Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897), с изменениями и дополнениями 29.12.2014, 31.12.2015, 11.12.2020 г (ФГОС ООО);
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Славская СОШ»;
Авторской программой А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы от 2012 г.;
Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (ООО) в МБОУ «Славская СОШ».
Срок реализации программы — 2021 - 2022 учебный год.
Программа предназначена для 9 классов, количество часов — 68, недельная норма — 2 часа, в том числе — ВПМ «В каждом атоме — своя цепная реакция» (8 ч).
УМК предмета и класса:
Гутник, Е. М., Черникова, О. А. Методическое пособие. Физика 9. М.: Дрофа, 2016.
Марон, А. Е., Марон, Е. А. Дидактические материалы. Физика 9. М.: Дрофа, 2014.
Марон, А. Е., Позойский, С. В., Марон, Е. А. Сборник вопросов и задач. Физика 9 класс. М.: Дрофа, 2014.
Перышкин, А. В., Гутник, Е. М. Учебник. Физика 9. М.: Дрофа, 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соотвестствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты изучения курса физики 9 класса.
Обучающийся научится
понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
понимать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
Содержание курса «Физика» 9 класс
Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы и опыты
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
Демонстрации
Второй закон Ньютона;
Закон сохранения импульса;
Измерение сил;
Модель ракеты;
Направление скорости при движении по окружности;
Определение ускорения при свободном падении;
Относительность движения;
Падение тел в воздухе и разряженном газе ( в трубке Ньютона);
Проявление инерции;
Прямолинейное и криволинейное движение;
Реактивное движение;
Сложение перемещений;
Сложение сил, действующих на тело под углом к друг другу;
Спидометр;
Сравнение масс;
Стробоскоп;
Третий закон Ньютона.
Контрольные работы
Вxодной контроль.
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел».
Механические колебания и волны. Звук (12 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Лабораторные работы и опыты
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.
Демонстрации
Вынужденные колебания;
Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;
Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины;
Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза;
Колеблющиеся тела как источник звука;
Применение маятника в часах;
Распространение поперечных и продольных волн;
Резонанс маятников;
Свободные колебания груза на нити и на пружине.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Электромагнитное поле (16 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Демонстрации
Взаимодействие постоянных магнитов;
Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле;
Модель генератора переменного тока;
Обнаружение магнитного поля проводника с током;
Применение электромагнитов;
Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током;
Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника;
Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».
Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. ВПМ «В каждом атоме — своя цепная реакция» (8 ч).
Лабораторные работы и опыты
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (20 мин.).
Контрольная работа по итогам года.
№ п/п | Тема | Количество лабораторных работ | Количество контрольных работ |
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны. Звук | 1 | 1 |
3 | Электромагнитное поле | 2 | 1 |
4 | Строение атома и атомного ядра | 4 | 2 |
Всего | 9 | 6 |
3.Тематическое планирование курса «Физика» 9 класс (68 ч., ВПМ — 8 ч.)
№ | Тема | Количество часов |
Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел | 23 |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. | 1 |
2 | Перемещение. | 1 |
3 | Входной контроль. Определение координаты движущегося тела. | 1 |
4 | Анализ результатов выполнения входного контроля. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 |
6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 |
7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 |
8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 |
9 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 |
10 | Относительность движения. | 1 |
11 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 |
12 | Второй закон Ньютона. | 1 |
13 | Третий закон Ньютона. | 1 |
14 | Свободное падение тел. | 1 |
15 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» (25 минут). | 1 |
16 | Закон всемирного тяготения. | 1 |
17 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 |
18 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
19 | Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
20 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 |
21 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 |
22 | Вывод закона сохранения механической энергии. | 1 |
23 | Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел». | |
Глава 2. Механические колебания и волны. Звук | 12 |
24 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания. | 1 |
25 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 |
26 | Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | 1 |
27 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 |
28 | Резонанс. | 1 |
29 | Распространение колебаний в среде. Волны. | 1 |
30 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 |
31 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 |
32 | Высота, тембр и громкость звука. | 1 |
33 | Повторный инструктаж по ТБ. Распространение звука. Звуковые волны. | 1 |
34 | Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук». | 1 |
35 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Отражение звука Звуковой резонанс. | 1 |
Глава 3. Электромагнитное поле | 16 |
36 | Магнитное поле. | 1 |
37 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 |
38 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электриче ский ток. Правило левой руки. | 1 |
39 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 |
40 | Явление электромагнитной индукции. | 1 |
41 | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 |
42 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 |
43 | Явление самоиндукции. | 1 |
44 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 |
45 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 |
46 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 |
47 | Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 |
48 | Электромагнитная природа света. | 1 |
49 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. | 1 |
50 | Типы оптических спектров. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» (15 мин.). | 1 |
51 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Кратковременная контрольная работа по теме «Электромагнитное поле». | 1 |
Глава 4. Строение атома и атомного ядра | 11 |
Внутрипредметный модуль «В каждом атоме — своя цепная реакция» | 8 |
52 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Радиоактивность. Модели атомов. | 1 |
53 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 |
54 | Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (25 мин.). | 1 |
55 | Открытие протона и нейтрона. | 1 |
56 | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 |
57 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 |
58 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» (20 мин.). | 1 |
59 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика | 1 |
60 | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада | 1 |
61 | Термоядерная реакция. Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (20 мин.). | 1 |
62 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Решение задач по дозиметрии, на закон радиоактивного распада. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» (25 мин.). Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома). | 1 |
Глава 5. Строение и эволюция Вселенной |
63 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | 1 |
64 | Большие планеты Солнечной системы. | 1 |
65 | Малые тела Солнечной системы. | 1 |
66 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. | 1 |
67 | Контрольная работа по итогам года. | |
68 | Анализ результатов выполнения контрольной работы .Итоги года. | 1 |
Итого | 68 |