СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждаю.

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей - предметников

_______________________

______________________

Протокол №____________



от «_____» _______ 20____г.

«______» __________20____ г.

Приказ № _________

Руководитель МО


от «___»__________20__г.

________________________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по географии


для 5 класса


(ФГОС ООО)









Разработана

учителем географии

Муковниной Татьяной Юрьевной












2020 – 2021 учебный год




Пояснительная записка

Программа по географии для 5 класса разработана на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;

2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;

3. Авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. – сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная школа)

В соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;


Объём часов:

В неделю - 1 час

Общий объём - 35 часов

Цели и задачи:

• ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

• формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

• формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

• формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

 Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В процессе изучения используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.


УМК:

  1. Учебник «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: Изд. «Русское слово» — учебник, 2014 г.

  2. Атлас «География. Введение в географию. Физическая география» 5-6 кл. - М.: Изд. «Русское слово», 2020 г.

  3. Контурные карты «География. Введение в географию. Физическая география» 5 кл. - М.: Изд. «Русское слово», 2020 г.


Сроки реализации программы - один учебный год













































Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

•гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

•осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

•осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

•представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

•осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

•осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

•умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

•эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

•патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

•уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

•готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

•выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

•в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

•анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•вычитывать все уровни текстовой информации;

•уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

•осознавать роль географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

•использовать географические умения:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

•использовать карты как модели:

- определять на карте местоположение географических объектов.

•понимать смысл собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Обучающийся получит возможность научиться:

-моделировать географические объекты и явления;

-работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

-ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;


















































Содержание программы


Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Практические работы

1. Составление описания кабинета географии.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Практические работы:

2. Определение с помощью компаса сторон горизонта. Составление плана кабинета географии

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Практические работы:

3. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Христофора Колумба, обозначение географических объектов

4. Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов

5. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

  • Практические работы:

6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

7. Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.

8. Обозначение на контурной карте крупнейших государств Северной и Южной Америки

Тема 5. Природа Земли (3часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Практические работы:

9. Организация фенологических наблюдений в природе.

Повторение 3 ч

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз


Перечень практических работ

1. Составление описания кабинета географии.

2. Определение с помощью компаса сторон горизонта. Составление плана кабинета географии

3. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Христофора Колумба, обозначение географических объектов

4. Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов

5. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

7. Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.

8. Обозначение на контурной карте крупнейших государств Северной и Южной Америки

9. Организация фенологических наблюдений в природе


































Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

Тема I

Наука география

2

Тема II

Земля и её изображение

5

Тема III

История географических открытий

13

Тема IV

Путешествие по планете Земля

9

Тема V

Природа Земли

3


Повторение

3


Итого:

35

Календарно-тематическое планирование


Дата проведения занятия

Тема урока

Примечание

П

Ф

Тема I



Наука география (2 ч.)


1/1



Что такое география.


2/2



Методы географических исследований П/р №1 «Составление описания кабинета географии»


Тема II



Земля и её изображение (5 ч.)


1/3



От плоской земли к земному шару


2/4



Форма, размеры и движения Земли


3/5



Глобус и карта


4/6



Ориентирование на местности.


5/7



П/Р№2 « Определение с помощью компаса сторон горизонта. Составление плана кабинета географии»


Тема III



История географических открытий (13 ч.)


1/8



По следам путешественников каменного века


2/9



Путешественники древности


3/10



Путешествие морских народов


4/11



Первые европейцы на краю Азии


5/12



Хождение за три моря


6/13



Морской путь в Индию


7/14



Открытие Америки. П/р №.3 « Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Христофора Колумба, обозначение географических объектов»


8/15



Первое кругосветное плавание П/Р№4 « Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов»


9/16



Открытие Южного материка


10/17



Поиски Южной земли продолжаются


11/18



Русские путешественники. П/р №5 «Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»


12/19



Вокруг света под русским флагом


13/20



Обобщение по теме «История географических открытий»


Тема IV



Путешествие по планете Земля (9 ч.)


1/21



Мировой океан и его части


2/22



Значение Мирового океана для природы и человека. П/р № 6 «Обозначение на к/к материков и океанов Земли»


3/23



Путешествие по Евразии. П/р №7 «Обозначение на к/к крупнейших государств Евразии»


4/24



Путешествие по Африке


5/25



Путешествие по Северной Америке


6/26



Путешествие по Южной Америке. П/Р№8 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств Северной и Южной Америки»


7/27



Путешествие по Австралии


8/28



Путешествие по Антарктиде


9/19



Обобщение по теме «Путешествие по планете Земля»


Тема V



Природа Земли (3 ч.)


1/30



Что такое природа.


2/31



Оболочки Земли


3/32



П/Р №9 «Организация фенологических наблюдений в природе»





Повторение (3 ч.)


33



Урок обобщения и контроля знаний за курс 5 класса


34



Итоговый урок за курс 5 класса


35



Повторение



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!