СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Политэк» г. Волгодонска

(МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска)





ПРИНЯТА:

Педагогическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска

Протокол от «29» августа 2019 г. 1






УТВЕРЖДЕНА:

Приказом МБОУ «Лицей «Политэк»

г. Волгодонска

от 30.08.2019 №152







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


занятий внеурочной деятельности

Решение задач по физике

уровень основного общего образования

9 классы















Волгодонск

2 019





ОДОБРЕНА:

методическим советом


Протокол от « 28 » августа 2019 № 1







СОГЛАСОВАНА:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_________ /Л.В. Плотникова/

« 30 » августа 2019





Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение задач по физике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.



Организация-разработчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк» г. Волгодонска (МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска).



Разработчик:

Брыковская И.Р., учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска


Рекомендована методическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска протокол № 1 от 29.08.2019




















Брыковская И.Р.., 2019

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Политэк»г.Волгодонска.

Пояснительная записка

Программа «Решения задач по физике. Подготовка к ОГЭ» для 9классов разработана на основе:

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  2. Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы, М.: «Дрофа», 2008 .- 334с.)

  3. Основной образовательной программой основного общего образования в рамках реализации требования ГОС, БУП-2004 (6-9)МОУ лицея «Политэк»;

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).



Программа по физике для основной школы включает следующие разделы: пояс­нительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной дея­тельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Цели и образовательные результаты представлены на не­скольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

Программа ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений.

Актуальность программы: большое внимание уделяется развитию способностей логического мышления через решение качественных, расчётных, графических, комбинированных экспериментальных задач, что необходимо для качественной подготовки к ГИА по физике и дальнейшему качественному изучению физики в старшей школе.

Новизна: предусматривает изучение физики, дополняя и углубляя базовый курс средней школы. Позволяет понять и выбрать необходимые оптимальные методы для решения той или иной физической задачи, успешнее ориентироваться в применении обширного теоретического материала на практике.


Задачи:

  1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.

  2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.

  3. Выработать исследовательские умения.

  4. Познакомить обучающихся с исходными физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом.

  5. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

  6. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.


Основное назначение новой системы – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути образования.

Учащиеся, выбравшие данный факультатив, во время уроков работают по учебнику Перышкин А.В., Гутник «Физика 9кл.» и изучают физику по программе общеобразовательных учреждений 2 часа в неделю.

Так как ГИА отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной подготовки по предмету, требуется научить учащегося работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов. Для выполнения девятиклассникам предлагается 26 заданий.

Структура экзаменационных заданий представлена тремя блоками вопросов:

Часть 1. Блок вопросов, предполагающих выбор правильного ответа из представленных возможных вариантов.

Часть 2. Ученикам необходимо ответить на два качественных вопроса, используя предложенные тексты и опираясь на законы физики, а так же выполнить лабораторную работу.

Часть 3. Необходимо решить две задачи развернутым способом, с использованием соответствующих формул и физических законов.

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции.

Для повышения эффективности лекции учитель разнообразит их наглядными приемами: демонстрационными опытами, презентациями, обобщенными макет-схемами основного содержания.

Особое внимание необходимо уделять способам смены видов деятельности обучаемых на разных этапах лекции, широко использовать самостоятельные мини задания по тексту, по эксперименту логического характера. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учѐтом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую учителю и ученикам корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний. Особое место в системе обучения на факультативе занимают лабораторные занятия. Они чаще всего строятся либо как экспериментальная задача, либо как мини исследование. В ходе первых учитель совместно с учащимися разрабатывает план действий ученика в процессе проведения лабораторного занятия. Лабораторное занятие второго типа начинается с обсуждения физического смысла исследуемой величины и определения пути еѐ исследования. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по физике в форме ГИА). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачѐта и тестирования.

Задачи первого блока:

 научить использовать основные положения фундаментальной физической теории к объяснению природных явлений и свойств тел;

 подготовить учащихся к восприятию законов динамики в обязательном курсе физики 9-го класса;

 показать значимость законов сохранения в физике (на примере механики)


Содержание познавательного блока

Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч.)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул. Три состояния вещества.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (3 ч.)

Давление твердых тел. Единицы давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Приборы для измерения давления.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Решение задач по темам: Давление твердых тел. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. . Архимедова сила.

Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы» (2 способа).

Работа и мощность. Энергия. (4 ч.)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Коэффициент полезного действия механизма.

Энергия. Виды энергии. Закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач по темам: Механическая работа. Мощность. . Момент силы. Коэффициент полезного действия механизма

Лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага».

Второй блок призван создать обобщенное представление о механических явлениях в физике и познакомить учащихся с тремя способами изучения физических явлений: описательном, «законодательном» (на основании законов) и энергетическим (обобщенным). Мы назвали его фундаментальным, т.к. он закладывает основы структурных единиц физики как науки.

Основные задачи фундаментального блока:

 отработать на уровне владения понятийным аппаратом механики, как наиболее наглядным разделом физики;

 использовать полученные знания и умения в обязательном курсе для решения задач повышенной сложности, анализа природных процессов и явлений;

 познакомить с лабораторными работами как способом решения экспериментальных задач;

 создать структурно-логическую систему выполнения лабораторных работ исследовательского типа.


Содержание фундаментального блока

Законы взаимодействия и движения тел (6 ч.)

Виды прямолинейных движений и их характеристики. Аналитический и графический способ описания движений. Относительность движения. Свободное падение .

Законы динамики Ньютона.

Закон всемирного тяготения. Закон Гука. Сила трения.

Движение тела по окружности.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Лабораторные работы: «Измерение плотности вещества», «Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины», «Измерение коэффициента трения скольжения», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Решение задач по темам: Аналитический и графический способ описания движений. Относительность движения. Свободное падение. Законы динамики Ньютона. Закон всемирного тяготения. Закон Гука. Сила трения.

Движение тела по окружности.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Механические колебания и волны. Звук (3 ч.)

Динамический и энергетический способы описания механических колебаний.

Звуковые колебания и волны. Характеристики звука. Эхо.

Лабораторная работа: «Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити».

Третий блок посвящен изучению одного из самых больших и сложных для осознания разделов физики – электромагнетизму и формированию основного понятия электромагнитного поля. Факультатив позволяет подойти к изучению этого раздела не аналитически (от простых форм поля - статических к обобщенному), а наоборот. Выбрать путь синтеза, заложив в основу способы получения электромагнитного поля в разных системах отсчета (относительность представлений о поле способствует взаимосвязи механики и электромагнетизма). После введения понятия электромагнитного поля повторение начинается с простейших форм.

Основные задачи практического блока:

 подготовить понятийную базу для изучения электромагнитного поля в обязательном курсе физики 9 класса;

 познакомить со структурой метода познания: наблюдения – гипотеза – экспериментальная проверка – вывод - применение;

 научить использовать методы познания для объяснения физических явлений;

 научить выбору основного подхода в решении сложных задач: разбить сложную задачу на ряд простых; энергетический подход к анализу текста задания; анализ или синтез в решении задачи, создав схему действий по использованию каждого из приемов.


В связи с практической значимостью блока по содержанию и использованию организационных навыков на различных формах проведения занятий этот блок назван практическим.

Содержание практического блока

Электрические явления (4 ч.)

Электризация тел. Электрическое поле. Электрон.

Электрический ток и его действия. Характеристики электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Закон Джоуля–Ленца. Соединение проводников. Лабораторные работы: «Измерение сопротивления проводника», «Определение работы и мощности электрического тока в проводнике», «Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника», «Проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников».

Решение задач по темам: Закон Ома для участка цепи. Закон Джоуля–Ленца. Соединение проводников

Электромагнитное поле (1 ч.)

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное. Направление тока и линий магнитного поля. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Решение задач по темам: Правило левой руки Индукция магнитного поля.

Световые явления (3 ч.)

Распространение света. Отражение света. Плоское зеркало.

Преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах.

Решение задач по темам: Построение изображений в линзах.

Лабораторная работа «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

Четвертый блок по содержанию объединяет две совершенно разные, несовместимые темы, объединенные единым энергетическим подходом в их изучении (тепловые явления и ядерные превращения). Он будет исследовательским для учащихся, результатом которого станет единство физической картины мира.

Основные задачи исследовательского блока:

 познакомить с основами термодинамики как физической теории;

 научить применять полученные ранее организационные умения к анализу тепловых и ядерных процессов;

 отработать графический способ решения задач при агрегатных изменения вещества;

 доказать на практике эффективность энергетического подхода в решении сложнейших природных процессов.


Содержание исследовательского блока

Тепловые явления (3 ч.)

Внутренняя энергия. Способы теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Энергия топлива.

Изменение агрегатных состояний вещества (3 ч.)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. График плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации.

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Влажность воздуха.

Строение атома и атомного ядра (1 ч.)

Модели атомов. Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер. Законы сохранения в ядерных процессах

В каждом блоке учителем осуществляется контрольный срез, включающий в себя те задания и навыки, которые учащиеся приобрели в этом блоке. Важным для учащихся моментом является обучение самоконтролю при решении практических заданий и лабораторных работ.

Заканчивается факультативный курс итоговым тестированием, которое приближено к работе ученика в условиях ГИА.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

 усвоят основные приемы мыслительного поиска;

 овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;

 получат навыки к решению сложных задач.


Выработают умения:

 самоконтроля времени выполнения заданий;

 оценки объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

 прикидки границ результатов;

 прием «спирального движения» (по тесту)


Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Программа содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному факультативному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Технологии, используемые в организации занятий

  • проблемное обучение,

  • проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.


Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;

  • эвристические беседы;

  • практикумы по решению задач;

  • уроки-исследования;

  • работа в малых группах;

  • домашние эксперименты.

Формами контроля являются:

  • Самостоятельная работа по решению задач;

  • Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;

  • Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;

Данная программа предполагает следующие результаты:

  • Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.

  • Предпрофильная подготовка обучающихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.


Программа рассчитана на обучающихся 9 классов.

Количество часов в каждом классе 34.

Количество часов в неделю 2 часа.

Ожидаемый образовательный результат

  • -успешная самореализация школьников в учебной деятельности;

  • -место и значимость физики в жизни

  • -умение ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступныит средствами;

  • -представлять полученные результаты;

  • -работа в коллективе;

  • -умение искать, отбирать и оценивать информацию( под руководством учителя);

  • -систематизировать знания;

  • -возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации;

9 класс

Раздел1. Физическая задача. Классификация задач.

Качественные и экспериментальные задачи. Алгоритм решения качественных задач.

Раздел2. Законы взаимодействия и движения тел.

Системы отсчёта. Относительность движения. Открытие планет Плутон и Нептун. Виды движений. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Решение комбинированных задач.

Раздел3. Механические колебания Характеристики волн. Характеристика звука. Виды волн. Ультразвук и инфразвук.

Раздел4. Атомная и ядерная физика

Дефект масс. Комбинированные задачи.


Материально – технические средства, используемые для данного курса:

  • «Открытая физика» Полный мультимедиа курс физики / ФИЗИКОН

  • Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория./1С: образовательная коллекция.

  • Физика. 8 класс /1С: образовательная коллекция.

  • Физика. Интерактивные творческие задания 7-9 /ЗАО «Новый диск»

  • Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для

проведения практических работ.

  • Компьютер и проектор для презентаций учеников.

Календарно- тематическое планирование

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Решения задач по физике. Подготовка к ОГЭ» в 9 классе соответственно отводится 1час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. С учетом выходных и праздничных дней, на основании календарного графика работы МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска, программа будет реализована полностью:

9а, в- 29 часов (04.11, 24.02, 09.03, 04.05, 11.05)

9б, е- 33 часов (05.05)

9г - 34 часа, за счет уплотнения программы


Дата проведения


Тема занятия

Количество часов

а,в

б,е

г





Раздел1. Физическая задача. Классификация задач. (2часа)


02.09

03.09

04.09

Качественные и экспериментальные задачи.

1

09.09

10.09

11.09

Качественные и экспериментальные задачи.

1

16.09

17.09

18.09

Алгоритм решения качественных задач

1

23.09

24.09

25.09

Алгоритм решения качественных задач

1





Раздел2. Законы взаимодействия и движения тел. (8часов)

ф

30.09

01.10

02.10

Системы отсчёта.

1

07.10

08.10

09.10

Относительность движения.

1

14.10

15.10

16.10

Относительность движения.

1

21.10

22.10

23.10

Равномерное движение

1

11.11

05.11

06.11

Неравномерное движение

1

18.11

12.11

13.11

Неравномерное движение

1

25.11

19.11

20.11

Графики движений.

1

02.12

26.11

27.11

Графики движений.

1

09.12

03.12

04.12

Импульс тела.

1

16.12

10.12

11.12

Импульс тела.

1

23.12

17.12

18.12

Импульс тела.

1

13.01

24.12

25.12

Закон сохранения импульса.

1

20.01

14.01

15.01

Закон сохранения импульса.

1

27.01

21.01

22.01

Комбинаторные задачи.

1

03.02

28.01

29.01

Комбинаторные задачи.

1

10.02

04.02

05.02

Тест «Механика»

1





Раздел3. Механические колебания ( 4часа)1


17.02

11.02

12.02

Механическое колебание

1

02.03

18.02

19.02

Механическое колебание

1

16.03

25.02

26.02

Характеристики волн.

1

30.03

03.03

04.03

Характеристика звука.

1

06.04

10.03

11.03

Виды волн.

1

13.04

17.03

18.03

Ультразвук и инфразвук.

1

20.04

31.03

01.04

Ультразвук и инфразвук.

1

27.04

07.04

08.04

Тест «Колебания»

1





Раздел4. Атомная и ядерная физика (2часа)


18.05

14.04

15.04

Дефект масс.

1


21.04

22.04

Комбинированные задачи.

1


28.04

29.04

Комбинированные задачи.

1


12.05

06.05

Комбинированные задачи.

1


19.05

13.05

Комбинированные задачи.

1



20.05

Итоговый тест

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!