Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский торгово-экономический колледж» (ГБПОУ НСО «НТЭК») |
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания Цикловой комиссии ООД От 31 августа 2022г. № 1 | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ НСО «НТЭК» ___________Ж.В. Сафонова «7» июля 2022 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ОУД 06 Физическая культура
для обучающихся 1 курса
на базе основного общего образования
Новосибирск 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС С(П)ОО) среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413), изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1645
Организация-разработчик: ГБПОУ НСО «НТЭК»
Разработчики:
Проценко П.М., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории.
Киселев С.Ю., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории.
Одобрено на заседании цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин протокол № 1 от31августа 2022 года.
Рекомендовано Научно-методическим советом ГБПОУ НСО «НТЭК» протокол № 1от07сентября 2022 года.
СОДЕРЖАНИЕ |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 05Физическая культура
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью образовательной программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) среднего профессионального образования (далее – СПО) на базе основного общего образования по программе подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) соответствующего профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Физическая культура» (базовый уровень) входит в общеобразовательный цикл (общие дисциплины – предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности») ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) с учетом требований ФГОС и профиля профессионального образования – социально-экономический.
1.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура» (базовый уровень):
1.3.1.Личностные требования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Личностные результаты освоения дисциплины «Физическая культура» (базовый уровень) отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1.3.2.Метапредметные требования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3.3. Предметные требования Изучение учебного предмета "Физическая культура", должно обеспечить:
сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира;
знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;
владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;
умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях.
1.3.4. Предметные результаты.
Требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 176 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: |
практические занятия | 113 |
теоретические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, проект | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретический | 6 | |
Тема 1.1. Основы здорового образа жизни. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Роль физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; в сохранении и укреплении его здоровья. Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ». Основные понятия: физическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность, спорт, физическое развитие. Техника безопасности. |
2 | Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние молодежи, составляющая здорового образа жизни. Основные требования к его организации. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Ознакомление с дополнительной литературой и интернет ресурсом о составляющих здорового образа жизни. | 2 | |
| Раздел 2. Практический | 170 | |
Тема 2.1. | Легкая атлетика | | |
Практические занятия: | 29 |
1. Бег на короткие дистанции, используя рациональную технику(низкий старт, стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование); | 7 | 2 |
2. Переменный бег, эстафетный бег (техника приема и передачи эстафетной палочки); | 8 | 3 |
3. Специальные упражнения бегуна: бег с ускорением, с хода, с высокого и низкого старта, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, бег на прямых ногах; | 2 | 3 |
4. Бег по пересеченной местности кросс (2-3 км), используя рациональную технику старта, бег на равнинных участках, по твердому, мягкому и скользкому грунту, бег в гору и под уклон, финиширование; | 6 | 2 |
5. Прыжок в длину с места и с разбега используя специальные и подготовительные упражнения для совершенствования выбранного способа; | 4 | 3 |
6. Метания мяча с места и с разбега в цель, используя рациональную технику (держание снаряда, разбег, скрестные шаги, финальное усилие) и специальные упражнения. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Классификация физических упражнений Основы обучения движениям: двигательные действия, двигательные умения, двигательный навык, этапы обучения. 3. Подготовка сообщений о классификации видов легкой атлетики, ознакомление с дополнительной литературой, подготовка сообщений; 4. Занятия в секциях; | 19 | |
Тема 2.2. | Спортивные игры | 78 | 2 |
Практические занятия: | 54 |
Футбол | 8 |
удар по летящему мячу средней частью ноги, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения. | 2 |
2. техника игры вратаря, штрафной удар по воротам, тактика защиты, тактика нападения; | 2 | 2 |
3. игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров, игра по правилам; | 4 | 3 |
Баскетбол | 20 | 3 |
1. Стойки баскетболиста, ведение мяча, ловля и передача на месте и в движении; | 6 |
2. вырывание и выбивание ( приемы овладения мячом), броски мяча в корзину с места, в движении, | 4 | 2 |
3. броски мяча в корзину с места, в движении, прыжком с разных точек, со штрафной линии; | 4 | 3 |
4. тактика нападения и тактика защиты, игра по упрощенным правилам, игра по правилам; | 6 | 3 |
Волейбол | 26 | 3 |
1. Исходное положение (стойки), перемещение, передача, подача; | 4 |
2. Прием мяча снизу двумя руками, прием одной рукой; | 6 | 2 |
3. Атакующий удар, блокирование, тактика защиты; | 6 | 2 |
4. Игра по упрощенным правилам; | 4 | 3 |
5. Игра по правилам; | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Простейшие методики самооценки, работоспособности, усталости, утомления; 2. Применении средств физической культуры для их направленной коррекции; 3. Ведение личного дневника самоконтроля; 4. Занятия в секциях; | 24 | |
Тема 2.3. | Ритмическая гимнастика и спортивная аэробика | 24 | 2 |
Практические занятия: | 16 |
1. Комплекс упражнений с профессиональной направленностью из 26-30 движений, выполнение комплекса с музыкальным сопровождением; | 4 |
2. Комбинации из спортивно-гимнастических, акробатических элементов; | 4 | 3 |
3. Подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц живота, отжимание в упоре лежа – четырехкратное исполнение подряд, кувырки вперед и назад; | 4 | 2 |
4. Выполнение комбинаций в музыкальном сопровождении. | 4 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
1. Методика составления и проведения самостоятельных занятий ритмической гимнастикой и спортивной аэробикой; 2. Подбор музыки, составление комплексов утренней вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности учащихся; |
Тема 2.4 | ППФП и ОфП | 22 | 2 |
Практические занятия: | 14 |
1. Развивать физические и специальные качества по выбранной профессии; | 2 |
2. Воспитывать мышечную статическую выносливость, развивать общую | 2 | 3 |
выносливость, специальную выносливость, силу, гибкость , ловкость; | 4 | 3 |
3. Выполнять комплексы производственной гимнастики; | 2 | 2 |
4. Овладевать прикладными умениями и навыками, отдельных видов спорта специальными комплексами, тренажерных устройств для ППФП; | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление комплексов упражнений для различных групп мышц; 2. Работа с дополнительной литературой и интернет ресурсами; 3. Подготовка сообщений, рефератов | 6 | |
ВСЕГО: | | 176 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения (колонка 3): 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) |
3. Условия реализации программы
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Спортивный зал 9x18 с пропускной способностью 22 человека.
гимнастическое оборудование и инвентарь для общей и профессионально-прикладной физической подготовки.
комплект учебно-наглядных пособий;
№ | Предметы | Единица измерения | Количество штук | Срок эксплуатации в годах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Гимнастическое оборудование |
1 | Перекладина | шт. | 2 | 10 |
2 | Стенки гимнастические (пролёты) | шт. | 6 | 10 |
3 | Скамейки гимнастические | шт. | 6 | 10 |
4 | Палки гимнастические | шт. | 21 | 3 |
5 | Скакалки | шт. | 30 | 1 |
6 | Ленты с палочками для художественной гимнастики | » | 14 | 3 |
7 | Обручи | шт. | 20 | 2 |
8 | Гири 16кг. 24 | » | 1+1 | 10 |
Технические средства обучения |
1 | Музыкальный центр | » | 1 | 3 |
2 | Секундомер механический | шт. | 2 | 5 |
3 | Рулетки | шт. | 2 | 2 |
Оборудование и инвентарь для спортивных игр ртивных игр |
1 | Сетка волейбольная | шт. | 1 | 3 |
2 | Форма волейбольная с номерами | шт. | 12 | 3 |
3 | Мячи волейбольные | шт. | 10 | 1 |
4 | Форма футбольная | шт. | 8 | 3 |
5 | Мяч футбольный | шт. | 4 | 1 |
6 | Щиты баскетбольные с кольцами | шт. | 2 | 10 |
7 | Мячи баскетбольные | шт. | 10 | 1 |
8 | Свистки сигнальные | шт. | 2 | 5 |
9 | Футболки с номерами | шт. | 15 | 2 |
10 | Эстафетные палочки | шт. | 6 | 3 |
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий при этом может учитываться как конкретный результат, так и техника выполнения физических упражнений, направленных на формирование жизненно важных физических упражнений, направленных на формирование жизненно важных умений и навыков, развитие физических качеств и др., а также уровень теоретических знаний.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; | Составление и выполнение комплекса упражнений обучающимися для развития физических качеств, и утренней гигиенической зарядки. Проведение части урока по заданию преподавателя. Выполнение тестовых заданий на оценку. |
Знать: | |
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. | Сдача контрольных нормативов. Опрос, тестирование, расчет идеальной формулы веса. Ведение дневника самоконтроля. Сдача норм ГТО. |
основ здорового образа жизни | Анкетирование, подготовка сообщений, написание рефератов и участие в конкурсах и конференциях. |
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бароненко В.А; Раппопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений 2е издание, переработанное – М.Альфа. – М: ИНФРА-М, 2019-336 с.
Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для начального и среднего профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2018 – 272с.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., Погадаев Г.И.
Физическая культура: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений – М., Академия 2020 176 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт Минобрнауки России от 17 мая 2012г. № 413
Дополнительные источники:
Баршай В.М. Гимнастика: учебник; В.М. Баршай; В.Н. Курысь; И.Б. Павлов. – Ростов на Дону: Феникс, 2018 – 314 с.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.; Издательство: Гардарики, 2020 – 224с.
И.В.Лазарев; В.С. Кузнецов; Г.А. Орлов «Практикум по легкой атлетике» Педагогическое образование Москва 2020 г. АКАДЕМА
Добовчук С.В. Играйте в футбол: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2021. – 192 с.
Евсеев С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2019 – 90 с. Кабачков В.А., Полиевский С.А.
Интернет ресурсы
Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: http://minstm.gov.ru
Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» Web:http:// www.infosport/ru/xml/t/default.xml