СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска



Обсуждено на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 29 августа 2019г.

Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./


Согласовано с зам. директора

по УВР

Протокол МС №1

От 29 августа 2019г.

Председатель МС

________/ Кудрявцева В.В./



Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска

_____________ Новикова О.Е.

Приказ №282 от 30.08.19г.












Рабочая программа

по БИОЛОГИИ

6 класс


Форма обучения – очная

Уровень образования – основное общее образование


на 2019---2020--- учебный год


















Составитель:

учитель биологии

без квалификационной категории

Завалеева Марина Владимировна





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • ФГОС основного общего образования;

  • Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;

  • Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;

  • Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ

  • Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

  • Положения о порядке разработки рабочих программ.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК


Программа

Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

Учебник

Биология. 6 классы: учебник/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Академкнига/Учебник, 2016. – 240 с.

Книга для учителя

Лапшина В.И. Биология. 6 класс: методическое пособие.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

На изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов.


Класс

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Всего

6

1



1


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  • Соблюдение правил поведения в природе;

  • Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

  • Развитие эстетического восприятия живой природы;

  • Формирование ответственного отношения к учению и труду;

  • Формирование познавательного интереса к изучению предмета;

  • Развитие навыков обучения;

  • Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;

  • Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

Метапредметные результаты

  • Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;

  • Составлять план работы;

  • Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

  • Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

  • Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

  • Работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • Составлять план ответа;

  • Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;

  • Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;

  • Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.

Предметные результаты

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Введение (1 ч)

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (6 ч)

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и

функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Лабораторные и практические работы

Химический состав растительных организмов.

Строение растительной клетки.

Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.



Тема 2. Многообразие живых организмов (8 ч)

Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения

клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Лабораторные и практические работы

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Строение цветка.

Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.

Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 ч)

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение.

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.

Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

Лабораторные и практические работы

Изучение роли воздуха в прорастании семян.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 ч)

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры,

влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей

экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.

Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.

ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

1. Организация живого уголка в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).

2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в домашних условиях конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.

3. Организация аквариума с беспозвоночными обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).

4. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.

5. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.

6. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.

7. Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).

8. Исследование «Кто живет в почве?»

9. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

По авторской программе 35 ч. (1ч. в неделю). В данную программу 6 класса были внесены следующие изменения.

Резервное время (7 часов) было распределено: 6 часов на уроки повторения и обобщения по темам, это позволит обучающимся закрепить свой знания и навыки по данным темам и выявить уровень знаний и умений, обучающихся и 1 час на биологическую викторину «Что мы узнали за год».

п/п

Темы

Кол-во часов

По авторской программе

По

рабочей программе

1.

Введение

1

1

2.

Общая характеристика живых организмов

4

6

3.

Многообразие живых организмов

7

8

4.

Основные жизненные функции организмов

11

12

5.

Организмы и окружающая среда.

5

8


Резервное время

7



Итого

35

35





























КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

в теме

Тема урока

6а класс

6б класс

Примечание

Дата проведения

Дата проведения

Планир

Фактич

Планир

Фактич


1

1

Введение. Биология-наука очень нужная






Тема 1. Общая характеристика живых организмов ( 6 часов )


2

1

Чем живое отличается от неживого.






3

2

Химический состав живого организма.

Лабораторная работа № 1 «Химический состав растительных организмов»






4

3

Клетка – основа жизни.

Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки»






5

4

Ткани. Органы. Системы органов.

Лабораторная работа № 3 «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии»






6

5

Урок обобщающего повторения по теме «Общая характеристика живых организмов»






7

6

Контрольная работа №1 по теме

«Общая характеристика живых организмов»






Тема 2. «Многообразие живых организмов» ( 8 часов )


8

1

Систематика живых организмов






9

2

Основные царства живой природы






10

3

Бактерии

Лабораторная работа № 4 «Строение бактерий на примере сенной палочки»






11

4

Растения

Лабораторная работа №5 «Строение цветка»






12

5

Животные

Практическая работа № 1 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»






13

6

Грибы






14

7

Биология – наука о живых организмах






15

8

Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов».






Тема 3. Основные жизненные функции организмов ( 12 часов )


16

1

Питание и пищеварение






17

2

Дыхание

Практическая работа № 2 «Изучение роли воздуха в прорастании семян»






18

3

Транспорт веществ

Практическая работа № 3 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»






19

4

Выделение






20

5

Обмен веществ и преобразование энергии






21

6

Скелет – опора организма.






22

7

Движение






23

8

Размножение (бесполое)






24

9

Размножение (половое)






25

10

Рост и развитие организмов






26

11

Урок обобщающего повторения по теме «Основные жизненные функции организмов»






27

12

Контрольная работа № 3 по теме

«Основные жизненные функции организмов»






Тема 4. Организмы и окружающая среда ( 8 часов )


28

1

Среда обитания. Экологические факторы






29

2

Природные сообщества

Практическая работа №4

«Природные сообщества»






30

3

Значение живых организмов в природе






21

4

Человек и живые организмы






32

5

Охрана живых организмов и природных сообществ.

Промежуточная аттестационная работа






33

6

Урок обобщающего повторения по теме «Организм и окружающая среда»






34

7

Итоговая контрольная работа № 3 за курс 6 класса






35

8

Биологическая викторина

«Что мы узнали за год»








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf

2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,

3. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015

4. Зайцева И.С. Биология. 6 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!