Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Шимановска»
Рассмотрено: Протокол № 1_ « 27» __08__2021г. Руководитель МО учителей ____________ | Согласовано: Протокол № 1 «27» _08___2021 г. Заместитель директора по УВР _______________ Н.В. Цын | Утверждаю: Приказ № «_ «30» _08__2021 г. Директор школы ______________ Г.П. Афанасьева | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике «Физика для малышей»
для 5 КЛАССА
НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Л.А.Золотых,
учитель физики и математики
высшей квалификационной категории
г. ШИМАНОВСК
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 5 класса разработана в соответствии с:
• Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ, утвержден Приказом МО РФ от 31 мая 2021 г. № 287;
• приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”,
• примерной основной образовательной программы ООО (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
• Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
С учетом:
1) Основной образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ №1 г. Шимановска;
2) Учебного плана МОАУ СОШ №1 г. Шимановска;
3) Программы воспитания МОАУ СОШ №1г. Шимановска на 2020-2025 гг.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "Физика для малышей".
Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.
Цели пропедевтического курса изучения физики следующие:
поддержать или пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явлений;
заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;
научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
мотивировать необходимость осознания человека как субъекта и объекта природы;
научить школьников представлять полученную информацию в разных формах и транслировать ее из одной формы в другую.
При изучении пропедевтического курса физики обучающийся научится: (базовый уровень)
• приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников;
• измерять расстояние, промежуток времени, скорость, силу;
• владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела;
• использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
• феноменологическим знаниям о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
• пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
• наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
• пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
• применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
• применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
• формирования убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развития элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
• докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностными результатами обучения при изучении пропедевтического курса физики являются:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 ч в неделю в 5 классах. Общее число часов по предмету 34 ч.
Формы организации учебного процесса.
Учебное занятие, практические работы.
Технологии обучения.
Деятельностный подход, проблемный и ИКТ на основе идей и принципов личностно ориентированного обучения.
Форма контроля
Итоговая игра
Рабочая программа составлена с учетом программы воспитания школы и включением инвариантного модуля «Школьный урок»
Модуль «Школьный урок»
Основное общее образование
Уровень образования - основное общее образование, 5-9 класс
Взаимоотношения учителя и учащихся
Цель: установление доверительных отношений между учителем и учениками через уважение личности каждого подростка, ровное, благожелательное, честное и открытое отношение ко всем ученикам класса, высокий уровень профессионализма, логичность и последовательность предъявляемых требований.
Законы урока
Цель: последовательное и планомерное требование соблюдения на уроке дисциплины, норм и правил поведения, принципов самоорганизации.
Социально-психологическая составляющая изучения учебного процесса
Цель: побуждение к осмыслению, выработке собственного отношения к ценностному аспекту изучаемой на уроке информации.
Воспитывающая составляющая учебного материала
Цель: побуждение к усвоению достойных подражания примеров самоотверженного отношения к людям, к делу, к Отечеству – героев литературных произведений, их авторов, ученых, открытия которых послужили материалом для написания глав учебника, изучаемых законов, явлений, событий, исторических и общественных деятелей, деяния которых не только остались в истории, но и имеют последствия через десятки и сотни лет после их свершения.
Формы организации деятельности учащихся на уроке
Цель: постоянно применять в работе интерактивные формы: постоянно применять в работе интерактивные формы: работу в парах и группах (не только умение работать в команде и взаимодействовать, но и критически осмысливать уровень собственной подготовки в сравнении с товарищами); интеллектуальные игры, способствующие повышению познавательной мотивации, технологию «перевернутого класса», побуждающую учащихся самих выступать в роли обучающих, много и плодотворно заниматься поиском материала по изучаемой теме.
Игровая составляющая деятельности учащихся на уроке
Цель: обязательное использование на уроке элементов игры для стимулирования мотивации подростков к учению, к добыванию знаний, для установления доброжелательной позитивной атмосферы в классе (квест, уроки-лаборатории и т.п.).
Организация сотрудничества и взаимной помощи учащихся
Цель: организация шефского взаимодействия сильного и слабого учащихся класса для приобретения опыта сотрудничества и взаимной помощи.
Исследовательская деятельность школьников в рамках изучения учебного предмета.
Цель: сопровождение исследовательской деятельности подростков по реализации индивидуальных исследовательских проектов, активизация мыслительной деятельности, поиска идей и путей решения проблем; формирование навыка аргументирования и отстаивания собственной точки зрения.
Содержание учебного курса.
Пропедевтический курс физики для 5 класса имеет своей целью формирование у школьников начальных научных представлений об устройстве окружающего мира, ознакомление с методами научных исследований в доступной форме(наблюдение, опыт, систематизация ит.д.), развитие творческих способностей( фантазии, любознательности. Образного мышления) и творческой индивидуальности школьников (через рисунки изготовление наглядных пособий).
Предлагаемое содержание курса состоит из 8 разделов и рассчитан на 34ч.
Раздел 1 Введение (1ч)
Понятие о физике как о науке. Представление о физических явлениях в живой и неживой природе. Физические измерения.
Демонстрации
Разные виды механического движения;
Разряды электрофорной машины;
Электрические цепи;
Восходящие конвекционные потоки.
Раздел 2 Первые законы природы(4ч)
Критика мифологической картины мира. Отсутствие свободы воли у неживых объектов. Порядок и «беспорядок» в природе, обратимые и необратимые процессы, явления.
Длительность событий, исчисление времени, история календаря. Событие в природе, течение времени, как события отмечают течение времени.
Демонстрации
1. Кипение и остывание воды.
2. Свободное падение тел.
3. Способы измерения времени.
4. Измерение времени между ударами пульса.
Практическая работа.
Измерение времени
Раздел 3 Загадки движения (7ч)
Механические явления. Механическое движение. Траектория. Путь. Тело отсчёта. Скорость. Относительность движения. Материальная точка. Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Трение, положительное и отрицательное проявление трения.
Реактивное движение. Опыты по реактивному движению. Реактивное движение в природе.
Демонстрации
1. Способы измерения длины .
2. Равномерное прямолинейное движение.
3. Простой акселерометр.
4. Зависимость силы трения от силы давления и от рода трущихся поверхностей.
5. Свободные колебания (маятники нитяной и пружинный, конический, маятник Максвелла).
6. Связь между вращательным и колебательным движением.
7. Явление инерции
8. Реактивное движение ракеты.
Практическая работа.
Вращательное движение
Раздел 4 Чудо- звук (3ч)
Что такое звук. Источники звука, воспроизведение звука, передача звука, усиление звука.
Демонстрации
1. Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.
2. Источники звука (камертон, динамик, струна и т.д.).
3. Воспроизведение звука фунтиком.
4. Усиление звука рупором.
Практическая работа.
Самый простой телефон
Раздел 5 Свет (6ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Прохождение света через прозрачную призму. Оптические приборы. Различие понятий свет и цвет. Радуга. Дисперсия света.
Понятие тени, полутени.
Живой свет(светящиеся организмы)
Камера обскура.
Демонстрации
1. Искусственные источники света.
2. Световой луч и световой пучок.
3. Прямолинейность распространения света.
4. Образование тени и полутени.
5. Отражение света.
6. Преломление света.
7. Дисперсия света.
8. Ход лучей в камере обскура.
Практическая работа.
Семь цветов радуги (наблюдение явления дисперсии)
Раздел 6 Вещества и свойства(5ч)
Окружающий мир. Малая Вселенная, свойства вещества. Фазовые переходы. Тепло и холод. Как передаётся тепло, понятие теплопроводности.
Измерение температуры, термометр. Шкала температур.
Искусственный холод, кристаллические тела.
Демонстрации
1. Сравнение теплопроводности различных материалов.
2. Конвекция в жидкостях и газах.
3. Нагревание теплоприёмника посредством излучения.
4. Плавление и кристаллизация.
5. Зависимость скорости испарения от рода жидкости.
6. Охлаждение жидкости при испарении.
7. Измерение температуры остывающей воды
8. Кристаллические тела.
Практическая работа.
Измерение температуры
Раздел 7 Электричество и магнетизм(5ч)
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Электрические явления в природе и технике.
Электрический ток. Сила электрического тока. Источники тока.
Электрические цепи. Основные элементы. Электрические схемы.
Постоянные магниты. Свойства магнитов, взаимодействие магнитов.
Демонстрации
1. Явление электризации.
2. Взаимодействие заряженных тел.
3. Устройство и действие электроскопа.
5. Опыты с электрическими султанами.
6. Опыты с сеткой Кольбе.
7.Получение электрической искры при помощи электрофорной машины.
8. Модель молниеотвода.
9.Электрическая цепь и элементы электрической цепи (потребители, источники тока, элементы управления).
10.Действия электрического тока: тепловое, магнитное, химическое.
11.Амперметр. Измерение силы тока.
12.Постоянные магниты.
13. Взаимодействие магнитов.
Практическая работа.
Сборка цепи и измерение силы тока
Раздел 8 Заключительное занятие(2ч)
Итоговая игра «Следопыт»
Обобщение и систематизация знаний.
Тематическое планирование курса физики 5 класс с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы 34 часа
№ | Наименование раздела | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
1 | Введение | Акция «Свеча памяти» Урок-беседа «День, как память, отлитый из меди» | 1 |
2 | Первые законы природы | Урок-игра «Семья и государство; как они взаимодействуют»; | 4 |
3 | Загадки движения | Групповая работа «Достойные потомки великой страны» | 7 |
4 | Чудо- звук | Час общения «Кодекс этики ученика» | 3 |
5 | Свет | Всероссийский урок «Экология энергосбережения» | 6 |
6 | Вещества и свойства | Урок-лаборатория «Сделаем мир добрее» | 5 |
7 | Электричество и магнетизм | Игра «Древний Египет» | 5 |
8 | Заключительное занятие | Патриотический час «Есть мужество, доступное немногим» | 3 |
| Итого: | | 34 |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места учащихся;
рабочее место преподавателя;
рабочая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, итоговой игры, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Список рекомендуемой литературы.
Гуревич А.Е.Физика и химия 5-6 класс. – М: Просвещение, 2019.-175с
Шулежко Е.М.Мир знаний: Физика5-6 класс.- М.:Просвещение,1999г
А.В. Перышкин, Физика-7, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.
А.В. Перышкин, Физика-8, учебник для общеобразовательных учреждений, «Дрофа», 2011 год.
Л.А. Кирик, Физика-7, самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», 2011 год.
Л.А. Кирик, Физика-8, самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», 2011 год.
В.С. Лебединская, Физика-7, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.
В.С. Лебединская, Физика-8, Диагностика предметной обученности (контрольно-тренировочные задания, диагностические тесты и карты), Волгоград «Учитель», 2009 год.
Материально-техническая база.
Уроки физики Кирилла и Мефодия – 7-11 класс. CD-ROM for Windows.
Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы:
Молекулярная физика
Основы МКТ часть 1
Основы МКТ часть 2
Гидроаэростатика часть 1
Гидроаэростатика часть 2
Механичекие волны
Основы термодинамики
Механические колебания
Магнитное поле
Постоянный электрический ток
Электрический ток в различных средах 1
Электрический ток в различных средах 2
Электромагнитная индукция
Электромагнитные колебания часть 1
Электромагнитные колебания часть 2
Электромагнитные волны
Излучение и спектры
Квантовые явления
Геометрическая оптика часть 1
Геометрическая оптика часть 2
Волновая оптика
Электростатика.