СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Биологии для обучающихся 9 класса с ОВЗ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии разработана для обучающихся с ОВЗ на основании учебника  Биология 9 класс Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Биологии для обучающихся 9 класса с ОВЗ»

Биология

Содержание

3. Пояснительная записка …………………………………………………………………………….. . Стр.2

3.1. Нормативно-правовая база……………………………………………………………………….. .Стр.2

3.2. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету…..Стр.3

3.3. Цель программы

Задачи программы……………………………………………………………………………………… Стр.3

3.4. Содержание учебного предмета…………………………………………………………………...Стр. 4

3.4.1. Учебный план…………………………………………………………………………………...... Стр.5

3.4.2. Распределение учебной нагрузки по разделам……………………………………………… Стр.6

3.5. Требования к предметному уровню достижений обучающихся……………………………… Стр.14

3.6. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть…………………………….Стр.17

3.7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся………………………… Стр.17

3.8. Перспективное календарно-тематическое планирование………………………………………..Стр.19

3.9. Ресурсное обеспечение рабочей программы…………………………………………………… Стр.44









3. Пояснительная записка.

3.1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

3.1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;

3.2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 года);

3.3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 года);

3.4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.));

3.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3.6. Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2014. – Сб.1,2;

3.7. Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2018 -2019 учебный год;

3.8. Годовой календарный учебный график школы на 2018 - 2019учебный год.








3.2. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету

В 9а классе 10 обучающихся. Из них по программе для обучающихся с лёгкой степенью УО занимаются 6 человек. По возможностям обучения их можно разделить на 4 группы.

К I группе можно отнести …. Этот ученик успешно овладевает программным материалом по предмету «История России» в процессе фронтального обучения. Все задания он выполняет, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивает сознательно. Полученные знания и умения обучающийся успешнее остальных применяет на практике. При выполнении сложных заданий ему нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Ко П группе отнесены …. Эти обучающиеся также успешно обучаются по данному предмету. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, исторические события, даты, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

III группа – …. Эти обучающиеся с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для них характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.

3.3. Цель программы

Задачи программы………………………………………………………………………………………


Основными задачами преподавания биологии в 9 классе являются:

сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;

привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

В процессе знакомства с организмом человека у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, учащиеся учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения.



3.4. Содержание учебного предмета

В курсе биологии «Человек» предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, об организме человека и охране его здоровья.

В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. В 9 классе учащиеся знакомятся с организмом человека и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. Им сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма человека и для нормальной его жизнедеятельности.

Планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Контроль осуществляется в виде тестов по разделам и устных опросов.

Программа 9 класса состоит из 10 разделов: «Общий обзор строения организма человека», «Опора и движение», «Кровь и кровообращение», «Дыхание», «Пищеварение», «Почки», «Кожа», «Нервная система», «Органы чувств», «Охрана здоровья человека в Российской Федерации».

В разделе «Общий обзор строения организма человека» учащиеся знакомятся с организмом человека, с органами и системами органов, даются краткие сведения о строении клеток и тканей человека.

В разделе «Опора и движение» рассматривается значение опорно-двигательной системы, строение и состав костей скелета человека, основные группы мышц и их работа. Учащиеся знакомятся с оказанием первой помощи при ушибах, вывихах, переломах; с предупреждением искривления позвоночника и развития плоскостопия.

В разделе «Кровь и кровообращение» учащиеся знакомятся со значением крови и кровообращения, с составом крови, с органами кровообращения; узнают об отрицательном влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды; учатся оказывать 1-ю помощь при кровотечениях.

В разделе «Дыхание» рассматриваются органы дыхания, их строение и функции. Учащиеся знакомятся с болезнями, передающимися через воздух; с отрицательным влиянием никотина на органы дыхания, с гигиеной органов дыхания.

В разделе «Пищеварение» учащиеся знакомятся со значением пищеварения, с питательными веществами и витаминами, с органами пищеварения, с процессами пищеварения в ротовой полости, в желудке, в кишечнике. Даются сведения о гигиене питания и предупреждении желудочно-кишечных заболеваний, о пищевых отравлениях и глистных заражениях.

В разделе «Почки» рассматриваются органы мочевыделительной системы, их значение. Учащиеся знакомятся с внешним строением почек и их расположением в организме. Даются сведения по предупреждению почечных заболеваний.

В разделе «Кожа» учащиеся знакомятся со строением кожи и её значением; с видами закаливания организма; с профилактикой и 1-ой помощью при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.

В разделе «Нервная система» рассматривается строение и значение нервной системы, отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

В разделе «Органы чувств» учащиеся узнают о значении органов чувств, о строении, функциях органа зрения, органа слуха, органов обоняния и вкуса.

В разделе «Охрана здоровья человека в Российской Федерации» учащиеся знакомятся с системой здравоохранения в РФ, с мероприятиями, осуществляемыми в нашей стране по охране труда, с медицинской помощью, социальным обеспечением по старости, болезнями цивилизации.



3.4.1. Учебный план


п/п

Тема

Практические работы (как часть урока)

Лабораторные и демонстрация опытов (как часть урока)

1

Общий обзор строения организма человека


1

2

Опора и движение

1

4

3

Кровь и кровообращение

2

1

4

Дыхание

1

1

5

Пищеварение

1

1

6

Почки



7

Кожа



8

Нервная система


1

9

Органы чувств


2

10

Охрана здоровья человека в РФ.





3.4.2. Распределение учебной нагрузки по разделам





Тема урока




Планируемые результаты обучения




Сам. работа

Практическая работа (ПР), лабораторная работа (ЛР), демонстрация опытов (ДО).


Введение

2

предметные



1

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

1

Знать/понимать:

-термины: млекопитающие, человекообразные обезьяны

-место человека среди млекопитающих в живой природе;

Уметь: называть внешние сходства и отличия человека от животных;








2

Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

1





Общий обзор строения организма человека


Знать/понимать:

-термины: клетка, ядро, мембрана, цитоплазма, обмен веществ, органические и неорганические вещества, ткань, орган, система органов, организм.

-строение, химический состав и жизнедеятельность клетки,

Уметь: - находить органы человека;

-распознавать системы органов на таблицах, рисунках;

- находить в тексте сведения для заполнения таблиц.



3

4

Общее знакомство с организмом человека. (Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки)

2


Заполнение таблицы

«Химический состав клетки»

Демонстрация торса человека

5

Ткани и органы.

1


Запол. табл. ицы «Основные виды тканей»


6

Системы органов

1


Запол. табл ицы «Системы

органов»



Опора тела и движение

12ч

Знать/понимать:

-термины: опорно-двигательная система, скелет туловища, череп, скелет конечностей, сустав, надкостница, позвонок, рёбра, грудина, лопатка, ключица, растяжение, вывих, перелом, шина;

-отделы скелета человека;

-типы соединения костей;

-виды костей и их строение;

-признаки растяжения связок и вывиха сустава

Уметь: -находить основные отделы скелета на рисунке и своём теле;

-определять тип соединения костей;

-находить части сустава на рисунке;

-находить и называть кости лицевого и мозгового отдела черепа на рисунке и макете;

-зарисовывать схему строения позвоночника;

-оказывать 1-ю помощь при вывихах, при переломе костей конечностей;

- находить в тексте сведения для заполнения таблиц.



7

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей.

1




8

Строение и состав костей.

1



ДО «Свойства декальцинированных и прокалённых костей».

9

Скелет головы.

1


Запол. табл. ицы, «Строение и значение скелета»


10

Скелет туловища.

1


Запол. табл. ицы «Строение и значение скелета»

Демонстрация скелета человека, позвонков

11

Скелет конечностей.

1


Запол. таблицы «Строение и значение скелета»


12

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1



ПР «Оказание 1-й помощи при вывихах и переломах костей конечностей».

13

Строение и значение мышц.

1

Знать/понимать:

-термины: скелетные и гладкие мышцы, сухожилия, сократимость, мышцы сгибатели и разгибатели, утомление мышц, осанка,

плоскостопие, двигательная активность.

-строение и значение мышц;

-основные группы мышц;

-причины искривления позвоночника и плоскостопия.


Уметь: находить основные части мышцы на рисунке;

-называть основные группы мышц;

-уметь выполнять физические упражнения утренней гимнастики.

- находить в тексте сведения для заполнения таблиц.




14

Основные группы мышц.

1


Запол. таблицы «Основные группы мышц»


15

Работа мышц

1



ДО «Статическая и динамическая нагрузка на мышцы»

16

Предупреждение искривления позвоночника и развитие плоскостопия.

1



ЛР «Выявление нарушения осанки» (в школе), (дома) «Выявление плоскостопия»

17

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1


Разучивание комплекса упражнений для утренней гимнастики.

(дома)


18

Повторительно – обобщающий урок по теме «Опора тела и движение»

1





Кровь и кровообращение


8





19

Значение крови и её состав.

1

Знать/понимать:

-термины: плазма крови, красные и белые кровяные клетки, гемоглобин, иммунитет, кровообращение, клапаны сердца, артерии, капилляры, вены, пульс, кровяное давление, никотин, алкоголь.

-состав и значение крови;

-о вредном влиянии курения и алкоголя на сердце и сосуды;

-Как нужно тренировать сердце?

-влияние физических нагрузок на организм;


Уметь:

- находить положение сердца на рисунке и своём теле;

-находить места, где прощупывается пульс и определять количество сокращений сердца в минуту;

- различать виды кровотечения;

-делать давящие повязки;

-накладывать жгут на конечности;

Запол. таблицы «Клетки крови»


20

Органы кровообращения.

Строение и работа сердца.

1


Запол. таблицы «Сердечный цикл»

Демонстрация муляжа сердца млекопитающего

21

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1


Запол. таблицы «Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения»


22

Движение крови по сосудам.

1



ПР «Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений»

23

24

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.

2



ПР «Накладывание жгута и давящей повязки на конечности»

25

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

1




26

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на организм человека.

1





Дыхание

6




27

Органы дыхания.

1

Знать/понимать:

-термины: дыхательные пути, голосовые связки, голосовая щель, лёгочные пузырьки, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, грипп, искусственное дыхание, массаж сердца;

-значение органов дыхания;

-Какую роль играет кровеносная система в обмене газов?

-заболевания передающиеся через воздух и как предохранить себя от заражения;

-влияние физических нагрузок на организм;

Уметь:

-называть и находить органы дыхания на рисунках, схемах;

-объяснять движение грудной клетки и диафрагмы при вдохе и выдохе;

-составлять план прочитанного;

-делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца;

Запол. таблицы «Органы дыхания»


28

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

1


Запол. таблицы «Изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

ДО «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе»

29

Дыхательные движения

1


Измерение сантиметром объёма грудной клетки при вдохе и выдохе (дома)

ПР «Подсчёт дыхательных движений в состоянии покоя и после 15 приседаний»

30

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1




31

Гигиена органов дыхания.

1




32

Охрана воздушной среды.

1





Пищеварение

9




33

Значение и состав пищи.

1

Знать/понимать:

-термины: питательные вещества, пищеварение, пищеварительные соки, слюнные железы, соляная кислота, желудочный сок, желчь, поджелудочная железа, кулинарная обработка, глисты;

-продукты растительного и животного происхождения;

-состав пищи;

-органы пищеварения и их значение;

- строение и виды зубов;

-правила ухода за зубами;

-причины желудочно-кишечных заболеваний;

-порядок оказания 1-ой помощи при пищевых отравлениях;

-о вредном влияние курения и алкоголя на органы пищеварения;

-основные санитарно-гигиенические правила;

Уметь:

-называть и показывать органы пищеварения на рисунках;

- составлять план изучаемого материала;

-соблюдать санитарно-гигиенические правила;



34

Органы пищеварения.

1


Запол. таблицы «Система органов пищеварения»


35

Строение и значение зубов.

1




36

Пищеварение в ротовой полости.

1



ПР «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле», ДО «Действие слюны на крахмал»

37

Пищеварение в желудке.

1



ДО «Действие желудочного сока на белки».

38

Пищеварение в кишечнике

1




39

Гигиена питания

1




40

Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.

1




41

Предупреждение пищевых отравлений.

1





Почки

2

Знать/понимать:

-термины: почки, мочеточники, мочевой пузырь, моча;

-строение и значение почек;

-причины почечных заболеваний;

-меры по предупреждению почечных заболеваний;

Уметь:

-называть и находить органы мочевыделительной системы на рисунке и на своём теле;



42

Строение и значение почек

1




43

Предупреждение почечных заболеваний.

1





Кожа

5

Знать/понимать:

-термины: сальные и потовые железы, теплорегуляция, ожог, обморожение;

-строение и значение кожи;

-меры 1-ой помощи при обморожении и ожогах;

-правила закаливания;

-требования к гигиене одежды и обуви;

-Как предохранить себя от солнечного и теплового удара?

-Как ухаживать за кожей, ногтями, волосами?

Уметь:

-называть и находить на рисунке основные части кожи;

- составлять план изучаемого материала;

-называть гигиенические требования к коже;



44

Значение и строение кожи.

1


Запол. таблицы «Строение кожи»


45

Роль кожи в теплорегуляции.

1




46

Оказание первой помощи при тепловом, солнечном ударах; ожогах, обморожении.

1




47

Закаливание организма человека.

1




48

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1





Нервная система

6

Знать/понимать:

-термины: возбудимость, проводимость, головной и спинной

мозг, нервы, рефлекс, белое и серое вещество, продолговатый мозг, мозжечок, извилины, кора больших полушарий головного мозга;

-строение и значение нервной системы и её отделов;

-о вредном влиянии никотина и алкоголя на нервную систему;

-Какое значение имеет соблюдение

режима дня?

Уметь:

-называть и находить основные отделы нервной системы на рисунке;

-называть основные требования к организации сна;



49

Значение и строение нервной системы.

1




50

Спинной мозг. Его строение и значение.

1




51

Головной мозг. Его строение и значение

1


Запол. таблицы «Отделы головного мозга и их значение»

Демонстрация модели головного мозга.

52

Гигиена нервной системы

1




53

Сон и его значение.

1




54

Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1


Запол. таблицы «Вредное влияние курения и алкоголя на нервную систему»



Органы чувств

8

Знать/понимать:

-термины: органы чувств, зрение, осязание, слух, вкус, глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка, близорукость, дальнозоркость, барабанная перепонка, улитка, наружное, среднее и внутреннее ухо, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса, вкусовой сосочек;

-значение органов чувств;

-причины близорукости;

-Как предупредить развитие близорукости?

Уметь: -называть и находить на рисунке и на своём теле органы чувств, их части и отделы;

- ухаживать за ушами



55

Значение органов чувств.

1


Запол. таблицы «Значение органов чувств»


56

Орган зрения

1



Демонстрация модели глазного яблока;

ЛР «Орган зрения»

57

Гигиена зрения.

1




58

Орган слуха.

1


Запол. таблицы «Орган слуха»

Демонстрация модели уха;

ЛР «Орган слуха»

59

Гигиена слуха.

1




60 61

Органы осязания, обоняния, вкуса.

2



ЛР «Кожная чувствительность», «Орган обоняния»,

«Орган вкуса».

62

Обобщающее занятие по изученной теме.

1





Охрана здоровья человека в РФ

6

Знать/понимать:

-названия медицинских учреждений и их назначение,

-особенности платной, бесплатной и страховой медицины;

-Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

-основные санитарно-гигиенические правила;


Уметь:

-анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье;

-соблюдать санитарно-гигиенические правила;

-применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.



62

Система
здравоохранения в РФ

1




63

Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха.

1




64

63. Медицинская помощь

1




65

64. Социальное
обеспечение по старости и потере
трудоспособности

1




66

65. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда)

1




67

66. Болезни цивилизации. Меры профилактики

1




68

Обобщение пройденного

1






3.5. Требования к предметному уровню достижений обучающихся

Обучающиеся должны знать:

-названия, строение и расположение основных органов организма человека;

-элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

-влияние физических нагрузок на организм;

-вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

-основные санитарно-гигиенические правила.



3.6. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть

Обучающиеся должны уметь:

-применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

-соблюдать санитарно-гигиенические правила.





3.7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

При оценке устных ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.


Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.


Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.


Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.


Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающих их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.


Оценка «1» за устные ответы не ставится.


3.8. Перспективное календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел и тема урока

Кол-во часов

Дата

Практическая работа

Словарная работа

Внутрипредметные связи

Метапредметные связи

Виды коррекции на уроке

Предполагаемые результаты

По плану

По факту

Предметные

БУД

Введение (2 часа).
Цель: Общее знакомство с организмом человека; дать понятие о том, что изучает анатомия и физиология.
Задачи: познакомить учащихся со строением тела человека
развивать процессы анализа, синтеза, обобщения
формировать навыки ЗОЖ

1

Место человека среди млекопитающих в живой природе


1




Анатомия,
физиология, гигиена.

Млекопитающие
природа среда


Признаки млекопитающих

умение работать с разными источниками информации;


Развивать процессы дифференциации.


Знать/понимать:

-термины: млекопитающие, человекообразные обезьяны

-место человека среди млекопитающих в живой природе; называть внешние сходства и отличия человека от животных;

ЛУД

познавательная мотивация учения;

установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;


РУД

умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

2

Заметные черты сходства
и различия в строении тела
человека и животных

1



Происхождение человека.

Строение.
Сходство, различие, анатомия, физиология

Что изучают анатомия и физиология?

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.


Развивать процессы:
сравнения, анализа.

Общий обзор организма человека (4 часа)
Цель: познакомить учащихся с местом человека среди млекопитающих (как разумное существо) в живой природе
Задачи: познакомить с чертами сходства и различия в строении тела человека и животных
развивать умение обобщать, делать простейшие выводы
формировать правильность понимания тех условий, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма

3

4

Общее знакомство с организмом человека.
(Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки)

2



Органические и неорганические вещества. Обмен веществ.
Р.т. №1,2 стр.2

Краткие сведения о строении клетки. Клетка, цитоплазма, ядро, мембрана, размножение

Известные растения и животные,

умение работать с разными источниками информации;


Учить самостоятельно, работать с учебником и иллюстрациями

Знать/понимать:

термины: клетка, ядро, мембрана, цитоплазма, обмен веществ, органические и неорганические вещества, ткань, орган, система органов, организм.

строение, химический состав и жизнедеятельность клетки,

Уметь: находить органы человека;

распознавать системы органов на таблицах, рисунках;

находить в тексте сведения для заполнения таблиц.

ПУД

умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

5

Ткани и органы

1



Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани
Р.т. №б,7 стр.4

Ткани, органы, обмен веществ

Основные части клеток

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.


Учить самостоятельно, работать с учебником и иллюстрациями

КУД

умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;

6

Органы и системы органов


1



Система органов, организм.
Р.т. №10,11,12.

Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная; органы чувств

Системы органов млекопитающих

умение самостоятельно приобретать знания;


Учить самостоятельно, работать с учебником и иллюстрациями

ПУД

умение обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Опора тела и движение (10часов)
Цель: дать понятие об опорно-двигательной системе, знать значение опорно-двигательной системы
Задачи: познакомить со строением скелета, различать основные отделы скелета
развивать умение использовать в речи специальные термины
формировать умение оказывать первую помощь при переломах, вывихах, растяжениях

7

Значение опорно- двигательной системы. Скелет человека.
Соединение костей

1




Опорно-двигательная система, сустав.
Р.т. № 15,16,17,18.

Подвижное, полуподвижное и неподвижное соединение костей

Система органов, скелет, кости

умение работать с разными источниками информации;


Развивать умение использовать в речи специальные термины и делать простейшие выводы

Знать: термины: опорно-двигательная система, скелет туловища, череп, скелет конечностей, сустав, надкостница, позвонок, рёбра, грудина, лопатка, ключица,


растяжение, вывих, перелом, шина;

отделы скелета человека;

типы соединения костей;

виды костей и их строение;


-признаки растяжения связок и вывиха сустава;



находить основные отделы скелета на рисунке и своём теле;

определять тип соединения костей;

находить части сустава на рисунке;



находить и называть кости лицевого и мозгового отдела черепа на рисунке и макете;



зарисовывать схему строения позвоночника;

Уметь: оказывать 1-ю помощь при вывихах, при переломе костей конечностей;



находить в тексте сведения для заполнения таблиц.

КУД

умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

умение формулировать и обосновы­вать собственное мнение и позицию;

8

Состав и строение костей

1





Длинные, короткие, плоские кости. Надкостница.
Р.т. № 19,20

Кости, сустав

Вещества входящие в состав костей.

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.


Учить соотносить графическое изображение с понятием.

ЛУД

выраженная устойчивая учебно-познавательная мо­тивация учения;

установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;

9

Скелет головы

1





Череп, лицевой и
мозговой отделы.
Р.т. № 21 - 22.

Скелет, плоские кости, надкостница

Отделы скелета человека, соединение костей

умение самостоятельно приобретать знания;


Продолжать развивать процессы анализа и синтеза.

РУД умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

ПУД

умение использовать зна­ния о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

КУД

умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;


10

Скелет туловища

1





Позвонок,
позвоночник, грудная клетка, грудина.
Р.т. № 24 - 29.

Скелет, череп, отделы

Движение туловищем.

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать умение работать с
учебником и с
иллюстрациями.

ЛУД

выраженная устойчивая учебно-познавательная мо­тивация учения;

установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;

КУД

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


11

Скелет конечностей

1





Плечевая, локтевая, лучевая кость. Лопатка

Р.т. № 30 - 33

Кости длинные, короткие, трубчатые, плоские

Сустав и его строение

умение быть коммуникабельным, контактным.


Продолжать развивать умение работать с учебником, иллюстрациями

12

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов,
переломах костей

1




Растяжение, вывих, перелом,
шина.
Р.т. 33435

ПР «Оказание первой помощи при вывихах и переломах костей, конечностей»

Связки, сустав, плечевая, локтевая, лучевая, лопатка

Соединение костей человека

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Учить применять знания при выполнении практической работы.

13

Основные группы мышц человеческого тела

1




Мышцы головы, туловища, конечностей.

Значение и строение мышц.

Отделы скелета человека.

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать умение обобщать и делать простейшие выводы

Знать/понимать:

-термины: скелетные и гладкие мышцы, сухожилия, сократимость, мышцы сгибатели и разгибатели, утомление мышц, осанка,

плоскостопие, двигательная активность.

-строение и значение мышц;

-основные группы мышц;

-причины искривления позвоночника и плоскостопия.


Уметь: находить основные части мышцы на рисунке;

-называть основные группы мышц;

-уметь выполнять физические упражнения утренней гимнастики.

- находить в тексте сведения для заполнения таблиц.

ПУД

умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения

14

Работа мышц

1





Мышцы сгибатели ДО «Статическая и динамическая нагрузка на мышцы»

Мышцы, скелет, функции мышц

Основные
группы мышц

умение самостоятельно приобретать знания;


Развивать умение самостоятельно добывать знания.

15

Предупреждение
искривления позвоночника
и развитие плоскостопия


1





Осанка, плоскостопие.
№ 41-42. ЛР «Выявление нарушения осанки», «Выявление плоскостопия»

Искривление, отделы скелета, сутулость, впалость груди, походка


Основные отделы скелета.


умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.


РУД

умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

16

Значение физических упражнении для
правильного
формирования скелета и мышц

1




Двигательная активность.

Плоскостопие, окостенение скелета, надкостница, опорно-двигательная система

Работа мышц

умение работать с разными источниками информации;


Развивать умение давать аргументированные ответы

КУД

умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;


Кровь и кровообращение (8 часов)
Цель: познакомить учащихся с составом крови, её значением,
Задачи: познакомить учащихся со строением и работой сердца, предупреждением заболеваний сердца и сосудов; развивать умение использовать в речи специальные термины;
формировать умение оказывать первую (доврачебную) помощь

17

Значение крови и кровообращения. Состав крови

1



Плазма крови,
красные и белые кровяные клетки, гемоглобин.
Р.т. № 43-45.

Организм человека, питательные
вещества, кислород, углекислый газ,

Функции крови.
.

умение работать с разными источниками информации;


Развивать умение использовать
в речи специальные термины.

Знать/понимать:


-термины: плазма крови, красные и белые кровяные клетки, гемоглобин, иммунитет, кровообращение, клапаны сердца, артерии, капилляры, вены, пульс, кровяное давление, никотин, алкоголь.




-состав и значение крови;



-о вредном влиянии курения и алкоголя на сердце и сосуды;




-Как нужно тренировать сердце?


-влияние физических нагрузок на организм;


Уметь:


- находить положение сердца на рисунке и своём теле;


-находить места, где прощупывается пульс и определять количество сокращений сердца в минуту;


- различать виды кровотечения;


-делать давящие повязки;


-накладывать жгут на конечности;

РУД

умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

ПУД

умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору­дование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

18

19

Органы
кровообращения:
сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа

2



Кровообращение
органы
кровообращения, четырёхкамерное
Р.т. № 46-48

Кислород, эритроциты, плазма

Значение крови, органы, система кровообращения.

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Учить пользоваться графическими схемами.

ЛУД

Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение

20

Большой и малый круги кровообращения

1



Артерии, капилляры, вены.
Р.т. № 49-51.

Сосуды, аорта, кровообращение

Органы кровообращения

умение самостоятельно приобретать знания;


Развивать умение давать аргументированные ответы.

ПУД

умение пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья,

21

Движение крови по сосудам. Пульс

1



Пульс, кровяное давление, перераспределение крови.
Р.т. №54-56. ПР «Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений»

Ритмичные колебания

Значение крови, система кровообращения

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;


Учить устанавливать простейшие закономерности.

ЛУД

выраженная устойчивая учебно-познавательная мо­тивация учения;

установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;

22

23

Первая помощь при кровотечениях.

2



Свёртывание крови, кровотечение, жгут, донор

Сосуды, кровеносная система, организм, переливание

Органы кровообращения

умение быть коммуникабельным, контактным.


Развивать практические навыки, умение
пользоваться дополнительной литературой.

24

Предупреждение сердечнососудистых заболеваний

1



Тренировка сердца.
Р.т. № 61-63 .

Сокращение сердца, артерии, утомляемость

Значение сердца и системы кровообращения

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Учить
устанавливать
простейшие
закономерности и делать выводы.

КУД

умение использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности;

умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;

25

Вредное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

1



Табачный дым,
алкоголь, одышка, сердцебиение

Вредное влияние алкоголя и табака через кровь на весь организм

Влияние занятий спортом на органы системы кровообращения.

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Дыхание (7 часов)
Цель: познакомить с органами дыхания, болезнями дыхания и их предупреждением Задачи: уметь называть органы дыхательной системы, значение органов дыхания развивать умение сравнивать, делать простейшие выводы
формировать знания об охране окружающей среды

26

Значение дыхания

1



Дыхательные пути, лёгочные пузырьки, Р.т. № 66-69.

Продукты распада, углекислый газ, кислород, слизь, микробы

Органы дыхания у животных.

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;


Развивать умение находить черты сходства и различия.

Знать/понимать:

-термины: дыхательные пути, голосовые связки, голосовая щель, лёгочные пузырьки, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, грипп, искусственное дыхание, массаж сердца;

-значение органов дыхания;

-Какую роль играет кровеносная система в обмене газов?

-заболевания передающиеся через воздух и как предохранить себя от заражения;

-влияние физических нагрузок на организм;


Уметь:

-называть и находить органы дыхания на рисунках, схемах;

-объяснять движение грудной клетки и диафрагмы при вдохе и выдохе;

-составлять план прочитанного;

-делать искусственное дыхание и наружный массаж сердца;

ЛУД

выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;

Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение

ПУД

умение использовать зна­ния о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;


27

Органы дыхания, их строение и функции.

1



голосовые связки, голосовая щель.



умение самостоятельно приобретать знания;



28

Голосовой аппарат Газообмен в лёгких и тканях

1



Обмен газов.
Р.т. № 70 ПР «Подсчёт дыхательных движений в состоянии покоя и после 15 приседаний»

Капилляры, лёгочные
артерии,

углекислый газ

Система органов дыхания.

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;


Развивать умение
сравнивать и делать
‚,
простейшие выводы

29

Необходимость чистого воздуха для дыхания

1



Вдох, выдох,
диафрагма


Межрёберные мышцы, рёбра, легкие

Процессы в лёгких при вдохе и выдохе

умение самостоятельно приобретать знания;


Развивать наблюдательность и делать простейшие выводы

30

Болезни, передаваемые через воздух

1



Грипп
Р.т. № 77.79

Болезни, передаваемые
воздушно-
капельным путём

Влияние табачного дыма на здоровье.

умение работать с разными источниками информации;


Учить устанавливать простейшие закономерности и делать выводы.


31

Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания

1



Р.т. 80 - 81

Вред алкоголя и табачного дыма на органы дыхания

Значение дыхания

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать умение пользоваться дополнительной литературой.


Пищеварение (9 часов).
Цель: дать представление о значении и составе пищи, познакомить с органами пищеварительной системы.
Задачи: познакомить учащихся с составом пищи, строении зубов, процессом пищеварения в желудке, кишечнике; формировать знания о предупреждении
болезней желудочно-кишечного тракта и глистных заболеваний;
Развивать умение анализировать жизненные ситуации и делать простейшие выводы умение самостоятельно приобретать знания;

32


Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины

1



Питательные вещества.
Р.т. 1Ч283-85

Пища, сокращение мышц, белки, жиры, углеводы, минеральные соли

Питание растений и животных. Состав клетки.

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать умение находить черты сходства и различия.
.

Знать/понимать:



-термины: питательные вещества, пищеварение, пищеварительные соки, слюнные железы, соляная кислота, желудочный сок, желчь, поджелудочная железа,



кулинарная обработка,

глисты;



-продукты растительного и животного происхождения;



-состав пищи;



-органы пищеварения и их значение;



- строение и виды зубов;



-правила ухода за зубами;



-причины желудочно-кишечных заболеваний;



-порядок оказания 1-ой помощи при пищевых отравлениях;



-о вредном влияние курения и алкоголя на органы пищеварения;



-основные санитарно-гигиенические правила;



Уметь:


-называть и показывать органы пищеварения на рисунках;


- составлять план изучаемого материала;


-соблюдать санитарно-гигиенические правила;

ЛУД

выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;

РУД

Оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности

ПУД

умение пользоваться простыми навыками самоконтроля

самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять правила рационального питания;

КУД

умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию;

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


33

Органы пищеварения.

1



Пищеварение, пищеварительные соки. Р.т. 86-87

печень, глотка, ротовая полость, кишечник

Органы
пищеварения животных.
Значение пищи.

умение самостоятельно приобретать знания;


Развивать умение давать аргументированные ответы.

ЛБУД: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию

34

35

Пищеварение в ротовой полости

2



Шейка, корень

ПР «Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле»

ДО «Действие желудочного сока на белки»

Значение и строение зубов. Откусывание, пережёвывание



умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;


Расширять кругозор учащихся

ПБУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

36

Пищеварение в желудке.

1



Желудочный сок, соляная кислота. Р.т. № 95-9б

Желудок, кишечник

Обработка пищи в ротовой полости.

умение быть коммуникабельным, контактным.


Продолжать
развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником.

КБУД:

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

ЛУД

готовность следовать в своей деятельности нормам

здоровьесберегающего поведения;

37

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь

1



Тонкая и толста кишка, печень, желчь, поджелудочная железа. Р.т. №97-98.

Переваривание пищи в кишечнике

Обработка пищи в желудке.

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Пополнять активный словарь.

38

Гигиена питания.

1



Кулинарная обработка, аппетит
Р.т. М 99-100.

Питательные вещества, продукты животного и растительного происхождения

Пищеварение

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать умение использовать знания на
практике.

РБУД: формировать умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала

39

Предупреждение
желудочно-кишечных и глистных заражений.

1



Р.т. № 103-104

Глисты, микробы, дизентерия

Значение
пищеварения.

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать умение использовать знания на практике.

ЛБУД: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию

40

Предупреждение пищевых отравлений.

1



Р.т. № 107-108.

Ботулизм, недоброкачественные продукты

Пищеварительная система

умение самостоятельно приобретать знания;


Расширять кругозор учащихся

ПБУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

Почки (2 часа).
Цель: познакомить со строением почек, их значением
Задачи: познакомить с системой органов, образующих мочевыделительную систему; формировать умение предупреждать почечные заболевания
развивать наблюдательность

43


Кожа человека и её значение

1



Наружный и внутренние слои, жир, клетчатка, сальные железы.
Р.т №113-115.

Покров тела, кровеносные сосуды
.

Системы органов

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать познавательные способности.

Знать/понимать:

-термины: сальные и потовые железы, теплорегуляция, ожог, обморожение;

-строение и значение кожи;

-меры 1-ой помощи при обморожении и ожогах;

-правила закаливания;

-требования к гигиене одежды и обуви;

-Как предохранить себя от солнечного и теплового удара?

-Как ухаживать за кожей, ногтями, волосами?

Уметь:

-называть и находить на рисунке основные части кожи;

- составлять план изучаемого материала;

-называть гигиенические требования к коже;

ЛБУД: формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию

ПБУД: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи



КБУД:

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



РБУД: формировать умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала

.

44

Роль кожи в терморегуляции.

1


:

Терморегуляция.
Р.т.№116

Кровеносные сосуды, тепловой удар, головокружение

Системы органов

умение самостоятельно приобретать знания;


Развивать умение работать со схемами.

45

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах; ожогах, обморожении.

1



Тепловой удар, ожог, обморожение.
Р.т. 117

Массаж, искусственное дыхание

Значение кожи

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;


Развивать умение применять знания на практике.

46

Закаливание
организма человека.

1



Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры
Р.т. № 119

Солнечные ванны, гимнастика

Факторы здоровья человека

умение быть коммуникабельным, контактным.


Развивать практические умения и навыки.

47

Гигиена кожи и
гигиенические требования
к одежде.

1



Р.т. № 120-121

Кровообращение стопы

Значение кожи

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать практические умения и навыки.

Нервная система (6часов).
Цель: Познакомить учащихся со строением нервной системы, её значением Задачи: познакомить со строением головного и спинного мозга
формировать понятие о режиме дня и его роли в жизни человека развивать познавательные способности

48

Строение и значение нервной системы.

1



Возбудимость, проводимость, рефлекторная дуга, рефлекс.
Р.т. № 122-123

Сердце, лёгкие, спинной мозг

Системы органов и их значение.

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать познавательные способности.

Знать/понимать:

-термины: возбудимость, проводимость, головной и спинной

мозг, нервы, рефлекс, белое и серое вещество, продолговатый мозг, мозжечок, извилины, кора больших полушарий головного мозга;

-строение и значение нервной системы и её отделов;

-о вредном влиянии никотина и алкоголя на нервную систему;

-Какое значение имеет соблюдение

режима дня?


ЛУД

выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;

49

Головной мозг

1



Р.т. 125-127

Правое и левое полушарии


умение самостоятельно приобретать знания;


Продолжать развивать умение и навыки работы с учебником и таблицами.

50

Спинной мозг.

1


.

Белое и серое вещество. Р.т. 124-128

Нервные клетки, нервные
окончания,
спинной мозг

Строение позвоночника

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;


Продолжать развивать умение и навыки работы с учебником и таблицами.

51

Гигиена умственного труда

1




Утомляемость, головной мозг

Значение и функции нервной системы

умение быть коммуникабельным, контактным.


Развивать процессы дифференциации.

Уметь:

-называть и находить основные отделы нервной системы на рисунке;

-называть основные требования к организации сна;

Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение

52

Сон и его значение

1



сновидения

Головной мозг, сердцебиение


умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать практические умения и навыки.

ПУД

умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

53

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

1



Наркотические вещества, алкоголизм.
Р.т.№128

Алкоголь, наркотики, самоконтроль

Значение нервной системы.

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Продолжать развивать умение работать с учебником и схемами.

Органы чувств (7 часов).
Цель: познакомить с органами чувств человека, их значением
Задачи: познакомить с органами зрения, слуха, осязания, обоняния
формировать умение предупреждать глазные болезни, болезни органов слуха развивать процессы дифференциации, воспитывать внимание и заботу к своему здоровью

54

Значение органов чувств

1



Зрение, осязание, слух, вкус
Р.т. № 129

Глаз, ухо, язык, нос, рот

Нервная система

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать практические умения и навыки.

Знать/понимать:

-термины: органы чувств, зрение, осязание, слух, вкус, глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка, близорукость, дальнозоркость, барабанная перепонка, улитка, наружное, среднее и внутреннее ухо, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса, вкусовой сосочек;

-значение органов чувств;

-причины близорукости;

-Как предупредить развитие близорукости?

Уметь: -называть и находить на рисунке и на своём теле органы чувств, их части и отделы;

- ухаживать за ушами

ЛУД

выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

55

56

Строение, функции, гигиена органов зрения

2



Глазное яблоко, роговица, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, хрусталик.
Р.т. № 130, 131, 132 ЛР «Орган зрения»

Глаз и его строение Веки, ресницы, слёзы, брови Близорукость, дальнозоркость.

Нервная система

умение самостоятельно приобретать знания;


Развивать практические умения и навыки.

57

Строение органа слуха

1



Наружное, среднее, внутреннее ухо. Барабанная перепонка.
Р.т. № 133-134 ЛР «Орган слуха»

Строение уха

Нервная система

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;


Развивать умение обобщать и делать простейшие выводы

ЛУД

у становка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках;

Понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение

58

Предупреждение нарушения слуха.

1



Наружное, среднее, внутреннее ухо. Барабанная перепонка.

Ушная раковина, инородное тело

Строение уха.

умение быть коммуникабельным, контактным.


Развивать практические умения и навыки.

59

60

Органы осязания, обоняния, вкуса.

2



Вкусовой сосочек. ЛР «Кожная чувствительность» «Орган обоняния», «Орган вкуса».

Кожа, нервные окончания, головной мозг

Строение и значение кожи.

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать практические умения и навыки.

ПУД

Охрана здоровья человека в РФ (8 часов).
Цель: познакомить учащихся с системой здравоохранения в РФ, мерами, направленными на охрану здоровья человека
Задачи: познакомить с основными направлениями охраны труда, мерами социальной поддержки граждан расширять кругозор учащихся, умение делать простейшие выводы;
воспитывать интерес к предмету.

61

Система
здравоохранения в РФ

1



Профилактические прививки



умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Расширять кругозор учащихся

Знать/понимать:

-названия медицинских учреждений и их назначение,

-особенности платной, бесплатной и страховой медицины;

-Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

-основные санитарно-гигиенические правила;


Уметь:

-анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье;

соблюдать санитарно-гигиенические правила; применять приобретённые знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

ЛУД

готовность следовать в своей деятельности нормам

здоровьесберегающего поведения;

62

Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха.

1



Гражданские права

Производительность труда, отпуск, пенсия

Утомляемость истощаемость нервной систем

умение самостоятельно приобретать знания;

Развивать процесс припоминания

63

Медицинская помощь

1



Страховой полис, поликлиника

Система страховой медицины

Первая помощь при различных травмах

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать практические умения и навыки.

64

Социальное
обеспечение по старости и потере
трудоспособности

1



Бюллетень

Соцпакет, пособие, его назначение и размеры


умение быть коммуникабельным, контактным.

Развивать познавательные способности.

ПУД

формировать умение извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текста, таблиц;

65

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда)

1




Действие окружающей среды на систему органов и здоровье человека в целом

Утомляемость истощаемость нервной систем

умение быть коммуникабельным, контактным, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях.

Развивать практические умения и навыки.

66

Болезни цивилизации. Меры профилактики

1



Герпес, онкология, ВИЧ – инфекции.


Строение органов зрения и слуха; кожа и её значение

умение применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем;

Развивать практические умения и навыки.

КУД

умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

67

68

Обобщение пройденного

2






умение быть коммуника бельным, контактным, гибко адаптироваться в измен-ся жизненных ситуациях.

Развивать процессы припоминания, умение обобщать, делать простейшие выводы.

3.9. Ресурсное обеспечение рабочей программы



Информационно-методическое обеспечение

Для учителя

Для обучающихся

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2014.- Сб. 1;

Сивоглазов В.И. Естествознание (Человек). Учебник для 9 класса вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1994.


Электронные уроки и тесты // «1С:Школа Биология, 8класс». - ЗАО «1С», 2007.

Сивоглазов В.И., Кораблёва Н.Г. Рабочая тетрадь по естествознанию. /Приложение к учебнику «Естествознание» (человек) 9 класс вспомогательной школы/

Интерактивные творческие задания «Биология (7-9)». – ЗАО «Новый Диск»

Таблицы по анатомии и физиологии

Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.: Просвещение, 2010

Интерактивная энциклопедия «Моё тело (анатомия и физиология человека)». – Dorling Kindersley, 1997 – 2006.










57



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!