Рабочая программа составлена на основе Примерной программы к учебникам экологии для 11 класса под редакцией Черновой МН.М., Галушина В.М.,Изд-во « Дрофа», 2014 г
Рабочая программа курса по экологии для 11 класса составлена на основе примерной программы Черновой МН.М., Галушина В.М., Константинова В.М. « Экология» и обеспечивается учебником « Экология» для 10-11 классов, авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М., Изд-во « Дрофа», 2014 г., имеющий гриф « Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений». Программа составлена из расчета 1 час в неделю 34 час в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ :
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения предметной области «ЭКОЛОГИЯ»
В результате изучения по экологии учащиеся 11 класса должны знать:
— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные,
неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
об отношениях организмов в популяциях;
о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.
Учащиеся должны уметь:
- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах и популяциях;
- выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистеме;
- анализировать видовой состав биоценозов;
- наблюдать сезонные изменения в жизни животных и растений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки деятельности человека; объяснения процессов возникновения приспособлений (адаптаций); составление экологических прогнозов; бережного отношения к
организмам, видам, природным сообществам.
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в системе «человечество — природа» и достижения устойчивого развития общества и природы; определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми и сообществами; анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для
обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения; использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; понимать взаимосвязь экологического и экономического ущерба и
оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случаев экологического правонарушения;
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы их сокращения и утилизации в конкретных ситуациях;
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Календарно- тематическое планирование по экологии 11 класс
№ п/п | Тема | Дата проведения | УУД |
планируемая | фактическая |
1. Экология (4 часа) . |
1 | Зарождение и развитие экологии. | | | Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. |
2 | Методы экологии. | | | Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме |
3 | Среды обитания организмов. | | | Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. |
4 | Экологические факторы и закономерности их действия. | | | Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. |
2. Организмы и среда обитания(8 часов) |
5 | Свет как экологический фактор. | | | Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. |
6 | Температура как экологический фактор. | | | Познавательные: определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные: принимают познавательную цель, и четко выполняют познавательные задачи Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать. |
7 | Влажность как экологический фактор. | | | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: Проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач(задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь в сотрудничестве) |
8 | Газовый и ионный состав среды. | | | Регулятивные :Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: ставят и формулируют цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строят в устной и письменной форме Коммуникативные: Владение монологической и диалогической формами речи |
9 | Биологические ритмы. | | | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: Проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач(задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь в сотрудничестве) |
10 | Жизненные формы организмов. | | | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: Проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач(задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь в сотрудничестве) |
11 | Биотические взаимодействия. | | | |
12 | Контрольная работа по теме: « Организмы и среда обитания». | | | Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме |
3. Экологическая характеристика вида и популяции (5часа) |
13 | Экологическая ниша вида. | | | Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. |
14 | Экологические характеристики популяций. | | | Познавательные :строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. |
15 | Экологическая структура популяций. | | | Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. |
16 | Динамика популяций и ее регуляция. | | | Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. |
17 | Итоговая к.р. | | | Познавательные :строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. |
4. Сообщества и экологические системы (8 часов) |
18 | Сообщества организмов. | | | Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. |
19 | Экосистемы. | | | Познавательные :строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. |
20 | Основные показатели экосистем. | | | Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. |
21 | Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. | | | Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. |
22 | Природные экосистемы. | | | Познавательные :строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. |
23 | Антропогенные экосистемы. | | | Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. |
24 | Биоразнообразие – основа устойчивости сообществ. | | | Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. |
25 | Контрольная работа №4 по теме: Популяция. Сообщество. | | | Познавательные :строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. |
5. Биосфера (3 часа) |
26 | Биосфера – живая оболочка Земли. | | | Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. |
27 | Закономерности существования биосферы. | | | Познавательные :строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. |
28 | Основные биомы Земли. | | | Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. |
11. Человек и окружающая среда (6 часов) |
29 | Человечество в биосфере Земли. Загрязнение атмосферы. Охрана воздуха. | | | Познавательные: анализируют объект, выделяя существенные и не существенные признаки. Регулятивные: осознают качество и уровень знания. Коммуникативные: планируют общие способы работы. |
30 | Загрязнение гидросферы. Охрана водных ресурсов. | | | Познавательные :строят логические цепи рассуждений. Регулятивные определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.: Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия решений. |
31 | Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов. | | | Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. |
32 | Антропогенное воздействие на животный и растительный мир. Охрана растительного и животного мира. | | | Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. |
33 | Итоговая контрольная работа. | | | Познавательные: устанавливают причинно следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения знаний. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме |
34 | Резерв. | | | |