Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №42 им. Н.П. Гусева с углубленным
изучением французского языка»
Рассмотрена на заседании ШМО Протокол № ___ От «___» ____________ 20___ г. Руководитель ШМО ______________ |
| Утверждена Приказ по школе № 01-19/157 от 1 сентября 2016 г.
Директор МОУ СШ № 42 Н. В. Галочкина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Информатика
класс: 8
Учитель: Бубякина А.В.
2018-2019 учебный год
Рабочая программа по информатике составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа №42». В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом метапредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по Информатике составлена на основе следующих нормативных документов:
Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения. Утверждена приказом директора № 01-19/44б от 30.03.2016;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189, с учетом изменений, внесенных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015. № 81.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем 2017-2018 учебном году;
Авторская программа курса информатики для 8 класса. (УМК Семакин И.Г. и другие 8 класс);
Учебный план МОУ СШ № 42 (утверждён приказом директора № от 1.09.2017.);
Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя основного общего образования средней школы №42» (утверждён приказом директора № 01-19/127а от 23.06.2016.);
Локальный акт образовательного учреждения «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся». Утверждён приказом № 01-19/31а от 07.04.2014;
Приказ директора школы об утверждении годового календарного учебного графика на 2018-2019 учебный год № от 1.09.2017.
Цели изучения информатики в 8 классе:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и технологиях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом и календарным учебным графиком МОУ СШ № 42 на изучение курса информатики выделено в 8 классе 34 часа (1 час в неделю). В том числе 5 контрольных работ.
В авторскую программу изменения не вносились.
УМК
Учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает:
Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В.
Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Методическое пособие для учителя.
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://schoolBcollection.edu.ru )
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2 ).
Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 8 классе являются:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Метапредметными результатами являются:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)
Предметными результатами являются:
Сформированность информационной культуры
Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
Сформированность представления о понятии информации и ее свойствах
Сформированность представления о понятии модели и ее свойствах
Сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных
Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
Владение компьютерными средствами представления данных;
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информационная система, информационная модель и др;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
Выпускник получит возможность:
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (электронные таблицы, браузеры, поисковые системы); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (электронные таблицы, браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
Содержание учебного предмета
Содержание
Общие понятия
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Ценность информации
Формализация описания и моделирование реальных объектов и процессов. Формализация задачи. Компьютерное моделирование.
Устройство и характеристики компьютера.
Организация вычислительного процесса
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Компьютерные сети, распределенные вычисления, повсеместная вычислительная среда.
Информационные технологии
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Ввод информации
Ввод, запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (в том числе результатов измерений и опросов.
Организация и поиск информации
Поиск информации (в том числе в обществоведении, естествознании, языках) в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете, поисковые машины. Создание записей в базе.
Проектирование, моделирование, управление
Создание и обработка чертежей, диаграмм, планов, карт, двумерная и трехмерная графика (в том числе в черчении, технологии, искусстве, географии, естествознании, экономике), использование стандартных графических объектов.
Управляемые компьютером устройства (в технологии)
Обработка цифровых данных (в том числе в естествознании, обществознании). Динамическая (электронная) таблица как средство моделирования. Ввод информации (в том числе формул) в таблицу, переход к графическому представлению. Виртуальные лаборатории (в том числе в математике и естествознании).
Информационная среда коммуникации и взаимодействия
Создание и передача комплексных информационных объектов в виде веб-страницы. Организация знаний и взаимодействия в информационной среде: электронная переписка, чат, форум, телеконференция, сайт, база знаний.
Информационные и коммуникационные технологии в обществе
Приложения ИКТ: связь (сотовая и интернет-телефония и др.), информационные услуги (Интернет, СМИ), моделирование (прогноз погоды). Личная информация. Информационная безопасность, избирательность, этика и право.
Тематическое планирование.
Тема раздела | Количество часов |
По авторской программе | По рабочей программе | Контрольных работ |
Передача информации в компьютерных сетях, 7 ч | 7 | 7 | 1 |
Информационное моделирование, 4 ч | 4 | 4 | 1 |
Хранение и обработка информации в базах данных, 10 ч | 10 | 10 | 1 |
Табличные вычисления на компьютере, 10 ч | 10 | 10 | 1 |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 |
Резерв | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 34 | 5 |
Тема раздела, количество часов, отводимое на данную тему | Основное содержание курса | Характеристика деятельности обучающихся |
Передача информации в компьютерных сетях, 7 ч | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами; работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Веб-страницы с помощью текстового процессора. | Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.
Практическая деятельность:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. |
Информационное моделирование, 4 ч | Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. | Аналитическая деятельность:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
создавать словесные модели (описания); создавать многоуровневые списки; создавать табличные модели; создавать диаграммы и графики; создавать схемы, графы, деревья; |
Хранение и обработка информации в базах данных, 10 ч | Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). | Аналитическая деятельность:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования БД; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность:
создавать однотабличные базы данных; осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных. строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. |
Табличные вычисления на компьютере, 10 ч | Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. | Аналитическая деятельность:
выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах. |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата по плану | Дата проведения | Тема урока | Домашнее задание |
Передача информации в компьютерных сетях, 7 ч |
1 | | | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных | § 1. Как устроена компьютерная сеть § 3. Аппаратное и программное обеспечение сети |
2 | | | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | § 1. Как устроена компьютерная сеть § 3. Аппаратное и программное обеспечение сети |
3 | | | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Работа с электронной почтой | § 2. Электронная почта и другие услуги сетей |
4 | | | Интернет. Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете | § 4. Интернет и Всемирная паутина § 5. Способы поиска в Интернете |
5 | | | Работа с WWW: использование URL_адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | § 4. Интернет и Всемирная паутина § 5. Способы поиска в Интернете |
6 | | | Создание простейшей Web_страницы с использованием текстового редактора | § 4. Интернет и Всемирная паутина § 5. Способы поиска в Интернете |
7 | | | Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | § 4. Интернет и Всемирная паутина § 5. Способы поиска в Интернете |
Информационное моделирование, 4 ч |
8 | | | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | § 6. Что такое моделирование § 7. Графические Информационные модели |
9 | | | Табличные модели | § 8. Табличные модели |
10 | | | Информационное моделирование на компьютере. Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | § 9. Информационное моделирование на компьютере. Система основных понятий главы 2 |
11 | | | Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование» | |
Хранение и обработка информации в базах данных, 10 ч |
12 | | | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | § 10. Основные понятия |
13 | | | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы | § 11. Что такое система управления базами данных |
14 | | | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. | § 12. Создание и заполнение баз данных |
15 | | | Условия поиска информации, простые логические выражения | § 13. Условия поиска и простые логические выражения |
16 | | | Формирование простых запросов к готовой базе данных | § 13. Условия поиска и простые логические выражения |
17 | | | Логические операции. Сложные условия поиска | § 14. Условия поиска и сложные логические выражения |
18 | | | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | § 14. Условия поиска и сложные логические выражения |
19 | | | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | § 15. Сортировка, удаление и добавление записей |
20 | | | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | § 15. Сортировка, удаление и добавление записей. Система основных понятий главы 3. |
21 | | | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | |
Табличные вычисления на компьютере, 10 ч |
22 | | | Системы счисления. Двоичная система счисления | § 16. Двоичная система счисления |
23 | | | Представление чисел в памяти компьютера | § 17. Числа в памяти компьютера |
24 | | | Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц | § 18. Что такое электронная таблица. § 19. Правила заполнения таблицы |
25 | | | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | § 18. Что такое электронная таблица. § 19. Правила заполнения таблицы |
26 | | | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | § 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация |
27 | | | Использование встроенных математических и статистических функций | § 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация |
28 | | | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | § 21. Деловая графика. Условная функция. § 22. Логические функции и абсолютные адреса |
29 | | | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации | § 21. Деловая графика. Условная функция. § 22. Логические функции и абсолютные адреса |
30 | | | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | § 23. Электронные таблицы и математическое моделирование. § 24. Пример имитационной модели. Система основных понятий главы 4 |
31 | | | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | Система основных понятий глав 1 - 4 |
32 | | | Итоговый тест по курсу 8 класса | |
33 | | | Резерв | |
34 | | | Резерв | |