственная дискретизация», «волны», «рисуночное письмо»; «рисунок» понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т.д;
Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице и т.д.;
Умение использовать прикладные компьютерные программы;
Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Полученные результаты служат основой разработки контрольных измерительных материалов.
Содержание учебного предмета
Содержание курса информатики и информационных технологий для 8 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Передача информации в компьютерных сетях 8ч
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование 4 ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Хранение и обработка информации в базах данных 1 0ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере 10 ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
5. Повторение и обобщение – 3 часа
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы раздела | Количество часов | Формы контроля |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | Контрольная работа по теме: «Передача информации в компьютерных сетях» |
2 | Информационное моделирование | 4 | Контрольная работа по теме: «Информационное моделирование». |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | Контрольная работа по теме: «Хранение и обработка информации в базах данных» |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | Контрольная работа по теме: «Табличные вычисления на компьютере» |
5 | Повторение и обобщение | 3 | |
| Итого часов | 35 | |
Календарно тематическое планирование 8 а, б класса
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание. Причина корректировки |
Раздел I. Передача информации в компьютерных сетях — 8 ч |
1 | 1.1 | Как устроена компьютерная сеть | 1 | 05.09 | | |
2 | 1.2 | Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | 12.09 | | |
3 | 1.3 | Практическая работа №1: Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. | 1 | 19.09 | | |
4 | 1.4 | Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей Практическая работа№2: Работа с электронной почтой. | 1 | 26.09 | | |
5 | 1.5 | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете | 1 | 03.10 | | |
6 | 1.6 | Практическая работа №3: Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора. | 1 | 10.10 | | |
7 | 1.7 | Практическая работа №4: Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора. | 1 | 17.10 | | |
8 | 1.8 | Контрольная работа №1 по теме: «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | 24.10 | | |
Раздел II. Информационное моделирование — 4 ч |
9 | 2.1 | Что такое моделирование. Графические информационные модели | 1 | 07.11 | | |
10 | 2.2 | Табличные модели. | 1 | 14.11 | | |
11 | 2.3 | Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа№5: Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью. | 1 | 21.11 | | |
12 | 2.4 | Контрольная работа №2 по теме: «Информационное моделирование». | 1 | 28.11 | | |
Раздел III. Хранение и обработка информации в базах данных —10 ч |
13 | 3.1 | Основные понятия. База данных | 1 | 05.12 | | |
14 | 3.2 | Что такое система управления базами данных. Практическая работа№6: Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | 1 | 12.12 | | |
15 | 3.3 | Создание и заполнение баз данных. Практическая работа№7: Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | 1 | 19.12 | | |
16 | 3.4 | Основы логики. Условия выбора и простые логические выражения | 1 | 26.12 | | |
17 | 3.5 | Практическая работа№8: Формирование простых запросов к готовой базе данных | 1 | 16.01 | | |
18 | 3.6 | Условия выбора и сложные логические выражения | 1 | 23.01 | | |
19 | 3.7 | Практическая работа№9: Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | 30.01 | | |
20 | 3.8 | Сортировка, удаление и добавление записей | 1 | 06.02 | | |
21 | 3.9 | Практическая работа№10: Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 | 13.02 | | |
22 | 3.10 | Контрольная работа №3 по теме: «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 | 20.02 | | |
Раздел IV. Табличные вычисления на компьютере — 10 ч |
23 | 4.1 | История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика | 1 | 27.02 | | |
24 | 4.2 | Числа в памяти компьютера. | 1 | 05.03 | | |
25 | 4.3 | Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы | 1 | 12.03 | | |
26 | 4.4 | Практическая работа №11: Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | 1 | 19.03 | | |
27 | 4.5 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | 1 | 02.04 | | |
28 | 4.6 | Практическая работа №12: Использование встроенных математических и статистических функций | 1 | 09.04 | | |
29 | 4.7 | Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса. Практическая работа №13: Сортировка таблиц | 1 | 16.04 | | |
30 | 4.8 | Практическая работа №14: Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | 1 | 23.04 | | |
31 | 4.9 | Электронные таблицы и математическое моделирование. Пример имитационной модели | 1 | 30.04 | | |
32 | 4.10 | Контрольная работа №4 по теме: «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | 07.05 | | |
Раздел V. Повторение и обобщение – 3 ч |
33 | 5.1 | Повторение и обобщение по главам «Передача информации в компьютерных сетях», «Информационное моделирование» | 1 | 14.05 | | |
34 | 5.2 | Повторение и обобщение по главе «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 | 21.05 | | |
35 | 5.3 | Повторение и обобщение по главе «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | 28.05 | | |
СОГЛАСОВАНО Руководитель методического объединения учителей математики и информатики _____________/Масютина Н.А./(ФИО) «___» _____________ 20____ года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________/_______________ (ФИО) «___» ________________ 20___ года |