СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике «Физика для малышей»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабрчая программа по физике для пятого класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике «Физика для малышей»»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска»

Рассмотрено:

Протокол № 1_

« 27» __08__2021г.

Руководитель МО

учителей

 ____________


Согласовано:

Протокол № 1

«27» _08___2021 г.

Заместитель

директора по  УВР

_______________

 Н.В. Цын

 

 

Утверждаю:

Приказ №

«_ «30» _08__2021 г.

Директор школы

______________

Г.П. Афанасьева

 











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике «Физика для малышей»


для 5 КЛАССА


НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД




                                                                                      



    Составитель программы:

Л.А.Золотых,

учитель физики и математики

высшей квалификационной категории















г. ШИМАНОВСК

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 5 класса разработана в соответствии с:

• Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ, утвержден Приказом МО РФ от 31 мая 2021 г. № 287;

• приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”,

• примерной основной образовательной программы ООО (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

• Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

С учетом:

1) Основной образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ №1 г. Шимановска;

2) Учебного плана МОАУ СОШ №1 г. Шимановска;

3) Программы воспитания МОАУ СОШ №1г. Шимановска на 2020-2025 гг.



Планируемые результаты изучения учебного предмета "Физика для малышей".

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Цели пропедевтического курса изучения физики следующие:

  • поддержать или пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явлений;

  • заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;

  • научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

  • мотивировать необходимость осознания человека как субъекта и объекта природы;

  • научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и транслировать ее из одной формы в другую.
    При изучении пропедевтического курса физики обучающийся научится: (базовый уровень)

приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников;

• измерять расстояние, промежуток времени, скорость, силу;

• владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела;

• использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:


• феноменологическим знаниям о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;

• пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

• наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

• пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

• применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

• применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

• формирования убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развития элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

• докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:


  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:


  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.


Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 1 ч в неделю в 5 классах. Общее число часов по предмету 34 ч.

Формы организации учебного процесса.

Учебное занятие, практические работы.

Технологии обучения.

Деятельностный подход, проблемный и ИКТ на основе идей и принципов личностно ориентированного обучения.

Форма контроля

Итоговая игра


Рабочая программа составлена с учетом программы воспитания школы и включением инвариантного модуля «Школьный урок»


Модуль «Школьный урок»

Основное общее образование

Уровень образования - основное общее образование, 5-9 класс

Взаимоотношения учителя и учащихся

Цель: установление доверительных отношений между учителем и учениками через уважение личности каждого подростка, ровное, благожелательное, честное и открытое отношение ко всем ученикам класса, высокий уровень профессионализма, логичность и последовательность предъявляемых требований.

Законы урока

Цель: последовательное и планомерное требование соблюдения на уроке дисциплины, норм и правил поведения, принципов самоорганизации.

Социально-психологическая составляющая изучения учебного процесса

Цель: побуждение к осмыслению, выработке собственного отношения к ценностному аспекту изучаемой на уроке информации.


Воспитывающая составляющая учебного материала

Цель: побуждение к усвоению достойных подражания примеров самоотверженного отношения к людям, к делу, к Отечеству – героев литературных произведений, их авторов, ученых, открытия которых послужили материалом для написания глав учебника, изучаемых законов, явлений, событий, исторических и общественных деятелей, деяния которых не только остались в истории, но и имеют последствия через десятки и сотни лет после их свершения.

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Цель: постоянно применять в работе интерактивные формы: постоянно применять в работе интерактивные формы: работу в парах и группах (не только умение работать в команде и взаимодействовать, но и критически осмысливать уровень собственной подготовки в сравнении с товарищами); интеллектуальные игры, способствующие повышению познавательной мотивации, технологию «перевернутого класса», побуждающую учащихся самих выступать в роли обучающих, много и плодотворно заниматься поиском материала по изучаемой теме.

Игровая составляющая деятельности учащихся на уроке

Цель: обязательное использование на уроке элементов игры для стимулирования мотивации подростков к учению, к добыванию знаний, для установления доброжелательной позитивной атмосферы в классе (квест, уроки-лаборатории и т.п.).

Организация сотрудничества и взаимной помощи учащихся

Цель: организация шефского взаимодействия сильного и слабого учащихся класса для приобретения опыта сотрудничества и взаимной помощи.

Исследовательская деятельность школьников в рамках изучения учебного предмета.

Цель: сопровождение исследовательской деятельности подростков по реализации индивидуальных исследовательских проектов, активизация мыслительной деятельности, поиска идей и путей решения проблем; формирование навыка аргументирования и отстаивания собственной точки зрения.



Содержание учебного курса.

Пропедевтический курс физики для 5 класса имеет своей целью формирование у школьников начальных научных представлений об устройстве окружающего мира, ознакомление с методами научных исследований в доступной форме(наблюдение, опыт, систематизация ит.д.), развитие творческих способностей( фантазии, любознательности. Образного мышления) и творческой индивидуальности школьников (через рисунки изготовление наглядных пособий).

Предлагаемое содержание курса состоит из 8 разделов и рассчитан на 34ч.

Раздел 1 Введение (1ч)

Понятие о физике как о науке. Представление о физических явлениях в живой и неживой природе. Физические измерения.

Демонстрации

Разные виды механического движения;

Разряды электрофорной машины;

Электрические цепи;

Восходящие конвекционные потоки.

Раздел 2 Первые законы природы(4ч)

Критика мифологической картины мира. Отсутствие свободы воли у неживых объектов. Порядок и «беспорядок» в природе, обратимые и необратимые процессы, явления.

Длительность событий, исчисление времени, история календаря. Событие в природе, течение времени, как события отмечают течение времени.

Демонстрации

1. Кипение и остывание воды.

2. Свободное падение тел.

3. Способы измерения времени.

4. Измерение времени между ударами пульса.



Практическая работа.

Измерение времени


Раздел 3 Загадки движения (7ч)

Механические явления. Механическое движение. Траектория. Путь. Тело отсчёта. Скорость. Относительность движения. Материальная точка. Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Трение, положительное и отрицательное проявление трения.

Реактивное движение. Опыты по реактивному движению. Реактивное движение в природе.

Демонстрации

1. Способы измерения длины .

2. Равномерное прямолинейное движение.

3. Простой акселерометр.

4. Зависимость силы трения от силы давления и от рода трущихся поверхностей.

5. Свободные колебания (маятники нитяной и пружинный, конический, маятник Максвелла).

6. Связь между вращательным и колебательным движением.

7. Явление инерции

8. Реактивное движение ракеты.


Практическая работа.

Вращательное движение


Раздел 4 Чудо- звук (3ч)

Что такое звук. Источники звука, воспроизведение звука, передача звука, усиление звука.

Демонстрации

1. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.

2. Источники звука (камертон, динамик, струна и т.д.).

3. Воспроизведение звука фунтиком.

4. Усиление звука рупором.


Практическая работа.

Самый простой телефон


Раздел 5 Свет (6ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Прохождение света через прозрачную призму. Оптические приборы. Различие понятий свет и цвет. Радуга. Дисперсия света.

Понятие тени, полутени.

Живой свет(светящиеся организмы)

Камера обскура.


Демонстрации


1. Искусственные источники света.

2. Световой луч и световой пучок.

3. Прямолинейность распространения света.

4. Образование тени и полутени.

5. Отражение света.

6. Преломление света.

7. Дисперсия света.

8. Ход лучей в камере обскура.


Практическая работа.

Семь цветов радуги (наблюдение явления дисперсии)


Раздел 6 Вещества и свойства(5ч)

Окружающий мир. Малая Вселенная, свойства вещества. Фазовые переходы. Тепло и холод. Как передаётся тепло, понятие теплопроводности.

Измерение температуры, термометр. Шкала температур.

Искусственный холод, кристаллические тела.

Демонстрации


1. Сравнение теплопроводности различных материалов.

2. Конвекция в жидкостях и газах.

3. Нагревание теплоприёмника посредством излучения.

4. Плавление и кристаллизация.

5. Зависимость скорости испарения от рода жидкости.

6. Охлаждение жидкости при испарении.

7. Измерение температуры остывающей воды

8. Кристаллические тела.


Практическая работа.

Измерение температуры


Раздел 7 Электричество и магнетизм(5ч)


Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Электрические явления в природе и технике.

Электрический ток. Сила электрического тока. Источники тока.

Электрические цепи. Основные элементы. Электрические схемы.

Постоянные магниты. Свойства магнитов, взаимодействие магнитов.

Демонстрации

1. Явление электризации.

2. Взаимодействие заряженных тел.

3. Устройство и действие электроскопа.

5. Опыты с электрическими султанами.

6. Опыты с сеткой Кольбе.

7.Получение электрической искры при помощи электрофорной машины.

8. Модель молниеотвода.

9.Электрическая цепь и элементы электрической цепи (потребители, источники тока, элементы управления).

10.Действия электрического тока: тепловое, магнитное, химическое.

11.Амперметр. Измерение силы тока.

12.Постоянные магниты.

13. Взаимодействие магнитов.


Практическая работа.

Сборка цепи и измерение силы тока



Раздел 8 Заключительное занятие(2ч)

Итоговая игра «Следопыт»


Обобщение и систематизация знаний.






Тематическое планирование курса физики 5 класс с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 34 часа

Наименование раздела

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

1

Введение

Акция «Свеча памяти»

Урок-беседа «День, как память, отлитый из меди»

1

2

Первые законы природы

Урок-игра «Семья и государство; как они взаимодействуют»;

4

3

Загадки движения

Групповая работа «Достойные потомки великой страны»

7

4

Чудо- звук

Час общения «Кодекс этики ученика»

3

5

Свет

Всероссийский урок «Экология энергосбережения»

6

6

Вещества и свойства

Урок-лаборатория «Сделаем мир добрее»

5

7

Электричество и магнетизм

Игра «Древний Египет»


5

8

Заключительное занятие

Патриотический час «Есть

мужество, доступное немногим»

3


Итого:


34





Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места учащихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • Интерактивная доска.



Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, итоговой игры, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.


Список рекомендуемой литературы.


Гуревич А.Е.Физика и химия 5-6 класс. – М: Просвещение, 2019.-175с

Шулежко Е.М.Мир знаний: Физика5-6 класс.- М.:Просвещение,1999г

А.В. Перышкин, Физика-7, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.

А.В. Перышкин, Физика-8, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.

Л.А. Кирик, Физика-7, самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», 2011 год.

Л.А. Кирик, Физика-8, самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», 2011 год.

В.С. Лебединская, Физика-7, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.

В.С. Лебединская, Физика-8, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.



Материально-техническая база.


Уроки физики Кирилла и Мефодия – 7-11 класс. CD-ROM for Windows.

Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы:

Молекулярная физика

Основы МКТ часть 1

Основы МКТ часть 2

Гидроаэростатика часть 1

Гидроаэростатика часть 2

Механичекие волны

Основы термодинамики

Механические колебания

Магнитное поле

Постоянный электрический ток

Электрический ток в различных средах 1

Электрический ток в различных средах 2

Электромагнитная индукция

Электромагнитные колебания часть 1

Электромагнитные колебания часть 2

Электромагнитные волны

Излучение и спектры

Квантовые явления

Геометрическая оптика часть 1

Геометрическая оптика часть 2

Волновая оптика

Электростатика.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!