СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии, 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа по географии, 5 класс ( Учебник:  Климанова О. А,. Климанов В. В., Ким Э. В. География. Землеведение. 5 – 6 классы. – М.:- Дрофа, 2020 ;   на основе ФГОС основного общего образования, по рабочим программам Ким Э. В. География. 5—9 классы : рабочая программа к ли­нии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э.   В. Ким — М. : Дрофа, 2017)                  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии, 5 класс»

Рабочая программа по географии, 5 класс ( Учебник: Климанова О. А,. Климанов В. В., Ким Э. В. География. Землеведение. 5 – 6 классы. – М.:- Дрофа, 2020 ; на основе ФГОС основного общего образования, по рабочим программам Ким Э. В. География. 5—9 классы : рабочая программа к ли­нии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким — М. : Дрофа, 2017)

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение географии дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории) ;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- научиться выбирать источники географической информации (кар­тографические, статистические, текстовые, видео- и фото­изображения, компьютерные базы данных), адекватные ре­шаемым задачам;

- ориентироваться в источниках географической инфор­мации (картографические, статистические, текстовые, ви­део- и фотоизображения, компьютерные базы данных): на­ходить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и яв­ления, их положение в пространстве по географическим кар­там разного содержания и другим источникам; выявлять не­достающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, табли­цы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практи­ко-ориентированных задач;

- использовать различные источники географической ин­формации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

- выявления географических зависимостей и законо­мерностей на основе результатов наблюдений, на осно­ве анализа, обобщения и интерпретации географиче­ской информации, объяснения географических явле­ний и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

- расчета количественных показателей, характеризую­щих географические объекты, явления и процессы;

- составления простейших географических прогнозов;

- принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информа­ции;

- проводить с помощью приборов измерения температу­ры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и на­правления ветра, абсолютной и относительной высоты, на­правления и скорости течения водных потоков;

- различать изученные географические объекты, процес­сы и явления, сравнивать географические объекты, процес­сы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и зако­номерностях, о взаимосвязях между изученными географи­ческими объектами, процессами и явлениями для объясне­ния их свойств, условий протекания и различий;

- оценивать характер взаимодействия деятельности че­ловека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого разви­тия;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

-иуметь ориентироваться при помощи компаса, опреде­лять стороны горизонта, использовать компас для определе­ния азимута;

- описывать погоду своей местности;

-давать характеристику рельефа своей местности;

- уметь выделять в записках путешественников геогра­фические особенности территории;

Получит возможность научиться: работать с записками, отчетами, дневниками путеше­ственников как источниками географической информации;

- подготавливать сообщения (презентации) о выдающих­ся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в при­роде;

- использовать знания о географических явлениях в по­вседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- давать характеристику климата своей области (края, республики);



2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Как устроен наш мир

ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля враща­ется вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояния до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитае­мая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Поче­му вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжитель­ность светового дня и смена времен года?

ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как из­менялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны не­которые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической ин­формации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направле­ния?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ

Способы изображения земной поверхности. Как по­казать на листе бумаги большие участки земной поверхно­сти?

История географической карты. Когда появились и каки­ми были первые карты? Как изменялись карты на протя­жении истории человечества? Как делают карты на компью­тере?

ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

Географические открытия древности. Какие геогра­фические представления были у древних народов? Куда пу­тешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев со­ставил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто пер­вым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Миро­вого океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литератур­ные произведения как источники географической инфор­мации.

Раздел III. Как устроена наша планета

ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образу­ются магматические горные породы? Что происходит с гор­ными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и ми­нералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и ми­нералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные фор­мы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не исто­щаются запасы пресной воды? Почему существует кругово­рот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что та­кое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в при­роде и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА 7. АТМОСФЕРА

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы пого­ды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими прибо­рами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

ТЕМА 8. БИОСФЕРА

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые ор­ганизмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия на природу. Что такое экскур­сия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собира­ют гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Воздействие человека на природу Земли. Что чело­век берет из природы? Почему так опасно загрязнение при­роды? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны стро­иться взаимоотношения человека и природы?



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

ТЕМА УРОКА

ДАТА ФАКТ

ДАТА ПЛАН

Кол-во часов

1

Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

Тема 1. Земля во Вселенной (5 ч)

Представления об устройстве мира



1

2

Земная галактика и другие миры



1

3

Солнечная система



1

4

Луна - Спутник Земли



1

5

Земля – планета Солнечной системы



1

6

Тема 2. Облик Земли (4 ч)

Облик земного шара



1

7

Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли



1

8

Параллели и меридианы. Градусная сеть



1

9

Урок - практикум. Глобус как источник географической информации



1

10

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8ч)

Тема 3. Изображение Земли (2ч)

Способы изображения земной поверхности



1

11

История географической карты



1

12

Тема 4. История открытия и освоения Земли(6ч)

Географические открытия древности



1

13

Географические открытия Средневековья



1

14

Великие географические открытия



1

15

В поисках Южной Земли



1

16

Исследования океанов и внутренних частей материков



1

17

Урок – практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации



1

18

Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

Тема 5. Литосфера (5 ч)

Внутреннее строение Земли



1

19

Горные породы и их значение для человека



1

20

Урок – практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов



1

21

Рельеф и его значение для человека



1

22

Основные формы рельефа Земли



1

23

Тема 6. Гидросфера (3 ч)

Мировой круговорот воды



1

24

Мировой океан и его части



1

25

Гидросфера – кровеносная система Земли



1

26

Тема 7. Атмосфера (3ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека



1

27

Погода



1

28

Урок – практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой



1

29

Тема 8. Биосфера

Биосфера – живая оболочка Земли



1

30

Урок – практикум. Экскурсия на природу



1

31

Тема 9. Природа и человек (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли



1

32

Обобщение знаний по всем темам.



1

33

Резерв времени



1

34

Резерв времени



1



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!