СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса (УМК Бариновой И. И., Дронова В. П., Душиной И. В., Сиротиной В. И.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса»





МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района



РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы

учителей естествоведческого цикла

_______________ ____________________ ______________

Чувина Н.И. Ковалева С. С. Савкин Л. И.

«___» ___________20___ г. «___»__________ 20 __ г. «__»__________20___г.

Приказ № ______

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету «География»



Класс: 5«А»




Учебный год: 2018-2019

Программу разработал:

учитель географии Чувина Наталья Игоревна






Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Бариновой И. И., Дронова В. П., Душиной И. В., Сиротина В. И. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В.Курчина - М.: Дрофа, 2016.)

Программа адресована обучающимся 5 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина» Брянского района Брянской области, которые осваивают курс географии на уровне основного общего образования.

География как учебный предмет входит в предметную область «Общественно – научные предметы».

Рабочая программа соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий образовательной организации на 2018-2019 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

1. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно - методическое пособие/ составитель С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2016.

2. Учебник: География. Начальный курс. 5кл.: / Баринова И.И.,А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - Дрофа, 2016.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно – звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2018-2019 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Супоневская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. И. Чувина».

В учебном плане образовательной организации на изучение предмета «География» выделено 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).

Срок реализации данной программы - 1 год.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методиче­ским комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учеб­ников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие не­достатки и сложности, связанные с несогласованностью со­держания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества— географической картой, с взаимодействием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Раздел. Источники географической информации

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; •анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности


Раздел. Природа Земли и человек

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра; • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития (формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях (в том числе родного края), умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде); •использовать географические знания как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, своей страны и родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; • использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; •примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией


В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня достижения планируемых результатов

Вид работы

Количество

Вводное тестирование

1

Практическая работа

4

Проект

1

Итоговое тестирование

1


Содержание учебного предмета «География»

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2 на темы: «Важнейшие географические открытия»; «Открытия русских путешественников».


Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно.

Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.


Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4 на темы: «Ориентирование по плану и карте», «Составление простейших планов местности».


Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Что изучает география

5

2

Как люди открывали Землю

5

3

Земля во Вселенной

9

4

Виды изображений поверхности Земли

4

5

Природа Земли

12


Итого

35




Изменения в программе: Резервные часы распределены следующим образом: в разделе «Природа Земли» на итоговое тестирование (1 ч.) и Обобщение знаний по разделу: «Природа Земли» (1 ч.).




















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата

план


Дата

факт


Примечание

Домашнее задание


Раздел 1. Что изучает география

5 ч





1

Мир, в котором мы живем.

1

5.09



п.1, вопросы

2

Науки о природе.

Вводное тестирование за курс начальной школы.

1

12.09


Вводное тестирование

п.2, вопросы

3

География— наука о Земле.

1

19.09



п.3, вопросы

4

Методы географических исследований.

1

26.09



п.4, вопросы

5

Обобщение по разделу: «Что изучает география».

1

3.10



повторить п.1-4


Раздел 2.  Как люди открывали Землю

5 ч





6

Географические открытия древности и Средневековья.

Практическая работа №1: «Важнейшие географические открытия».

1

10.10


Практическая работа №1

п.5, доклады, к/к, вопросы

7

Важнейшие географические открытия.

1

17.10



п.6, доклады, к/к, вопросы

8


Открытия русских путешественников.

1

24.10



п.7, доклады, к/к, вопросы

9

Открытия русских путешественников.

Практическая работа №2: «Открытия русских путешественников».

1

14.10


Практическая работа №2

п.5-7

10

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

1

21.11



п.5-7, кроссворды


Раздел 3. Земля во Вселенной

9 ч





11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

28.11



п.8, вопросы

12

Проект №1 на тему: «Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней».

1

5.12


Проект №1

п.9, доклады

13

Соседи Солнца.

1

12.12



п.10, доклады, вопросы

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

19.12



п11, доклады, вопросы

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

26.12



п.12, доклады, вопросы

16

Мир звезд.

1

9.01



п.13, доклады, вопросы

17

Уникальная планета— Земля.

1

16.01



п.14, доклады, вопросы

18

Современные исследования космоса.

1

23.01



п.15, доклады, вопросы

19

Обобщение знаний по разделу: «Земля во Вселенной».

1

30.01



п.8-15,кроссворды


Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли

4 ч





20

Стороны горизонта.

1

6.02



п.16, вопросы

21

Ориентирование.

Практическая работа №3: «Ориентирование по плану и карте».

1

13.02


Практическая работа №3

п17, вопросы

22

План местности и географическая карта.

Практическая работа №4:

«Составление простейших планов местности».

1

20.02


Практическая работа №4

п.18, вопросы

23

Обобщение знаний по разделу:

«Виды изображений земной поверхности».

1

27.02



п16-18, кроссворды, вопросы


Раздел 5. Природа Земли

10 ч+2 ч рез.





24

Как возникла Земля.

1

6.03



п.19, доклады

25

Внутреннее строение Земли.

1

13.03



п.20, вопросы

26

Землетрясения и вулканы.

1

20.03



п. 21, доклады, к/к, вопросы

27

Путешествие по материкам.

1

3.04



п.22, доклады, к/к, вопросы

28

Вода на Земле.

1

10.04



п.23, вопросы

29

Вода на Земле.

1

17.04



п.23, доклады, к/к, вопросы

30

Воздушная одежда Земли.

1

24.04



п.24, вопросы

31

Итоговое тестирование

1 р

1.05


Итоговое тестирование

п.25, доклады

32

Живая оболочка Земли.

1

15.05



п.26, вопросы

33

Почва— особое природное тело.

1

22.05



п.27, доклады, вопросы

34

Человек и природа.

1

29.05



повторить п.19-27

35

Обобщение знаний по разделу: «Природа Земли».

1 р

29.05





ИТОГО

35














3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!