СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дисциплине "Медико - биологические основы обучения и воспитания детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности  44.02.04. Специальное дошкольное образование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Медико - биологические основы обучения и воспитания детей с ОВЗ"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины


ОП.05. Медико – биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья


для специальности

44.02.04. Специальное дошкольное образование























Ярославль, 2015


Рассмотрена на заседании ЦМК

дошкольное образование

___________________

Протокол № 7 от 01.09.2016



Согласована на заседании Методического совета колледжа

___________________

Протокол № от



Принята на заседании педагогического совета

Протокол № от





Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04. Специальное дошкольное образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 ноября 2009 № 535)


Организация-разработчик:


Разработчик:

__________________

(подпись)

Додон А.А., преподаватель естественно-биологических дисциплин ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа









СОДЕРЖАНИЕ


1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


12

4.

КОНТРОЛЬ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


13


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.04. Специальное дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессионального цикла.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;

- правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

- основы генетики;

- общее учение о здоровье и болезнях;

- внешние и внутренние факторы болезней человека;

- причины, условия возникновения болезней человека;

- роль конституции и наследственности в патологии;

- стадии и исходы болезней человека;

- общую характеристику типовых патологических процессов;

-основы общей патологии;

- основы детской невропатологии;

- основы психопатологии детского возраста;

- основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения


Дисциплина способствует освоению следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание).

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники).

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 1.5. Анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.


1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки 63 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 21 часов.




  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

В том числе:


лабораторные работы

-

практические работы

12

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

21

Итоговая аттестация в форме зачет


    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы генетики


Тема 1.1 Цитологические основы наследственности человека

Содержание учебного материала:



1.

Строение эукариотической клетки.

Классификация клеток. Строение эукариотической (животной клетки). Основные органеллы и их функции. Клеточная теория. Строение яйцеклетки и сперматозоида. Гаметогенез. Оплодотворение и ранние стадии эмбрионального развития человека.

2

1

2.

Деление клеток - механизмы преемственности наследственных свойств.

Клеточный цикл и его периоды. Интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Митоз - деление соматической клетки. Мейоз – деление созревания половых клеток. Значение митоза и мейоза.

2

1

3.

Хромосомы. Строение и функции. Хромосомная теория наследственности.

Видимое строение хромосом и их морфология. Классификация и тонкая структура хромосом. Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов. Генетический код. Гены и их организация. Классификация генов.

2

1

4.

Менделевская генетика.

Гибридологический метод Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Типы межаллельных взаимодействий. Наследование групп крови системы АВО. Полигибридное скрещивание. Взаимодействие генов.

4

1

Практические работы:

1. Изучение процесса оплодотворения и ранних стадий эмбрионального развития.

2. Решение задач по генетике человека.

2


Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

- Составление буклета по теме: «Строение половых клеток. Гаметогенез».

- Выполнение презентаций по строению соматической животной клетки.

-Изучение вопросов деления клеток митозом и мейозом. Особенности и сравнительные характеристики данных процессов.

4

Тема 1.2 Основы наследственности и изменчивости.

Содержание учебного материала:



1.

Наследственность и изменчивость.

Типы изменчивости: наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость. Мутагены. Типы мутаций: генные, геномные и хромосомные. Наследственная патология. Классификация наследственной патологии.

2

1

2.

Общая характеристика наследственных болезней.

Синдромы, связанные с аномалиями аутосом. Синдром Дауна, синдром Патау, синдром «кошачьего крика». Признаки, причины, частота встречаемости. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, трисомии Х, ХУУ. Признаки, причины, частота встречаемости.

4

1

3.

Наследственно обусловленные формы нарушений умственного и физического развития.

Умственная отсталость при хромосомных, моногенных болезнях и дизморфических синдромах. Задержка психического развития. Ранний детский аутизм. Стойкие нарушения слуха, речи и зрения.

2

1

Практические работы:

1. Изучение классификации наследственных патологий.

2. Изучение причин и условий возникновения болезней человека.

3. Изучение общих характеристик типовых патологических процессов органов слуха, речи и зрения.

3


Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

- Выполнение презентаций по наследственным заболеваниям.

-Изучение вопросов медико-генетического и психолого-педагогического консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья. Показания для направления на медико-генетическое консультирование.

3

Раздел 2. Основы детской невропатологии


Тема 2.1 Общие представления о патологии нервной системы

Содержание учебного материала:



1.

Взаимодействие невропатологии и дефектологии.

Невропатология и дефектология. Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания. Критические периоды развития. Развитие нервно-психических функций в условиях патологий

2

1

2.

Исследование нервной системы и основные неврологические синдромы.

Методы исследования нервной системы. Понятие о синдроме. Общие данные о патологии нервной системы.

3

1

3.

Болезни нервной системы детей.

Врожденные заболевания с поражением нервной системы. Инфекционные болезни нервной системы. Нарушения мозгового кровообращения.

3

1

Практические работы:

1. Изучение особенностей организации лечебно-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями.

2. Изучение основных принципов реабилитации слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих.

3. Изучение современных методов реабилитации детей с поражениями нервной системы.

3


Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

- Выполнение презентаций по теме: «Поражения нервной системы».

-Изучение вопросов психолого-педагогической реабилитации детей с поражениями нервной системы.

7

Раздел 3. Психопатология детского возраста


Тема 3.1. Основы психопатологии

1.

Симптомы психических расстройств воли и эмоций.

Расстройство воли (абулия, гипобулия, парабулия, гипербулия), расстройство эмоций (эйфория, дисфория, апатия, угнетенное состояние, эмоциональная слабость. Симптомы психических расстройств мышления и сознания. Расстройство мышления (тахифрения, брадифрения, детализированное мышление, резонерство, бред), расстройство сознания (угнетенное состояние, делирий, аменция, сновидное состояние,  псевдодеменция, деперсонализация).

2


2.

Симптомы психических расстройств восприятия и памяти.

Расстройство восприятия (гипостезия, гиперстезия, анестезия, парастезия, иллюзии, галлюцинации), расстройство памяти (амнезии, парамнезии).

2


Практические работы:

1. Изучение особенностей психосоматозов у детей.

2. Изучение вопросов профилактики психических болезней у детей. 

4


Самостоятельная работа

Систематическая проработка конспектов занятий и специальной литературы (по вопросам параграфа, главам учебных пособий)

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

- Выполнение презентаций по теме: «Патологии, нарушения и расстройства психики ребенка».


7

Итого:


63









  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05. Медико – биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета


Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических материалов;

- наглядные пособия (схемы, таблицы)


Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийные средства, таблиц.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. 1. Асанов А.Ю. и др. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: учебник/ А.Ю. Асанов и др. [Текст]. – М.: Академия, 2010 г.

  2. 2. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник/ Л.О. Бадалян [Текст]. – М.: Академия, 2013 г.

  3. 3. Марилов В.В. Общая психопатология: учебник/ В.В. Марилов [Текст]. – М.: Академия, 2010 г.


Дополнительные источники

  1. Гуровец Г.В. Детская невропатология. - М., Владос, 2011. – 239 с.

  2. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Владос, 2010. – 407 с.

  3. Фогель Ф. Генетика человека: в 3 т. Т. 2 / Ф. Фогель. А. Мотульски. – М.: Мир, 2010. – 50 с.

  4. Яссман Л.В., Данюков Д.Н. Основы детской психопатологии. Учебное пособие для психологических факультетов пед. вузов.- М.: Олимп; ИНФРА –М ,2012. 376 с.

Интернет-ресурсы: www.school.edu.ru; www.edu-all.ru.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;

- правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом;

знать:

- основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

- основы генетики;

- общее учение о здоровье и болезнях;

- внешние и внутренние факторы болезней человека;

- причины, условия возникновения болезней человека;

- роль конституции и наследственности в патологии;

- стадии и исходы болезней человека;

- общую характеристику типовых патологических процессов;

-основы общей патологии;

- основы детской невропатологии;

- основы психопатологии детского возраста;

- основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения


Текущий контроль:

  • конспектирование;

  • устный и письменный опрос;

  • тестирование;

  • выполнение буклетов и презентаций по предъявленным требованиям;

  • выполнение творческих работ;

  • самопроверка и самооценка.


Итоговый контроль:

  • зачет.







6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!