СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс ФГОС»

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа






«Утверждаю»

Директор МБОУ Талловеровской СОШ

Приказ от «27» августа 2017№62

________ Переверзева Н.Н.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии

на 2018-2019 учебный год


Уровень общего образования, класс – среднее (полное) общее образование, 10 класс

Количество часов - 1 час в неделю, всего – 34 часа







Учитель: Пудова Татьяна Петровна

Категория: высшая квалификационная









Программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,

программы среднего общего образования по географии (базовый уровень) «География мира»(10-11) сост. А.Г.Аркадьев, Э.Д.Днепров. Дрофа,2012г.

Учебник: Максаковский В.П. «Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира» - М.: Просвещение, 2016г.

I. Требования к уровню подготовки учащихся освоения учебного предмета

«География» 10 класс

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.





II.Содержание учебного предмета

Введение (2 ч)

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в иссле­довании процессов и явлений. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной  экономической и социальной географии зарубежных стран.

Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики терри­тории. Аэрокосмические методы географических исследований. Ме­тод моделирования. Геоинформационные системы.

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 ч)

Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.Страны и народы как основные объекты изуче­ния школьной географии. Основные части света.

Практические работы: № 1.Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)№ 2. Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”.№3.Характеристика политико-географического положения страны.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч)

Географическая оболочка и ее границы, составные части и свой­ства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. За­кон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира. Понятие «географическая среда». Рост масшта­бов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Практическая работа:№4Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых.№5 Оценка обеспеченности разных регионов и

стран основными видами

природных ресурсов»

Тема 3. География населения мира (6 ч) Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.

Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распрост­ранение по территории мира.

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы: №6. Сравнение возрастно-половых пирамид стран с разными типами воспроизводства населения. №7. Работа с к/к, составление схемы «Основные языковые семьи».№8 Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира (к/к)

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 ч)

НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природ­но-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хо­зяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйст­ва, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Практические работы№9. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил (таблица).

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11ч)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности разме­щения добывающей промышленности. Обрабатывающая промыш­ленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.

Структура и география мирового сельского хозяй­ства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспорт­ная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуника­ционная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.

География международного туризма.

Международные экономические отношения, их основные формы и значение для раз­вития национальных хозяйств

Практические работы:№10 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору).

III.Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Практические работы

Дата проведения

план

факт


Введение.

2




1

Положение географии в системе наук. Экономическая и социальная география мира

1


07.09


2

Основные способы и формы получения географической

информации



14.09



Тема 1. Современная политическая карта мира

4





3

Политическая карта мира.

Многообразие стран современного мира.



1

№1Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)

21.09


4

Государственный строй стран мира.

1

№2 Составление систематизирующей таблицы «государственный строй стран мира».

28.09


5

Политическая география и геополитика.

1

№3. Характеристика политико-географического положения страны.

05.10


6

Зачёт по теме «Политическая карта мира»

1


12.10



Тема 2. Природа и человек в современном мире



6




7

Взаимодействие человечества и

природы в прошлом и

настоящем.

1





19.10


8

Природные ресурсы Земли, их виды

1

№4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых.

26.10.


9

Земельные, водные и биологические ресурсы.




1


09.11


10


Ресурсы Мирового океана и другие виды природных ресурсов.

1


16.11


11

Основные

типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы.

1


23.11


12





«Оценка обеспеченности разных регионов и

стран основными видами

природных ресурсов»

1

№5 « Оценка обеспеченности разных регионов и

стран основными видами

природных ресурсов»

30.11





Тема 3. География населения мира


6




13

Численность и динамика населения мира. Воспроизводство

населения.

1

№6. Сравнение возрастно-половых пирамид стран с разными типами воспроизводства населения.

07.12


14

Структура населения.

Демографическая ситуация в разных регионах и

странах мира. Трудовые ресурсы.

1


14.12


15


Национальный и религиозный состав населения Земли.



1

№7. Работа с к/к, составление схемы «Основные языковые семьи».

21.12


16

Размещение и миграции населения.

1


28.12


17

Расселение населения.

Специфика городских и

сельских поселений.

1

№8.

Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира (к/к)

18.01


18

Обобщаю­щее повто­рение по теме: География населения мира

1


25.01







Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство

6









19

НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция

1


01.02


20

Мировое хозяйство. Международное

географическое разделение труда, международная экономическая интеграция

1


08.02


21

Международная специализация и

кооперирование - интеграционные

зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК)


1


15.02


22

Воздействие НТР на ми­ровое хозяй­ство.




1

№9. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил (таблица).

22.02


23

Территори­альная структура хозяйства и региональ­ная политика в экономиче­ски развитых странах. Экономиче­ское райони­рование

1


01.03


24

Обобщаю­щее повто­рение по теме:

НТР и мировое хозяйство

1


15.03





Тема5.География отраслей мирового хозяйства



10




25

География промышлен­ности. Топливно-энергетическая промышлен­ность. Нефтяная, газо­вая и уголь­ная промыш­ленность. Электроэнер­гетика.

1

№10 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору).


22.03


26

Горнодобывающая промышленность. Ос­новные черты географии черной и цветной

металлургии

1


05.04


27

Машиностроение,

химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы

1


12.04


28

Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция»

1


19.04


29

География

транспорта.

Мировая

транспортная система

1


26.04


30

Внешние

экономические связи

1


17.05


31

География мировых валютно-финансовых

отношений


1


24.04


32

Крупнейшие междуна­родные от­раслевые и региональ­ные союзы.


Междуна­родная тор­говля: основные направления и структура. Главные центры ми­ровой торговли

1


17.05


33

Определение основных направлений международ­ной торговли; факторов, определяю­щих между­народную специализа­цию стран и регионов ми­ра.






1







24.05


34

Обобщающее повторение по курсу географии 10 класса

1


31.05



В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 учебный год количество часов по географии в 10 классе составляет 1 час в неделю – 34 часа в год.

В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в2019г произошло уплотнение учебного материала до 34 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 34 часа.











































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ

от «27» августа 2018 г. №1

Никонова Н.Р. /________/

подпись руководителя МС

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР

Никонова Н.Р. /________/

подпись

«27» августа 2018 года







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!