СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательная.

Базовый учебник И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Лесные озера»

___________________________________________________________________________________________________________________









Рабочая программа

по биологии

9 класс













Составитель:

учитель биологии Липатова О.И.







2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Программа разработана согласно:

- приказу Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12, 2015 г. №1577);

- основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ «Лесные озера»;

- программе по биологии для 5–11 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2016);

-учебному плану школы на 2021-2022 учебный год.

Содержание реализуется с помощью учебника «Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций» /И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова - М: Вентана- Граф, 2017г.

В соответствии с образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Биология» в 9 классе отводится 67 часов в год, 2 раза в неделю.


Цели и задачи рабочей программы

Цель: формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, помогающих им адаптироваться в социуме.

Задачи:

  • Ориентировать учащихся на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру.

  • Обеспечить учащихся равными возможностями для их последующего профессионального образования в соответствии с их способностями.

  • Ориентировать обучение учащихся на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

  • Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла.

  • Развитие знаний о живой и неживой природе.

  • Формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении географии, химии, физики.

  • Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

  • Повышение общеобразовательного уровня.

  • Практическое использование полученных знаний.




Планируемые результаты


Личностными результатами являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, аргументы, факты; гипотезы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


Предметные результаты:

По окончании 9 класса обучающийся научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;

• приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

• выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.


По окончании 9 класса обучающийся получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.



































Содержание учебного предмета

Общие биологические закономерности. 9 класс

Тема 1. Общие закономерности жизни (5ч.)

Биология — наука, исследующая жизнь. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10ч.)

Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.Химические вещества в клетке. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки.Строение клетки. Обмен веществ — основа существования клетки. Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке.Биосинтез углеводов — фотосинтез .Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Размножение клетки и её жизненный цикл. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз.

Лабораторная работа 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

Лабораторная работа № 2«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17ч.)

Организм — открытая живая система (биосистема). Бактерии и вирусы. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе. Растительный организм и его особенности. Особенности полового размножения.

Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Многообразие растений и значение в природе. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Организмы царства грибов и лишайников. Специфические свойства грибов. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. Животный организм и его особенности. Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Многообразие животных. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Сравнение свойств организма человека и животных. Системы органов у человека : пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Размножение живых организмов. Типы размножения: половое и бесполое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Изучение механизма наследственности. Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме. Закономерности изменчивости . Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов.

Практическая работа 1 «Решение задач на моногибридное скрещивание»

Практическая работа 2 «Решение задач на дигибридное скрещивание»

Лабораторная работа 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

Лабораторная работа 4«Изучение изменчивости у организмов»

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20ч.)

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни. Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое. . Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы). . Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований. Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Предки человека. Ранние неоантропы — кроманьонцы. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу.

Лабораторная работа 5 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений»

Лабораторная работа 6 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15ч.)

Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность. Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы. Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы

Лабораторная работа № 7 «Оценка качества окружающей среды»

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»





Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Число лабораторных, практических работ, экскурсий

1.

Общие закономерности жизни

5

-

2.

Закономерности жизни на клеточном уровне

10

2

3.

Закономерности жизни на организменном уровне

17

4


4.

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

2



5.

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15

2


Итого:

67

10





























У Т В Е Р Ж Д А Ю

Директор МБОУ СОШ «Лесные озера»

___________________ В.В.Николаева


К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н на 2021/2022 учебный год


Липатова Ольга Ивановна Биология 9Б класс

Ф.И.О. учителя предмет классы

Количество часов в неделю / год 2/67 Программа общеобразовательная

Базовый учебник И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций»

Ф.И.О. автора, название учебника

п/п

Тема

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

факт

по плану

факт

1

2

3

4

5

6


Тема 1. Общие закономерности жизни

5




1.

Биология — наука о живом мире

1




2.

Методы биологических исследований

1




3.

Общие свойства живых организмов

1




4.

Многообразие форм жизни

1




5.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1





Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне

10




6.

Многообразие клеток Лабораторная работа №1«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»

1




7.

Химические вещества в клетке

1




8.

Строение клетки

1




9.

Органоиды клетки и их функции

1




10.

Обмен веществ — основа существования клетки

1




11.

Биосинтез белка в живой клетке

1




12.

Биосинтез углеводов — фотосинтез

1




13.

Обеспечение клеток энергией

1




14.

Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа №2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1




15.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»

1





Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне

17




16.

Организм — от крытая живая система (биосистема)

1




17.

Бактерии и вирусы

1




18.

Растительный организм и его особенности

1




19.

Многообразие растений и значение в природе

1




20.

Организмы царства грибов и лишайников.

1




21.

Животный организм и его особенности

1




22.

Многообразие животных

1




23.

Сравнение свойств орга низма человека и животных

1




24.

Размножение живых организмов

1




25.

Индивидуальное развитие организмов

1




26.

Образование половых клеток. Мейоз

1




27.

Изучение механизма наследственности

1




28.

Основные закономерности наследственности организмов

1




29.

Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

1




30.

Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»

1




31.

Основы селекции организмов

1




32.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

1





Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20




33.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

1




34.

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1




35.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1




36.

Этапы развития жизни на Земле

1




37.

Идеи развития органического мира в биологии

1




38.

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1




39.

Современные представления об эволюции органического мира

1




40.

Вид, его критерии и структура

1




41.

Процессы образования видов

1




42.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

1




43.

Основные направления эволюции

1




44.

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1




45.

Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

1




46.

Человек — представитель животного мира

1




47.

Эволюционное происхождение человека

1




48.

Ранние этапы эволюции человека

1




49.

Поздние этапы эволюции человека

1




50.

Человеческие расы, их родство и происхождение

1




51.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1




52.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1





Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15




53.

Условия жизни на Земле

1




54.

Общие законы действия факторов среды на организмы

1




55.

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1




56.

Биотические связи в природе

1




57.

Популяции

1




58.

Функционирование популяций в природе

1




59.

Природное сообщество — биогеоценоз

1




60.

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1




61.

Развитие и смена биогеоценозов

1




62.

Многообразие биогеоценозов(экосистем)

1




63.

Основные законы устойчивости живой природы

1




64.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды»

1




65.

Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»

1




66.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1




67.

Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класс

1





Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель ____________________

подпись

Заключение зам. директора по УВР ____________________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

подпись



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!