СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии (11 класс) к учебнику Геометрия. 10 – 11 классы: учеб, для общеобразовательных учреждений: базовый и профил, уровни / Л.С. Атанасян/

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа представляет вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса геометрии для 11 класса, рассчитанного на 2 часа в неделю. Она адресована учащимся 11 класса. Программа по объёму соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и примерной программе средней (полной) школы по математике и позволяет осуществлять при этом такую подготовку обучающихся, которая является достаточной для успешной сдачи ЕГЭ по математике.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии (11 класс) к учебнику Геометрия. 10 – 11 классы: учеб, для общеобразовательных учреждений: базовый и профил, уровни / Л.С. Атанасян/»



1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии для 11класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:

1. Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования.

2.Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по геометрии (базовый и углубленный уровни). Геометрия. Сборник рабочих программ. 10-11 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.— М.: Просвещение, 2015.

Сообразуясь с целями образовательной программы, направленными на создание у обучающихся основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, развитие способностей принимать самостоятельные решения из разных жизненных ситуаций, воспитание социально адаптированной личности, ведущей здоровый образ жизни, имеющей активную жизненную позицию, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни изучение геометрии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно - научных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  • воспитание средствами математической культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

систематическое изучениесвойств геометрических тел в пространстве;

  • развитиепространственных представлений учащихся

  • усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин

  • дальнейшееразвитие логического мышления учащихся.

Данная программа представляет вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса геометрии для 11 класса, рассчитанного на 2 часа в неделю. Она адресована учащимся 11 класса. Программа по объёму соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и примерной программе средней (полной) школы по математике и позволяет осуществлять при этом такую подготовку обучающихся, которая является достаточной для успешной сдачи ЕГЭ по математике.

Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложения, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с высокой точностью наглядности. Прикладная направленность обучения обеспечивается привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса, постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать многогранники, вычислять площади их поверхностей имеют большую практическую значимость.

Новизна данной рабочей программы заключается в выделении 10минут времени урока на повторение планиметрического материала курса геометрии с целью подготовки к ЕГЭ. Кроме того, в рамках изучения глав «Цилиндр, конус, шар» и «Объёмы» отдельно выделено время на формирование умения решать задачи на комбинации геометрических тел.

Применяемые технологии связаны в основном с лекционным методом при изучении нового материала, а также групповыми методами работы при закреплении изученного и индивидуальной работе при отработке материала, связанного с пробелами в знаниях. Кроме того, используется технология критического мышления через письмо.

Проверка усвоения материала будет производиться с помощью, проверочных самостоятельных работ (после закрепления изученного), 3 зачета,1 тест и 5 контрольных работ.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса


п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Зачетные работы

Контрольные работы

1

Цилиндр. Конус. Сфера.

16

1

1

2

Объемы тел.

17

1

2

3

Векторы в пространстве

6

1

-

4

Метод координат в пространстве.

15

1

2

Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов.


14

-

1(тест)

Итого

68

4

6


3.Место учебного предмета в учебном плане


Количество часов в учебном плане в неделю- 2 часа, в год-68 часов.

Согласно учебному плану на изучение геометрии отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю


4.Ценностные ориентиры содержания предмета

В ходе изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

Познавательная (познавать окружающий мир с помощью наблюдения, измерения, опыта, моделирования; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения)

Информационно-коммуникативная (умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; составление плана, тезисов, конспекта; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности)

Рефлексивная (самостоятельная организация учебной деятельности; владение навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих учебных достижений; владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в 10-11 классах, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

5.Содержание КУП

  1. Цилиндр, конус, шар (16 ч).

Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Понятие цилиндра. Осевое сечение и сечение, параллельное основанию. Площадь поверхности цилиндра.Понятие конуса. Осевое сечение и сечение, параллельное основанию. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус.Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Уравнение сферы. Площадь сферы. Комбинации многогранников и круглых тел.

Контрольная работа №1 по теме «Тела вращения».

  1. Объёмы тел (17ч).

Основная цель — ввести понятие объёма тела и вывести формулы для вычисления объёмов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы и цилиндра. Объём наклонной призмы, пирамиды. Объём шара и его частей.

Контрольная работа №2 по теме: «Объем прямой и наклонной призмы, цилиндра, пирамиды и конуса».

Объем конуса. Объём шара и площадь сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Контрольная работа №3 по теме «Объем шара и площадь сферы».

  1. Векторы в пространстве (6 ч).

Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам.


Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.


  1. Метод координат в пространстве. Скалярное произведение векторов (15ч).

Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямой и плоскостью, между плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Декартовы координаты в пространстве. Координаты вектора. Правила действий над векторами, заданными своими координатами. Формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками. Решение задач с помощью метода координат. Уравнение сферы и плоскости. Угол между векторами, скалярное произведение векторов. Применение скалярного произведения векторов для решения задач. Движения.

Контрольная работа №4 по теме «Простейшие задачи в координатах».

Контрольная работа№5 по теме «Скалярное произведение векторов в пространстве. Движение».



4.Обобщающее повторение (14ч).

Итоговое тестирование за курс геометрии 11 класса.


6.Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности.

урока п/п

Кол-во часов каждой темы

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

Глава 6.

Цилиндр. Конус. Сфера.

16 ч

§ 1.Цилиндр.

3 ч

1

1

Понятие цилиндра.

Формулировать определение цилиндра и его элементов

Выводить и использовать формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра при решении задач.


пп.59,60,

№522,524,

526


2

2

Осевые сечения и сечения, параллельные основаниям. Решение задач.

пп.59,60,

№527,531


3

3

Цилиндр. Формула площади боковой и полной поверхности цилиндра.

пп.59,60, №535,538,539.


§ 2.Конус. Усеченный конус.

4 ч

4

1

Понятие конуса. Осевые сечения и сечения, параллельные основаниям.

Формулировать определение конуса и его элементов

Выводить и использовать формулы площади боковой и полной поверхности конуса при решении задач.


пп.61,62,

№548,549(б),550



5

2

Конус. Формула площади боковой и полной поверхности конуса.

пп.61,62,

№554(а),555,563.



6

3

Усеченный конус.

Формулировать определение усечённого конуса и его элементов

Выводить и использовать формулы площади боковой и полной поверхности усечённого конуса при решении задач.


п.63,№568,

569,

Дополнительно

№618.


7

4

Усеченный конус. Формула площади боковой и полной поверхности усеченного конуса.

п.63,№571

, дополнительно №619.


§ 3.Сфера.

7 ч

8

1

Сфера, шар. Уравнение сферы.

Формулировать определения понятий сферы, шара, их элементов.

Выводить и использовать уравнение сферы.

Изображать и распознавать взаимное расположение сферы и плоскости.

Объяснять связь между радиусом сферы. Радиусом сечения сферы плоскостью и расстоянием от центра сферы до секущей плоскости.

пп.64,65,

№573(б),576(в)


9

2

Взаимное расположение сферы и плоскости.


п.66,

№581,586(б)



10

3

Касательная плоскость к сфере.

Формулировать определение плоскости, касательной к сфере.

Формулировать и доказывать свойство и признак плоскости, касательной к сфере и применять их при решении задач

Формулировать и доказывать теоремы об углах, связанных с окружностью.

пп.67, вопросы 7-9 к

главе 6, № 591


11

4

Площадь сферы.

Формулировать определение сферы, вписанной и описанной около цилиндра и конуса

Объяснять связь между элементами цилиндра и конуса и вписанной и описанной около них сферы

Решать задачи на комбинацию сферы с цилиндром и конусом

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка

Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения.

пп.68,

№ 593,595


12

5

Решение задач на комбинации: сферы с цилиндром и конусом.

П.70,71, №635,637,


13

6

Сфера, описанная около многогранника.

Формулировать определение сферы, описанной около многогранника

Объяснять связь между элементами призмы и пирамиды и описанной около них сферы, свойства и признак вписанного четырёхугольника

Решать задачи на комбинацию сферы со вписанной в неё призмой и пирамидой

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка.

Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения.

№ 634(б),639(а)


14

7

Сфера, вписанная в многогранник.

№551,552,

589(а)



15

1

Контрольная работа №1 по теме «Тела вращения».

Творческое задание: составить кроссворд на тему «Тела вращения»,

№618, пп.59-71, вопросы к зачету.


16

1

Зачет №1 по теме: «Тела вращения».

Работа над ошибками


Глава 7. Объемы тел.

17 ч

§1. Объем прямоугольного параллелепипеда.

3 ч

17

1

Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Формулировать свойства объёмов тел, теорему об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё

Решать задачи на нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда.


пп.74-75, №648(в, г),649(г),652.


18

2

Объем прямоугольной призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник.

пп.74-75,

№656, 658.вопрос 1, стр. 169.





19

3

Решение задач на нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.

пп.74-75,№657



§2. Объем прямой призмы и цилиндра.

2 ч

20

1

Объем прямой призмы.

Выводить формулы объёма прямой призмы и цилиндра.

Решать задачи на вычисление объёма прямой призмы и цилиндра.Опираясь на условие задачи, находить возможности применения необходимых формул, преобразовывать формулы.

п.76, №659(а),

663(а, б),664.


21

2

Объем цилиндра.


п.77, №666(б),

669,671(а, б).



§3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса.

5 ч

22

1

Объем наклонной призмы.

Вывести формулу для вычисления объёма наклонной призмы через площадь основания и высоту; через площадь перпендикулярного сечения и боковое ребро.

Решать задачи вычисление объёма наклонной призмы.

п.79,№681,

683.


23

2

Объем пирамиды.

Вывести формулу для вычисления объёма пирамиды.

Решать задачи на вычисление объёма пирамиды.

п.80, вопросы 4,5, стр. 161, №684(а),

686(а),687.


24

3

Объем усеченной пирамиды.

Вывести формулу для вычисления объёма усечённой пирамиды.

Решать задачи на вычисление объёма пирамиды и усечённой пирамиды.

п.80, №695(в),

697,690


25

4

Объем конуса.

Вывести формулу для вычисления объёма конуса.

Решать задачи на вычисление объёма конуса.

п.81,№ 701,

704,709.


26

5

Решение задач на вычисление объёмов призмы, пирамиды и конуса.

Решать задачи на вычисление объёмов призмы, пирамиды и конуса.


п.79-81,№ 702,

703,705.


27

1

Контрольная работа № 2 по теме: «Объем прямой и наклонной призмы, цилиндра, пирамиды и конуса.

Решать задачи на вычисление объёмов многогранников и цилиндра, конуса.


_________


§4 . Объем шара, шарового сегмента, шарового слоя и сектора. Площадь сферы.

4 ч

28

1

Объем шара.

Вывести формулы для вычисления объёмов шара и его частей и площади сферы.

Решать задачи на вычисление объёма шара и его частей и площади сферы.

п.82, № 710(а, б),711,713.


29

2

Решение задач на вычисление объёма шара.

Вопрос 11, стр. 178, №753,754.



30

3

Объем шарового сегмента, шарового слоя, сектора.

п.83,715,717,720

№756,917.


31

4

Площадь сферы.

п.84,№723,724,

№ 755.


32

1

Контрольная работа № 3 по теме «Объем шара и площадь сферы».

Решать задачи комбинацию сферы с геометрическими телами.

Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка

Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения.

Повторить пункты 82-84, формулы,

вопросы к зачету на стр.177


33

1

Зачет № 2 по теме «Объем шара, его частей и площадь сферы».

работа над ошибками.


Глава 4. Векторы в пространстве.

6 ч

§1.Понятие вектора в пространстве.

1 ч







34

1

Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов.


Объяснять и иллюстрировать понятие вектора в пространстве

Выполнять правильное построение векторов.

П. 38-39,№ 320(б),324


§ 2.Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

2 ч

35

1

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.

Объяснять и иллюстрировать правила сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число в пространстве.

Формулировать правила действий над векторами.

Выполнять действия над векторами.


П. 40-41,

1ур)№ 327(в,г), 330(а,б),335(а,в)

2ур)№327(е), 330 (в,г,д),335(в,г)


36

2

Умножение вектора на число.

1 ур.) №349,351

2 ур.) №352,353



§3.Компланарные векторы.

2 ч

37

1

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

Объяснять и иллюстрировать понятие компланарных векторов, правило параллелепипеда.

Формулировать правило разложения вектора по двум некомпланарным векторам.

Выполнять действия над векторами.


№358,359(б),368(а,б)*


38

2

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

П.42, №362,364,365


39

1

Зачет №2 по теме «Векторы в пространстве»

Применять правило параллелепипеда для сложения трех некомпланарных векторов, раскладывать вектор по трем некомпланарным векторам

______


Глава 5. Метод координат в пространстве.

15 ч

§1. Координаты точки и вектора.

6 ч

40

1

Декартовы координаты в пространстве.

Объяснять и иллюстрировать понятие декартовой системы координат в пространстве

Формулировать правила действий над векторами, заданными своими координатами

Выполнять действия над векторами, заданными своими координатами.

П .46, №400(б, д ),401(для точки В)повторить

пп.38-42.


41

2

Координаты вектора.

П.47, повторить определение

средней линии треугольника и теорему о средней линии треугольника.

№403,404,

407.



42

3

Решение задач по теме: «Координаты вектора».

№ 409(в, е, ж,

и, м), 441.


43

4

Связь между координатами векторов и координатами точек.

Выводить и использовать формулу, выражающую зависимость между координатами вектора и координатами его конца и начала

Формулировать и использовать признаки коллинеарности и компланарности векторов, заданных своими координатами


П.48, №418(б, в),

№419, 412(а,б),



44

5

Формула расстояния между двумя точками. Простейшие задачи в координатах.

Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками

Решать задачи на нахождение расстояний между точками с помощью метода координат.


П. 49, №424(б,в),

425(а),426.



45

6

Простейшие задачи в координатах.

№430,431(а, в,г),432.



46

1

Контрольная работа № 4 по теме «Простейшие задачи в координатах».

___________


§2.Скалярное произведение векторов.

4 ч

47

1

Угол между векторами.




Объяснять и иллюстрировать понятие угла между векторами

Формулироватьи использовать определение скалярного произведения векторов и его свойства

Использовать формулу, выражающую скалярное произведение векторов, заданных своими координатами.

П .50, №441(в-з),443(б,в).


48

2

Скалярное произведение векторов.


пп.51, №445(г),446(в),451(д)



49

3

Вычисление углов между прямыми и плоскостями в пространстве.




Использовать определение и свойства скалярного произведения векторов для нахождения углов между прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями.

п.52, №466(б,в)

,465,467



50

4

Решение задач с помощью скалярного произведения векторов.


пп.51-52, №509(б),510(б)



§3. Движение.

2 ч

51

1

Движение. Центральная симметрия. Осевая симмметрия.



Знать определение центральной, осевой и зеркальной симметрии в пространстве.


п.54,55 вопрос после темы 15,16, №480(а),483 дополнительно: №519


52

2

Движение. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос.

п.56,57 вопрос 17,480(б), дополнительно: №520.


53

1

Контрольная работа № 5 по теме «Скалярное произведение векторов в пространстве. Движение».


Вопросы к зачету по теме «Метод координат в пространстве» на стр.126-127



54

1

Зачет № 3 по теме «Метод координат в пространстве».


работа над ошибками.


Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов.

14 ч

55

1

Аксиомы стереометрии.

Обобщение и



систематизация





пройденного материала.





































Решение задач по теме:



«Многогранники»

геометрическим методом.



Решение задач по теме:



«Многогранники»



методом координат.








п.1-3,№9,15


56

2

Параллельность прямых, параллельность прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые.

п.9

1) №105.

2) №108.



57

3

Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.

п.20, 21, №143,149.


58

4

Двугранный угол. Параллельность плоскостей.

Повторить главу 2, № 212,216.


59

5

Многогранники: параллелепипед, призма, площади их поверхностей.

Повторить главу 3

№ 308,318.


60

6

Самостоятельная работа по теме: «Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида».

Повторить главу 6, индивидуальные задачи на карточках.


61

7

Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов.

Повторить главы 4-5, №469.


62

8

Цилиндр, конус, шар, площади их поверхностей.

Повторить главу 6, решить задачу с доски.


63

9

Объемы тел.

Повторить главу 7, задание в тетрадях.


64

10

Решение задач по теме: «Многогранники»

Повторить основные формулы площадей, решить задачи по карточкам.


65

11

Решение задач по теме: «Объемы многогранников».

Повторить основные формулы объемов тел, решить задачи по карточкам.


66

12

Урок обобщения и систематизации знаний по курсу геометрии 10-11 классов.

Тесты по уровням:

1)1-5

2)1-7


67

13

Итоговое тестирование за курс геометрии 11 класса.

Работа над ошибками


68

14

Решение задач по теме: «Тела вращения».






7.Планируемые результаты изучения учебного предмета.



Выпускник научится для успешного продолжения образования

по специальностям, связанным с прикладным использованием математики.

Раздел I. Геометрия.

Владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;

самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новых классах фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;

исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;

 решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;

уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;

 иметь представления об аксиомах стереометрии и следствиях из них и уметь применять их при решении задач;

 уметь строить сечения многогранников с использованием различных методов, в том числе и метода следов;

 иметь представление о скрещивающихся прямых в пространстве и уметь находить угол и расстояние между ними;

применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве при решении задач;

 уметь применять параллельное проектирование для изображения фигур;

 уметь применять перпендикулярности прямой и плоскости при решении задач;

 владеть понятиями ортогональное проектирование, наклонные и их проекции, уметь применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;

владеть понятиями расстояние между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых и уметь применять их при решении задач;

 владеть понятием угол между прямой и плоскостью и уметь применять его при решении задач;

 владеть понятиями двугранный угол, угол между плоскостями, перпендикулярные плоскости и уметь применять их при решении задач;

 владеть понятиями призма, параллелепипед и применять свойства параллелепипеда при решении задач;

 владеть понятием прямоугольный параллелепипед и применять его при решении задач;

 владеть понятиями пирамида, виды пирамид, элементы правильной пирамиды и уметь применять их при решении задач;

 иметь представление о теореме Эйлера, правильных многогранниках;

 владеть понятием площади поверхностей многогранников и уметь применять их при решении задач;

 владеть понятиями тела вращения (цилиндр, конус, шар и сфера), их сечения и уметь применять их при решении задач;

 владеть понятиями касательные прямые и плоскости и уметь применять их при решении задач;

иметь представления o вписанных и описанных сферах и уметь применять их при решении задач;

 владеть понятиями объем, объемы многогранников, тел вращения и применять их при решении задач;

 иметь представление о развертке цилиндра и конуса, площади поверхности цилиндра и конуса, уметь применять их при решении задач;

 иметь представление о площади сферы и уметь применять его при решении задач;

уметь решать задачи на комбинации многогранников и тел вращения;

иметь представление о подобии в пространстве и уметь решать задачи на отношение объёмов и площадей подобных фигур.





В повседневной жизни и при изучении других предметов:

_ составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;

¬¬исследовать полученные модели и интерпретировать результат

Раздел II. Векторы и координаты в пространстве

 Владеть понятиями векторы и их координаты;

 уметь выполнять операции над векторами;

 использовать скалярное произведение векторов при решении задач; применять уравнение плоскости, формулу расстояния между точками,

уравнение сферы при решении задач;

применять векторы и метод координат в пространстве при решении задач.



Выпускник получит возможность научиться

Для обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук.

 Иметь представление об аксиоматическом методе владеть понятием геометрические места точек в пространстве и уметь применять их для решения задач;

 уметь применять для решения задач свойства плоских и двугранных углов, трехгранного угла, теоремы косинусов и синусов для трехгранного угла;

 владеть понятием перпендикулярное сечение призмы и уметь применять его при решении задач;

иметь представление о двойственности правильных многогранников; владеть понятиями центральное и параллельное проектирование и применять их при построении сечений многогранников методом проекций;

 иметь представление о развертке многогранника и кратчайшем пути на поверхности многогранника;

 иметь представление о конических сечениях;

 иметь представление о касающихся сферах и комбинации тел вращения и уметь применять их при решении задач;

применять при решении задач формулу расстояния от точки до плоскости,

владеть способами задания прямой уравнениями и уметь применять при решении задач;

 применять при решении задач и доказательстве теорем векторный метод и метод координат;

 иметь представление об аксиомах объема, применять формулы объемов прямоугольного параллелепипеда, призмы и пирамиды,

 тетраэдра при решении задач;

 применять теоремы об отношениях объемов при решении задач;

применять интеграл для вычисления объемов и поверхностей тел вращения, вычисления площади сферического пояса и объема шарового слоя;

 иметь представление о движениях в пространстве: параллельном переносе, симметрии относительно

плоскости, центральной симметрии, повороте относительно прямой, винтовой симметрии, уметь применять их при решении задач;

 иметь представление о площади ортогональной проекции;

иметь представление о трехгранном и многогранном угле и применять свойства плоских углов многогранного угла при решении задач;

 иметь представления о преобразовании подобия, гомотетии и уметь применять их при решении задач;

 уметь решать задачи на плоскости методами стереометрии;

 уметь применять формулы объемов при решении задач.

Раздел II. Векторы и координаты в пространстве

_ решать простейшие задачи введением векторного базиса;

 находить объем параллелепипеда и тетраэдра, заданных координатами своих вершин;

 задавать прямую в пространстве;

 находить расстояние от точки до плоскости в системе координат;

 находить расстояние между скрещивающимися прямыми, заданными в системе координат.













Знать (понимать)

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки, историю развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

Метод координат в пространстве

Знать

  • что значит задать в пространстве прямоугольную систему координат, понятия координаты точки, координаты вектора;

  • правила выполнения действий над векторами, заданными своими координатами

  • определение перпендикулярных векторов, определение скалярного произведения, условие перпендикулярности векторов, условие равенства нулю скалярного произведения векторов;

Уметь:

  • выполнять действия над векторами, заданными своими координатами;

  • вычислять координаты вектора по координатам начала и конца;

  • вычислять координаты середины отрезка по его координатам, длину вектора, координаты которого известны, расстояние между точками, координаты которых известны;

  • применять метод координат для решения задач на вычисления расстояний между точками

  • находить скалярное произведение векторов, угол между векторами с помощью скалярного произведения;

  • решат задача на нахождение углов между прямыми, прямыми и плоскостями, между плоскостями с помощью скалярного произведения векторов;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

Цилиндр, конус, шар

Знать (понимать)

  • определения цилиндрической поверхности, цилиндра, его элементов;

  • определения конической поверхности, конуса, его элементов;

  • определение сферы и шара, их элементов, уравнение сферы;

  • случаи взаимного расположения сферы и плоскости;

  • формулу для вычисления площади сферы.

Уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трёхмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • изображать круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;

  • изображать сечения тел вращения;

  • выводить формулы элементов и площади боковой и полной поверхности цилиндра;

  • решать задачи на нахождение площади поверхности цилиндра, осевое сечение цилиндра и сечение цилиндра плоскостью, параллельной оси цилиндра;

  • анализировать зависимости между элементами призмы и вписанного и описанного около неё цилиндра;

  • решать простейшие задачи на комбинацию геометрических тел «цилиндр-призма»;

  • выводить формулы площади боковой и полной поверхности конуса;

  • решать задачи на нахождение элементов и площади поверхности конуса, осевое сечение конуса, сечение конуса плоскостью, проходящей через вершину конуса;

  • анализировать зависимости между элементами пирамиды и вписанного и описанного около неё конуса;

  • решать простейшие задачи на комбинацию геометрических тел «конус-пирамида»;

  • доказывать свойство и признак плоскости, касательной к сфере;

  • анализировать зависимости между элементами многогранников, цилиндра, конуса с элементами вписанной в них и описанной около них сферы;

  • решать простейшие задачи на комбинацию сферы с геометрическими телами;

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Объёмы тел

Знать

  • свойства объёмов тел;

  • формулировки теорем об объёме прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, цилиндра, наклонной призмы, пирамиды, конуса, шара и его частей;

  • доказательства теорем об объёме прямой призмы, цилиндра, наклонной призмы, пирамиды, конуса, шара;

Уметь

  • решать задачи на применение изученных теорем

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объёмов пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт :

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;

  • использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • расширение поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни, проверки и оценки результатов своей работы, соотнесение их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

  • самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования её в личный опыт.


8.Описание учебно-методического иматериально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература:

  1. Основная литература (учебники) Геометрия. 10 – 11 классы: учеб, для общеобразовательных учреждений: базовый и профил, уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: метод, рекомендации к учеб.кн. для учителя / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Учебные и справочные пособия:

  1. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2003.

  2. Геометрия. 11 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. / Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов – 5 изд. – М.: Просвещение, 2010г.

Медиаресурсы:

1. Учебное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10 класс».

2. Учебное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 11 класс».

3. Учебное пособие «Живая математика».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!