Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска
Обсуждено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №1 от 29 августа 2019г. Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./ | Согласовано с зам. директора по УВР Протокол МС №1 От 29 августа 2019г. Председатель МС ________/ Кудрявцева В.В./ | Утверждаю директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска _____________ Новикова О.Е. Приказ №282 от 30.08.19г. |
Рабочая программа
по БИОЛОГИИ
6 класс
Форма обучения – очная
Уровень образования – основное общее образование
на 2019---2020--- учебный год
Составитель:
учитель биологии
без квалификационной категории
Завалеева Марина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
ФГОС основного общего образования;
Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;
Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;
Федерального перечня учебников, допущенных Минпросвещением РФ
Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.
Положения о порядке разработки рабочих программ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК
Программа | Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. |
Учебник | Биология. 6 классы: учебник/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Академкнига/Учебник, 2016. – 240 с. |
Книга для учителя | Лапшина В.И. Биология. 6 класс: методическое пособие. |
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
На изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Класс | Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Всего |
6 | 1 | | | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Соблюдение правил поведения в природе;
Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
Развитие эстетического восприятия живой природы;
Формирование ответственного отношения к учению и труду;
Формирование познавательного интереса к изучению предмета;
Развитие навыков обучения;
Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
Метапредметные результаты
Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;
Составлять план работы;
Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
Работать с текстом параграфа и его компонентами;
Составлять план ответа;
Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;
Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;
Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.
Предметные результаты
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Введение (1 ч)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (6 ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка — элементарная единица живого. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Лабораторные и практические работы
Химический состав растительных организмов.
Строение растительной клетки.
Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.
Тема 2. Многообразие живых организмов (8 ч)
Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения
клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.
Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Лабораторные и практические работы
Строение бактерий на примере сенной палочки.
Строение цветка.
Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (11 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение.
Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани.
Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Лабораторные и практические работы
Изучение роли воздуха в прорастании семян.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 4. Организмы и окружающая среда (5 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры,
влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей
экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.
Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Организация живого уголка в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).
2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в домашних условиях конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.
3. Организация аквариума с беспозвоночными обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).
4. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.
5. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.
6. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.
7. Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).
8. Исследование «Кто живет в почве?»
9. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
По авторской программе 35 ч. (1ч. в неделю). В данную программу 6 класса были внесены следующие изменения.
Резервное время (7 часов) было распределено: 6 часов на уроки повторения и обобщения по темам, это позволит обучающимся закрепить свой знания и навыки по данным темам и выявить уровень знаний и умений, обучающихся и 1 час на биологическую викторину «Что мы узнали за год».
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
По авторской программе | По рабочей программе |
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Общая характеристика живых организмов | 4 | 6 |
3. | Многообразие живых организмов | 7 | 8 |
4. | Основные жизненные функции организмов | 11 | 12 |
5. | Организмы и окружающая среда. | 5 | 8 |
| Резервное время | 7 | |
| Итого | 35 | 35 |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № в теме | Тема урока | 6а класс | 6б класс | Примечание |
Дата проведения | Дата проведения |
Планир | Фактич | Планир | Фактич | |
1 | 1 | Введение. Биология-наука очень нужная | | | | | |
Тема 1. Общая характеристика живых организмов ( 6 часов ) | |
2 | 1 | Чем живое отличается от неживого. | | | | | |
3 | 2 | Химический состав живого организма. Лабораторная работа № 1 «Химический состав растительных организмов» | | | | | |
4 | 3 | Клетка – основа жизни. Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки» | | | | | |
5 | 4 | Ткани. Органы. Системы органов. Лабораторная работа № 3 «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии» | | | | | |
6 | 5 | Урок обобщающего повторения по теме «Общая характеристика живых организмов» | | | | | |
7 | 6 | Контрольная работа №1 по теме «Общая характеристика живых организмов» | | | | | |
Тема 2. «Многообразие живых организмов» ( 8 часов ) | |
8 | 1 | Систематика живых организмов | | | | | |
9 | 2 | Основные царства живой природы | | | | | |
10 | 3 | Бактерии Лабораторная работа № 4 «Строение бактерий на примере сенной палочки» | | | | | |
11 | 4 | Растения Лабораторная работа №5 «Строение цветка» | | | | | |
12 | 5 | Животные Практическая работа № 1 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака» | | | | | |
13 | 6 | Грибы | | | | | |
14 | 7 | Биология – наука о живых организмах | | | | | |
15 | 8 | Контрольная работа №2 по теме «Многообразие живых организмов». | | | | | |
Тема 3. Основные жизненные функции организмов ( 12 часов ) | |
16 | 1 | Питание и пищеварение | | | | | |
17 | 2 | Дыхание Практическая работа № 2 «Изучение роли воздуха в прорастании семян» | | | | | |
18 | 3 | Транспорт веществ Практическая работа № 3 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | | | | | |
19 | 4 | Выделение | | | | | |
20 | 5 | Обмен веществ и преобразование энергии | | | | | |
21 | 6 | Скелет – опора организма. | | | | | |
22 | 7 | Движение | | | | | |
23 | 8 | Размножение (бесполое) | | | | | |
24 | 9 | Размножение (половое) | | | | | |
25 | 10 | Рост и развитие организмов | | | | | |
26 | 11 | Урок обобщающего повторения по теме «Основные жизненные функции организмов» | | | | | |
27 | 12 | Контрольная работа № 3 по теме «Основные жизненные функции организмов» | | | | | |
Тема 4. Организмы и окружающая среда ( 8 часов ) | |
28 | 1 | Среда обитания. Экологические факторы | | | | | |
29 | 2 | Природные сообщества Практическая работа №4 «Природные сообщества» | | | | | |
30 | 3 | Значение живых организмов в природе | | | | | |
21 | 4 | Человек и живые организмы | | | | | |
32 | 5 | Охрана живых организмов и природных сообществ. Промежуточная аттестационная работа | | | | | |
33 | 6 | Урок обобщающего повторения по теме «Организм и окружающая среда» | | | | | |
34 | 7 | Итоговая контрольная работа № 3 за курс 6 класса | | | | | |
35 | 8 | Биологическая викторина «Что мы узнали за год» | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
1. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с. http://www.akademkniga.ru/upload/iblock/540/05_09_bio_p.pdf
2. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник,
3. Лапшина В.И., Рокотова Д.И. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2015
4. Зайцева И.С. Биология. 6 класс: методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2015
23