СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Физика" 7 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Физике 7 класс» для основной школы составлена в соответствии с:

1. требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);

2. программой «Планирование учебного материала Физика 7 – 9 классы», авторской программой Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 классы / составители В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2015. – 334с.

3. Учебного плана МБОУ «Соинская ОШ»

5.Учебник: А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. «Дрофа», М., 2015.


Цели и задачи курса:

Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:

  • повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.

  • создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельно­сти;

  • обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенно­сти обучающихся;

  • совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;

  • развитие дифференциации обучения;

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Рабочая программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю, рекомендованный Министерством образования РФ с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения


Планируемые результаты обучения

Личностными результатами обучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.

Метапредметными результатами обучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

  • Ставить учебную задачу.

  • Учиться составлять план и определять последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.


Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.


  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.


Средством формирования этих действий служит технология проблемного обучения.


  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава.

Предметными результатами обучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений.


Учащиеся должны знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.

  • Учащиеся должны уметь:

  • собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

  • измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

  • объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

  • применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • решать задачи на применение изученных законов;

  • приводить примеры практического использования физических законов;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

При личностно-ориентированном подходе ученики должны показывать:


Высокий (3) уровень: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; уметь самостоятельно работать с моделями. Соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала; строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Понимать значение веры в себя в учебной деятельности использовать правило формирующие веру в себя, и оценивать свое умение: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.


Хороший (2) уровень: уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; умения выполнять пробные учебные действия, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения, опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера, овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет - ресурсах).


Средний (1) уровень: учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.



Предпочтительные методы и формы обучения и контроля.


1. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

2. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

3. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

4. Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

5. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

6. Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

7. Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.


Методы и приемы личностно – ориентированного подхода:


  1. Групповая работа: коллективная, в парах, взаимопроверка.

  2. Индивидуальная работа по карточкам; тестам.

  3. Нестандартные, исследовательские задания.

  4. Творческие задания.

  5. Изготовление презентаций.

  6. Проектная деятельность.




Формы контроля: текущий и итоговый.


Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.


Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы проводятся

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебной четверти.



Педагогические технологии, средства обучения.

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; проблемный метод; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

3. Информационно-коммуникационные технологии:

разработка презентаций к урокам;

разработка технологических карт урока с применением ИКТ;

создание и использование компьютерных тестирующих программ.

4. Проектные технологии:

Организация коллективных учебных проектов

Организация индивидуальных проектов.

5. Личностно-ориентированные технологии:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

6.Дифференцированные задания:

Создание базы разноуровневых, вариативных заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала

7.Здоровьесберегающие технологии:

оздоровительная направленность обучения (проведение динамических пауз, гимнастики для глаз, чередование видов деятельности);адекватность учебных нагрузок; реализация межпредметных связей.


Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся.


Контроль над результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест.

Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по физике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.


Система оценивания


Оценка устных ответов учащихся


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка письменных контрольных работ


Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.


Оценка лабораторных работ


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.


Перечень ошибок


Грубые ошибки


  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


Не грубые ошибки


  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.



Недочеты


    1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и

решения задач.

    1. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность

полученного результата.

    1. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

    2. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

    3. Орфографические и пунктуационные ошибки.


Компьютерное обеспечение уроков


.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы физической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.

При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять физическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения.

Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы физической теории и практики.

Содержание учебного предмета


Содержание учебного предмета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В данной части программы приведено рекомендуемое распределение учебных часов по разделам курса, определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника.

Лабораторные работы и опыты

Измерение расстояний. Измерение времени. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Демонстрации

Наблюдение механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений: движение стального шарика по желобу колебания маятника, таяние льда, кипение воды, отражение света от зеркала, электризация тел.

Предметными результатами изучения темы являются:

  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя.

  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;

  • понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.


Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторные работы и опыты

Определение размеров малых тел. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения. Выращивание кристаллов поваренной соли. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

Демонстрации

Диффузия в газах и жидкости. Растворение краски в воде. Расширение тел при нагревании. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Модель кристаллической решетки. Модель молекулы воды. Сцепление свинцовых цилиндров. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании. Сжатие и выпрямление упругого тела. Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Предметными результатами изучения темы являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.

  • владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел (21 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы

Лабораторные работы и опыты

Измерение плотности твердого тела. Измерение массы тела на рычажных весах. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. Сложение сил, направленных по одной прямой. Исследование условий равновесия рычага. Нахождение центра тяжести плоского тела. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Демонстрации

Траектория движения шарика на шнуре и шарика, подбрасываемого вверх. Явление инерции. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой. Различные виды весов. Сравнение масс тел с помощью равноплечных весов. Взвешивание воздуха. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил. Равновесие тела, имеющего ось вращения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. Подшипники различных видов.

Предметными результатами изучения темы являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение

  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны

  • владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления

  • понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука

  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела

  • умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот

  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Лабораторные работы и опыты

Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Измерение атмосферного давления.

Демонстрации

Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание пластилина тонкой проволокой. Давление газа на стенки сосуда. Шар Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Устройство манометра. Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Устройство и действие гидравлического пресса. Устройство и действие насоса. Действие на тело архимедовой силы в жидкости и газе. Плавание тел. Опыт Торричелли

Предметными результатами изучения темы являются:

  • понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления

  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда

  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Лабораторные работы и опыты

Выяснение условия равновесия рычага. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Нахождение центра тяжести плоского тела.

Демонстрации

Простые механизмы. Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки. Измерение работы при перемещении тела. Устройство и действие рычага, блоков. Равенство работ при использовании простых механизмов. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.

Предметными результатами изучения темы являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой

  • умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию

  • владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага

  • понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии

  • понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

  • Повторение (2часа)



Тематическое планирование ___7_ класс _68__ч ___2 ч в неделю




п/п



Тема урока



Количество часов

Дата проведения по плану


Дата проведен

фактически

Физика и физические методы изучения природы

4



1/1.

Инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

1



2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

1



3/3

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 2

«Определение цены деления измерительного прибора»

1



4/4

Физика и техника

1



Первоначальные сведения о строении вещества

6



5/1

Строение вещества. Молекулы.

1



6/2

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 2

« Измерение размеров малых тел» Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1



7/3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1



8/4

Агрегатные состояния вещества. Различия в строении веществ.

1



9/5



«Сведения о веществе» повторительно-обобщающий урок

1





10/6

Контрольная работа№1 по теме «Введение. Первоначальные сведения о строений вещества»

1




Взаимодействие тел

21



11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1



12/2

Скорость. Единицы скорости.

1



13/3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1



14/4

Явление инерции. Решение задач.

1



15/5

Взаимодействие тел.

1



16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы.

1



17/7

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1



18/8

Инструктаж по ОТ Лабораторная работа 4 «Измерение объема тел»

1





19/9

Плотность вещества.

1



20/10

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1



21/11-22/12

Расчет массы и объема тела по его плотности

2



23/13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1



24/14

Сила упругости. Закон Гука.

1



25/15

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

1



26/16

Решение задач на различные виды сил

2



27/17

Инструктаж по ОТ. Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1



28/18

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

1



29/19

Сила трения Трение покоя. Трение в природе и технике.

1



30/20

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»

1



31/21

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»




Давление твердых тел, жидкостей и газов

23



32/1

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления

1



33/2

Измерение давления твердого тела на опору

1



34/3

Давление газа.

1



35/4

Закон Паскаля.

1



36/5

Давление в жидкости и газе.

1



37/6

Расчет давления на дно и стенки сосуда

1



38/7

Решение задач на расчет давления

1



39/8

Сообщающие сосуды

1



40/9

Вес воздуха. Атмосферное давление

1



41/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1



42/11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1



43/12

Манометры.

1



44/13

Поршневой жидкостной насос.

1



45/14

Гидравлический пресс


1



46/15

Гидравлический пресс

Решение задач по теме «Атмосферное давление

1



47/16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1



48/17

Закон Архимеда.

1



49/18

Совершенствование навыков расчета силы Архимеда

1



50/19

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 7

«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1



51/20

Плавание тел.

1



52/21

Лабораторная работа № 8

«Выяснение условий плавания тел»

2



53/22

Плавание судов, водный транспорт. Воздухоплавание

1



54/23

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1



Работа и мощность. Энергия.

12



55/1

Механическая работа. Мощность.

1




56/2

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1




57/3

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе

1




58/4

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

1




59/5

«Золотое» правило механики

1




60/6

Коэффициент полезного действия.

1




61/7

Решение задач на КПД простых механизмов

1




62/8

Инструктаж по ОТ. Лабораторная работа № 10

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1




63/9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1




65/11

Совершенствование навыков расчета энергии, работы и мощности

1




66/12

Промежуточная аттестация. Тест

1




67-68/12-14

Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса

2






Приложения

  1. класс

Контрольные работы (4 работы):

Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества».

Вариант – 1.


1. Какие явления изучает физика?

а) Происходящие на Земле.

б) Наблюдаемые на земле и в небе.

в) Механические, тепловые, оптические, звуковые, электрические и маг­нитные.

г) Происходящие на земле и в океанах.

2. К физическим телам относятся ...

а) ...молоко. в) ...скамейка.

б) ...глина. г)...лыжи.

3. К веществам относятся ...

а) ...сахар. в) ... йод.

б) ...булка. г) ...бинт.

4. Выразите длину тела, равную 5000 мм, в метрах и километрах.

а) 50 м; 0,05 км. в) 5 м; 0,005 км.

б) 5 м; 0,05 км. г) 50 м; 0,5 км.

5. Определите цену деления шкалы прибора.

а ) 1 ед.

б) 0,5 ед.

в) 0,25 ед.

г) 5 ед.


6. Цена деления шкалы линейки 1 мм. Какую погрешность допускают те, кто измеряет ею длину тела?

а) 1 мм. б) 2 мм.в) 0,5 мм.


7. Сколько воды налито в мензурку, изображенную на ри­сунке? Какова цена деления ее шкалы?

а ) 125 мл; 5 мл.

б) 105 мл; 5 мл.

в) 125 мл; 1 мл.

г) 105 мл; 1 мл.





8. Мельчайшие частицы, из которых состоят вещества, называются ...

а) ...молекулами. в) ...крупинками.

б) ... микрочастицами.

9. Между молекулами в веществе происходит ...

а) ... взаимное притяжение и отталкивание.

б) ...только притяжение.

в) …только отталкивание.

10. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?

а) Числом атомов. в) Свойствами.

б) Размером. г) Ничем.

11. Диффузия — это ...

а) ... перемешивание веществ.

б) … увеличение промежутков между молекулами.

в) ...движение молекул.

г) ... проникновение хаотически движущихся молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.

12. В каких телах - газах, жидкостях, твердых телах - диффузия происходит быстрее?

а) В жидкостях. в) В твердых телах.

б) В газах. г) Одинаково во всех телах.

13. Как следует поступить, чтобы ускорить диффузию?

а) Охладить контактирующие тела.

б) Положить их в темное место.

в) Повысить температуру тел.

г) Уменьшить площадь границы между ними.

14. Какие общие свойства присущи газам?

а) Легко охлаждаются.

б) Занимают весь предоставленный им объем и не имеют собственной формы.

в) Имеют собственную форму.

г) Обладают текучестью.

15. Какими общими свойствами обладают жидкости?

а) Занимают объем того сосуда, в который налиты.

б) Приобретают объем и форму сосуда.

в) Имеют собственный объем.

г) Мало сжимаемы.

16. Какие общие свойства принадлежат твердым телам?

а) Имеют собственную форму и объем.

б) Легко изменяют форму и объем.

в) Легко сжимаемы.

г) Практически не сжимаемы.

17. В каком состоянии - жидком, твердом, газообразном - может находиться бензин?

а) Во всех трех состояниях.

б) Только в жидком состоянии.

в) В жидком и газообразном состоянии.

г) В жидком и твердом состояниях.

18. Чем объясняется малая сжимаемость твердых тел?

а) Быстрым движением их молекул.

б) Очень малым размером молекул.

в) Плотной упаковкой молекул и малостью промежутков между ними.

г) Хаотичностью движения молекул.

19. Почему газы не имеют собственной формы?

а) Потому что их молекулы быстро движутся.

б) Из-за диффузии.

в) Потому что молекулы газа, практически не взаимодействуя, двига­ясь свободно и хаотично, достигают всех стенок сосуда (помеще­ния), и газ принимает его форму.

20. Чем можно объяснить сохранение жидкостью своего объема?

а) Довольно сильным притяжением молекул друг к другу.

б) Не очень быстрым движением ее молекул.

в) Отсутствием диффузии.

г) Тем, что молекулы жидкости не отталкиваются друг от друга.



Вариант 2


1. Что служит источником физических знаний?

а) Измерения. в) Только наблюдения.

б) Наблюдения и опыты. г) Только опыты.

2. К физическим телам относятся ...

а) ...сок. в) ...песок.

б) ...здание. г) ...вилка.

3. К веществам относятся ...

а) ...провод. в) ...лед.

б) ...медь. г) ...ведро.

4. Выразите длину тела, равную 20 м, в миллиметрах и километрах.

а) 20 000 мм; 0,02 км. в) 20 000 мм; 0,2 км.

б) 2000 мм; 0,02 км. г) 2000 мм; 0,2 км.

5. Какова цена деления этой шкалы прибора?

а) 0,5 ед.

б) 1 ед.

в) 0,25 ед.

г) 0,2 ед.


6. Чему равен объем находящейся в мензурке жидкости?

Какова цена деления шкалы мензурки?

а ) 30 мл; 10 мл.

б) 30 мл; 5 мл.

в) 40 мл; 5 мл.

г) 40 мл; 10 мл.




7. Цена деления шкалы термометра равна двум градусам. Какова погреш­ность измерения им температуры?

а) 1°. в) 0,5°.

б) 2°. д) 1,5°.

8. Все вещества состоят из мельчайших частиц, которые называются...

а) ...неделимыми частицами. в) ...молекулами.

б) ...микрочастицами. г) ...атомами.

9. Взаимодействие молекул вещества проявляется в

а) ... их отталкивании друг от друга.

б) ….их притяжении друг к другу.

в) ...их и притяжении, и отталкивании.

г) ... отсутствии и притяжения, и отталкивания.

10. Чем различаются молекулы восковой свечи и молекулы застывшей капли воска?

а) Размерами. в) Свойствами.

б) Формой. г) Ничем.

11. Какое из названных явлений - диффузия?

а) Взаимное притяжение молекул.

б) Взаимное отталкивание молекул.

в) Проникновение вследствие хаотического движения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.

г) Перемешивание веществ.

12. В каком случае диффузия происходит медленнее?

а) Контактирующие тела сильно прижали друг к другу.

б) Тела охладили.

в) Их нагрели.

г) Тела придвинули к нагревателю.

13. В каком теле - газообразном, жидком или твердом - диффузия проис­ходит быстрее всего?

а) Газообразном. в) Твердом.

б) Жидком. г) Неизвестно.

14. Какие общие свойства характерны для твердых тел?

а) Легкая сжимаемость.

б) Собственный объем и форма.

в) Собственный только объем.

г) Практическая не сжимаемость.

15. Какими общими свойствами обладают жидкости?

а) Текучестью, позволяющей им переливаться и принимать форму сосуда.

б) Отсутствием собственного объема.

в) Наличием собственного объема и малой сжимаемостью.

г) Легкой сжимаемостью.

16. Какие общие свойства присущи газам?

а) Текучесть.

б) Большая сжимаемость.

в) Заполнение всего предоставленного им объема и отсутствие собственной формы.

г) Наличие собственного объема.

17. В твердом, жидком или газообразном состоянии может быть водород?

а) Твердом.

б) Жидком.

в) В виде газа.

г) В зависимости от условий в, любом из них.

18. Почему жидкости принимают форму сосуда?

а) Из-за отталкивания их молекул друг от друга.

б) Потому что молекулы жидкости, взаимодействуя не сильно, могут
перемещаться относительно друг друга.

в) Потому что молекулы жидкости двигаются быстро.

г) Потому что молекулы жидкости не взаимодействуют.

19. Чем объясняется сохранение твердым телом своего объема?

а) Малостью промежутков между молекулами твердого тела.

б) Отсутствием притяжения его молекул друг к другу.

в) Слабостью взаимного отталкивания молекул.

г) Сильным взаимодействием молекул твердого тела.

20. Почему газы не имеют собственного объема?

а) Потому что молекулы газа удалены друг от друга на такие расстояния, что не взаимодействуют и, двигаясь хаотически, занимают свободное пространство.

б) Из-за диффузии молекул.

в) Потому что молекулы газа быстро движутся и успевают занять весь предоставленный объем.

г) Из-за сильного отталкивания молекул газа друг от друга.



















  1. Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел».


Вариант – 1.

  1. Одна автомашина, двигаясь равномерно со скоростью 12 м/с, в течение 10 с прошла такой же путь, как и вторая за 15 с. Какова скорость второй автомашины?

  2. Определите массу льдины, имеющей длину 2,5 м, ширину 1,2 м и толщину 40 см. Плотность льда равна 900 кг/м3.

  3. В результате взаимодействия скорость тел изменились на 2 м/с и 0,5 м/с. Масса первого тела 4 кг. Какова масса второго тела?

  4. На тело действует сила тяжести 4 Н, определите его массу. Изобразите силу тяжести графически.

  5. Если человек, сидящий в лодке перестает грести, то лодка все равно продолжает некоторое время плыть дальше. Почему?


Вариант – 2.

  1. За какое время автомобиль пройдет расстояние 4 км, двигаясь со скоростью 10м/с?

  2. Велосипедист проехал 30 км со скоростью 15 км/ч и 51 км со скоростью17 км/ч. Какова средняя скорость велосипедиста на всем пути?

  3. Из какого материала изготовлен брусок, если его длина 0,5 см, ширина 20 мм, высота 1 дм, а масса 78 г?

  4. Определите массу тела, вес которого равен 8 Н. Изобразите вес тела графически.

  5. Заяц, спасаясь от преследующей его собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?



  1. Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


Вариант – 1.

  1. Гусеничный трактор массой 4,5 т имеет площадь опоры обеих гусениц 1,5 м2. Какое давление оказывает трактор на почву?

  2. На какой глубине в реке давление равно 20 кПа, плотность воды 1000 кг/м3?

  3. На меньший поршень гидравлической машины площадью 10 см2 действует сила 20 Н. Какая сила действует на больший поршень, если его площадь равна 6 дм2?

  4. Чему равна архимедова сила, действующая на медное тело объемом 60 см3, наполовину погруженное в керосин? Плотность керосина равна 800 кг/м3.

  5. Как может человек, стоя на земле, увеличить в 2 раза давление, оказываемое им на опору?


Вариант – 2.

  1. Определите площадь опоры тела массой 20 кг, если производимое им давление на пол равно 10 000 Н/м2.

  2. Определите высоту здания, если на первом этаже барометр показывает давление 759 мм рт. ст., а на крыше – 756 мм рт. ст. При подъеме на 12 м давление уменьшается на 1 мм рт. ст.

  3. Определите силу, действующую на малый поршень площадью 5 см2, если на больший поршень площадью 2 дм2 действует сила 400 Н.

  4. Определите объем стальной плиты, полностью погруженной в воду, если на нее действует выталкивающая сила 4 кН. Плотность воды 1000 кг/м3.

  5. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой.



  1. Контрольная работа № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».


Вариант – 1.

  1. Какую работу совершает лошадь за 2 минуты, двигаясь со скоростью 2 м/с и прилагая усилие 200 Н?

  2. Плечи рычага 5 см и 20 см. Меньшая сила, действующая на рычаг, равна 10 Н. Вычислите большую силу.

  3. Мальчик массой 40 кг поднялся по лестнице дома на высоту 8 м. На сколько увеличилась его потенциальная энергия?

  4. Насос за 10 с поднимает20 л воды на высоту 10 м. Чему равна мощность двигателя насоса? Плотность воды 1000 кг/м3.

  5. С помощью одного подвижного и одного неподвижного блоков равномерно подняли груз массой 8 кг на высоту 8 м. Какая сила была приложена к другому концу веревки и какую работу выполнили при подъеме груза, если КПД установки 80 %.



Вариант – 2.

  1. На каком пути трактору потребуется совершить работу 50 МДж при силе тяги двигателя 20 кН?

  2. Определите момент силы, равный 5 Н, если ее плечо равно 40 см.

  3. Определите кинетическую энергию шарика массой 80 кг, который катится по столу со скоростью 2 м/с.

  4. К концам невесомого рычага подвешены грузы массами 4 кг и 24 кг. Расстояние от точки опоры до большего груза равно 4 см. Определите длину рычага, если рычаг находится в равновесии.

  5. Какая сила потребуется для равномерного подъема груза массой 200 кг по наклонной плоскости, имеющей КПД, равный 60 %? Высота наклонной плоскости 1,5 м и длина 10 м.


Лабораторные работы (10 работ):


Лабораторная работа №1

«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».


Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды.

Указания к работе

  1. Рассмотрите измерительный цилиндр, обратите внимание на его деления. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Какой объем жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита: а) до верхнего штриха, б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля?

    2. Какой объем жидкости помещается: а) между вторым и третьим штрихами, обозначенными цифрами, б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки?

  2. Как называется последняя вычисленная вами величина? Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора?

  3. Налейте в мензурку воды, определите и запишите, чему равен объем налитой воды.

  4. Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в мензурку. Определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды Вместимость стакана будет такой же.

  5. Таким же образом определите вместимость колбы, аптечных склянок и других сосудов, которые находятся на вашем столе.

  6. Результаты измерений запишите в таблицу.


№ опыта

Название сосуда

Объем жидкости, Vж, см3

Вместимость сосуда, Vс, см3

1

Стакан



2

Колба



3

Пузырек




Лабораторная работа №2

«Измерение размеров малых тел».


Цели работы: научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, рисунок 178 учебника.

Указания к работе

  1. Положите вплотную к линейке несколько (20 – 25 штук) горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины.

  2. Определите таким же образом размер крупинки пшена.

Способ, которым вы определили размер тела, называют способом рядов.

  1. Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии (рис. 178, увеличение равно 70 000).

  2. Данные всех опытов и полученные результаты занесите в таблицу.


№ опыта

Число частиц в ряду

Длина рядаl, мм

Размер одной частицы d, мм

  1. Горох




  1. Пшено




  1. Молекула



На фотографии

Истинный размер




Лабораторная работа №3

«Измерение массы тела на рычажных весах».


Цели работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.

Приборы и материалы: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы.

Указания к работе

  1. Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с точностью до 0,1 г (Правила взвешивания смотрите на стр. 162 – 163 учебника).

  2. Результаты измерений запишите в таблицу.

№ опыта

Масса тела m, г

1


2


3




Лабораторная работа №4

«Измерение объема твердого тела».


Цели работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.)

Указания к работе

  1. Определите цену деления мензурки.

  2. Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте его объем.

  3. Опустите тело, объем которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости.

  4. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с другими, имеющимися у вас телами.

  5. Результаты измерений запишите в таблицу.

№ опыта

Название тела

Начальный объем жидкости в мензурке V1, см3

Объем жидкости и тела V2, см3

Объем тела V, см3

V = V2 – V2








Лабораторная работа №5

«Измерение плотности твердого тела».


Цели работы: научиться измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело, плотность которого надо определить, нитка.

Указания к работе

  1. Измерьте массу тела на весах.

  2. Измерьте объем тела с помощью мензурки.

  3. Рассчитайте по формуле плотность данного тела.

  4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Название вещества

Масса тела m, г

Объем тела V, см3

Плотность вещества ρ

г/см3

кг/м3








Лабораторная работа № 6

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружин».


Цели работы:исследовать зависимость силы упругости от удлинения пружины, найти жесткость пружины.

Приборы и материалы:штатив с муфтой и лапкой; динамометр, жесткость пружины которого нужно определить; набор грузов; линейка.

Указания к работе

  1. Закрепить динамометр на штативе, отметить положение указателя динамометра.

  2. Подвесить к динамометру груз, масса которого известна. Отметить новое положение указателя и измерить удлинение пружины ∆l в метрах.

  3. К первому грузу добавьте второй, а затем и третий грузы, измеряя каждый раз удлинение пружины.

  4. Согласно закону Гука Fупр = к ∆l, тогда к = . С другой стороны сила упругости равна силе тяжести, т.е. Fупр= Fтяж= mg. Поэтому жесткость пружины рассчитайте по формуле .

  5. По результатам измерений заполните таблицу.

№ опыта

Масса

m, кг

Сила упругости

Fупр= mg, Н

Удлинение пружины

l, м

Жесткость пружины к = ,

1





2





3






  1. По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения пружины

  2. Определите среднее значение жесткости пружины.

  3. Сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины.


Лабораторная работа № 7

«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»


Цели работы: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.

Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стакан с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Указания к работе

  1. Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на нити тело. Отметьте и запишите в таблице показание динамометра. Это будет вес тела в воздухе.

  2. Подставьте стакан с водой и опускайте муфту с лапкой и динамометром, пока все тело не окажется под водой. Отметьте и запишите показание динамометра. Это будет вес тела в воде.

  3. По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на тело.

  4. Вместо чистой воды возьмите насыщенный раствор соли и снова определите выталкивающую силу, действующую на то же тело.

  5. Подвесьте к динамометру тело другого объема и определите указанным способом выталкивающую силу, действующую на него в воде и в насыщенном растворе соли.

  6. Результаты запишите в таблицу.


Жидкость

Вес тела в воздухе Р, Н

Вес тела в жидкости Р1, Н

Выталкивающая сила F, Н

F = Р – Р1

РV1

РV2

P1V1

P1V2

FV1

FV2

Вода







Насыщенный раствор соли в воде








На основе сделанных опытов сделайте выводы.

От каких величин зависит значение выталкивающей силы?









Лабораторная работа № 8

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».


Цели работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.

Приборы и материалы: весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Указания к работе

  1. Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.

  2. Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она равна весу воды, вытесненной пробиркой. Для нахождения этого веса определите сначала объем вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в воду. Зная объем вытесненной воды и плотность, вычислите ее вес.

  3. Выньте пробирку из воды, протрите ее тряпкой. Определите на весах массу пробирки с точностью до 1 г и рассчитайте силу тяжести, действующую на нее, она равна весу пробирки с песком в воздухе.

  4. Насыпьте в пробирку еще немного песка. Вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.

  5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда пробирка плавает и когда тонет или всплывает.

№ опыта

Выталкивающая сила, действующая на пробирку F, Н

F = gρжV

Вес пробирки с песком Р, Н

Р = mg

Поведение пробирки в воде (плавает пробирка или тонет)

1




2




3





  1. Сделайте вывод об условии плавания тела в жидкости.


Лабораторная работа № 9

«Выяснение условия равновесия рычага».


Цели работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка, динамометр.

Указания к работе

  1. Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.

  2. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии, равном 12 см от оси вращения. Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить: а) один груз; б) два груза; в) три груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.

  3. Считая, что каждый груз весит 1 Н, запишите данные и измеренные величины в таблицу.

№ опыта

Сила F1 на левой части рычага, Н

Плечо l1, см

Сила F2 на правой части рычага, Н

Плечо l2, см

Отношение сил и плеч

1







2







3








  1. Вычислите отношение сил и отношение плеч для каждого из опытов и полученные результаты запишите в последний столбик таблицы.

  2. Проверьте, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага под действием приложенных к нему сил и правило моментов (§ 57)


Лабораторная работа № 10

«Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».


Цели работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.

Приборы и материалы: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.

Указания к работе

  1. Определите с помощью динамометра вес бруска.

  2. Закрепите доску в лапке штатива в наклонном положении.

  3. Положите брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.

  4. Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной плоскости.

  5. Измерьте с помощью линейки путь s, который проделал брусок, и высоту наклонной плоскости h.

  6. Измерьте силу тяги F.

  7. Вычислите полезную работу по формуле Ап = Рh, а затраченную – по формуле Аз = Fs.

  8. Определите КПД наклонной плоскости: η = .

  9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

№ опыта

h, м

Р, Н


Ап, Дж

Ап = Рh

s, м

F, Н

Аз, Дж

Аз = Fs

η= .

1








2









  1. Используя «золотое правило» механики, рассчитайте, какой выигрыш в силе дает наклонная плоскость, если не учитывать трение.

  2. Измените высоту наклонной плоскости и для нее определите полезную, полную работу и КПД.











41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!