МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Муниципальное образование Кавказский район
СОШ №20
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы ________________________ Худякова М.В. Приказ №1 от «30» августа 2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Кудинова Е.А. Приказ №1 от «30» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №20________________________ Сухорученко Р.А. Приказ №1 От «30» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10-11 классов
станица Казанская 2023
1.Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся :
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
10 класс
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
11 класс
Обучающийся получит представление:
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающийся сможет:
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
2. Содержание элективного предмета «Индивидуальный проект»:
10 класс
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников Полидисциплинарный характер проектной деятельности. Особенности индивидуального метапредметного проекта. Предпроектная идея. Цели проекта. Необходимые ресурсы. Элементы математического моделирования проекта. Анализ социальной значимости проекта. Параметры и критерии успешности реализации проекта. Развитие сотрудничества с другими организациями. Исследовательское направление. Инженерное направление. Бизнес-проектирование . Информационное направление. Социальное направление. Игровое направление .Творческое направление. Прикладное направление. Приоритетные направления на уровне среднего общего образования. Защита темы индивидуального проекта и его социальной значимости. Философские и методологические основания научной деятельности .Научные методы, применяемые в исследовательской и проектной деятельности. Концепция .Научная гипотеза. Метод. Эксперимент. Надежность гипотезы. Модель. Метод сбора и метод анализа данных. Исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках. Изучение информации о потенциальном партнёре. Посещение партнёрской организации и знакомство с её деятельностью. Знакомство партнёров с темой исследования и его социальной значимостью. Корректировка темы совместно с партнёром.
11 класс
Постановка задач, находящихся на стыке нескольких учебных дисциплин. Разработка основного алгоритма исследования при решении учебно-познавательных задач. Основные принципы проектной деятельности при решении учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни Элементы математического моделирования при решении исследовательских задач Элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. Пути развития проектной деятельности. Тренды и тенденции развития различных видов деятельности. Ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. Взаимодействие с держателями различных типов ресурсов. Возможные результаты исследования. Риски реализации проекта и проведения исследования. Пути минимизации этих рисков. Оценивание возможных последствий реализации проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ). Возможные варианты применения результатов. Плагиат. Авторское право. Оформление материала, взятого из различных источников.
Ссылки, сноски, цитирование. План составления рецензии на проект.
Научный руководитель и куратор проекта. Основные параметры, отражаемые в рецензии на проект. Составление списка используемых материалов. Знакомство с критериями оценивания проекта. Обработка результатов реализации проектного продукта. Составление презентации защиты проекта. Вступительное слово. Сопоставление прогнозируемых результатов с реальными.
Практические работы:
10 класс
Посещение партнёрской организации и знакомство с её деятельностью. Знакомство партнёров с темой исследования и его социальной значимостью.
Корректировка темы совместно с партнёром.
11 класс
Корректировка ошибок, обсуждение проектов одноклассников.
Предварительная защита индивидуального проекта.
Практическая реализация проектного продукта.
Встреча с партнёрской организацией.
Защита индивидуального проекта.
Участие в итоговой конференции .
Анализ проделанной работы.
3. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль программы | Основное содержание материала программы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
10 класс |
Модуль «Учебно-исследовательская и проектная работа как тип деятельности». 10 часов | Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников Полидисциплинарный характер проектной деятельности. Особенности индивидуального метапредметного проекта. Предпроектная идея. Цели проекта. Необходимые ресурсы. Элементы математического моделирования проекта. Анализ социальной значимости проекта. Параметры и критерии успешности реализации проекта. Развитие сотрудничества с другими организациями. | Знакомятся с особенностями учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников. Получают понятие о полидисциплинарности, особенностях метапредметности проектной деятельности. Получают понятие об особенностях метапредметности проектной деятельности. Учатся формулировать предпроектную идею, роль предпроектной идеи в создании проекта. Анализируют цели проекта, взаимосвязь целей проекта с потребностью общества. Классифицируют ресурсы , необходимые для создания проекта. Источники ресурсов, их использование. Знакомятся с элементами математического моделирования проектной деятельности. Анализируют потребности общества, проблемы, которые возможно решить при помощи реализации проекта. Определяют параметры и критерии успешности реализации проекта самостоятельно , знакомятся с существующими параметрами и критериями. Знакомятся со способами сотрудничества, этапами и правилами делового общения. |
Модуль «Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся». 10 часов | Исследовательское направление. Инженерное направление. Бизнес-проектирование . Информационное направление . Социальное направление. Игровое направление . Творческое направление. Прикладное направление. Приоритетные направления на уровне среднего общего образования. Защита темы индивидуального проекта и его социальной значимости. | Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Получают информацию об особенностях направления проектной деятельности, анализируют направление, соотносят с потребностями общества и личными предпочтениями. Выделяют приоритетные направления на уровне среднего общего образования. Презентация темы и социальной значимости собственного проекта. |
Модуль «Выбор формы работы над проектом». 10 часов | Философские и методологические основания научной деятельности . Научные методы, применяемые в исследовательской и проектной деятельности. Концепция . Научная гипотеза . Метод. Эксперимент. Надежность гипотезы. Модель. Метод сбора и метод анализа данных. Исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках. | Получают представление о философских и методологических основаниях научной деятельности . Классифицируют научные методы, применяемые в исследовательской и проектной деятельности. Знакомятся с понятием, ролью в работе над проектом. Классифицируют понятия. Знакомятся с понятием, ролью в работе над проектом. Классифицируют понятия. Знакомятся с понятием, ролью в работе над проектом. Классифицируют понятия. Знакомятся с понятием, ролью в работе над проектом. Классифицируют понятия. Знакомятся с понятием, ролью в работе над проектом. Классифицируют понятия. Знакомятся с понятием, ролью в работе над проектом. Классифицируют понятия. Знакомятся с понятием, ролью в работе над проектом. Классифицируют понятия. Знакомятся с особенностями исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках. |
Модуль «Развитие партнёрства с другими организациями». 4 часа | Изучение информации о потенциальном партнёре. Посещение партнёрской организации и знакомство с её деятельностью. Знакомство партнёров с темой исследования и его социальной значимостью. Корректировка темы совместно с партнёром. | Изучают информацию о потенциальном партнёре. Посещают партнёрские организации и знакомятся с их деятельностью. Знакомят партнёров с темой исследования и его социальной значимостью. Корректируют тему совместно с партнёром в соответствии с её направленностью и социальной значимостью. |
11 класс |
Модуль «Технологическая карта индивидуального проекта» 14 часов | Постановка задач, находящихся на стыке нескольких учебных дисциплин Разработка основного алгоритма исследования при решении учебно-познавательных задач. Основные принципы проектной деятельности при решении учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни Элементы математического моделирования при решении исследовательских задач Элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. Пути развития проектной деятельности. Тренды и тенденции развития различных видов деятельности. Ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели. Взаимодействие с держателями различных типов ресурсов. Возможные результаты исследования. Риски реализации проекта и проведения исследования. Пути минимизации этих рисков. Оценивание возможных последствий реализации проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ). Возможные варианты применения результатов. | Ставят задачи, исходя из метапредметности инндивидуального проекта. Учитывают все задействованные дисциплины. Разрабатывают методы и способы работы над проектом. Строят график работы. Отмечают контрольные пункты графика. Знакомятся с основными принципами , которые необходимо соблюдать при работе над социальным проектом. Знакомятся с элементами математического моделирования . Формулируют исследовательские задачи. Знакомятся с элементами математического анализа при обработке результатов исследовательской работы. Формируют основные пути развития проектной деятельности в соответствии с целью и задачами. Рассматривают основные тенденции в развитии определенного вида деятельности. Знакомятся с понятием «залог успеха». Просчитывают материальные и нематериальные затраты ( в том числе время) для выполнения работы над проектом. Вступают во взаимодействие с возможными спонсорами. Прогнозируют результаты исследования, исходя из имеющихся ресурсов. Просчитывают возможные риски в реализации проекта, в том числе материальный ущерб. Рассматривают возможные способы избежать рисков или минимализировать их. Сотрудничают с партнёрской организацией. Прогнозируют возможные способы реализации проекта и их последствия. Сравнивают свои прогнозы с прогнозами прошлого года. Определяют социальную значимость выполняемого проекта, рассматривают варианты использования проектного продукта. Сотрудничают с партнёрской организацией. |
Модуль «Рецензирование проекта». 8 часов | Плагиат. Авторское право. Оформление материала, взятого из различных источников. Ссылки, сноски, цитирование. План составления рецензии на проект. Научный руководитель и куратор проекта. Основные параметры, отражаемые в рецензии на проект. Составление списка используемых материалов. | Знакомятся с программой «Антиплагиат», с понятием «авторское право» и Законом о защите авторских прав. Знакомятся с программой «Антиплагиат», с понятием «авторское право» и Законом о защите авторских прав. Знакомятся с правилами оформления библиографии, понятием «гиперссылка», основными источниками информации. Знакомятся с правилами оформления библиографии, понятием «гиперссылка», основными источниками информации. Составляют план рецензии в соответствии с требованиями к индивидуальному проекту. Пишут собственную рецензию по плану. Различают понятия «научный руководитель»и «куратор», знакомятся с их обязанностями. Сотрудничают с партнёрской организацией. Составляют план рецензии в соответствии с требованиями к индивидуальному проекту. Пишут собственную рецензию по плану. Составляют библиографические статьи в соответствии с требованиями к оформлению проекта. |
Модуль «Подготовка к защите проекта». 8 часов | Знакомство с критериями оценивания проекта. Практическая реализация проектного продукта. Обработка результатов реализации проектного продукта. Составление презентации защиты проекта. Вступительное слово. Предварительная защита индивидуального проекта. Корректировка ошибок, обсуждение проектов одноклассников. Сопоставление прогнозируемых результатов с реальными. | Разрабатывают собственные критерии оценивания проекта, сравнивают их с рекомендованными . Сотрудничают с партнёрской организацией, применяют результаты работы на практике. Сотрудничают с партнёрской организацией, применяют результаты работы на практике. Обрабатывают полученные данные. Составляют пич-презентацию к защите проекта в соответствии с требованиями к составлению презентации. Составляют план вступительного слова, аргументируют основные пункты плана. Составляют вступительное слово к защите проекта. Сотрудничают с партнёрской организацией, учатся отстаивать точку зрения на проблему. Систематизируют и редактируют проект в соответствии с результатами предзащиты. Сопоставляют планируемые и реальные результаты. Редактируют проект. |
Модуль «Защита проекта». 4часа | Встреча с партнёрской организацией. Защита индивидуального проекта. Участие в итоговой конференции . Анализ проделанной работы. | Сотрудничают с партнёрской организацией, учатся отстаивать точку зрения на проблему. Сотрудничают с партнёрской организацией, учатся отстаивать точку зрения на проблему, участвуют в защите проекта. Участвуют в итоговой конференции по результатам защиты индивидуального проекта. Анализ проделанной работы. Рефлексия. Выводы. |