СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета "Биологии" предназначена для учащихся коррекционного  класса VIII  вида с 6 по 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» предназначена для учащихся коррекционного класса 8 вида с 6 по9 класс и разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, автор Воронкова В.В. М.: Гуманитарный издательский центр « Владос» 2017. Учебник Биология Человек 9 класс автор Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. М.: «Просвещение» 2018., Биология Животные 8 класс автор А.И. Никишов, А.В. Теремов М. «Просвещение» 2018, Биология Неживая природа 6 класс автор А.И. Никишов .«Просвещение 2017.

В программе с 6 по 9 класс по биологии предусматривается сообщение элементарных сведений о строении растений, животных, человека, о классификации и их многообразии. Курс включает разделы: Неживая природа(6 класс) , Животные (8 класс) , Человек (9 класс).

Основными задачами являются:

1. Сообщение учащимся знаний о неживой природы, о строение и жизни растений , животных , организме человека и его здоровье;

2. Формирование правильного понимания природных явлений, дождь , снег , ветер , туман.

3.Формирование экологического воспитания, бережного отношения к природе.

4.Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений и уход за ними,уход за домашними животными.

5.Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание биологии в специальной ( коррекционной) школе 8 вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе обучения необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязи.

В 6 классе учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни животных.

В 9 классе учащиеся изучают строение, жизнедеятельность человека. Получают сведения о правильном питании , гигиене, о вреде вредных привычек.

Для проведения занятий необходимо иметь оборудования и наглядные пособия.


Содержание

6 класс (70ч)

Введение.

Живая и неживая природа. Предметы и явления.

Для чего нужно изучать природу.

Вода.

Вода в природе. Свойства воды . Способность воды растворять твердые вещества. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Экологические проблемы воды.


Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении

  2. Расширение воды при замерзании

  3. Растворение соли, сахара в воде

  4. Очистка мутной воды


Практические работы:

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой.

Определение чистоты воды ближайшего водоема.


Воздух.

Свойства воздуха: прозрачность , бесцветность , упругость.

Теплопроводность.

Расширение воздуха при нагревании и сжатии при охлаждении.

Состав воздуха: кислород , углекислый газ , азот.

Свойства кислорода. Применение в медицине.

Углекислый газ и его свойства. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси воздуха.

Экологические проблемы воздуха.

Демонстрация опытов:

  1. Объем воздуха в какой-либо емкости

  2. Упругость воздуха

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок.

Глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства . Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь.

Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Нефть.

Внешний вид и свойства. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин , керосин.

Природный газ.

Свойства газа. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль.

Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металла.

Железная и медная руды.

Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд.

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых.

Демонстрация опытов.

  1. Определение свойств полезных горючих ископаемых: торфа и каменного угля (хрупкость , влагоемкость ).

  2. Определение свойств черных и цветных металлов.

Практическая работа.

Распознавание черных и цветных металлов.

Почва.

Почва- верхний плодородный слой Земли. Состав почвы. Минеральная и органическая части почвы. Перегной. Виды почв. Основное свойство почвы- плодородие. Местные типы почв. Обработка почвы. Значение почвы. Экологические проблемы.

Демонстрация опытов

1) Обнаружение в почве песка и глины.

2) Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать её.

Практические работы

Обработка почвы на пришкольном участке.

Экскурсия. Выполнение почвенного разреза.

Резерв. Повторение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащие должны знать:

  1. Отличительные признаки твердых тел, жидкости и газа.

  2. Характерные признаки полезных ископаемых, почвы.

  3. Свойства твердых, жидких, газообразных тел.

  4. Текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь :

  1. Обращаться с простым лабораторным оборудованием.

  2. Определять температуру воды и воздуха.

  3. Проводить обработку почвы на пришкольном участке.

8 класс (70 ч)

Животные

Введение Многообразие животного мира. Места обитания животных. Значение животных. Охрана животных. Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета. Черви. Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Круглые черви – паразиты человека. Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид, питание. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание. Внешний вид. Роль насекомых в природе.

Бабочка капустница (ее гусеница), майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения, размножение. Вред приносимый этими насекомыми. Меры борьбы.

Пчела – полезные в хозяйственной деятельности человека. Внешнее строение, образ жизни, питание, способ передвижения, размножения. Пчелиная семья и её жизнь.

Экскурсия. Наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных : наличие позвоночника.

Рыбы . Общие признаки рыб. Среда обитания . Речные и морские рыбы . Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение рыб.

Земноводные.

Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Жабы, особенности строения и образ жизни. Значение охраны земноводных.

Пресмыкающие.

Общие признаки. Внешние строение, питание, дыхание. Размножение. Строение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы.

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Особенности образа жизни. Экологические группы птиц. Значение и охрана птиц. Домашние птицы. Птицеводство.

Млекопитающие.

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки внешнее строение, скелет, мышцы, нервная система, внутренние органы.

Грызуны: мышь , белка, бобр.

Общие признаки грызунов. Образ жизни, питание, размножение . Их значение и охрана. Зайцеобразные : заяц – беляк Заяц русак, кролик домашний. Образ жизни , питание, размножение. Значение их и охрана.

Хищные звери: волк, медведь, рысь.

Общие признаки. Образ жизни, питание, размножение . Их значение и охрана.

Пушные звери: лисица, соболь, норка.

Образ жизни. Разведение на зверофермах

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные6 тюлень, морж, морской котик.

Общие признаки. Отличительные особенности. Охрана морских зверей.

Китообразные : кит, дельфин.

Общие признаки, внешнее строение, питание, передвижение, вскармливание детенышей, дыхание. Значение их и охрана.

Парнокопытные животные.

Травоядные: лоси, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида.

Непарнокопытные животные : лошади , ослы, зебры .Особенности внешнего вида, передвижения, питание.

Приматы.

Общая характеристика.

Мартышки. Макаки, гориллы. Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие.

Корова, овца, верблюд, домашняя свинья, домашняя лошадь. Внешний вид. Особенность строения, уход, выращивание потомства.

Обобщающиеся занятие.

Признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды.

Экскурсия. Наблюдения за поведением животных.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны знать:

1). Основные отличия животных от растений

2). Места обитания, образ жизни и поведения животных в своей местности.

3). Основные требования ухода за домашними животными.


Учащиеся должны уметь:

1). Узнавать изученных животных

2). Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания.

3). Проводить несложный уход за сельскохозяйственными животными.

4). Рассказывать о своих питомцах.


9 класс (68 ч)


Человек

Введение

Место человека среди млекопитающих в живой природе. Черты сходства и различия.

Общий обзор организма человека.

Общее знакомство с организмом человека. Органы и системы органов.

Демонстрация торса человека.

Опоры тела и движения.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах костей.

Мышцы. Работа мышц.

Демонстрация скелета человека.

Кровь и кровообращение.

Значение крови и кровообращения. Состав крови , плазма крови.

Органы кровообращения: сердце, сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце. Его строение и работа. Пульс. Первая помощь при кровотечениях.


Лабораторные работы.

1). Микроскопическое строение крови

2). Подсчет частоты пульса

Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания.

Пищеварение.

Значение пищеварения. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь.

Гигиена питания.


Демонстрация опытов.

1). Обнаружение крахмала в картофеле.

2). Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3). Действие слюны на крахмал.

4). Действие желудочного сока на белки.

Почки.

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа.

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязание, выделение пота и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи.

Первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении .

Нервная система

Строение и значение нервной системы.

Сон и его значение.

Органы чувств.

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органов зрения. Строение органов слуха. Органы обоняния и вкуса.

Охрана здоровья человека в России.

Система здравоохранения в Российской Федерации. Организация отдыха. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество.

Воздействие окружающей среды на здоровье человека. Болезни цивилизации: герпес , онкология, ВИЧ-инфекция. Меры профилактики.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.


Учащиеся должны знать:

1). Названия, строение и расположение основных органов организма человека.

2). Элементарные представления о функциях основных органов и их систем

3). Влияние физических нагрузок на организм

4). Вредное влияние вредных привычек.

5). Основные санитарно-гигиенические правила.


Учащиеся должны уметь:

1).Применять приобретенные знания в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

2). Соблюдать санитарно-гигиенические правила



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

6 класс




Тема урока

Количество часов

Общее знакомство с природой. 3 часа.

1

Неживая и живая природа.

2

Твердые тела, жидкости и газы.

3

Для чего изучают природу.

Вода.17 часов.

4

Вода в природе.

5

Вода- жидкость.

6

Температура воды и ее измерение.

7

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении.

8

Изменение состояния воды при замерзании.

9

Лед – твердое тело.

10

Превращение воды в пар.

11

Кипение воды.

12

Три состояния воды в природе.

13

Вода растворитель.

14

Водные растворы и их использование.

15

Водные растворы в природе.

16

Нерастворимые в воде вещества.

17

Чистая и мутная вода.

18

Питьевая вода.

19

Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.

20

Контрольная работа по теме «Что мы узнали о воде».

Воздух. 15 часов.

21

Воздух в природе.

22

Воздух занимает место.

23

Воздух сжимаем и упруг.

24

Воздух – плохой проводник тепла.

25

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

26

Теплый воздух легче холодного.

27

Движение воздуха в природе.

28

Состав воздуха.

29

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека.

30

Углекислый газ.

31

Применение углекислого газа.

32

Значение воздуха.

33

Чистый и загрязненный воздух.

34

Охрана воздуха.

35

Контрольная работа по теме «Что мы узнали о воздухе».

Полезные ископаемые. 21 час.

36

Что такое полезные ископаемые.

37

Полезные ископаемые, используемые в строительстве.

38

Гранит.

39

Известняки.

40

Песок и глина.

41

Горючие полезные ископаемые.

42

Торф.

43

Каменный уголь.

44

Нефть.

45

Природный газ.

46

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения.

47

Калийная соль.

48

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения.

49

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

50

Железные руды.

51

Черные металлы. Чугун.

52

Сталь.

53

Медная и алюминиевая руды.

54

Алюминий.

55

Медь и олово.

56

Контрольная работа по теме «Что мы узнали о полезных ископаемых».

Почва. 14 часов.

57

Что называют почвой.

58

Состав почвы.

59

Перегной – органическая часть почвы.

60

Песок и глина – минеральная часть почвы.

61

Минеральные солив почве.

62

Различие почв по их составу.

63

Как проходит вода в разные почвы.

64

Испарение воды из почвы.

65

Весенняя(предпосевная) обработка почвы.

66

Осенняя(основная) обработка почвы.

67

Охрана почв.

68

Контрольная работа по теме «Что мы узнали о почве».

69

Практические работы на школьном учебно-опытном участке.



















8 класс



№п/п

Тема урока

Количество часов

Введение. 3ч

1

Введение. Разнообразие животного мира.

2

Экскурсия осеннее явление в природе.

3

Практическая работа на пришкольном участке

Беспозвоночные животные. 7ч

4

Общие признаки беспозвоночных.

5

Черви. Общие признаки червей.

6

Круглые черви – паразиты человека.

7

Насекомые. Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

8

Бабочка- капустница. Майский жук. Комнатная муха. Яблонная плодожорка.

9

Тутовый шелкопряд.

10

Обобщающий урок. Экскурсия в природу «Насекомые осенью».

Позвоночные животные. 10 ч

11

Общие признаки позвоночных животных.

12

Рыбы. Общие признаки рыб.

13

Внешнее строение и скелет рыб. Внутреннее строение рыб.

14

Органы дыхания и кровообращения рыб.

15

Нервная система рыб.

16

Размножение рыб.

17

Речные и морские рыбы.

18

Рациональное использование и охрана рыб. Рыболовство и рыбоводство.

19

Контрольная работа по теме «Позвоночные животные».

20

Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные и позвоночные животные».

Земноводные. 4ч

21

Общие признаки земноводных.

22

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

23

Внутреннее строение земноводных.

24

Размножение и развитие лягушки. Хвостатые родственники лягушки. Самая крупная жаба.

Пресмыкающиеся. 4ч

25

Общие признаки пресмыкающихся.Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

26

Внутреннее строение пресмыкающихся.

27

Размножение и развитие пресмыкающихся.

28

Контрольная работа по теме «Земноводные и пресмыкающиеся»

Птицы. 11ч

29

Общие признаки птиц.

30

Особенности внешнего строения птиц. Особенности скелета птиц.

31

Особенности внутреннего строения птиц.

32

Размножение и развитие птиц.

33

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. Хищные птицы.

34

Птицы пресных водоемов и болот.

35

Нелетающие птицы. Птенцы в зимнем лесу.

36

Птицы, незнающие своих детей.

37

Домашние куры, утки, гуси.

38

Птицеводство. Прародители домашних кур.

39

Контрольная работа по теме «Птицы».

Млекопитающие. 14 ч

40

Общие признаки млекопитающих.

41

Внешнее строение млекопитающих. Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

42

Внутренние органы млекопитающих.

43

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

44

Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов.

45

Хищные звери.

46

Дикие пушные хищные звери.

47

Разведение норки на зверофермах.

48

Домашние хищные звери.

49

Ластоногие.

50

Китообразные.

51

Парнокопытные.

52

Непарнокопытные.

53

Приматы.

Сельскохозяйственные млекопитающие. 17ч

54

Корова.

55

Содержание коров на фермах.

56

Выращивание телят.

57

Овцы.

58

Содержание овец и выращивание ягнят.

59

Верблюды.

60

Северные олени.

61

Домашние свиньи.

62

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

63

Выращивание поросят.

64

Домашние лошади.

65

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

66

Что мы узнали о животных?

67

Экскурсия на животноводческую ферму.

68

Контрольная работа по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие».


69-70

Итоговое повторение.





9 класс



№п/п

Тема урока

Количество часов

Введение. 3ч.

1

Место человека среди млекопитающих в живой природе Черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

2

Общее знакомство с организмом человека. Строение клеток и тканей человека.

3

Органы и системы органов человека.

Опорно-двигательная система.15ч

4

Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.

5

Состав и строение костей.

6

Соединение костей.

7

Череп.

8

Скелет туловища.

9

Скелет верхних конечностей.

10

Скелет нижних конечностей.

11

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.

12

Значение и строение мышц.

13

Основные группы мышц человека.

14

Работа мышц. Физическое утомление.

15

Предупреждение и искривления позвоночника. Плоскостопие.

16

Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании.

17

Повторение.

18

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система».

Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система. 8ч

19

Значение крови и кровообращения.

20

Состав крови.

21

Органы кровообращения. Сосуды.

22

Органы кровообращения. Сердце и его работа.

23

Большой и малый круг кровообращения.

24

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение.

25

Первая помощь при кровотечениях.

1

26

Повторение. Тест.

Дыхательная система. 6ч

27

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.

28

Газообмен в легких и тканях.

29

Гигиена дыхания.

30

Болезни органов дыхания.

31

Повторение.


32

Контрольная работа по теме «Дыхательная система».


Пищеварительная система. 12ч


33

Значение питания. Пищевые продукты.

34

Питательные вещества.

35

Витамины.

36

Органы пищеварения.

37

Ротовая полость. Зубы.

38

Изменение пищи в желудке.

39

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

40

Гигиена питания.

41

Уход за зубами и ротовой полостью.

42

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

43

Пищевые отравления.

44

Повторение. Тест.


Мочевыделительная система. 3ч


45

Почки – органы выделения.

46

Предупреждение почечных заболеваний

47

Повторение. Тест.

Кожа. 8ч


48

Кожа и ее роль в жизни человека.

49

Уход за кожей.

50

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

51

Закаливание организма.

52

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

53

Первая помощь при ожогах и обморожении.

54

Повторение .

55

Контрольная работа по теме «Кожа».

Нервная система. 7ч

56

Головной и спинной мозг.

57

Нервы.

58

Значение нервной системы.

59

Режим дня, гигиена труда.

60

Сон и его значение.

61

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.

62

Повторение. Тест.

Органы чувств. 3ч

63

Орган зрения. Гигиена зрения.

64

Орган слуха. Гигиена слуха.

65

Орган обоняния. Орган вкуса.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации. 3ч


66

Охрана здоровья человека.

67

Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации

68

Итоговая контрольная работа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!