1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Основные вопросы политической и экономической сферы» составлена для 11 класса на основании:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – Ф3 от 29.12.2012г.
2.Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
3. Основной образовательной программы среднего общего образования СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа»
4. Учебного плана СОГБОУ «Кардымовский детский дом - школа».
Форма промежуточной аттестации – тестирование.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА.
В результате изучения элективного предмета ученик должен
Знать и понимать: - систему и структуру права и экономики, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии; типы экономических систем; спрос и предложение; роль денег; рынок труда.
Уметь - характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; законодательный процесс в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; основные типы экономических систем; систему рыночных отношений; трудовое право.
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
-различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров; экономические системы; причины и следствия рыночного равновесия.
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
В результате изучения элективного предмета ученик должен знать и понимать:
— смысл основных теоретических положений экономической науки;
— основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка, государства, а также международных экономических отношений;
— функции денег, банковскую систему;
— причины различий в уровне оплаты труда;
— основные виды налогов уметь:
— приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
— описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
— объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
— сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
- вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменения спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (Бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд, реальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
- применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Экономическая сфера. (11 час.)
Что такое экономика.
Валовой внутренний продукт (ВВП), его структура и динамика Экономический рост и развитие. Темпы экономического роста. Экономические циклы.
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики. Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Создание институтов рыночной экономики. Структурные сдвиги в экономике.
Спрос и предложение.
Деньги, банки, инфляция. Банковская система. Банковские услуги потребителям. Роль государства в экономике. Функции государства в экономике.
Этапы развития налогообложения. Налоговые льготы.
Человек на рынке труда. Занятость и безработица. Рабочая сила. Причины и виды безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Государственная политика в области занятости. Основные проблемы экономики России.
Политическая сфера. (23 ч.)
Государство и право. Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм государственной власти.
Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.
Понятие функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
Теории происхождение государства и права. Развитие права в современной России. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Понятие и признаки правового государства.
Теории происхождения права. Естественное право. Позитивное право. Функции права. Социальные нормы. Правовое регулирование: способы и типы.
Правовая норма, ее структура. Институты и отрасли права. Частное и публичное право.
Понятие, виды и принципы правотворчества. Законодательный процесс. Источники права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативные правовые акты
Пределы действия законов во времени, в пространстве и по кругу.
Правоотношение: виды и структура. Юридические факты. Правоспособность, дееспособность.
Признаки правонарушения, его состав. Виды поведения: законопослушное, конформистское, маргинальное, социально активное. Виды правонарушений. Признаки, принципы и виды юридической ответственности. Освобождение от ответственности. Срок давности. Обстоятельства, исключаюшие преступность деяния.
Правовые системы: англосаксонская, романо-германская, системы обычного права. Социалистическая, религиозно-правовая.
Конституционное право. Понятие конституции, ее виды. Способы принятия конституции. Принятие Конституции Российской Федерации и её общая характеристика. Структура Конституции РФ. Особенности изменения (пересмотра, внесения поправок) действующей Конституции РФ. Понятие конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек - его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Понятие и принципы гражданства в РФ. Основания и порядок приобретения гражданства в РФ. Двойное гражданство. Гражданство и брак. Основания и порядок прекращения гражданства в РФ. Государственные органы по делам гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право на политическое убежище и порядок решения дел о гражданстве РФ.
Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Состав субъектов Федерации. Предметы ведения субъектов Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание РФ. Парламентаризм. Две платы Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Законотворческий процесс: порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство РФ, порядок формирования и его состав. Структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства.
Судебная система Российской Федерации: федеральные суды и суды субъектов РФ. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Конституционный суд. Система судебной защиты прав человека.
Местное самоуправление в России. Смоленская область как субъект РФ. Правоохранительные органы, их сущность, структура, основные направления деятельности. Основные функции правоохранительных органов.
Семейное право. Семейное право как отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака и рождения детей (принятия их на воспитание). Понятие и функции семьи. Понятие брака. Порядок заключения брака. Условия заключения брака. Расторжение брака.
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Личные права детей и обязанности родителей по отношению к ним. Имущественные права детей и обязанности родителей.
Трудовое право. Необходимость регулирования трудового процесса и трудовое право как отрасль права, регулирующая применение наемного труда. Источники трудового права (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, отдельные законы о труде, подзаконные нормативные акты). Занятость граждан. Трудоустройство. Граждане как субъекты трудового права. Работодатели.
Уголовное право. Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. Уголовный процесс, его основные принципы и участники.
№ п.п | Названия разделов, тем | Кол-во часов | Обобщающих, итоговых уроков |
1 | Экономическая сфера | 11 | 1 |
2 | Политическая сфера | 23 | 1 |
| Всего уроков | 34 | |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный предмет 11 класс, (34 часа)
№ урока | Темы уроков | Кол-во часов | Дата | Факт | Домашнее задание |
|
| Экономическая сфера | 11 | | | |
1 | Введение. Стартовый контроль знаний. Что такое экономика | 1 | | | |
4 | Понятие об экономических системах | 3 | | | |
5 | Спрос и предложение | 1 | | | |
7 | Деньги, банки, инфляция | 2 | | | |
8 | Налоги | 1 | | | |
10 | Человек на рынке труда | 2 | | | |
11 | «Экономическая сфера, обобщение | 1 | | | |
| Политическая сфера | 23 | | | |
12 | Происхождение государства и права | 1 | | | |
13 | Из истории Российского права | 1 | | | |
14 | Что такое государство? | 1 | | | |
15 | Что такое право? | 1 | | | |
| Конституционное право | | | | |
16 | Понятие конституции | 1 | | | |
17 | Общая характеристика Конституции РФ | 1 | | | |
18 | Федеративное устройство | 1 | | | |
19 | Президент РФ | 1 | | | |
20 | Федеральное Собрание | 1 | | | |
21 | Правительство РФ | 1 | | | |
22 | Избирательное право | 1 | | | |
| Семейное право | | | | |
23 | Понятие и источники семейного права | 1 | | | |
24 | Брак, условия его заключения | 1 | | | |
25 | Права и обязанности супругов | 1 | | | |
26 | Права и обязанности родителей | 1 | | | |
| Трудовое право | | | | |
27 | Понятие и источники трудового права | 1 | | | |
28 | Трудовой договор | 1 | | | |
29 | Оплата труда. Охрана труда | 1 | | | |
30 | Понятие и источники уголовного права | 1 | | | |
32 | Преступление. Уголовная ответственность | 2 | | | |
33 | «Политическая сфера», обобщение | 1 | | | |
34 | Итоговое повторение, промежуточная аттестация | 1 | | | |
| | | | | |