СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии с авторской программой  А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы от 2012 г.;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 9 класс»


Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897), с изменениями и дополнениями 29.12.2014, 31.12.2015, 11.12.2020 г (ФГОС ООО);

  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Славская СОШ»;

  • Авторской программой А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы от 2012 г.;

  • Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (ООО) в МБОУ «Славская СОШ».

Срок реализации программы — 2021 - 2022 учебный год.

Программа предназначена для 9 классов, количество часов — 68, недельная норма — 2 часа, в том числе — ВПМ «В каждом атоме — своя цепная реакция» (8 ч).

УМК предмета и класса:

  1. Гутник, Е. М., Черникова, О. А. Методическое пособие. Физика 9. М.: Дрофа, 2016.

  2. Марон, А. Е., Марон, Е. А. Дидактические материалы. Физика 9. М.: Дрофа, 2014.

  3. Марон, А. Е., Позойский, С. В., Марон, Е. А. Сборник вопросов и задач. Физика 9 класс. М.: Дрофа, 2014.

  4. Перышкин, А. В., Гутник, Е. М. Учебник. Физика 9. М.: Дрофа, 2014.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соотвестствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебны­ми действиями на примерах гипотез для объяснения извест­ных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать получен­ную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, нахо­дить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, уме­ния выражать свои мысли и способности выслушивать собе­седника, понимать его точку зрения, признавать право дру­гого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты изучения курса физики 9 класса.

Обучающийся научится

  • понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • понимать смысл физических законов: Ньютона, всемир­ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри­ческого заряда;

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче­ские колебания и волны, действие магнитного по­ля на проводник с током, электромагнит­ную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от вре­мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си­лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона.

  1. Содержание курса «Физика» 9 класс

Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемеще­ние. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механическо­го движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая систе­мы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготе­ния. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон со­хранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование равноускоренного движения без на­чальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации

  1. Второй закон Ньютона;

  2. Закон сохранения импульса;

  3. Измерение сил;

  4. Модель ракеты;

  5. Направление скорости при движении по окружности;

  6. Определение ускорения при свободном падении;

  7. Относительность движения;

  8. Падение тел в воздухе и разряженном газе ( в трубке Ньютона);

  9. Проявление инерции;

  10. Прямолинейное и криволинейное движение;

  11. Реактивное движение;

  12. Сложение перемещений;

  13. Сложение сил, действующих на тело под углом к друг другу;

  14. Спидометр;

  15. Сравнение масс;

  16. Стробоскоп;

  17. Третий закон Ньютона.

Контрольные работы

  1. Вxодной контроль.

  2. Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел».

Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маят­ник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармониче­ские колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс. Распространение колебаний в упругих сре­дах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование зависимости периода и частоты сво­бодных колебаний маятника от длины его нити.

Демонстрации

  1. Вынужденные колебания;

  2. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

  3. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний;

  4. Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины;

  5. Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза;

  6. Колеблющиеся тела как источник звука;

  7. Применение маятника в часах;

  8. Распространение поперечных и продольных волн;

  9. Резонанс маятников;

  10. Свободные колебания груза на нити и на пружине.

Контрольные работы

  1. Контрольная работа по теме «Механи­ческие колебания и волны. Звук».

Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направ­ление тока и направление линий его магнитного поля. Пра­вило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило ле­вой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндук­ции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преоб­разования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электро­магнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распро­странения электромагнитных волн. Влияние электромаг­нитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принци­пы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Пока­затель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектро­граф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спект­ральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испу­скания.

Демонстрации

  1. Взаимодействие постоянных магнитов;

  2. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле;

  3. Модель генератора переменного тока;

  4. Обнаружение магнитного поля проводника с током;

  5. Применение электромагнитов;

  6. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током;

  7. Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника;

  8. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

Контрольные работы

  1. Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного стро­ения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превраще­ния атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы иссле­дования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физи­ческий смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Пра­вила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реак­циях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические про­блемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Пери­од полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние ра­диоактивных излучений на живые организмы. Термоядер­ная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. ВПМ «В каждом атоме — своя цепная реакция» (8 ч).

Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение естественного радиационного фона до­зиметром.

  2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии тре­ков.

  3. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.

  4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фото­графиям.

Контрольные работы

  1. Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (20 мин.).

  2. Контрольная работа по итогам года.



п/п


Тема


Количество лабораторных работ


Количество контрольных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

1

1

3

Электромагнитное поле

2

1

4

Строение атома и атомного ядра

4

2

Всего

9

6

3.Тематическое планирование курса «Физика» 9 класс (68 ч., ВПМ — 8 ч.)


Тема

Количество часов

Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел

23

1

Вводный инструктаж по ТБ. Материаль­ная точка. Систе­ма отсчета.

1

2

Перемещение.

1

3

Входной контроль. Определение координаты движущегося тела.

1

4

Анализ результатов выполнения входного контроля. Перемеще­ние при прямоли­нейном равномерном движении.

1

5

Прямолиней­ное равноускорен­ное движение. Ус­корение.

1

6

Скорость пря­молинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

7

Перемещение при прямолиней­ном равноускорен­ном движении.

1

8

Перемещение тела при прямоли­нейном равноуско­ренном движении без начальной ско­рости.

1

9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

10

Относительность движения.

1

11

Инерциальные системы от­счета. Первый за­кон Ньютона.

1

12

Второй за­кон Ньютона.

1

13

Третий за­кон Ньютона.

1

14

Свободное падение тел.

1

15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесо­мость. Лабораторная ра­бота № 2 «Измерение ус­корения свободного падения» (25 минут).

1

16

Закон все­мирного тяготе­ния.

1

17

Ускорение свободного паде­ния на Земле и других небесных телах.

1

18

Прямоли­нейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с пос­тоянной по моду­лю скоростью.

1

19

Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с пос­тоянной по модулю скоростью.

1

20

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

21

Реактивное движение. Ракеты.

1

22

Вывод зако­на сохранения ме­ханической энер­гии.

1

23

Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел».


Глава 2. Механические колебания и волны. Звук

12

24

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Колебатель­ное движение. Свободные колеба­ния.

1

25

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

26

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

1

27

Затухающие колебания. Вы­нужденные коле­бания.

1

28

Резонанс.

1

29

Распростра­нение колебаний в среде. Волны.

1

30

Длина вол­ны. Скорость распространения волн.

1

31

Источники звука. Звуковые колебания.

1

32

Высота, тембр и громкость звука.

1

33

Повторный инструктаж по ТБ. Распростра­нение звука. Зву­ковые волны.

1

34

Контрольная работа по теме «Механи­ческие колебания и волны. Звук».

1

35

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Отражение звука Звуковой резонанс.

1

Глава 3. Электромагнитное поле

16

36

Магнитное поле.

1

37

Направление тока и направле­ние линий его маг­нитного поля.

1

38

Обнаруже­ние магнитного поля по его дейст­вию на электриче ский ток. Правило левой руки.

1

39

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

40

Явление электромагнитной индукции.

1

41

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

42

Направле­ние индукционно­го тока. Правило Ленца.

1

43

Явление са­моиндукции.

1

44

Получение и передача перемен­ного электриче­ского тока. Транс­форматор.

1

45

Электро­магнитное поле. Электромагнит­ные волны.

1

46

Колеба­тельный контур. Получение электромагнитных ко­лебаний.

1

47

Принципы радиосвязи и теле­видения.

1

48

Электро­магнитная приро­да света.

1

49

Преломле­ние света. Физиче­ский смысл показателя преломле­ния. Дисперсия света. Цвета тел.

1

50

Типы опти­ческих спектров. Лаборатор­ная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» (15 мин.).

1

51

Поглоще­ние и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Кратковременная контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».

1

Глава 4. Строение атома и атомного ядра

11

Внутрипредметный модуль «В каждом атоме — своя цепная реакция»

8

52

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Радиоактив­ность. Модели ато­мов.

1

53

Радиоактив­ные превращения атомных ядер.

1

54

Эксперимен­тальные методы исследования частиц. Лабора­торная работа № 6 «Измерение ес­тественного радиационного фона дозимет­ром» (25 мин.).

1

55

Открытие протона и нейтро­на.

1

56

Состав атом­ного ядра. Ядер­ные силы.

1

57

Энергия связи. Дефект масс.

1

58

Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Лабораторная ра­бота

№ 7 «Изучение деле­ния ядра атома урана по фотографии тре­ков» (20 мин.).

1

59

Ядерный ре­актор. Преобра­зование внутренней энергии атомных ядер в элект­рическую энергию. Атомная энергети­ка

1

60

Биологичес­кое действие ради­ации. Закон ра­диоактивного рас­пада

1

61

Термоядер­ная реакция. Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» (20 мин.).

1

62

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Решение задач по дозиметрии, на закон ра­диоактивного распада.

Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе про­дуктов распада газа радона» (25 мин.). Лабораторная работа № 9 «Изучение тре­ков заряженных частиц по готовым фото­графиям» (выполняется дома).

1

Глава 5. Строение и эволюция Вселенной

63

Состав, стро­ение и происхож­дение Солнечной системы.

1

64

Большие планеты Солнеч­ной системы.

1

65

Малые тела Солнечной систе­мы.

1

66

Строение, излучение и эво­люция Солнца и звезд.

1

67

Контрольная работа по итогам года.


68

Анализ результатов выполнения контрольной работы .Итоги года.

1

Итого


68










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!