СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности 6 кл (1 час в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности 6 кл (1 час в неделю)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоильинский агротехнический лицей»


Согласовано

Руководитель ЦТН «Эврика»

_____ __Марзунова О.Ю.

Протокол № от 24.08.2023

«24» августа 2023 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ НАТЛ

______________Зубарева Н.И.

«25» августа 2023 г.

Утверждаю

Директор МАОУ НАТЛ

__________Ардаева Г.С.

Приказ № 80 от

«26» августа 2023г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу

«Финансовая грамотность»



для 6 классов




Составитель: Ткачева Оксана Николаевна

учитель обществознания

МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

Учебник: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.

Финансовая грамотность: материалы для

учащихся . 5-7 класс. ООО «ВАКО», 2018







2023-2024 уч.год

с.Новоильинск




  1. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.









Модуль ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • называть основные источники доходов семьи;

  • составлять задачи, требующие денежных расчётов;

  • считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

  • описывать свойства предмета, играющего роль денег;

  • объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

  • называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

  • называть регулярные и нерегулярные источники дохода,

  • направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

  • объяснять, как формируется семейный бюджет;

  • подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

  • подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

  • объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся научиться:

  • анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

  • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.



Модуль РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ

Базовый уровень

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

  • соотносить вид страхования и его цель;

  • рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

  • находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

  • объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

  • объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

  • описывать виды страхования;

  • приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

  • высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Повышенный уровень

Обучающийся научиться:

  • устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

  • оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.

В 6а обучается ребенок-инвалид, которому по рекомендации МСЭ запрещены психо-эмоциональные и физические нагрузки, при этом содержание учебного предмета для него не меняется.

Национально-региональный компонент

При изучении курса «Финансовая грамотность» учитывается национально -региональный компонент. Он реализуется: при изучении нового материала, решении проектных задач, выполнении домашнего задания (сообщения, рефераты, доклады, лэпбуки) .

  1. Содержание учебного предмета

Модуль «Доходы и расходы семьи» (7 часов)

Из чего складываются доходы семьи. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Материнский капитал. Кредит. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? «О пользе домашнего труда» Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи

Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление коммунальными платежами. Отличие собственного жилья и муниципального. Кто такой судебный пристав? Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного пользования. Как сформировать семейный бюджет. Реклама и рекламные акции. Деньги на отдых и развлечения.

Модуль «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» ( 10 часов)

Страхование, для чего оно необходимо. Виды страхования и его цели. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно застраховать. Что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания. Финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи. Примерная стоимость страховки.

  1. Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания

«Гражданское становление личности» МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в лицее – личностное развитие школьников.



Воспитательный потенциал учебного предмета финансовая грамотность на уровне основного общего образования обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Календарно -тематическое планирование

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

Модуль Доходы и расходы семьи

(7 часов)

Деньги: Что это такое

1



 

Из чего складываются доходы семьи

1



 

Исследуем доходы семьи

1



 

Как появляются расходы семьи

1



 

Как сформировать семейный бюджет

1



 

Учебные мини-проекты "Семейный бюджет"

1



 

Обобщение результатов изучения модуля

1



Модуль Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

(10 часов)

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

1



 

Что такое страхование и для чего оно необходимо

1



 

Что и как можно застраховать

1



 

Ролевая игра "Страхование"

1



 

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

1



 

Как определить надёжность страховых компаний

1



 

Как работает страховая компания

1



 

Учебные мини-проекты "Страхование"

1



 

Обобщение результатов изучения модуля

1



 

Презентация портфолио "Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься"

1



ИТОГО


17



УМК:

  1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

2. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

4. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

5. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.

6. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!