Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоильинский агротехнический лицей»
Согласовано Руководитель ЦТН «Эврика» _____ __Марзунова О.Ю. Протокол № от 24.08.2023 «24» августа 2023 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МАОУ НАТЛ ______________Зубарева Н.И. «25» августа 2023 г. | Утверждаю Директор МАОУ НАТЛ __________Ардаева Г.С. Приказ № 80 от «26» августа 2023г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Финансовая грамотность»
для 5 классов
Составитель: Ткачева Оксана Николаевна
учитель обществознания
МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
Учебник: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А.
Финансовая грамотность: материалы для
учащихся . 5-7 класс. ООО «ВАКО», 2018
2023-2024 уч.год
с.Новоильинск
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Модуль ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;
самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Модуль «ДЕНЬГИ» И ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
называть основные источники доходов семьи;
составлять задачи, требующие денежных расчётов;
считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
описывать свойства предмета, играющего роль денег;
объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
называть регулярные и нерегулярные источники дохода,
направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
объяснять, как формируется семейный бюджет;
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся научиться:
анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Национально-региональный компонент
При изучении курса «Финансовая грамотность» учитывается национально -региональный компонент. Он реализуется: при изучении нового материала, решении проектных задач, выполнении домашнего задания (сообщения, рефераты, доклады, лэпбуки) .
Содержание учебного предмета
Модуль «Введение в курс «Финансовая грамотность» ( 4 часа)
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль «Деньги» ( 10 часов)
Деньги: что это такое? Удивительные факты и истории о деньгах. Фальшивые деньги: история и современность. Какие бывают деньги. Функции денег. Нумизматика. Кого можно назвать нумизматом? «Сувенирные» деньги. Кто печатает деньги? Где хранятся деньги? Банк. Для чего нужны банки. Гохран Российской Федерации.
Модуль «Доходы и расходы семьи» (22 часов)
Из чего складываются доходы семьи. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Материнский капитал. Кредит. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? «О пользе домашнего труда» Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление коммунальными платежами. Отличие собственного жилья и муниципального. Кто такой судебный пристав? Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного пользования. Как сформировать семейный бюджет. Реклама и рекламные акции. Деньги на отдых и развлечения.
3. Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания
«Гражданское становление личности» МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в лицее – личностное развитие школьников.
Воспитательный потенциал учебного предмета финансовая грамотность на уровне основного общего образования обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Календарно - тематическое планирование
Раздел | Тема урока | Кол-во часов | план | факт |
Модуль Введение в курс "Финансовая грамотность" ( 4 часа) | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | 1 | | |
| От чего зависит благосостояние семьи | 1 | | |
| Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 | | |
| Учимся оценивать своё финансовое поведение | 1 | | |
Модуль Деньги (10 часов) | Деньги: а что это такое? | 1 | | |
| Удивительные факты и истории о деньгах | 1 | | |
| Фальшивые деньги: история и современность. Статья 186 УК. | 1 | | |
| Какие бывают деньги и какая у них функция? «Королевское ли слово «потребность»?» | 1 | | |
| Что такое нумизматика? И кого можно назвать нумизматом? Что такое «сувенирные» деньги? | 1 | | |
| Кто печатает деньги и где они хранятся? Что такое банк и для чего он нужен? | 1 | | |
| Гохран РФ. Аукцион вопросов. | 1 | | |
| Почему к деньгам нужно бережно относится? Игра : Бартерный обмен | 1 | | |
| Учебный мини-проект "Деньги" | 1 | | |
| Обобщение результатов изучения модуля | 1 | | |
Модуль Доходы и расходы семьи (20 часов) | Из чего складываются доходы семьи | 1 | | |
| Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | | |
| Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 | | |
| Социальные выплаты: пенсии, пособия. Материнский капитал. Кредит. | 1 | | |
| Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? «О пользе домашнего труда» | 2 | | |
| Исследуем доходы семьи | 1 | | |
| Как появляются расходы семьи | 1 | | |
| Учимся считать семейные расходы | 1 | | |
| Исследуем расходы семьи | 1 | | |
| Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление коммунальными платежами. Отличие собственного жилья и муниципального. Кто такой судебный пристав? | 1 | | |
| Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного пользования. | 1 | | |
| Как сформировать семейный бюджет | 1 | | |
| Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление коммунальными платежами. Отличие собственного жилья и муниципального. Кто такой судебный пристав? | 1 | | |
| Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного пользования. | 1 | | |
| Реклама и рекламные акции. | 1 | | |
| Аукцион задач. | 1 | | |
| Деньги на отдых и развлечения. «Путешествие короля и королевы на остров Бартер» | 1 | | |
| Учебный мини-проект "Семейный бюджет" | 1 | | |
| Обобщение результатов изучения модуля | 2 | | |
ВСЕГО | | 35 | | |
УМК:
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер.«Учимся разумному финансовому поведению».)
4. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
5. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.104 с.
6. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.