СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7-9 класс.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7-9 класс.»











Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Геометрия» для    7-9   класса  составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции от 31 декабря 2015 №1577;

  • Основной образовательной программы основного общего образования

  • Федерального перечня  учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Примерной программы по геометрии: Программы  для общеобразовательных учреждений: Геометрия 7 - 9 кл./ сост.      Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2016. 

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана на  68   часов в год из расчета  2  часа в неделю, количество недель – 34 (в каждом классе).

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входит учебник:  Геометрия: 7 – 9 кл.» / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2018.

                                                             

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные  результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты


Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

           2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

     4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

          5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты

  • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:

  • осознание роли математики в развитии России и мира;

  • возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:

  • овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:

  • оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;

  • выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:

  • оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;

  • проведение доказательств в геометрии;

  • оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;

  • решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:

  • распознавание верных и неверных высказываний;

  • оценивание результатов вычислений при решении практических задач;

  • выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;

  • использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;

  • решение практических задач с применением простейших свойств фигур;

  • выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;



Наглядная геометрия

Выпускник научится:

  •  распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  •  распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  •  строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;

  •  определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры, и наоборот;

  •  вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  •  научиться вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  •  углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  •  научиться применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  •  пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  •  распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  •  находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

  •  оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  •  решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  •  решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  •  решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  •  приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  •  овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построениедоказательство и исследование;

  •  научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

  •  приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  •  приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  •  использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  •  вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

  •  вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  •  вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  •  решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  •  решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

  •  вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  •  вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

  •  применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

  •  вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  •  использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  •  овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;

  •  приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

  •  приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

Векторы

Выпускник научится:

  •  оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  •  находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

  •  вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  •  овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  •  приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».




7 класс


Наглядная геометрия

Обучающийся  научится:

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.




8 класс


Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.



9 класс


Координаты

Обучающийся научится:

1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Обучающийся  получит возможность:

3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Векторы

Обучающийся научится:

1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Обучающийся получит возможность:

4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».



Содержание учебного предмета

Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.

Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.

Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°, приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.

Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.

Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур.

Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Периметр многоугольника.

Длина окружности, число л, длина дуги окружности.

Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.

Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.

Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.

Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.

Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.

Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.

Иллюстрация отношений между множествами с помощью кругов Эйлера.

Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.

Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если..., то, в том и только в том случае, логические связки и, или.

Математика в историческом развитии.

От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа 71. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Софизм, парадоксы.



ГЕОМЕТРИЯ 7 класс


Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

В        данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики  1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия  равенства  геометрических  фигур  на  основе  наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.


Сумма углов треугольника.  Соотношение между сторонами и углами треугольника. 

Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. Решение задач




ГЕОМЕТРИЯ 8 класс


Четырехугольники

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников.

Площадь

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.

Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Подобные треугольники

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Повторение. Решение задач



ГЕОМЕТРИЯ 9 класс


Векторы. Метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности  Площадь круга.

В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описание около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2п-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольник и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Об аксиомах геометрии

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

Повторение. Решение задач
















Тематическое планирование по геометрии

7 класс

Раздел

Тема, основное содержание по темам

Количество часов

1.

Глава I. Начальные геометрические сведения

  1. Прямая и отрезок. Луч и угол

  2. Сравнение отрезков и углов

  3. Измерение отрезков. Измерение углов

  4. Перпендикулярные прямые

11

2.

Глава II. Треугольники

18

2.1 Признаки равенства треугольников

  1. Первый, второй и третий признак равенства треугольников

  2. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

11

  1. Решение задач

  1. Решение задач на построение

  2. Решение задач на применение признаков равенства треугольников

7

3.

Глава III. Параллельные прямые

13

3.1 Признаки параллельности прямых

1. Признаки параллельности прямых двух прямых

2. Аксиома параллельности прямых

7

3.2. Решение задач

6

4.

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника

  1. Сумма углов треугольника

  2. Соотношения между сторонами и углами треугольника

  3. Прямоугольные треугольники

10

  1. Решение задач на построение

1.Построение треугольника по трем элементам

2. Решение задач

10

5.

Повторение. Решение задач

  1. Повторение по теме "Начальные геометрические сведения"

  2. Повторение по теме "Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник"

  3. Повторение по теме "Параллельные прямые"

  4. Повторение по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника

  5. Повторение по теме "Задачи на построение"

6


ИТОГО                                                                                                           68




8 класс

Раздел

Тема

Количество часов

1.

Глава V. Четырехугольники

14

1.1 Многоугольники. Параллелограмм и трапеция

8

1.2 Прямоугольник, ромб, квадрат

6

2.

Глава VI. Площадь

14

2.1 Площадь многоугольника

8

2.2. Теорема Пифагора

6

3.

Глава VII. Подобные треугольники

19

3.1 Признаки подобия

12

3.2. Применение подобия

7

4.

Глава VIII. Окружность

17

4.1 Касательная. Центральные и вписанные углы

10

4.2 Вписанная и описанная окружность

7

5.

Повторение. Решение задач

  1. Повторение по теме «Четырёхугольники».

  2. Повторение по теме «Площадь».

  3. Повторение по теме «Подобие треугольников. Окружность».

  4. Повторение по теме «Подобие треугольников. Окружность».

4


Итого                                                                                                          68



9 класс

Раздел

Тема

Количество часов


Вводное повторение

2

1.

Глава IX. Векторы

  1. Понятие вектора

  2. Сложение и вычитание векторов

  3. Умножение вектора на число.

  4. Применение векторов к решению задач

12

2.

Глава X. Метод координат

  1. Координаты вектора

  2. Простейшие задачи в координатах

  3. Уравнения окружности

10

3.

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

  1. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

  2. Соотношения между сторонами и углами треугольника

  3. Скалярное произведение векторов

  4. Решение задач

14

4.

Глава XII. Длина окружности и площадь круга

  1. Правильные многоугольники

  2. Длина окружности и площадь круга

  3. Решение задач

12

5.

Глава XIII. Движение

  1. Понятие движения

  2. Параллельный перенос и поворот

6

6.

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии

  1. Многогранники

  2. Тела и поверхности вращения

4

7.

Об аксиомах планиметрии

2

5.

Повторение. Решение задач

  1. Виды треугольников. Замечательные линии и точки треугольника

  2. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.

  3. Виды четырехугольников. Свойства и признаки.

  4. Координатный и векторный методы решения задач

6


Итого                                                                                                                 68









Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Глава I. Начальные геометрические сведения (11 ч)

1

От землемерия к геометрии. Прямая и отрезок


2

Луч и угол


3

Сравнение отрезков и углов


4

Измерение отрезков


5

Решение задач по теме «Измерение отрезков»


6

Измерение углов


7

Смежные и вертикальные углы


8

 Перпендикулярные прямые


9

  Решение задач. Подготовка к контрольной работе


10

 Контрольная работа №1 по теме: «Начальные  геометрические сведения»


11

 Работа над ошибками


Глава II. Треугольники (18 ч)

12

Треугольники


13

Первый признак равенства треугольников


14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников


15

Перпендикуляр к прямой.  Медианы, биссектрисы и высоты треугольника


16

Свойства равнобедренного треугольника


17

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»


18

Второй признак равенства треугольников


19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников


20

Третий признак равенства треугольников


21

Решение задач на применение признаков равенства треугольников


22

Окружность.  Л. Эйлер.


23

Построения циркулем и линейкой


24

Решение задач на построение.  Построения с помощью циркуля и линейки.


25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников


26

Решение задач по теме: «Треугольники»


27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе


28

Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники»


29

Работа над ошибками


Глава III. Параллельные прямые (13 ч)

30

Определение параллельных прямых


31

Признаки параллельности двух прямых


32

Практические способы построения параллельных прямых


33

Решение задач по теме "Признаки параллельности прямых"


34

Аксиома параллельных прямых. «Начала» Евклида.


35

Свойства параллельных прямых.   История пятого постулата.


36

Свойства параллельных прямых. Н. И. Лобачевский.


37

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»


38

Решение задач по теме: «Параллельные прямые»


39

Решение задач


40

Решение задач. Подготовка к контрольной работе


41

Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые»


42

Работа над ошибками


Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

20 ч)

43

Сумма углов треугольника


44

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники


45

Соотношения между сторонами и углами треугольника


46

Соотношения между сторонами и углами треугольника


47

Неравенство треугольника


48

Решение задач. Подготовка к контрольной работе


49

Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»


50

Работа над ошибками


51

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства.


52

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника


53

Признаки равенства прямоугольных треугольников


54

Прямоугольный треугольник. Решение задач


55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.


56

Построение треугольника по трем элементам


57

Построение треугольника по трем элементам


58

Построение треугольника по трем элементам


59

Решение задач на построение


60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе


61

Контрольная работа № 5 по теме: «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения»


62

Работа над ошибками


Итоговое повторение (6 ч)

63

Повторение по теме "Начальные геометрические сведения",


64

Повторение по теме «Треугольники»,  "Параллельные прямые",


65

Повторение по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника"


66

Промежуточная аттестация.


67

Решение задач.


68

Обобщающий урок









Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Четырехугольники 14 ч.

1-2

Многоугольник. Выпуклый многоугольник Четырехугольник


3

Параллелограмм


4

Признаки параллелограмма. Архимед.


5

Признаки параллелограмма. 


6-7

Трапеция


8-9

Прямоугольник, ромб и квадрат


10-11

Решение задач


12

Осевая и центральная симметрия.  Фалес.


13

Решение задач


14

Контрольная работа №1 «Четырехугольники»


Площадь 14 ч.

15-16

Работа над ошибками.  Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника.


17-18

Площадь параллелограмма 


19-21

Площадь треугольника


22-23

Площадь трапеции


24

Теорема Пифагора. Пифагор и его школа.


25-27

Теорема Пифагора. Решение задач


28

Контрольная работа № 2 «Площадь»


Подобные треугольники 19 ч.

29

 Работа над ошибками.  Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.


30

Отношение площадей подобных треугольников. Трисекция угла.


31-35

Признаки подобия треугольников. Решение задач


36

Контрольная работа №3 «Подобные треугольники»


37, 38

Средняя линия треугольника


39,  40

Пропорциональные отрезки в прямоугольном

треугольнике


41, 42

Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур


43, 44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника


45, 46

Значения синуса, косинуса, тангенса


47

Контрольная работа №4 «Подобные треугольники»


Окружность 17 ч.

48

Работа над ошибками.  Взаимное расположение прямой и окружности.


49, 50

Касательная к окружности.


51

Градусная мера дуги окружности. История числа 71.


52, 53

Теорема о вписанном угле. 


54, 55

Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. 


56

Теорема о пересечении высот треугольника. Золотое сечение.


57, 58

Вписанная окружность


59, 60

Описанная окружность


61-63

Решение задач


64

Контрольная работа №5 «Окружность»


Повторение 4 ч.

65-66

 Работа над ошибками. Решение задач.


67

Промежуточная аттестация


68

Обобщающий урок


















Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Вводное повторение (2ч)

1

Вводное повторение. Треугольники


2

Четырехугольники. Софизм, парадоксы.


Векторы (12ч)

3

Понятие вектора. Равенство векторов


4

Откладывание вектора от данной точки


5

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.


6

Сумма нескольких векторов


7

Вычитание векторов


8

Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов».


9

Произведение вектора на число.


10

Произведение вектора на число.


11

Применение векторов к решению задач


12

Средняя линия трапеции


13

Подготовка к контрольной работе по теме «Векторы»


14

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»


Метод координат (10ч)

15

Работа над ошибками. Разложение векторов по двум неколлинеарным векторам


16

Координаты вектора.


17-18

Простейшие задачи в координатах


19

Решение задач методом координат


20

Уравнение окружности


21

Уравнение прямой


22

Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой»


23

Подготовка к контрольной работе по теме «Метод координат»


24

Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат».


Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч)

25-27

Работа над ошибками. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла


28

Теорема о площади треугольника.


29

Теоремы синусов и косинусов.


30-31

Решение треугольников


32

Измерительные работы.


33

Обобщение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»


34

Скалярное произведение векторов


35

Скалярное произведение в координатах


36

Применение скалярного произведения векторов к решению задач


37

Подготовка к контрольной работе по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»


38

Контрольная работа № 3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».


Длина окружности и площадь круга (12ч)

39

Работа над ошибками. Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников.


40

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник


41

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности


42

Решение задач по теме «Правильные многоугольники»


43

Длина окружности


44

Решение задач по теме «Длина окружности»


45

Площадь круга и кругового сектора


46

Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора». Квадратура круга. 


47

Обобщение по теме «Длина окружности. Площадь круга»


48

Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга»


49

Подготовка к контрольной работе по теме «Длина окружности. Площадь круга»


50

Контрольная работа № 4 по теме: «Длина окружности. Площадь круга».


Движение (6 ч)

51

Работа над ошибками. Понятие движения.


52

Параллельный перенос.


53

Поворот.


54

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»


55

Подготовка к контрольной работе по теме «Движение»


56

Контрольная работа № 5 по теме: «Движение».


Начальные сведения из стереометрии (4 ч)

57

Работа над ошибками. Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Удвоение куба.


58

Параллелепипед. Объем тела. Пирамида


59

Цилиндр и конус


60

Сфера и шар


Аксиомы планиметрии (2ч)

61-62

Об аксиомах геометрии


Итоговое повторение (6 ч)

63

Повторение по теме «Начальные геометрические сведения», «Параллельные прямые»


64

Повторение по теме  «Треугольники»


65

Повторение по теме «Четырехугольники»


66

Повторение по теме  «Окружность», «Площадь», «Векторы. Метод координат»


67

Промежуточная аттестация


68

Обобщающий урок
























Темы проектов по геометрии в 7 классе

Геометрия формул

Треугольник Паскаля

Страна треугольников.

Лист Мёбиуса

Великие математики.

Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни.

 Нестандартные задачи по геометрии.

О происхождении некоторых геометрических терминов и понятий.

Темы проектов по геометрии в 8 классе

Вписанные и описанные окружности
Вписанные и описанные четырехугольники.
Геометрия и искусство.
Животные на координатной плоскости.
Замечательные точки треугольника..
Кривые на плоскости
Нестандартные задачи по геометрии.
Параллелограмм Вариньона
Паркеты и бордюры
Пифагор и его теорема
Пифагор и его школа.
Пирамиды в архитектуре.

Темы проектов по геометрии в 9 классе

А в окружность я влюбился и на ней остановился

Аксиомы планиметрии

Алгоритм Евклида

Арифметика фигур

Биссектриса — знакомая и не очень

Великие задачи математики.

Весь мир как наглядная геометрия

Вписанные и описанные многоугольники

Все о прямоугольном

Вычисление площади кленового листа

Гармония золотого сечения

Геометрия 9-го класса в ребусах

Геометрия Лобачевского

Движения на плоскости и их применение к геометрическим построениям

Пятый постулат Евклида

Измерения на местности в истории нашего края

Небесная геометрия.

Геометрия снежинок

Невозможные фигуры



Учебно-методическое обеспечение

1. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя. - М.: Просвещение, 2015.

2. Геометрия  поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы» / авт. – сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2017-2018.

 3. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии – М.: Просвещение, 2015-2018.

 4. Мельникова Н.Б. контрольные работы по геометрии  к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 кл.» – М.: Издательство «Экзамен», 2016

5. Мельникова Н.Б. Экспресс-диагностика по геометрии  М.: Экзамен, 2017.

6. Ершова, Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2018

7. Материалы ФИПИ по подготовке к ГИА. М., 2016, 2017г.г.

8. Лысенко Ф.Ф. Алгебра. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2017:учебно-методическое пособие Ростов на Дону: Легион М,2016.

9. Лысенко Ф.Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к государственной итоговой аттестации 2017: учебно-методическое пособие Ростов на Дону: Легион М,2017.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

• Министерство образования РФ

http://www.informika.ru/ 

http://www.ed.gov.ru/ 

http://www.edu.ru/ 

• Тестирование online: 5 - 11 классы

http://www.kokch.kts.ru/cdo/ 

http://uztest.ru/ 

• Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое  

http://pedsovet.org/ 

http://www.uchportal.ru/ 

• Новые технологии в образовании

http://www.int-edu.ru/ 

• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

http://mega.km.ru 

• сайты «Энциклопедий энциклопедий»:

http://www.encyclopedia.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!