13
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2018г. |
Рабочая программа
учебного курса «Литературное чтение»
4 «Б» класса на 2018-1019 учебный год
начального общего образования
разработана на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В
«Литературное чтение»
срок реализации: 1 год
Составитель: Кряжева Лариса Витальевна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с:
ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора № 68/1 от 01.09.2018)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от27.05.2016)
Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
И на основе других материалов:
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.
2.Авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение,2014. —128 с.
3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. – М.: Просвещение, 2013.-189с.- (Школа России).
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по литературному чтению на ее реализацию отведено 102 часа.
Для проведения занятий по предмету «Литературное чтение» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 3учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 102 часа).Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2 еженедельно отводится 3 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 102 часа). С учетом этого программа составлена на102 часа учебного времени.
Цель изучения курса «Литературное чтение»:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; восприятие интерес к чтению и книге;
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Содержание программы соответствуют авторской программе«Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, Бойкиной М.В.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: устный опрос; письменный опрос; тесты.
О формах, методах, средствах обучения, технологиях
Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.
Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые), информационно - коммуникационные, технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах служит средством формирования коммуникативных УУД .
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра, работа с учебником); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся); проблемный метод, частично поисковый, метод проектов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, ЦОР, мультимедийное оборудование.
*В рабочей программе за основу взято авторское календарно-тематическое планирование (Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. – М.: Просвещение, 2013.-189с.- (Школа России)).
Нормы и критерии оценивания в Приложении к программе.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
в 4 классе на 2018-2019 уч.г.
Количество недельных часов- 3, всего 102 часа.
№ п/п | Дата | Тема урока | Коли-чество часов |
план | факт |
| Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |
1 | 03.09 | | Знакомство с учебником «Литературное чтение» (4 класс). Система условных обозначений. | 1 |
| Летописи. Былины. Жития (7часов) | |
2 | 05.09 | | Знакомство с названием раздела. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1 |
3 | 06.09 | | Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Подготовка к проекту«Создание календаря исторических событий» | 1 |
4 | 10.09 | | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | 1 |
5 | 12.09 | | Былина «Ильины три поездочки». | 1 |
6 | 13.09 | | «Житие Сергия Радонежского» | 1 |
7 | 17.09 | | Проект«Создание календаря исторических событий». | 1 |
8 | 19.09 | | Оценка достижений. | 1 |
| Чудесный мир классики (16 часов) | |
9 | 20.09 | | Знакомство с названием раздела. П.П.Ершов «Конек-горбунок». | 1 |
10 | 24.09 | | П.П.Ершов «Конек-горбунок». | 1 |
11 | 26.09 | | П.П.Ершов «Конек-горбунок». | 1 |
12 | 27.09 | | А.С.Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча». | 1 |
13 | 1.10 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
14 | 3.10 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
15 | 4.10 | | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 |
16 | 8.10 | | М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок). | 1 |
17 | 10.10 | | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 |
18 | 11.10 | | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 |
19 | 15.10 | | М.Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 |
20 | 17.10 | | Л.Н.Толстой. «Детство». | 1 |
21 | 18.10 | | Л.Н.Толстой .«Как мужик убрал камень». | 1 |
22 | 22.10 | | А.П.Чехов. «Мальчики». | 1 |
23 | 24.10 | | А.П.Чехов. «Мальчики». | 1 |
24 | 25.10 | | Оценка достижений. | 1 |
| Поэтическая тетрадь (8 часов) | |
25 | 7.11 | | Знакомство с названием раздела. Ф.И.Тютчев. «Еще земли печален вид…». | 1 |
26 | 8.11 | | Ф.И. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…». | 1 |
27 | 12.11 | | А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». | 1 |
28 | 14.11 | | Е.А. Баратынский. «Весна, весна, весна! Как воздух чист!...».«Где сладкий шепот моих лесов?». | 1 |
29 | 15.11 | | А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». | 1 |
30 | 19.11 | | И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…» | 1 |
31 | 21.11 | | Н.А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 |
32 | 22.11 | | И.А. Бунин. «Листопад». Оценка достижений. | 1 |
| Литературные сказки (12 часов) | |
33 | 26.11 | | Знакомство с названием раздела. В.Ф Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 |
34 | 28.11 | | Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 |
35 | 29.11 | | Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 |
36 | 3.12 | | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». | 1 |
37 | 5.12 | | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». | 1 |
38 | 6.12 | | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | 1 |
39 | 10.12 | | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | 1 |
40 | 12.12 | | П.П.Бажов «Серебряное копытце». | 1 |
41 | 13.12 | | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 |
42 | 17.12 | | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 |
43 | 19.12 | | С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». | 1 |
44 | 20.12 | | Оценка достижений. | 1 |
| Делу время- потехе час (9 часов) | |
45 | 24.12 | | Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 |
46 | 26.12 | | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 |
47 | 27.12 | | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 |
48 | 10.01 | | Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 |
49 | 14.01 | | В.Ю.Драгунский. «Главные реки». | 1 |
50 | 16.01 | | В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка» | 1 |
51 | 17.01 | | В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». | 1 |
52 | 21.01 | | В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». | 1 |
53 | 23.01 | | Оценка достижений. | 1 |
| Страна детства (7 часов) | |
54 | 24.01 | | Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков. «Как я ловил человечков». | 1 |
55 | 28.01 | | Б.С. Житков. «Как я ловил человечков». | 1 |
56 | 30.01 | | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 1 |
57 | 31.01 | | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | 1 |
58 | 4.02 | | М.М. Зощенко. «Елка». | 1 |
59 | 6.02 | | М.М. Зощенко. «Елка». | 1 |
60 | 7.02 | | Оценка достижений. | 1 |
| Поэтическая тетрадь (5 часов) | |
61 | 11.02 | | Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская». | 1 |
62 | 13.02 | | С.А. Есенин. «Бабушкины сказки». | 1 |
63 | 14.02 | | М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…». | 1 |
64 | 18.02 | | М.И. Цветаева «Наши царства». | |
65 | 20.02 | | Оценка достижений. | 1 |
| Природа и мы (9 часов) | |
66 | 21.02 | | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | 1 |
67 | 25.01 | | Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | 1 |
68 | 27.02 | | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 |
69 | 28.02 | | А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 |
70 | 4.03 | | М.М. Пришвин. «Выскочка». | 1 |
71 | 6.03 | | Е.И. Чарушин. «Кабан». | 1 |
72 | 7.03 | | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 1 |
73 | 11.03 | | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 1 |
74 | 13.03 | | Оценка достижений. | 1 |
| Поэтическая тетрадь (4 часа). | |
75 | 14.03 | | Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак. «Золотая осень». | 1 |
76 | 18.03 | | С.К. Клычков. «Весна в лесу». | 1 |
77 | 20.03 | | Д.Б. Кедрин. «Бабье лето». Н.М. Рубцов. «Сентябрь». | 1 |
78 | 21.03 | | С.А. Есенин. «Лебедушка».Оценка достижений. | 1 |
| Родина (8 часов) | |
79 | 1.04 | | Знакомство с названием раздела. | 1 |
80 | 3.04 | | Подготовка к проекту «Они защищали Родину». | 1 |
81 | 4.04 | | И.С. Никитин. «Русь». | 1 |
82 | 8.04 | | И.С. Никитин. «Русь». | 1 |
83 | 10.04 | | С.Д. Дрожжин «Родине». | 1 |
84 | 11.04 | | А.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…». | 1 |
85 | 15.04 | | Проект«Они защищали Родину». | 1 |
86 | 17.04 | | Оценка достижений. | 1 |
| Страна фантазия (6 часов) | |
87 | 18.04 | | Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 |
88 | 22.04 | | Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 |
89 | 24.04 | | Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 |
90 | 25.04 | | К. Булычев. «Путешествие Алисы». | 1 |
91 | 29.04 | | К. Булычев. «Путешествие Алисы». | 1 |
92 | 2.05 | | Оценка достижений. | 1 |
| Зарубежная литература (10часов) | |
93 | 6.05 | | Знакомство с названием раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). | 1 |
94 | 8.05 | | Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). | 1 |
95 | 13.05 | | Г.Х. Андерсен. «Русалочка». | 1 |
96 | 15.05 | | Г.Х. Андерсен. «Русалочка». | 1 |
97 | 16.05 | | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». | 1 |
98 | 20.05 | | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». | 1 |
99 | 22.05 | | С. Лагерлёф. «Святая ночь». | 1 |
100 | 23.05 | | С. Лагерлеф. «В назарете». | 1 |
101 | 27.05 | | С. Лагерлеф. «В назарете». | 1 |
102 | 29.05 | | Оценка достижений. | 1 |
Таблица общего количества контрольных и др. работ.
№ п/п | Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1 | Оценка достижений | 2 | 2 | 5 | 3 | 12 |
2 | Проекты | 1 | | | 1 | 2 |
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
работать с детской периодикой.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учащиеся научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Учащиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., и др.– М.: «Просвещение», 2017
Дополнительная литература:
Бойкина М.В., Роговцева Н. И. . Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков 4 класс. – М.: «Просвещение»,2014
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и приборы.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Литературное чтение. 4 класс. Аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой.
Дидактический материал.
1.Наборы сюжетных картинок: «Русские народные сказки», «Литературные сказки», «Сказки зарубежных писателей».
2.Словари по русскому языку: орфографический словарь, толковый словарь, библиографический словарь (в том числе в цифровом варианте).
3. Репродукции картин художников (в том числе и в цифровом варианте).
4.Портреты писателей, художников (в том числе и в цифровом варианте).
Лист внесения изменений
№ п/п | № измененного урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от …) |
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
| |
| | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |