Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марьевская основная общеобразовательная школа им. В.Д. Фёдорова»
| Приложение к ООП ООО МБОУ «Марьевская основная общеобразовательная школа им. В.Д. Федорова», утвержденной приказом № ___ от «__» ___. 201_ г. |
Рабочая программа учебного предмета «География»
для обучающихся 5-9 классов
Количество часов – 280
Составитель -
учитель географии Белицкая Т.Н.
| Рассмотрена на заседании МО Протокол №__ от «__»___ 201_ г. Руководитель МО _____________ | Принята педагогическим советом Протокол № __ от «___ »__ 201__ г. |
Марьевка
201_
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» стр.3-6
Содержание учебного предмета «География» стр. 6-9
Тематическое планирование учебного предмета «География»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы стр. 9-21
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностные результаты освоения учебного предмета «География»:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
География: 1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. |
2. Содержание учебного предмета «География»
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
Источники географической информации
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).Ориентирование по карте: чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Природа земли и человек
Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы: изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли. Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха в зависимости от высоты. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгерa, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна, проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов. Население Земли. Древняя родина человека. Предполагаемые пути расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
Природопользование и геоэкология
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов. Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России. Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
3.Тематическое планирование учебного предмета «География» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов |
| Введение. Что изучает география? | 1 |
| Раздел 1. Накопление знаний о Земле. | 5 |
| Познание Земли в древности. | 1 |
| Великие географические открытия. | 1 |
| Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 |
| Современная география. | 1 |
| Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле». | 1 |
| Раздел 2. Земля во Вселенной». | 7 |
| Земля и космос. | 1 |
| Земля – часть Солнечной системы. | 1 |
| Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 |
| Осевое вращение Земли. | 1 |
| Обращение Земли вокруг Солнца. | 1 |
| Форма и размеры Земли. | 1 |
| Итоговый урок по теме «Земля во Вселенной». | 1 |
| Раздел 3. Географические модели Земли. | 11 |
| Ориентирование на земной поверхности. | 1 |
| Изображение земной поверхности. | 1 |
| Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
| Масштаб и его виды. | 1 |
| Изображение земной поверхности на планах и карте. | 1 |
| Планы местности и их чтение. | 1 |
| Составление плана местности. | 1 |
| Параллели и меридианы. | 1 |
| Градусная сеть. Географические координаты. | 1 |
| Географические карты. | 1 |
| Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли». | 1 |
| Раздел 4. Земная кора. | 11 |
| Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. | 1 |
| Разнообразие горных пород | 1 |
| Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. | 1 |
| Разнообразие форм рельефа Земли. | 1 |
| Движение земной коры. | 1 |
| Землетрясение. Вулканизм. | 1 |
| Внешние силы, изменяющие рельеф. | 1 |
| Главные формы рельефа суши. | 1 |
| Поверхности океанического дна. | 1 |
| Человек и земная кора. | 1 |
| Итоговая работа по курсу географии за 5 класс. | 1 |
| Итого по курсу: | 35 |
6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов |
| Введение | 1 |
| Раздел 5. Атмосфера. | 11 |
| Из чего состоит атмосфера и как она устроена. | 1 |
| Нагревание воздуха и его температура. | 1 |
| Зависимость температуры воздуха от географической широты | 1 |
| Влага в атмосфере. | 1 |
| Атмосферные осадки. | 1 |
| Давление атмосферы. | 1 |
| Ветры. | 1 |
| Погода. | 1 |
| Климат. | 1 |
| Человек и атмосфера. | 1 |
| Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле». | 1 |
| Раздел 2. Гидросфера. | 12 |
| Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | 1 |
| Мировой океан - основная часть гидросферы. | 1 |
| Свойства океанических вод. | 1 |
| Движения воды в океане. Волны. | 1 |
| Течения. | 1 |
| Реки. | 1 |
| Жизнь рек. | 1 |
| Озёра и болота. | 1 |
| Подземные воды. | 1 |
| Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 |
| Человек и гидросфера. | 1 |
| Итоговый урок по теме «гидросфера». | 1 |
| Раздел 3. Биосфера. | 7 |
| Что такое биосфера и как она устроена | 1 |
| Роль биосферы в природе. | 1 |
| Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. | 1 |
| Жизнь на поверхности суши. Леса. | 1 |
| Жизнь в безлесных пространствах. | 1 |
| Почва. | 1 |
| Человек и биосфера. | 1 |
| Раздел 4. Географическая оболочка. | 4 |
| Из чего состоит географическая оболочка. | 1 |
| Особенности географической оболочки. | 1 |
| Территориальные комплексы. | 1 |
| Заключение. Итоговая работа по курсу географии за 5 класс. | 1 |
| Итого по курсу: | 35 |
7 класс
№п/п | Наименование раздела, тема урока | Количество часов |
| Введение | 3 |
| Что изучают в курсе география «Материки, океаны, народы и страны». | 1 |
| Как люди открывали и изучали мир. | 1 |
| Методы географических исследований и источники географических знаний | 1 |
| Раздел 1. Главные особенности природы Земли | 9 |
| Тема 1. Литосфера и рельеф Земли | 2 |
| Литосфера | 1 |
| Рельеф. | 1 |
| Тема 2. Атмосфера и климаты Земли | 2 |
| Климатообразующие факторы. | 1 |
| Климатические пояса. | 1 |
| Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы | 2 |
| Мировой океан – основная часть гидросферы. | 1 |
| Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 1 |
| Тема 4. Географическая оболочка | 3 |
| Свойства и особенности строение географической оболочки. | 1 |
| Закономерности географической оболочки. | 1 |
| Географическая зональность. | 1 |
| Тема 5. Население Земли | 3 ч |
| Численность население и размещение людей на Земле. | 1 |
| Народы и религии мира. | 1 |
| Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население. | 1 |
| Раздел 2. Материки и океаны | 55 |
| Тема 1. Африка | 11 |
| Географическое положение. История исследования Африки. | 1 |
| Природа материка | 5 |
| Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Климат. | 1 |
| Внутренние воды. | 1 |
| Природные зоны. | 1 |
| Тропические пустыни. Влияние человека на природу. | 1 |
| Народы и страны Африки | 5 |
| Население и политическая карта. | 1 |
| Страны Северной Африки. Алжир. | 1 |
| Страны Судана и Центральной Африки | 1 |
| Страны Восточной Африки. | 1 |
| Страны Южной Африки | 1 |
| Тема 2. Австралия и Океания | 4 |
| Австралия географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Климат. Внутренние воды. Органический мир. | 1 |
| Население. Австралийский Союз | 1 |
| Океания. | 1 |
| Тема 3. Южная Америка | 7 |
| Южная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования. | 1 |
| Природа материка | 3 |
| Рельеф и полезные ископаемые | 1 |
| Климат. Внутренние воды. | 1 |
| Природные зоны. | 1 |
| Народы и страны | 3 |
| Население и политическая карта. | 1 |
| Страны востока материка. | 1 |
| Андские страны. | 1 |
| Тема 4. Антарктида | 2 |
| Антарктида географическое положение. Открытие и исследование. Природа Антарктиды. | 1 |
| Обобщающий урок по теме Южные материки. | 1 |
| Тема 5. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый | 3 |
| Северный Ледовитый океан. | 1 |
| Тихий и Индийский океаны. | 1 |
| Атлантический океан. | 1 |
| Тема 6. Северная Америка | 6 |
| Северная Америка. ГП. Из истории открытия и исследования материка | 1 |
| Природа материка | 3 |
| Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Климат. Внутренние воды | 1 |
| Природные зоны | 1 |
| Народы и страны | 2 |
| Население и политическая карта. Канада. | 1 |
| США. Средняя Америка | 1 |
| Тема 7. Евразия | 18 |
| Евразия. ГП. История открытия и исследования. | 1 |
| Природа материка | 4 |
| Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
| Климат. | 1 |
| Внутренние воды. | 1 |
| Природные зоны. | 1 |
| Народы и страны | 13 |
| Население и политическая карта | 1 |
| Страны Северной Европы | 1 |
| Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия). | 1 |
| Страны Восточной Европы. | 1 |
| Украина. | 1 |
| Страны Южной Европы. Италия. | 1 |
| Страны Юго-Западной Азии. | 1 |
| Страны Центральной Азии. | 1 |
| Страны Восточной Азии (Китай). | 1 |
| Япония. | 1 |
| Страны Южной Азии. Индия. | 1 |
| Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | 1 |
| Обобщающее повторение по теме «Евразия». | 1 |
| Раздел 3. Земля – наш дом | 4 |
| Взаимодействие человеческого общества и природы. | 1 |
| Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. | 1 |
| Обобщающее повторение | 1 |
| Итоговое тестирование | 1 |
8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов |
| Введение | 1 |
2 | ЧастьI. Россия на карте мира. Тема1. Географическое положение и административно-территориаль-ное устройство России. | 10 10 |
| Границы России | 1 |
| Россия на карте часовых поясов | 1 |
| Географическое положение России. | |
| Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 1 |
| Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 1 |
| Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическоеположение России | 1 |
| Как формировалась государственная территория России | 1 |
| Этапы и методы географического изучения территории | 1 |
| Особенности административно-территориального устройства России | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Географическое положение и административно-территориальное устройство России.» | |
| Часть II. Природа России Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 36 7 |
| Геологическая история и геологическое строение территории России | 1 |
| Рельеф России | 1 |
| Как и почему изменяется рельеф России | 1 |
| Стихийные природные явления в литосфере | 1 |
| Человек и литосфера | 1 |
| Человек и литосфера | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» | 1 |
| Тема 2.Климат и климатические ресурсы | 8 |
| Факторы, определяющие климат России. | 1 |
| Факторы, определяющие климат России. | 1 |
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории России | 1 |
| Сезонность климата | 1 |
| Типы климатов России | 1 |
| Типы климатов России | 1 |
| Климат и человек | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 |
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы | 6 |
| Разнообразие внутренних вод России. | 1 |
| Реки. | 1 |
| Озёра. Болота. Подземные воды. | 1 |
| Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 |
| Водные ресурсы и человек. | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 |
| Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы | 3 |
| Образование почв и их разнообразие | 1 |
| Закономерности распространения почв | 1 |
| Почвенные ресурсы России | 1 |
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 |
| Растительный и животный мир России. | 1 |
| Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы, Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 1 |
| Тема 6. Природное районирование | 9 |
| Разнообразие природных комплексов | 1 |
| Природно-хозяйственные зоны России | 1 |
| Арктические пустыни, тундра и лесотундра | 1 |
| Леса | 1 |
| Лесостепи, степи и полупустыни | 1 |
| Высотная поясность | 1 |
| Особо охраняемые природные территории | 1 |
| Рациональное природопользование | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Природа России» | 1 |
| Часть III. Население России | 10 |
| Численность населения России | 1 |
| Численность населения России | 1 |
| Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | 1 |
| Народы, языки и религии | 1 |
| Народы, языки и религии | 1 |
| Городское и сельское население. | 1 |
| Размещение населения России | 1 |
| Размещение населения России | 1 |
| Люди и труд | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Население России» | 1 |
| Часть IV. Хозяйство России | 13 |
| Что такое хозяйство страны? | 1 |
| Как география изучает хозяйство. | 1 |
| Первичный сектор экономики – отрасли эксплуатирующие природу | |
| Состав первичного сектора экономики. | 1 |
| Природные ресурсы | 1 |
| Природно-ресурсный капитал России. | 1 |
| Сельское хозяйство. | 1 |
| Растениеводство. | 1 |
| Животноводство. | 1 |
| Лесное хозяйство. | 1 |
| Охота и рыбное хозяйство. | 1 |
| Повторение | 1 |
| Повторение | 1 |
| Итоговый урок за курс 8 класса | 1 |
9 класс
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов |
1. | Раздел I. Хозяйство России | 15 |
| Тема 1. Общая характеристика хозяйства. | 2 |
| Понятие хозяйства. Его структура. | 1 |
| Этапы развития хозяйства. | 1 |
| Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 13 |
| Сельское хозяйство (повторение). | 1 |
| Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность (повторение). | 1 |
| Лесной комплекс. | 1 |
| Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. | 1 |
| Электроэнергетика. | 1 |
| Металлургический комплекс. | 1 |
| Машиностроительный комплекс. | 1 |
| Химическая промышленность. | 1 |
| Транспорт. | 1 |
| Информационная инфраструктура. | 1 |
| Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 1 |
| Территориальное (географическое) разделение труда. | 1 |
| Обобщающий урок по теме 2. | 1 |
| Раздел II. Районы России. | 52 |
| Тема 3. Европейская часть России. | 34 |
| Восточно-Европейская равнина. | 1 |
| Волга. | 1 |
| Центральная Россия | 1 |
| Центральная Россия: состав, географическое положение. | 1 |
| Центральный район: особенности населения. | 1 |
| Хозяйство Центрального района | 1 |
| Москва — столица России | 1 |
| Города Центрального района | 1 |
| Центрально-Черноземный район | 1 |
| Волго-Вятский район | 1 |
| Обобщающий урок на тему «Центральная Россия». | 1 |
| СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН | 6 |
| Географическое положение и природа | 1 |
| Города на старых водных торговых путях | 1 |
| Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России | 1 |
| Санкт-Петербург — «вторая столица» России | 1 |
| Калининградская область | 1 |
| Обобщающий урок на тему «Северо-западный район» | 1 |
| ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР | 4 |
| Географическое положение и природа | 1 |
| Этапы развития хозяйства | 1 |
| Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | 1 |
| Обобщающий урок на тему «Европейский Север» | 1 |
| ПОВОЛЖЬЕ | 3 |
| Географическое положение и природа | 1 |
| Население и хозяйство | 1 |
| Обобщающий урок на тему «Поволжье» | 1 |
| ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ | 6 |
| Крым | 1 |
| Природные условия Северного Кавказа | 1 |
| Хозяйство Северного Кавказа | 1 |
| Народы Северного Кавказа | 1 |
| Южные моря России | 1 |
| Обобщающий урок на тему «Европейский Юг» | 1 |
| УРАЛ | 4 |
| Географическое положение и природа | 1 |
| Этапы развития и современное хозяйство | 1 |
| Население и города Урала. Проблемы района | 1 |
| Обобщающий урок на тему «Урал» | 1 |
| Тема 4. Азиатская часть России | 18 |
| Природа Сибири | 1 |
| Природа и ресурсы гор юга Сибири. | 1 |
| Арктические моря. | 1 |
| Население Сибири. | 1 |
| Хозяйственное освоение Сибири | 1 |
| ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ | 3 |
| Природные условия и ресурсы | 1 |
| Хозяйство района | 1 |
| Хозяйство района | 1 |
| ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ | 4 |
| Природные условия и ресурсы | 1 |
| Байкал | 1 |
| Хозяйство района | 1 |
| Обобщающий урок Западная и Восточная Сибирь | 1 |
| ДАЛЬНИЙ ВОСТОК | 6 |
| Формирование территории | 1 |
| Природные условия и ресурсы | 1 |
| Моря Тихого океана | 1 |
| Население района | 1 |
| Хозяйство района | 1 |
| Обобщающий урок «Дальний Восток» | 1 |
| Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и географические районы». | 1 |