М инистерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Московский областной политехнический колледж –
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(МОПК НИЯУ МИФИ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по учебной работе
МОПК НИЯУ МИФИ
_________________ Е.В. Бугреева
«31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.04 «Компьютерное моделирование»
для специальности
15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации
технологических процессов и производств (по отраслям)»
среднего профессионального образования
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС3++) и рабочим учебным планом МОПК НИЯУ МИФИ по специальности среднего профессионального образования 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для преподавателей и студентов.
Организация-разработчик: Московский областной политехнический колледж – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
Разработчик: __________ Мартынов В.И., преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ
Аннотация к рабочей программе дисциплины
ЕН.04 Компьютерное моделирование
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС3++ по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)
Программа учебной дисциплины «Компьютерное моделирование» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать программы графических редакторов электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в профессиональной деятельности;
- работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на ЭВМ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методику работы с графическими редакторами ЭВМ при решении профессиональных задач;
- основы применения системных программных продуктов для решения профессиональных задач на ЭВМ.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ПК 1.2 Разрабатывать виртуальную модель элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
объем учебной нагрузки обучающегося 72 часа, из них с преподавателем -72часа, в том числе:
лекции – 32 часа;
практические занятия – 40 часов.
1.5 Содержание дисциплины
Тема 1. Основы компьютерной графики
Тема 2. Графические редакторы векторной графики
Тема 3. Компьютерное моделирование -3D
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………… 7
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……… 9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ……….10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………..……..13
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.04 Компьютерное моделирование
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС-3++ по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)
Программа учебной дисциплины «Компьютерное моделирование» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать программы графических редакторов электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в профессиональной деятельности;
- работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на ЭВМ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методику работы с графическими редакторами ЭВМ при решении профессиональных задач;
- основы применения системных программных продуктов для решения профессиональных задач на ЭВМ.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ПК 1.2 Разрабатывать виртуальную модель элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общая учебная нагрузка обучающегося: | 72 |
— самостоятельной работы обучающегося | - |
— консультаций | - |
из них с преподавателем: | 72 |
в том числе: — теоретического обучения (лекций) — практических занятий | 32 40 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение. Раздел 1. Графические редакторы | | | |
Тема 1. Основы компьютерной графики | Краткая история компьютерной графики. Основные понятия о машинной графике и основные задачи компьютерной графики. Классификация направлений и сферы применения компьютерной графики. Задачи курса Программное обеспечение для создания, просмотра и обработки графической информации. Текстовый редактор. Работа с текстом (простой и фигурный, вдоль кривой, эффекты для текста). Презентация и анимация графических и текстовых объектов. Средства организации чертежа (система координат, единицы измерения, слои, графические примитивы). Основные понятия о растровом и векторном изображении. Прикладное назначение программ для графического отображения физических процессов. Виды программного обеспечения для графики математического моделирования | 10 | 1 |
| Практические занятия Контрольная работа. Устный опрос. | 4 | 2 |
Тема 2. Графические редакторы векторной графики | Виды графических программ векторной графики: Компас-3D. Окна программ векторной графики. Особенности импорта и экспорта изображений и макетов. Панель инструментов программы. Библиотека элементов векторной графики. Методика рисования простых фигур и векторный способ формирования графических объектов. Линии как объект векторной графики и их свойства | 10 | 2 |
| Практическое занятие (Построение объектов в двумерной (2D) геометрической графике ) | 26 | 2 |
Графическая работа №1«Построение видов детали» | 6 | 1 |
Графическая работа №2 «Очертания технических форм» | 6 | |
Графическая работа №3 «Разрезы» | 8 | |
Графическая работа №4 «Схема электрической цепи» | 6 | |
| | |
Тема 3. Компьютерное моделирование -3D | Трёхмерная компьютерная графика. Создание 3D объектов с помощь программы Компас-3D. Интерфейс. Этапы создания трехмерных объектов. Создание и редактирование объектов | 12 | |
Практическое занятие | 10 | |
Графическая работа №5. Построение объектов в трехмерной (3D) геометрической графике | 5 | |
Графическая работа №6 Построение объектов в трехмерной (3D) геометрической графике | 5 | |
| Практическое занятие «Подготовка к контрольной работе» | 2 | 2 |
| Дифференцированный зачет | 2 | 2 |
Итого часов: лекции практических занятий | | 72 32 40 | |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинетов:
Кабинет математики (информатики). Рабочих мест для обучающихся – 30 шт.; рабочее место преподавателя – 1 шт.; доска учебная – 1 шт.; учебные стенды по информатике – 14 шт.; линейная полка с наглядными макетами элементов и блоков ЭВМ в историческом развитии – 1 шт.
Кабинет информатизации в профессиональной деятельности. АРМ с САПР для обучающихся – 16 шт.; АРМ с САПР для преподавателя, с мультимедийным проектором и экраном – 1 шт.; учебные плакаты по технике безопасности при работе на ЭВМ – 2 шт.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература
1. Королёв, А. Л. Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] / А. Л. Королёв. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 296 с. : ил. — (Педагогическое образование). — ISBN 978-5-9963-0270-3. — Режим доступа: http://www.znanium.com/
Дополнительные источники:
1. Александров К.К., Кузьмина Е.Г. Электротехнические чертежи и схемы: производствен. издание. — М.: Энергоатомиздат, 1990. — 288 с.
2. Александров К.К., Кузьмина Е.Г. Электротехнические чертежи и схемы: производствен. издание. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МЭИ, 2004. — 300 с.
Электронные ресурсы:
1. Электронный учебник по компьютерному моделированию
http://arch-computer.narod.ru
2. Основы компьютерного моделирования http://bourabai.kz/cm/
3. Журнал «САПР и графика» — ваш проводник в мире САПР [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://sapr.ru/.
4. КОМПАС-3D. Инструмент со3Dателя — официальный сайт САПР «КОМПАС-3D» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kompas.ru/ (дата обращения: 20.05.2018). [Новости, учебные материалы, актуальные версии САПР «КОМПАС-3D LT»].
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- использовать программы графических редакторов электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в профессиональной деятельности; | Контрольная работа, устный ответ |
- работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на ЭВМ. | Контрольная работа, устный ответ, графические работы |
Знания: | |
- методику работы с графическими редакторами ЭВМ при решении профессиональных задач; | Контрольная работа, устный ответ, тестирование |
- основы применения системных программных продуктов для решения профессиональных задач на ЭВМ. | Контрольная работа, устный ответ, тестирование |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Обоснованность выбора решения. Адекватность оценки ответственности при решении задач. Участие в профессиональных конкурсах, днях открытых дверей, исследовательской работе. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Результативность поиска информации с использованием специальной литературы, стандартов, интернет-ресурсов, справочно-поисковых систем для выполнения профессиональных задач. Эффективность использования найденной информации для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. | Результативность самостоятельного обучения при изучении учебной дисциплины. Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях по специальности. Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. Эффективность взаимодействия с сотрудниками предприятий при прохождении производственной практики. Участие в мероприятиях группы, колледжа, региона. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Проявление ответственности за результаты выполнения задания, в том числе учебных. Проявление толерантности в рабочем коллективе. Аргументированность обоснования планов и действий команды (группы). Взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. | Демонстрация осознанного поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Обоснованность выбора методов и способов решения задач в чрезвычайных ситуациях. Обоснованность выбора решения. Адекватность оценки ответственности при решении задач. |
ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Умение пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Использование знаний иностранного языка в профессиональной деятельности. | |
ПК 1.2 Разрабатывать виртуальную модель элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания. | - Владение методикой анализа систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов. - Умение работать в графических компьютерных программах | |
11