1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 11класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования.
2.Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по геометрии (базовый и углубленный уровни). Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.— М.: Просвещение, 2015.
Сообразуясь с целями образовательной программы, направленными на создание у обучающихся основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, развитие способностей принимать самостоятельные решения из разных жизненных ситуаций, воспитание социально адаптированной личности, ведущей здоровый образ жизни, имеющей активную жизненную позицию, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни изучение геометрии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно - научных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
воспитание средствами математической культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
систематическое изучениесвойств геометрических тел в пространстве;
развитиепространственных представлений учащихся
усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин
дальнейшееразвитие логического мышления учащихся.
Данная программа представляет вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса геометрии для 11 класса, рассчитанного на 2 часа в неделю. Она адресована учащимся 11 класса. Программа по объёму соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и примерной программе средней (полной) школы по математике и позволяет осуществлять при этом такую подготовку обучающихся, которая является достаточной для успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с высокой точностью наглядности. Прикладная направленность обучения обеспечивается привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса, постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать многогранники, вычислять площади их поверхностей имеют большую практическую значимость.
Новизна данной рабочей программы заключается в выделении 10минут времени урока на повторение планиметрического материала курса геометрии с целью подготовки к ЕГЭ. Кроме того, в рамках изучения глав «Цилиндр, конус, шар» и «Объёмы» отдельно выделено время на формирование умения решать задачи на комбинации геометрических тел.
Применяемые технологии связаны в основном с лекционным методом при изучении нового материала, а также групповыми методами работы при закреплении изученного и индивидуальной работе при отработке материала, связанного с пробелами в знаниях. Кроме того, используется технология критического мышления через письмо.
Проверка усвоения материала будет производиться с помощью, проверочных самостоятельных работ (после закрепления изученного), 3 зачета,1 тест и 5 контрольных работ.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: |
Зачетные работы | Контрольные работы |
1 | Цилиндр. Конус. Сфера. | 16 | 1 | 1 |
2 | Объемы тел. | 17 | 1 | 2 |
3 | Векторы в пространстве | 6 | 1 | - |
4 | Метод координат в пространстве. | 15 | 1 | 2 |
Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов. | 14 | - | 1(тест) |
Итого | 68 | 4 | 6 |
3.Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в учебном плане в неделю- 2 часа, в год-68 часов. | Согласно учебному плану на изучение геометрии отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю |
4.Ценностные ориентиры содержания предмета
В ходе изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
Познавательная (познавать окружающий мир с помощью наблюдения, измерения, опыта, моделирования; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения)
Информационно-коммуникативная (умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности)
Рефлексивная (самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих учебных достижений; владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в 10-11 классах, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
5.Содержание КУП
Цилиндр, конус, шар (16 ч).
Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Понятие цилиндра. Осевое сечение и сечение, параллельное основанию. Площадь поверхности цилиндра.Понятие конуса. Осевое сечение и сечение, параллельное основанию. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус.Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Уравнение сферы. Площадь сферы. Комбинации многогранников и круглых тел.
Контрольная работа №1 по теме «Тела вращения».
Объёмы тел (17ч).
Основная цель — ввести понятие объёма тела и вывести формулы для вычисления объёмов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы и цилиндра. Объём наклонной призмы, пирамиды. Объём шара и его частей.
Контрольная работа №2 по теме: «Объем прямой и наклонной призмы, цилиндра, пирамиды и конуса».
Объем конуса. Объём шара и площадь сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Контрольная работа №3 по теме «Объем шара и площадь сферы».
Векторы в пространстве (6 ч).
Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов (15ч).
Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямой и плоскостью, между плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. Правила действий над векторами, заданными своими координатами. Формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками. Решение задач с помощью метода координат. Уравнение сферы и плоскости. Угол между векторами, скалярное произведение векторов. Применение скалярного произведения векторов для решения задач. Движения.
Контрольная работа №4 по теме «Простейшие задачи в координатах».
Контрольная работа№5 по теме «Скалярное произведение векторов в пространстве. Движение».
4.Обобщающее повторение (14ч).
Итоговое тестирование за курс геометрии 11 класса.
6.Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности.
№ урока п/п | Кол-во часов каждой темы | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения |
Глава 6. Цилиндр. Конус. Сфера. 16 ч |
§ 1.Цилиндр. 3 ч |
1 | 1 | Понятие цилиндра. | Формулировать определение цилиндра и его элементов Выводить и использовать формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра при решении задач. | пп.59,60, №522,524, 526 | |
2 | 2 | Осевые сечения и сечения, параллельные основаниям. Решение задач. | пп.59,60, №527,531 | |
3 | 3 | Цилиндр. Формула площади боковой и полной поверхности цилиндра. | пп.59,60, №535,538,539. | |
§ 2.Конус. Усеченный конус. 4 ч |
4 | 1 | Понятие конуса. Осевые сечения и сечения, параллельные основаниям. | Формулировать определение конуса и его элементов Выводить и использовать формулы площади боковой и полной поверхности конуса при решении задач. | пп.61,62, №548,549(б),550 | |
5 | 2 | Конус. Формула площади боковой и полной поверхности конуса. | пп.61,62, №554(а),555,563. | |
6 | 3 | Усеченный конус. | Формулировать определение усечённого конуса и его элементов Выводить и использовать формулы площади боковой и полной поверхности усечённого конуса при решении задач. | п.63,№568, 569, Дополнительно №618. | |
7 | 4 | Усеченный конус. Формула площади боковой и полной поверхности усеченного конуса. | п.63,№571 , дополнительно №619. | |
§ 3.Сфера. 7 ч |
8 | 1 | Сфера, шар. Уравнение сферы. | Формулировать определения понятий сферы, шара, их элементов. Выводить и использовать уравнение сферы. Изображать и распознавать взаимное расположение сферы и плоскости. Объяснять связь между радиусом сферы. Радиусом сечения сферы плоскостью и расстоянием от центра сферы до секущей плоскости. | пп.64,65, №573(б),576(в) | |
9 | 2 | Взаимное расположение сферы и плоскости. | п.66, №581,586(б) | |
10 | 3 | Касательная плоскость к сфере. | Формулировать определение плоскости, касательной к сфере. Формулировать и доказывать свойство и признак плоскости, касательной к сфере и применять их при решении задач Формулировать и доказывать теоремы об углах, связанных с окружностью. | пп.67, вопросы 7-9 к главе 6, № 591 | |
11 | 4 | Площадь сферы. | Формулировать определение сферы, вписанной и описанной около цилиндра и конуса Объяснять связь между элементами цилиндра и конуса и вписанной и описанной около них сферы Решать задачи на комбинацию сферы с цилиндром и конусом Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | пп.68, № 593,595 | |
12 | 5 | Решение задач на комбинации: сферы с цилиндром и конусом. | П.70,71, №635,637, | |
13 | 6 | Сфера, описанная около многогранника. | Формулировать определение сферы, описанной около многогранника Объяснять связь между элементами призмы и пирамиды и описанной около них сферы, свойства и признак вписанного четырёхугольника Решать задачи на комбинацию сферы со вписанной в неё призмой и пирамидой Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | № 634(б),639(а) | |
14 | 7 | Сфера, вписанная в многогранник. | №551,552, 589(а) | |
15 | 1 | Контрольная работа №1 по теме «Тела вращения». | Творческое задание: составить кроссворд на тему «Тела вращения», №618, пп.59-71, вопросы к зачету. | |
16 | 1 | Зачет №1 по теме: «Тела вращения». | Работа над ошибками | |
Глава 7. Объемы тел. 17 ч |
§1. Объем прямоугольного параллелепипеда. 3 ч |
17 | 1 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Формулировать свойства объёмов тел, теорему об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё Решать задачи на нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда. | пп.74-75, №648(в, г),649(г),652. | |
18 | 2 | Объем прямоугольной призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. | пп.74-75, №656, 658.вопрос 1, стр. 169.
| |
19 | 3 | Решение задач на нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. | пп.74-75,№657 | |
§2. Объем прямой призмы и цилиндра. 2 ч |
20 | 1 | Объем прямой призмы. | Выводить формулы объёма прямой призмы и цилиндра. Решать задачи на вычисление объёма прямой призмы и цилиндра.Опираясь на условие задачи, находить возможности применения необходимых формул, преобразовывать формулы. | п.76, №659(а), 663(а, б),664. | |
21 | 2 | Объем цилиндра. | п.77, №666(б), 669,671(а, б). | |
§3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса. 5 ч |
22 | 1 | Объем наклонной призмы. | Вывести формулу для вычисления объёма наклонной призмы через площадь основания и высоту; через площадь перпендикулярного сечения и боковое ребро. Решать задачи вычисление объёма наклонной призмы. | п.79,№681, 683. | |
23 | 2 | Объем пирамиды. | Вывести формулу для вычисления объёма пирамиды. Решать задачи на вычисление объёма пирамиды. | п.80, вопросы 4,5, стр. 161, №684(а), 686(а),687. | |
24 | 3 | Объем усеченной пирамиды. | Вывести формулу для вычисления объёма усечённой пирамиды. Решать задачи на вычисление объёма пирамиды и усечённой пирамиды. | п.80, №695(в), 697,690 | |
25 | 4 | Объем конуса. | Вывести формулу для вычисления объёма конуса. Решать задачи на вычисление объёма конуса. | п.81,№ 701, 704,709. | |
26 | 5 | Решение задач на вычисление объёмов призмы, пирамиды и конуса. | Решать задачи на вычисление объёмов призмы, пирамиды и конуса. | п.79-81,№ 702, 703,705. | |
27 | 1 | Контрольная работа № 2 по теме: «Объем прямой и наклонной призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. | Решать задачи на вычисление объёмов многогранников и цилиндра, конуса. | _________ | |
§4 . Объем шара, шарового сегмента, шарового слоя и сектора. Площадь сферы. 4 ч |
28 | 1 | Объем шара. | Вывести формулы для вычисления объёмов шара и его частей и площади сферы. Решать задачи на вычисление объёма шара и его частей и площади сферы. | п.82, № 710(а, б),711,713. | |
29 | 2 | Решение задач на вычисление объёма шара. | Вопрос 11, стр. 178, №753,754. | |
30 | 3 | Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора. | п.83,715,717,720 №756,917. | |
31 | 4 | Площадь сферы. | п.84,№723,724, № 755. | |
32 | 1 | Контрольная работа № 3 по теме «Объем шара и площадь сферы». | Решать задачи комбинацию сферы с геометрическими телами. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Повторить пункты 82-84, формулы, вопросы к зачету на стр.177 | |
33 | 1 | Зачет № 2 по теме «Объем шара, его частей и площадь сферы». | работа над ошибками. | |
Глава 4. Векторы в пространстве. 6 ч |
§1.Понятие вектора в пространстве. 1 ч |
| | | | | |
34 | 1 | Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов. | Объяснять и иллюстрировать понятие вектора в пространстве Выполнять правильное построение векторов. | П. 38-39,№ 320(б),324 | |
§ 2.Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. 2 ч |
35 | 1 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. | Объяснять и иллюстрировать правила сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число в пространстве. Формулировать правила действий над векторами. Выполнять действия над векторами. | П. 40-41, 1ур)№ 327(в,г), 330(а,б),335(а,в) 2ур)№327(е), 330 (в,г,д),335(в,г) | |
36 | 2 | Умножение вектора на число. | 1 ур.) №349,351 2 ур.) №352,353 | |
§3.Компланарные векторы. 2 ч |
37 | 1 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. | Объяснять и иллюстрировать понятие компланарных векторов, правило параллелепипеда. Формулировать правило разложения вектора по двум некомпланарным векторам. Выполнять действия над векторами. | №358,359(б),368(а,б)* | |
38 | 2 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. | П.42, №362,364,365 | |
39 | 1 | Зачет №2 по теме «Векторы в пространстве» | Применять правило параллелепипеда для сложения трех некомпланарных векторов, раскладывать вектор по трем некомпланарным векторам | ______ | |
Глава 5. Метод координат в пространстве. 15 ч |
§1. Координаты точки и вектора. 6 ч |
40 | 1 | Декартовы координаты в пространстве. | Объяснять и иллюстрировать понятие декартовой системы координат в пространстве Формулировать правила действий над векторами, заданными своими координатами Выполнять действия над векторами, заданными своими координатами. | П .46, №400(б, д ),401(для точки В)повторить пп.38-42. | |
41 | 2 | Координаты вектора. | П.47, повторить определение средней линии треугольника и теорему о средней линии треугольника. №403,404, 407. | |
42 | 3 | Решение задач по теме: «Координаты вектора». | № 409(в, е, ж, и, м), 441. | |
43 | 4 | Связь между координатами векторов и координатами точек. | Выводить и использовать формулу, выражающую зависимость между координатами вектора и координатами его конца и начала Формулировать и использовать признаки коллинеарности и компланарности векторов, заданных своими координатами | П.48, №418(б, в), №419, 412(а,б), | |
44 | 5 | Формула расстояния между двумя точками. Простейшие задачи в координатах. | Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками Решать задачи на нахождение расстояний между точками с помощью метода координат. | П. 49, №424(б,в), 425(а),426. | |
45 | 6 | Простейшие задачи в координатах. | №430,431(а, в,г),432. | |
46 | 1 | Контрольная работа № 4 по теме «Простейшие задачи в координатах». | ___________ | |
§2.Скалярное произведение векторов. 4 ч |
47 | 1 | Угол между векторами.
| Объяснять и иллюстрировать понятие угла между векторами Формулироватьи использовать определение скалярного произведения векторов и его свойства Использовать формулу, выражающую скалярное произведение векторов, заданных своими координатами. | П .50, №441(в-з),443(б,в). | |
48 | 2 | Скалярное произведение векторов. | пп.51, №445(г),446(в),451(д) | |
49 | 3 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями в пространстве.
| Использовать определение и свойства скалярного произведения векторов для нахождения углов между прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями. | п.52, №466(б,в) ,465,467 | |
50 | 4 | Решение задач с помощью скалярного произведения векторов. | пп.51-52, №509(б),510(б) | |
§3. Движение. 2 ч |
51 | 1 | Движение. Центральная симметрия. Осевая симмметрия. | Знать определение центральной, осевой и зеркальной симметрии в пространстве. | п.54,55 вопрос после темы 15,16, №480(а),483 дополнительно: №519 | |
52 | 2 | Движение. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос. | п.56,57 вопрос 17,480(б), дополнительно: №520. | |
53 | 1 | Контрольная работа № 5 по теме «Скалярное произведение векторов в пространстве. Движение». | | Вопросы к зачету по теме «Метод координат в пространстве» на стр.126-127 | |
54 | 1 | Зачет № 3 по теме «Метод координат в пространстве». | | работа над ошибками. | |
Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов. 14 ч |
55 | 1 | Аксиомы стереометрии. | Обобщение и
систематизация
пройденного материала.
Решение задач по теме:
«Многогранники» геометрическим методом.
Решение задач по теме:
«Многогранники»
методом координат.
| п.1-3,№9,15 | |
56 | 2 | Параллельность прямых, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. | п.9 1) №105. 2) №108. | |
57 | 3 | Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. | п.20, 21, №143,149. | |
58 | 4 | Двугранный угол. Параллельность плоскостей. | Повторить главу 2, № 212,216. | |
59 | 5 | Многогранники: параллелепипед, призма, площади их поверхностей. | Повторить главу 3 № 308,318. | |
60 | 6 | Самостоятельная работа по теме: «Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида». | Повторить главу 6, индивидуальные задачи на карточках. | |
61 | 7 | Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов. | Повторить главы 4-5, №469. | |
62 | 8 | Цилиндр, конус, шар, площади их поверхностей. | Повторить главу 6, решить задачу с доски. | |
63 | 9 | Объемы тел. | Повторить главу 7, задание в тетрадях. | |
64 | 10 | Решение задач по теме: «Многогранники» | Повторить основные формулы площадей, решить задачи по карточкам. | |
65 | 11 | Решение задач по теме: «Объемы многогранников». | Повторить основные формулы объемов тел, решить задачи по карточкам. | |
66 | 12 | Урок обобщения и систематизации знаний по курсу геометрии 10-11 классов. | Тесты по уровням: 1)1-5 2)1-7 | |
67 | 13 | Итоговое тестирование за курс геометрии 11 класса. | Работа над ошибками | |
68 | 14 | Решение задач по теме: «Тела вращения». | | |
7.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится для успешного продолжения образования
по специальностям, связанным с прикладным использованием математики.
Раздел I. Геометрия.
Владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;
самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новых классах фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;
исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;
решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;
уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;
иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач;
уметь строить сечения многогранников с использованием различных методов, в том числе и метода следов;
иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними;
применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;
уметь применять параллельное проектирование для изображения фигур;
уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач;
владеть понятиями ортогональное проектирование, наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;
владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач;
владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач;
владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач;
владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач;
владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач;
владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач;
иметь представление о теореме Эйлера, правильных многогранниках;
владеть понятием площади поверхностей многогранников и уметь применять их при решении задач;
владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера), их сечения и уметь применять их при решении задач;
владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь применять их при решении задач;
иметь представления o вписанных и описанных сферах и уметь применять их при решении задач;
владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения и применять их при решении задач;
иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади поверхности цилиндра и конуса, уметь применять их при решении задач;
иметь представление о площади сферы и уметь применять его при решении задач;
уметь решать задачи на комбинации многогранников и тел вращения;
иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать задачи на отношение объёмов и площадей подобных фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
_ составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
¬¬исследовать полученные модели и интерпретировать результат
Раздел II. Векторы и координаты в пространстве
Владеть понятиями векторы и их координаты;
уметь выполнять операции над векторами;
использовать скалярное произведение векторов при решении задач; применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками,
уравнение сферы при решении задач;
применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач.
Выпускник получит возможность научиться
Для обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук.
Иметь представление об аксиоматическом методе владеть понятием геометрические места точек в пространстве и уметь применять их для решения задач;
уметь применять для решения задач свойства плоских и двугранных углов, трехгранного угла, теоремы косинусов и синусов для трехгранного угла;
владеть понятием перпендикулярное сечение призмы и уметь применять его при решении задач;
иметь представление о двойственности правильных многогранников; владеть понятиями центральное и параллельное проектирование и применять их при построении сечений многогранников методом проекций;
иметь представление о развертке многогранника и кратчайшем пути на поверхности многогранника;
иметь представление о конических сечениях;
иметь представление о касающихся сферах и комбинации тел вращения и уметь применять их при решении задач;
применять при решении задач формулу расстояния от точки до плоскости,
владеть способами задания прямой уравнениями и уметь применять при решении задач;
применять при решении задач и доказательстве теорем векторный метод и метод координат;
иметь представление об аксиомах объема, применять формулы объемов прямоугольного параллелепипеда, призмы и пирамиды,
тетраэдра при решении задач;
применять теоремы об отношениях объемов при решении задач;
применять интеграл для вычисления объемов и поверхностей тел вращения, вычисления площади сферического пояса и объема шарового слоя;
иметь представление о движениях в пространстве: параллельном переносе, симметрии относительно
плоскости, центральной симметрии, повороте относительно прямой, винтовой симметрии, уметь применять их при решении задач;
иметь представление о площади ортогональной проекции;
иметь представление о трехгранном и многогранном угле и применять свойства плоских углов многогранного угла при решении задач;
иметь представления о преобразовании подобия, гомотетии и уметь применять их при решении задач;
уметь решать задачи на плоскости методами стереометрии;
уметь применять формулы объемов при решении задач.
Раздел II. Векторы и координаты в пространстве
_ решать простейшие задачи введением векторного базиса;
находить объем параллелепипеда и тетраэдра, заданных координатами своих вершин;
задавать прямую в пространстве;
находить расстояние от точки до плоскости в системе координат;
находить расстояние между скрещивающимися прямыми, заданными в системе координат.
Знать (понимать)
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки, историю развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
Метод координат в пространстве
Знать
что значит задать в пространстве прямоугольную систему координат, понятия координаты точки, координаты вектора;
правила выполнения действий над векторами, заданными своими координатами
определение перпендикулярных векторов, определение скалярного произведения, условие перпендикулярности векторов, условие равенства нулю скалярного произведения векторов;
Уметь:
выполнять действия над векторами, заданными своими координатами;
вычислять координаты вектора по координатам начала и конца;
вычислять координаты середины отрезка по его координатам, длину вектора, координаты которого известны, расстояние между точками, координаты которых известны;
применять метод координат для решения задач на вычисления расстояний между точками
находить скалярное произведение векторов, угол между векторами с помощью скалярного произведения;
решат задача на нахождение углов между прямыми, прямыми и плоскостями, между плоскостями с помощью скалярного произведения векторов;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Цилиндр, конус, шар
Знать (понимать)
определения цилиндрической поверхности, цилиндра, его элементов;
определения конической поверхности, конуса, его элементов;
определение сферы и шара, их элементов, уравнение сферы;
случаи взаимного расположения сферы и плоскости;
формулу для вычисления площади сферы.
Уметь:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трёхмерные объекты с их описаниями, изображениями;
изображать круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
изображать сечения тел вращения;
выводить формулы элементов и площади боковой и полной поверхности цилиндра;
решать задачи на нахождение площади поверхности цилиндра, осевое сечение цилиндра и сечение цилиндра плоскостью, параллельной оси цилиндра;
анализировать зависимости между элементами призмы и вписанного и описанного около неё цилиндра;
решать простейшие задачи на комбинацию геометрических тел «цилиндр-призма»;
выводить формулы площади боковой и полной поверхности конуса;
решать задачи на нахождение элементов и площади поверхности конуса, осевое сечение конуса, сечение конуса плоскостью, проходящей через вершину конуса;
анализировать зависимости между элементами пирамиды и вписанного и описанного около неё конуса;
решать простейшие задачи на комбинацию геометрических тел «конус-пирамида»;
доказывать свойство и признак плоскости, касательной к сфере;
анализировать зависимости между элементами многогранников, цилиндра, конуса с элементами вписанной в них и описанной около них сферы;
решать простейшие задачи на комбинацию сферы с геометрическими телами;
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Объёмы тел
Знать
свойства объёмов тел;
формулировки теорем об объёме прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, цилиндра, наклонной призмы, пирамиды, конуса, шара и его частей;
доказательства теорем об объёме прямой призмы, цилиндра, наклонной призмы, пирамиды, конуса, шара;
Уметь
решать задачи на применение изученных теорем
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объёмов пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт :
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
расширение поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни, проверки и оценки результатов своей работы, соотнесение их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования её в личный опыт.
8.Описание учебно-методического иматериально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
Основная литература (учебники) Геометрия. 10 – 11 классы: учеб, для общеобразовательных учреждений: базовый и профил, уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Изучение геометрии в 10 – 11 классах: метод, рекомендации к учеб.кн. для учителя / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Учебные и справочные пособия:
Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2003.
Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. / Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов – 5 изд. – М.: Просвещение, 2010г.
Медиаресурсы:
1. Учебное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10 класс».
2. Учебное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 11 класс».
3. Учебное пособие «Живая математика».