Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г.о Коломна
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №14____________
Е.В. Филимонов
Рабочая программа
по географии
для 11Б класса
Составитель:
Лапшин О.Н.,
учитель без квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Структура программы:
Содержание учебного курса
Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 10-11 классах
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методический комплект
1. Содержание учебного курса. Раздел 1: Введение в региональную географию. Страны Америки (6 часов).
Как поделить земное пространство. Регион и региональная география. Крупные регионы мира. Культурно-исторические регионы и принципы их построения. Центры экономической мощи и «полюсы бедности». Экономические и социальные контрасты в мире. Центры экономической мощи и «полюсы бедности». Национальное богатство. Соединенные Штаты Америки (США). Соединенные Штаты Америки (США): территория, географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика и внутренние различия. Канада Территория, природа и ресурсы. Население. Экономика. Сравнение ЭГП Канады и России. Латинская Америка. Регионы Латинской Америки. Латинская Америка. Географическое положение, природа, ресурсы. Население. Природное и этническое разнообразие Латинской Америки. Экономика. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Своеобразие регионов и вклад Латинской Америки в мировую цивилизацию.
Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Введение в региональную географию. Страны Америки». Сопутствующее повторение: «Человек и ресурсы Земли. География мировой экономики».
Раздел 2: Страны Зарубежной Европы (8 часов).
Контрольная работа №1 по разделу: «Введение в региональную географию. Страны Америки». Западная Европа. Состав региона. Субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Роль региона в мировой экономике и МГРТ. Германия. Великобритания. Общие сведения, географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Роль Великобритании в мировой экономике. Внутренние различия Великобритании. Практическая работа №1: «Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы и Америки». Франция. Италия. Общие сведения, географическое положение, природные условия и ресурсы. Население и экономика. Внутренние различия. Вклад Италии в европейскую цивилизацию. Центрально-Восточная Европа (ЦВЕ). Состав региона, природа и ресурсы. Сходство и различие стран региона. Народы и социально-экономическая специфика ЦВЕ. Внутренние различия. Постсоветский регион. Природно-ресурсный потенциал. Страны региона: Украина, Белоруссия, Молдавия, страны Закавказья и Центральноазиатского региона. Социально-экономическое развитие стран региона. Межгосударственные и межрегиональные объединения постсоветского пространства. Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Страны Зарубежной Европы». Сопутствующее повторение: «География населения».
Раздел 3: «Страны Зарубежной Азии, Африки. Австралия» (12 часов).
Контрольная работа №2 по разделу: «Страны Зарубежной Европы». Зарубежная Азия. Природное своеобразие и ресурсы. Население и хозяйство региона. Субрегионы Зарубежной Азии. Перспективы экономического развития в XXI веке. Китайская Народная Республика (КНР). Территория, природные условия, ресурсы. Население Китая: особенности демографической политики. Экономика КНР и ее роль в мире. Внутренние различия. Вклад Китая в мировую цивилизацию. Япония. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Экономика Японии. Японское «экономическое чудо». Основные индустриальные районы и региональные различия. Практическая работа №2: «Составление визитной карточки одной из стран Зарубежной Азии». Юго-Восточная Азия. Географическое положение региона. Природные условия и ресурсы. Своеобразие стран региона. Население. Экономика региона и новые индустриальные страны (НИС). Южная Азия. Особенности территории, природные условия и ресурсы. Население и «демографический бум» региона. Формирование политической карты Южной Азии. Хозяйство региона. Вклад Южной Азии в мировую цивилизацию. Юго-Западная Азия и Северная Африка. Географическое положение региона, природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Общие черты и внутренние различия Юго-Западной Азии и Северной Африки. Магриб и вклад региона в мировую цивилизацию. Тропическая Африка и ЮАР. Территория, природные условия и ресурсы. Своеобразие региона. Субрегионы Тропической Африки и особенности урбанизации. Население и хозяйство стран Тропической Африки. Южно-Африканская республика (ЮАР). Практическая работа №3: «Разработка стратегии экономического роста региона или страны Тропической Африки». Австралия и Океания. Австралия: природа и население. Экономика и внутренние различия. Океания – обособленный мир островов Тихого океана. Население, экономика стран Океании. Регионы Океании: Меланезия, Микронезия и Полинезия. Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Страны Зарубежной Азии, Африки. Австралия». Сопутствующее повторение: «География культуры, религий».
Раздел 4: Глобальные проблемы человечества. Итоговое повторение (8 часов).
Контрольная работа №3 по разделу: «Страны Зарубежной Азии, Африки. Австралия». Глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы человечества. Классификация проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Геоглобалистика. Отсталость, голод, болезни. Энергетическая и сырьевая проблема. Проблемы отсталости: внешние и внутренние причины. Голод и продовольственная проблема. Болезни и проблема здоровья человечества. Энергетическая и сырьевая проблемы. Истощение запасов природных ресурсов. Пути решения проблем: альтернативная энергетика. Экологическая проблема. Кризис взаимоотношений природы и общества. Точка «невозврата». Деградация глобальной экологической системы. Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Глобальные проблемы человечества». Учет знаний по разделу: «Глобальные проблемы человечества». Итоговое повторение по разделу: «Введение в региональную географию». Итоговое повторение по разделу: «Регионы и страны». Итоговое повторение по разделу: «Глобальные проблемы человечества».
Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 10-11 классе.
В результате изучения курса географии в 10-11 классе, учащийся должен:
а) Называть и показывать: 1. Основные типы природных ресурсов Земли, их крупнейшие месторождения или страны, наиболее обеспеченные ими. 2. Особенности формирования современной политической картины мира, типологию государств и их роль в мировой геополитике в XXI веке. 3. Страны и их столицы по регионам мира на политической карте мира, различные группировки стран с точки зрения культурно-исторических регионов и экономического развития территории.
б) Понимать и объяснять: 1. Освоение природных ресурсов человеком на разных этапах истории, динамику и масштабы современного природопользования. 2. Важнейшие термины и понятия, изученные в курсе экономической географии мира. 3. Глобальные проблемы человечества, анализировать причины их появления, определять возможные пути их решения.
в) Описывать и определять: 1. Влияние природных ресурсов на экономическое развитие государств мира. 2. Особенности роста населения Земли, этническую и языковую структуру населения, анализировать расселение и миграции в современном мире. 3. Взаимосвязь между отраслями хозяйства и их влияние на мировые интеграционные процессы и объединения. 4. Применять приобретенные знания в практической и профессиональной деятельности.
г) Оценивать и прогнозировать: 1. Оценивать потенциал альтернативных и перспективных видов природных ресурсов и их применение в мировом хозяйстве. 2. Роль стран мира в современной экономике, с точки зрения их участия в международном географическом разделении труда (МГРТ), глобализационных процессах и научно-технической революции (НТР). 3. Особенности международного цивилизационного диалога между странами Запада и Востока и роль Российской Федерации в нем.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые в результате освоения содержания предмета географии в 10 – 11 классах.
а) умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами; б) определение характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов; в) поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; г) обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов, владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
3. Календарно-тематическое планирование по географии.
11 класс (34 ч, 1 ч в неделю).
№ п/п | Разделы, темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечания |
План | Факт |
Раздел 1: Введение в региональную географию. Страны Америки (6 часов). |
1. | Как поделить земное пространство? | 1 | | | §31, зап. в тетр. учить | |
2. | Центры экономической мощи и «полюсы бедности». | 1 | | | §32, вопр. письменно | С применением материалов сайта Arzamas.academy |
3. | Соединенные Штаты Америки (США). | 1 | | | §33, пересказ | Дополнительная к/карта №1 «США» |
4. | Канада | 1 | | | §34, повт. географ. карту и термины | Дополнительная к/карта №2 «Северная Америка» |
5. | Латинская Америка. Регионы Латинской Америки. | 1 | | | §35-36, выполнить к/карту №1 «Латинская Америка» | Контурная карта №1: «Латинская Америка» (д/з) |
6. | Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Введение в региональную географию. Страны Америки». Сопутствующее повторение: «Человек и ресурсы Земли. География мировой экономики». | 1 | | | Подг. к контрольной работе №1 (повт. §31-36, зап. в тетр., карту и термины). | |
Раздел 2: Страны Зарубежной Европы (8 часов). |
7. | Контрольная работа №1 по разделу: «Введение в региональную географию. Страны Америки». | 1 | | | - | |
8. | Анализ контрольной работы. Западная Европа. | 1 | | | §37, зап. в тетр. учить. | |
9. | Германия. Великобритания. | 1 | | | §38-39, задание в тетради письменно. | |
10. | Практическая работа №1: «Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы и Америки». | 1 | | | - | |
11. | Франция. Италия. | 1 | | | §40-41, выполнить контурную карту №2: «Зарубежная Европа». | Контурная карта №2: «Зарубежная Европа» (д/з) |
12. | Центрально-Восточная Европа. | 1 | | | §42, пересказ | |
13. | Постсоветский регион. | 1 | | | §43, повт. географ. карту и термины. | |
14. | Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Страны Зарубежной Европы». Сопутствующее повторение: «География населения». | 1 | | | Подг. к контрольной работе №2 (повт. §37-43, зап. в тетр., карту и термины) | |
Раздел 3: «Страны Зарубежной Азии, Африки. Австралия» (12 часов). |
15. | Контрольная работа №2 по разделу: «Страны Зарубежной Европы». | 1 | | | - | |
16. | Анализ контрольной работы. Зарубежная Азия. | 1 | | | §44, зап. в тетр. учить. | |
17. | Китайская Народная Рспублика (КНР). | 1 | | | §45, вопр. письменно (№1-9 включ.). | Дополнительная к/карта №3 «Центральная и Восточная Азия. Китай». |
18. | Япония. | 1 | | | §46, читать. | |
19. | Практическая работа №2: «Составление визитной карточки одной из стран Зарубежной Азии». | 1 | | | Выполнить контурную карту №3: «Зарубежная Азия». | Контурная карта №3: «Зарубежная Азия» (д/з) |
20. | Юго-Восточная Азия. | 1 | | | §47, повт. географ. карту и термины. | |
21. | Южная Азия. | 1 | | | §48, пересказ | Дополнительная к/карта №4: «Южная и Юго-Восточная Азия». |
22. | Юго-Западная Азия и Северная Африка. | 1 | | | §49, зап. в тетр. учить. | Дополнительная к/карта №5: «Южная и Юго-Восточная Азия». |
23. | Тропическая Африка и ЮАР. | 1 | | | §50, выполнить контурную карту №4: «Африка». | Контурная карта №4: «Африка» (д/з) |
24. | Практическая работа №3: «Разработка стратегии экономического роста региона или страны Тропической Африки». | 1 | | | - | |
25. | Австралия и Океания. | 1 | | | §51, выполнить контурную карту №5: «Австралия» | Контурная карта №5: «Австралия» (д/з) |
26. | Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Страны Зарубежной Азии, Африки. Австралия». Сопутствующее повторение: «География культуры, религий и цивилизаций. Политическая карта мира». | 1 | | | Подг. к контрольной работе №3 (повт. §44-51, зап. в тетр., карту и термины) | |
Раздел 4: «Глобальные проблемы человечества. Итоговое повторение» (8 часов). |
27. | Контрольная работа №3 по разделу: «Страны Зарубежной Азии, Африки. Австралия». | 1 | | | - | |
28. | Анализ контрольной работы. Глобальные проблемы. | 1 | | | §52, зап. в тетр. учить. | |
29. | Отсталость, голод, болезни. Энергетическая и сырьевая проблема. | 1 | | | §53-54, повт. географ. карту и термины. | |
30. | Экологическая проблема. | 1 | | | §55, читать. | |
31. | Обзорно-обобщающий урок по разделу: «Глобальные проблемы человечества». Учет знаний по разделу: «Глобальные проблемы человечества». | 1 | | | - | |
32. | Итоговое повторение по разделу: «Введение в региональную географию». | 1 | | | Повт. зап. в тетр., термины. | |
33. | Итоговое повторение по разделу: «Регионы и страны». | 1 | | | Повт. географ. карту. | |
34. | Итоговое повторение по разделу: «Глобальные проблемы человечества». | 1 | | | - | |
4. Учебно-методический комплект.
Для учащихся:
Академический школьный учебник «Полярная звезда. География. Современный мир», 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина – М.: Просвещение, 2013. – 240 с. ил., карт.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» с комплектом контурных карт, 10 класс / ФГУП Омская картографическая фабрика, 2016
Для педагогов:
География. Конструктор текущего контроля, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.А. Гдалин, Ю.Н. Гладкий, С.И. Махов – М.: Просвещение, 2009 – 144 с.
География. Примерные рабочие программы, 10-11 класс– М.: Просвещение, 2013
Концепция развития географического образования в Российской Федерации на 2016-2020 годы
Интернет-ресурсы:
Русское географическое общество. http://www.rgo.ru/ru
Институт географии РАН. Информационный портал. http://igras.ru/index.php
Олимпиады для школьников. https://olimpiada.ru/main
Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/
Контурные карты России и мира. http://www.edu.ru/maps/
Google Earth – весь мир перед Вами. http://www.google.com/earth/
Используемый УМК:
Академический школьный учебник «Полярная звезда. География. Современный мир», 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина – М.: Просвещение, 2013. – 240 с. ил., карт.
География. Конструктор текущего контроля, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.А. Гдалин, Ю.Н. Гладкий, С.И. Махов – М.: Просвещение, 2009 – 144 с.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» с комплектом контурных карт, 10 класс / ФГУП Омская картографическая фабрика, 2016