СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии (5 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии (5 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.

города Ногинска Московской области


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

естественно-математического цикла

Руководитель ШМО

Иванушкина Е.А.

Протокол № от ___________


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР


_________Чадина Н.А.


«___» __________ 20 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 9

Приказ от _______ № _____


___________Мишукова Е.Н.



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного курса «География»

Класс: 5 А

Уровень образования: основное общее образование.

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы -2019/2020гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю

Программа составлена на основе: География 5-9 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2019г.

Учебник География. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А.И. Алексее, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – 8-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2019






Рабочую программу составил:

Тищенко Николай Викторович,

учитель географии









2019г.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании: «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО), География 5-9 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2019г. Уровень: базовый.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Рабочая программа, согласно учебному плану рассчитана на 35 часов (1 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала, развитию географической культуры

География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.

Основная цель географии в системе общего образования — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а так же экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает решение следующих задач:

понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;

приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;

формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.


Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;

  • умение пользоваться современными информационными технологиями;

  • владеть научными географическими понятиями;

  • видеть проблемы и ставить вопросы;

  • анализировать информацию, классифицировать и группировать её;

  • наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.


В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

Содержание примерной программы по географии структурировано в два блока «География Земли» и «География России». В таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному, т. е. от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хозяйства крупных регионов и стран.

В программе География 5-9 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2019г. сохраняются некоторые традиционные подходы к структуре школьной географии, хорошо освоенные в практике работы учителей. Блок «География Земли» традиционно разделён на две части — «Начальный курс географии» и «Материки, океаны, народы и страны». К каждой части помещены пояснительные записки, изложены цели и задачи, требования к результатам обучения.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.














ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

География в основной школе — учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной, политической, экономической и социальной жизни России и мира;

понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.






















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ.


Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Содержание курса географии.


Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (4 часа)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия: их вклад в развитие цивилизации. Открытие и исследование материков. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Практическая работа № 1 «Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий»

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы (6 часов)

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на землю и условия жизни на ней. Форма и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Полярный день и полярная ночь. Пояса освещённости. Часовые пояса.

Практическая работа № 2 «Определение сторон горизонта»

Практическая работа № 3 «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом»

Контрольная работа № 1 по теме «Земля – планета Солнечной системы»

Раздел 3. План и карта (12 часов)

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения земной поверхности. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта – её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, градусная сетка. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории, содержанию. Определение направлений на глобусе. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Градусная сетка, её предназначение. Определение направление и расстояний на карте. Географические координаты, их определение. Часовые пояса.

Практическая работа № 4 «Определение азимутов и расстояний».

Практическая работа № 5 «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности».

Практическая работа № 6 «Построение простейших планов местности»

Практическая работа № 7 «Определение географических координат»

Контрольная работа № 2 по теме «План и карта»

Раздел 4. Человек на Земле (3 часа)

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Народы мира. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.

Практическая работа № 8 «Многообразие стран мира»

Раздел 5. Литосфера (11 часов)

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Типы земной коры, её строение. Литосфера, её соотношение с земной корой. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Горные породы и минералы. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Землетрясения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Крупнейшие равнины мира и России. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Изменение гор во времени. Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Описание рельефа территории по карте.

Практическая работа № 9 «Определение горных пород по образцам»

Практическая работа № 10 «Описание гор и равнин по географической карте»

Контрольная работа № 3 по теме «Литосфера».



Тематическое планирование.


Тема

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле

(4 часа)

1

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы

(3 часов)

2

Раздел 3. План и карта

(12 часов)

4

Раздел 4. Человек на Земле

(3 часа)

1

Раздел 5. Литосфера

(11 часов).

2

Обобщение закрепление пройденного в 5 классе

(2 часа)


Всего часов: 35
















Календарно-тематическое планирование.

5 класс, всего: 35 часа; 1 час в неделю


п/п

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

д/з

сроки

  1. Развитие географических знаний о Земле – 4 часа

1

Географические методы изучения окружающей среды

определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником.

§1

сентябрь

2

Как люди открывали Землю

Выявляют изменение географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях

§2


3

Как люди открывали Землю

наносят на контурную карту маршруты путешествий, показывают на карте маршруты путешествий.

§3


4

Современный этап научных географических исследований

Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выявляют и анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

§4


  1. Земля – планета Солнечной системы – 3 часа

5

Мы во Вселенной

Приводят доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

§5

октябрь

6

Движение Земли

Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

§6


7

Солнечный свет на Земле

Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца (теллурий) и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

§7


  1. План и карта – 12 ч.

8

Ориентирование на местности

Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года

§8


9

План местности


определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной Звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут. Выявляют особенности плана местности.

§9

ноябрь

10

Изображение земной поверхности на плоскости

определяют с помощью условных знаков изображённые объекты на плане, измеряют расстояние и определять направление на местности и плане

§10


11

Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»

определяют относительную высоту точек и форм рельефа на местности.



12

Практическая работа «Построение простейших планов местности»

составляют и читают простейший план местности.

§11

декабрь

13

Обобщающий урок




14

Контрольная работа




15

Географическая карта – особый источник информации

сравнивают планы местности и географические карты, определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

§12

январь

16

Градусная сетка

Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измерять расстояния по карте

§13


17

Географические координаты

определяют географическую широту объектов.

§14


18

Географические координаты.

определяют географическую долготу объектов.

§15


19

Решение практических задач по плану и карте

определяют направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов масштаба. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте.

§16

февраль

  1. Человек на Земле – 3 ч.

20

Заселение человеком Земли.

Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

§17


21

Расы и народы.

Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделяют крупные по площади государства на Земле.

§18


22

Многообразие стран мира

находят и показывают на политической карте свою страну и страны-соседи, наиболее и наименее заселённые территории суши. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию.

§19


  1. Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.

23

Земная кора и литосфера

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит

§20

март

24

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Классифицируют горные породы. Описывают по плану горные породы и минералы школьной коллекции. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения.

§21


25

Движения земной коры

устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.

§22


26

Вулканизм

выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Наносят на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.

§23


27

Рельеф Земли. Равнины.

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России, описывают равнину по карте. Представляют информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

§24

апрель

28

Рельеф Земли. Горы

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира. Наносят на контурную карту крупнейшие горы мира и России, описывать горы по карте. Описывают рельеф своей местности

§25


29

Практическая работа «Описание гор и равнин по географической карте»

находят географические объекты на карте и в атласе, и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т. д.). Находят положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё.

§26


30

Литосфера и человек

Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характеризуют изменение литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

§27

май

31

Природа своей местности.

Экскурсия



32





33

Обобщающий урок


Повторить изученное


34

Контрольная работа




35

Итоговое обобщение








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!