СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности 7 кл (1 час в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности 7 кл (1 час в неделю)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоильинский агротехнический лицей»


Согласовано

Руководитель ЦТН «Эврика»

_____ __Марзунова О.Ю.

Протокол № от 24.08.2023

«24» августа 2023 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ НАТЛ

______________Зубарева Н.И.

«25» августа 2023 г.

Утверждаю

Директор МАОУ НАТЛ

___________Ардаева Г.С.

Приказ № 80 от

«26» августа 2023 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу

«Финансовая грамотность»



для 7 классов




Составитель: Ткачева Оксана Николаевна

учитель обществознания

МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

Учебник: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.

Финансовая грамотность: материалы для

учащихся . 5-7 класс. ООО «ВАКО», 2018







2023-2024 уч.год

с.Новоильинск




  1. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.







Модуль ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • различать прямые и косвенные налоги;

  • считать сумму налога;

  • проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;

  • высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

  • находить нужную информацию на социальных порталах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;

  • называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);

  • приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;

  • перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;

  • называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;

  • приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;

  • высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся научиться:

  • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;

  • рассчитывать величину подоходного налога и НДС;

  • оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.

Модуль УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • отличать инвестирование от сбережения и кредитования;

  • знать свои основные права и обязанности как потребителя;

  • находить актуальную информацию об услугах банков;

  • пользоваться пластиковой картой в банкомате;

  • считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;

  • планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;

  • сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;

  • находить и анализировать информацию о курсе валют;

  • проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);

  • объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;

  • объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;

  • называть необходимые условия для открытия своей фирмы;

  • объяснять причины существования различных валют;

  • называть основные мировые валюты и страны их использования;

  • объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.

Повышенный уровень

Обучающийся научиться:

  • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;

  • сравнивать различные финансовые предложения;

  • оценивать финансовые преимущества использования услуг

  • банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;

  • брать на себя ответственность;

  • оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.

  • оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.

Национально-региональный компонент

При изучении курса «Финансовая грамотность» учитывается национально -региональный компонент. Он реализуется: при изучении нового материала, решении проектных задач, выполнении домашнего задания (сообщения, рефераты, доклады, лэпбуки) .

  1. Содержание учебного предмета

Модуль «Человек и государство: как они взаимодействуют» (16 часов)

Могут ли люди быть финансово независимы от государства. Налоги и почему их надо платить. Виды налогов. Основные налоги в Российской Федерации. Учимся считать налоги. Налоги граждан разных стран. Какие налоги платит семья и что получает от государства. Налоговая служба и как она работает. Функции налоговой службы. Социальные пособия и какие они бывают. Фонда социального страхования РФ. Социальное пособие. Виды социальных пособий. Их примерная величина. Выплаты различных видов социальных пособий.

Модуль «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» (19 часов)

Банковская система Российской Федерации. Как работает банк. Виды банков. Банки Республики Бурятия. Вклады (депозиты). Кредиты. Надо ли их брать. Валютный курс. Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Центральный банк РФ и его функции. Банковские услуги семьи. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

  1. Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания «Гражданское становление личности» МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»



В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в лицее – личностное развитие школьников.

Воспитательный потенциал учебного предмета финансовая грамотность на уровне основного общего образования обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Календарно -тематическое планирование

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

Модуль Человек и государство: как они взаимодействуют

(16 часов)

Могут ли люди быть финансово независимы от государства

1



 

Что такое налоги и почему их надо платить

1



 

Какие бывают налоги

1



 

Учимся считать налоги

1



 

Ролевая игра "Считаем налоги семьи"

1



 

Сравниваем налоги граждан разных стран

1



 

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

1



 

Как работает налоговая служба

1



 

Учебные мини-проекты "Налоги"

1



 

Что такое социальные пособия и какие они бывают

1



 

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

1



 

Ролевая игра "Оформляем социальное пособие"

1



 

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1



 

Учебные мини-проекты "Социальные пособия"

1



 

Обобщение результатов изучения модуля

1



 

Презентация портфолио "Человек и государство: Как они взаимодействуют"

1



Модуль Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

(18 часов)

Для чего нужны банки

1



 

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

1



 

Какие бывают вклады

1



 

Что такое кредиты и надо ли их брать

1



 

Изучаем сайт Центрального банка РФ

1



 

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1



 

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

1



 

Как работает банк

1



 

Учебные мини-проекты "Банковские услуги семьи"

1



 

Что мы знаем о бизнесе

1



 

Как открыть фирму

1



 

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1



 

Ролевая игра "Открываем фирму"

1



 

Что такое валюта и для чего она нужна

1



 

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1



 

Обобщение результатов изучения модуля

1



 

Презентация портфолио "Услуги финансовых организаций и собственный бизнес"

1




Обобщение результатов изучения курса "Финансовая грамотность"

2



ИТОГО


35





УМК:

  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансоваяграмотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

2. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

4. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

5. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.

6. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!