СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности. 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для планирования учебной деятельности в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности. 7 класс.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

им. В. М. Борисова




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ПС приказом директора

протокол №___ по школе № ___

от 00.00.2021 г. от 00.00. 2021 г.







Рабочая программа

«Финансовая грамотность»


7А, 7В, 7Г, 7И, 7Л классы


Учитель: Сергеева Елена Евгеньевна


















Калининград

2021



Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.


Рабочая программа предназначена для 7 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2021 – 2022 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.


«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Задачи:

  • Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,

  • Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Деньги, их история, виды, функции;

• Семейный бюджет;

• Экономические отношения семьи и государства;

• Семья и финансовый бизнес;

• Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.


Планируемые результаты:


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

НАЯ Содержание курса.


7 класс (34 часа).


Раздел 1. Введение.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Как устроен мир денег. Деньги. Что это такое «деньги»?

Деньги и их функции. Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

Раздел 2. Семейный бюджет

Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. Экономия семейного бюджета. Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

Что такое налоги и почему их надо платить. Учимся считать налоги (практикум).

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства Мини исследование.

Социальные пособия. Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».

Раздел 4. Банковский бизнес: чем он может помочь семье

Для чего нужны банки. Банковские услуги: вклады и сбережения. Учимся считать проценты по вкладам (практикум) Банковские услуги: банковские карты.

Учимся рассчитывать возможный доход по банковским картам (практикум). Банковские услуги: кредиты. Учимся считать проценты по кредитам (практикум). Как не стать жертвой мошенников. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Страхование

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Как определить надежность страховых компаний

Что и как можно страховать. Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».


Тематическое планирование.


п/п

Название темы

Кол-во часов

Название раздела


Раздел 1. Введение

4

1.

Введение. Почему так важно изучать финансовую грамотность?

1

2.

Как устроен мир денег. Деньги. Что это такое «деньги»?

1

3.

Деньги и их функции.

2

Раздел 2. Семейный бюджет

8

4.

Доходы семьи.

2

5.

Расходы семьи.

2

6.

Семейный бюджет.

2

7.

Экономия семейного бюджета.

2

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

5

8.

Что такое налоги и почему их надо платить.

2

9.

Учимся считать налоги (практикум).

1

10.

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает

от государства Мини исследование.

1

11.

Социальные пособия.

1

Раздел 4. Банковский бизнес: чем он может помочь семье

12

12.

Для чего нужны банки.

1

13.

Банковские услуги: вклады и сбережения.

2

14.

Учимся считать проценты по вкладам (практикум)

1

15.

Банковские услуги: банковские карты.

2

16.

Учимся рассчитывать возможный доход по банковским картам (практикум)

1

17.

Банковские услуги: кредиты.

2

18.

Учимся считать проценты по кредитам (практикум)

1

19.

Как не стать жертвой мошенников.

2

Раздел 5. Страхование

5

20.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

1

21.

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

1

22.

Как определить надежность страховых компаний

1

23.

Что и как можно страховать.

2


Список литературы:

  1. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель ООО «Р-консалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.

  4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». – В трех томах. Т. 2. Для 5–9-х классов / составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 54 с.

Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;


2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;


3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;


4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;


5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/


6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php



Темы сообщений юных исследователей:

1. Как люди переживали безработицу во время кризиса 2008—2009 гг.

2. Как чаще всего люди используют материнский капитал.

3. Когда появились первые страховые компании и что они страховали? (История зарождения страхования).

4. Как часто люди страхуют своё имущество, недвижимость, жизнь и здоровье в нашем городе. Исследование проводится на основе социологического опроса жителей.

5. Основные этапы развития банковской системы.

6. Различие ростовщичества и банковской деятельности.

7. Появление первых банков в России.

8. Зарождение предпринимательства в Российской империи.

9. История одного бизнесмена (на примере по выбору).

10. Какие предприятия малого бизнеса существуют в вашем районе и чем они занимаются?

11. Интересная валюта (история одной валюты).

12. Появление и развитие российского рубля.

13. Современная российская валюта.

14. Как появился евро?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!