Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Лесные озера»
___________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа
по биологии
9 класс
Составитель:
учитель биологии Липатова О.И.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана согласно:
- приказу Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12, 2015 г. №1577);
- основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ «Лесные озера»;
- программе по биологии для 5–11 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2016);
-учебному плану школы на 2021-2022 учебный год.
Содержание реализуется с помощью учебника «Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций» /И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова - М: Вентана- Граф, 2017г.
В соответствии с образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Биология» в 9 классе отводится 67 часов в год, 2 раза в неделю.
Цели и задачи рабочей программы
Цель: формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, помогающих им адаптироваться в социуме.
Задачи:
Ориентировать учащихся на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру.
Обеспечить учащихся равными возможностями для их последующего профессионального образования в соответствии с их способностями.
Ориентировать обучение учащихся на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла.
Развитие знаний о живой и неживой природе.
Формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении географии, химии, физики.
Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Повышение общеобразовательного уровня.
Практическое использование полученных знаний.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы, факты; гипотезы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
По окончании 9 класса обучающийся научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;
• приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
По окончании 9 класса обучающийся получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Общие биологические закономерности. 9 класс
Тема 1. Общие закономерности жизни (5ч.)
Биология — наука, исследующая жизнь. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни.
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10ч.)
Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.Химические вещества в клетке. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки.Строение клетки. Обмен веществ — основа существования клетки. Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке.Биосинтез углеводов — фотосинтез .Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Размножение клетки и её жизненный цикл. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз.
Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Лабораторная работа № 2«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17ч.)
Организм — открытая живая система (биосистема). Бактерии и вирусы. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе. Растительный организм и его особенности. Особенности полового размножения.
Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Многообразие растений и значение в природе. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Организмы царства грибов и лишайников. Специфические свойства грибов. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. Животный организм и его особенности. Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Многообразие животных. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Сравнение свойств организма человека и животных. Системы органов у человека : пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Размножение живых организмов. Типы размножения: половое и бесполое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Изучение механизма наследственности. Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме. Закономерности изменчивости . Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов.
Практическая работа № 1 «Решение задач на моногибридное скрещивание»
Практическая работа № 2 «Решение задач на дигибридное скрещивание»
Лабораторная работа № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»
Лабораторная работа № 4«Изучение изменчивости у организмов»
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20ч.)
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни. Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое. . Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы). . Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований. Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Предки человека. Ранние неоантропы — кроманьонцы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу.
Лабораторная работа № 5 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений»
Лабораторная работа № 6 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15ч.)
Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность. Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы. Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы
Лабораторная работа № 7 «Оценка качества окружающей среды»
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Число лабораторных, практических работ, экскурсий |
1. | Общие закономерности жизни | 5 | - |
2. | Закономерности жизни на клеточном уровне | 10 | 2 |
3. | Закономерности жизни на организменном уровне | 17 | 4 |
4. | Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 20 | 2 |
5. | Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 15 | 2 |
Итого: | 67 | 10 |
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Директор МБОУ СОШ «Лесные озера»
___________________ В.В.Николаева
К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н на 2021/2022 учебный год
Липатова Ольга Ивановна Биология 9Б класс
Ф.И.О. учителя предмет классы
Количество часов в неделю / год 2/67 Программа общеобразовательная
Базовый учебник И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций»
Ф.И.О. автора, название учебника
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Даты проведения |
по плану | факт | по плану | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Тема 1. Общие закономерности жизни | 5 | | | |
1. | Биология — наука о живом мире | 1 | | | |
2. | Методы биологических исследований | 1 | | | |
3. | Общие свойства живых организмов | 1 | | | |
4. | Многообразие форм жизни | 1 | | | |
5. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | 1 | | | |
| Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне | 10 | | | |
6. | Многообразие клеток Лабораторная работа №1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | 1 | | | |
7. | Химические вещества в клетке | 1 | | | |
8. | Строение клетки | 1 | | | |
9. | Органоиды клетки и их функции | 1 | | | |
10. | Обмен веществ — основа существования клетки | 1 | | | |
11. | Биосинтез белка в живой клетке | 1 | | | |
12. | Биосинтез углеводов — фотосинтез | 1 | | | |
13. | Обеспечение клеток энергией | 1 | | | |
14. | Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | 1 | | | |
15. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне» | 1 | | | |
| Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне | 17 | | | |
16. | Организм — от крытая живая система (биосистема) | 1 | | | |
17. | Бактерии и вирусы | 1 | | | |
18. | Растительный организм и его особенности | 1 | | | |
19. | Многообразие растений и значение в природе | 1 | | | |
20. | Организмы царства грибов и лишайников. | 1 | | | |
21. | Животный организм и его особенности | 1 | | | |
22. | Многообразие животных | 1 | | | |
23. | Сравнение свойств орга низма человека и животных | 1 | | | |
24. | Размножение живых организмов | 1 | | | |
25. | Индивидуальное развитие организмов | 1 | | | |
26. | Образование половых клеток. Мейоз | 1 | | | |
27. | Изучение механизма наследственности | 1 | | | |
28. | Основные закономерности наследственности организмов | 1 | | | |
29. | Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» | 1 | | | |
30. | Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 | | | |
31. | Основы селекции организмов | 1 | | | |
32. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» | 1 | | | |
| Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле | 20 | | | |
33. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания | 1 | | | |
34. | Современные представления о возникновении жизни на Земле | 1 | | | |
35. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | | | |
36. | Этапы развития жизни на Земле | 1 | | | |
37. | Идеи развития органического мира в биологии | 1 | | | |
38. | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | 1 | | | |
39. | Современные представления об эволюции органического мира | 1 | | | |
40. | Вид, его критерии и структура | 1 | | | |
41. | Процессы образования видов | 1 | | | |
42. | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | 1 | | | |
43. | Основные направления эволюции | 1 | | | |
44. | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | 1 | | | |
45. | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | | | |
46. | Человек — представитель животного мира | 1 | | | |
47. | Эволюционное происхождение человека | 1 | | | |
48. | Ранние этапы эволюции человека | 1 | | | |
49. | Поздние этапы эволюции человека | 1 | | | |
50. | Человеческие расы, их родство и происхождение | 1 | | | |
51. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | 1 | | | |
52. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | 1 | | | |
| Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 15 | | | |
53. | Условия жизни на Земле | 1 | | | |
54. | Общие законы действия факторов среды на организмы | 1 | | | |
55. | Приспособленность организмов к действию факторов среды | 1 | | | |
56. | Биотические связи в природе | 1 | | | |
57. | Популяции | 1 | | | |
58. | Функционирование популяций в природе | 1 | | | |
59. | Природное сообщество — биогеоценоз | 1 | | | |
60. | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | 1 | | | |
61. | Развитие и смена биогеоценозов | 1 | | | |
62. | Многообразие биогеоценозов(экосистем) | 1 | | | |
63. | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | | | |
64. | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» | 1 | | | |
65. | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | 1 | | | |
66. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | 1 | | | |
67. | Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класс | 1 | | | |
Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель ____________________
подпись
Заключение зам. директора по УВР ____________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
подпись
12