Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: [email protected]
Рассмотрено на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Биология»
Класс: 8
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – 70 ч. в год; 2 ч. в неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ п.Корнево» комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Биология» для 5-9 классов, авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, Москва «Дрофа» 2012 год.
Учебник - Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель биологии
первая квалификационная категория
2018
Данная рабочая программа 8 класса МБОУ «СОШ п. Корнево» составлена и адаптирована на основе программы основного общего образования по биологии. 5-9 классы, автор Н. И. Сонин. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Базовое школьное биологическое образование в 8 классе обеспечивается изучением курса: «Биология. Человек». Преемственная связь между разделами биологии в 7 и 8 классах обеспечивает целостность школьного всестороннего развития личности, владеющей основами научных знаний
Обучающиеся расширяют и углубляют знания о животной клетке, знакомятся с тканями и органами организма человека, углубляются знания об условиях охранения жизни и здоровья. Особое внимание уделяется профилактике заболеваний в школьном возрасте и пропаганде здорового образа жизни
В 8 классе обучающиеся получают общие представления о структуре комплекса наук о человеке, истории становления человека и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к своему здоровью.
Программа предполагает проведение наблюдений, демонстраций; что дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В 8 классе обучающиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в природе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать обучающимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящими от воли людей. Таким образом, становится понятным важность выбора между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Личностные:
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать: риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Планируемые результаты
Обучающиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
признаки сходства и отличия человека и животных;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Промежуточная итоговая работа проводиться в форме теста.
Содержание курса
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (9часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Анализаторы (5 часов)
собенности строения органов зрения и слуха; определение анализатора; значение и взаимодействие анализаторов.
Использование таблиц, графики, диаграмм;владеть техникой биологического рисунка;
определять типы нарушения зрения;
Применение :знания об анализаторах и их гигиене.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечныхсокращений*.
Тема9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюнына крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Внутрипредметный модуль «Познай себя», 14 часов.
Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса биология, предназначен для обучающихся 8 класса. Данный модуль включён с целью расширения практических навыков обучающихся по теме «Здоровье человека». Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления обучающихся. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования. Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции. Актуализация знаний по вопросам охраны здоровья человека, приобретение знаний о влиянии природы на деятельность человека.
Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников о болезнях человека, их распространению. Обучающиеся приобретут знания об профилактике заболеваний, об основных правилах поведения человека при контакте с больными. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности человека сохранять свое здоровье на долгие годы, о воздействии природы на жизнь человека, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека.
Тематическое планирование модуля «Познай себя», (14 часов)
№ п/п | Тема | Часы |
1. | Введение. Понятие здоровья. | 1 |
2. | Восприятие зрительных раздражений. Нарушения зрения.Л.Р. «Изучение изменения размера зрачка.» | 1 |
3. | Первая помощь при переломах, вывихах и растяжении. | 1 |
4. | Работа мышц. Утомление. Л.Р. «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.» | 1 |
5. | Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы Л.Р. «Измерение массы и роста своего организма.» | 1 |
6. | Группы крови, переливание крови, резус – фактор. | 1 |
7. | Движение крои по сосудам Л.Р. «Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | 1 |
8. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. | 1 |
9. | Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Л.Р. «Определение частоты дыхания». | 1 |
10. | Заболевание органов дыхания, их предупреждение. | 1 |
11. | Рациональное питание | 1 |
12. | Заболевания почек, их предупреждение. | 1 |
13. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни | 1 |
14. | Укрепление здоровья: двигательная активность, заливание. | 1 |
Тематическое планирование, 8 класс, 70 часов
№ урока | Наименование темы | Количество часов |
1 | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. | 1 |
2 | Особенности человека. | 1 |
3 | Происхождение человека. | 1 |
4 | Этапы и факторы становления человека | 1 |
5 | Расы человека, их происхождение и единство | 1 |
6 | История развития знаний о человеке | 1 |
7 | Клеточное строение организма | 1 |
8 | Ткани (эпителиальные и соединительные) | 1 |
9 | Ткани (мышечные и нервная) Л.Р. «Изучение микроскопического строения тканей.» | 1 |
10 | Органы и системы органов. | 1 |
11 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | 1 |
12 | ВПМ Введение Понятие здоровья. | 1 |
13 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | 1 |
14 | Рефлекс. Проведение нервного импульса. | 1 |
15 | Строение и функции спинного мозга. | 1 |
16 | Строение и функции головного мозга | 1 |
17 | Полушария большого мозга. | 1 |
18 | Кора больших полушарий. Изучение головного мозга человека (по муляжам) | 1 |
19 | Нейрогуморальная регуляция. | 1 |
20 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. | 1 |
21 | ВПМ Восприятие зрительных раздражений. Нарушения зрения. Л.Р. «Изучение изменения размера зрачка.» | 1 |
22 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 |
23 | Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус. | 1 |
24 | Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость. | 1 |
25 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека и его значение. Л.Р. «Изучение внешнего строения костей» | 1 |
26 | Особенности строения скелета человека. | 1 |
27 | Строение и свойства костей. Типы соединения костей | 1 |
28 | ВПМ Первая помощь при переломах, вывихах и растяжении. | 1 |
29 | Мышцы, их строение и функции. | 1 |
30 | ВПМ Работа мышц. Утомление. Л.Р. «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.» | 1 |
31 | ВПМ Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы Л.Р. «Измерение массы и роста своего организма.» | 1 |
32 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата | 1 |
33 | Внутренняя среда организма и ее значение. | 1 |
34 | Кровь, ее состав и значение. Форменные элементы крови, строение и функции. Л.Р. «Изучение микроскопического строения крови.» | 1 |
35 | Иммунитет. | 1 |
36 | ВПМ Группы крови, переливание крови, резус – фактор. | 1 |
37 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | 1 |
38 | Строение и работа сердца. | 1 |
39 | ВПМ Движение крои по сосудам Л.Р. «Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» | 1 |
40 | ВПМ Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. | 1 |
41 | Дыхание. Строение органов дыхания. | 1 |
42 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 |
43 | ВПМ Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Л.Р. «Определение частоты дыхания». | 1 |
44 | Регуляция дыхания | 1 |
45 | ВПМ Заболевание органов дыхания, их предупреждение. | 1 |
46 | Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения. | 1 |
47 | Пищеварение в ротовой полости. | .1 |
48 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Л.Р. «Воздействие слюны на крахмал» | .1 |
49 | Всасывание. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | 1 |
50 | ВПМ Рациональное питание | 1 |
51 | Обмен веществ и энергии | 1 |
52 | Витамины | 1 |
53 | Выделение. Строение и работа почек. | 1 |
54 | ВПМ Заболевания почек, их предупреждение. | 1 |
55 | Строение и функции кожи, гигиена кожи. | 1 |
56 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1 |
57 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | 1 |
58 | Половая система человека | 1 |
59 | Возрастные процессы | 1 |
60 | Поведение человека. Теория рефлекторного поведения. | 1 |
61 | Торможение, его виды и значение | 1 |
62 | Биологические ритмы. Сон, его значение. | 1 |
63 | Особенности ВНД человека (внимание, память, речь, ышление) | 1 |
64 | Типы нервной деятельности | 1 |
65 | ВПМ Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни | 1 |
66 | Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. | 1 |
67 | ВПМ Укрепление здоровья: двигательная активность, заливание. | 1 |
68 | Человек и окружающая среда. | 1 |
69 | Промежуточная аттестация. | 1 |
70 | Анализ работ | 1 |