Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Глушковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Принята Утверждена
па педагогическом совете приказом протокол от «28» августа 2019 года № 1 директора школы председатель педагогического совета от «30» августа 2019г. № 1-279
____________А.Э. Романчиков Директор МКОУ
«Глушковская средняя
общеобразовательная школа»
___________А.Э. Романчиков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету ГЕОГРАФИЯ________________________________________
Класс 7_
Программа составлена учителем географии Романчиковым А.Э.
Срок реализации программы 1 ГОД
2019 г.
Планируемые результаты освоения предмета.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Содержание учебного предмета
Что изучает физическая география России?
2.Пространство России- 8 часов
Источники географической информации.Географическое положение России.Моря, омывающие берега России.Россия на карте часовых поясов. Время.Как осваивали и изучали территорию России.Исследование территории России в XVIII–XIX вв. и в советские годы. 7 часов.
Особенности геологического строения и тектонических структур.Главные черты рельефа России.Минеральные ресурсы России.Развитие форм рельефа.Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. 4 часа
Факторы, влияющие на климат России.Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.Закономерности распределения тепла и влаги на территорииРоссии. Типы климатов России.Климатические ресурсы.5 часов.
Реки России. Озера, болота, подземные воды.Ледники, многолетняя мерзлота.Водные ресурсы.Опасные явления связанные с водами. 4 часа.
Образование почв и их разнообразиеЗакономерности распределения почв.Почвенные ресурсы России. 3 часа.
Растительный и животный мир России.Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.Природно-ресурсный потенциал России. 3 часа.
Природное районирование.Моря, как крупные природные комплексы.Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.Лесные зоны России.Безлесные зоны на юге России.Высотная поясность.6 часов.
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования.Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал.Своеобразие природы Урала.Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.Западная Сибирь.Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины ипроблемы их освоения.Условия работы и быта человека в западной Сибири.Восточная Сибирь.Природные комплексы Восточной Сибири.Жемчужина Сибири – Байкал.Пояс гор Южной Сибири.Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения.Дальний Восток: край контрастов.Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.Природные ресурсы Дальнего Востока.Природные комплексы России. 23 часа.
Повторение 3 часа(резерв)
Тематическое планирование по курсу «География. Природа России»
8 класс
№ п/п | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | № урока | Дата проведения | примечание |
план | факт |
Тема 1. Введение (6 часов) |
1. | Что изучает физическая география России? Источники географической информации | 1 | 1 | | | |
2. | Географическое положение России, границы РФ.Практическая работа №1. | 1 | 2 | | | Подготовка к ГИА. |
3 | Моря, омывающие берега России. | 1 | 3 | | | |
4. | Россия на карте часовых поясов. Время.Практическая работа №2. | 1 | 4 | | | Подготовка к ГИА. |
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | 5 | | | |
6 | Исследование территории России в XVIII–XIX вв. и в советские годы. | 1 | 6 | | | Входная административная контрольная рабрта |
Тема 2. Геологическое строение,рельеф и минеральные ресурсы (8 часов) |
7. | Особенности рельефа России | 1 | 7 | | | Подготовка к ГИА. |
8. | Геологическое летоисчисление. | 1 | 8 | | | Подготовка к ГИА. |
9 | Геологическое строение территории России. | 1 | 9 | | | Подготовка к ГИА. |
10 | Минеральные ресурсы России. | 1 | 10 | | | |
11 | Развитие форм рельефа. | 1 | 11 | | | |
12 | ПОУ по теме «Рельеф,геологическое строениеи полезные ископаемые». Практическая работа №3 | 1 | 12 | | | |
Тема 3. Климат и климатические ресурсы (8 часов) |
13 | От чего зависит климат нашей страны? | 1 | 13 | | | |
14 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа №4. | 1 | 14 | | | |
15. | Типы климатов России. | 1 | 15 | | | Подготовка к ГИА. |
16 | Зависимость человека от климатических условий. | 1 | 16 | | | |
17 | «Климат и климатические ресурсы» ПОУ. Практическая работа №5. | 1 | 17 | | | |
Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов) |
18 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 | 18 | | | Подготовка к ГИА. |
19. | Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота | 1 | 19 | | | |
20 | Водные ресурсы. Охрана вод. | 1 | 20 | | | |
21 | «Внутренние воды и водные ресурсы» ПОУ | 1 | 21 | | | |
Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (2часа) |
22 | Образование почв и их разнообразие. Практическая работа №6. | 1 | 22 | | | Подготовка к ГИА. |
23 | Закономерности распределения почв. | 1 | 23 | | | |
24 | Почвенные ресурсы России | 1 | 24 | | | |
Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа) |
25 | Растительный и животный мир России. Практическая работа №7. | 1 | 25 | | | |
26 | Биологические ресурсы. | 1 | 26 | | | |
27 | Охрана растительного и животного мира. Практическая работа №8. | 1 | 27 | | | |
28 | Природно-ресурсный потенциал России. | 1 | 28 | | | Полугодовая админ. контр.работа |
Тема 7. Природные комплексы России. (4 часов |
29 | Разнообразие природных комплексов России. Практическая работа №10. | 1 | 29 | | | Подготовка к ГИА. |
30 | Моря как крупные природные комплексы. | 1 | 30 | | | |
31 | Природные зоны России. | 1 | 31 | | | |
32 | Разнообразие лесов России. | 1 | 32 | | | |
33 | Безлесные зоны на юге России. Практическая работа №9 | 1 | 33 | | | |
34 | Высотная поясность. | 1 | 34 | | | Подготовка к ГИА. |
Тема 8. Крупные природные районы России(22 часа) |
35 | Восточно-Европейская (Русская) равнина. | 1 | 35 | | | |
36 | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. | 1 | 36 | | | |
37 | Памятники природы. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Практическая работа №12 | 1 | 37 | | | Подготовка к ГИА. |
38 | Кавказ. Особенности природы высокогорий. | 1 | 38 | | | |
39 | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | 39 | | | Подготовка к ГИА. |
40 | Урал. Природные ресурсы Урала. | 1 | 40 | | | |
41 | Своеобразие природы Урала. | 1 | 41 | | | Подготовка к ГИА. |
42 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Практическая работа №11. | 1 | 42 | | | |
43 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы. | 1 | 43 | | | Подготовка к ГИА. |
44 | Природные зоныЗападно-Сибирской равнины. | 1 | 44 | | | |
45 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения | 1 | 45 | | | Подготовка к ГИА. |
46 | Восточная Сибирь. Климат Восточной Сибири. | 1 | 46 | | | |
47 | Природные районы Восточной Сибири. | 1 | 47 | | | |
48 | Озеро Байкал-жемчужина Сибири. | 1 | 48 | | | |
49 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | 49 | | | Подготовка к ГИА. |
50 | Дальний Восток: край контрастов. | 1 | 50 | | | Подготовка к ГИА. |
51 | Природные комплексы Дальнего Востока. | 1 | 51 | | | |
52 | Природные уникумы Дальнего Востока. | 1 | 52 | | | |
53 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | 53 | | | |
54 | Обобщающий урок по теме «Природа регионов России» | 1 | 54 | | | |
Тема 9. Человек и природа (6 часов) |
55 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13. | 1 | 55 | | | |
56 | Стихийные природные явления. | 1 | 56 | | | |
57 | Воздействие человека на природу. | 1 | 57 | | | |
58 | Рациональное природопользование. | 1 | 58 | | | |
59 | Россия на экологической карте мира. Практическая работа №14. | 1 | 59 | | | |
60 | Экология и здоровье человека. | 1 | 60 | | | |
61 | География природы и общества | 1 | 61 | | | |
62 | Обобщающее повторение по теме «Человек и природа» | 1 | 62 | | | Итоговая административная коньрольная работа. |
ГЕОГРАФИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ( 6 часов) |
63 | Географическое положение, геологическое строение, полезные ископаемые Курской области | 1 | 63 | | | |
64 | Редьеф и климат Курской области | 1 | 64 | | | |
65 | Воды и почвы Курской области | 1 | 65 | | | |
66 | Растительный и животный мир Курской области | 1 | 66 | | | |
67 | Природно-территориальные комплексы Курской области | 1 | 67 | | | |
68 | Основные экологические проблемы Курской области | 1 | 68 | | | |