СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК Сонин Н.И., Сапин М.Р.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района Калининградской области

238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326

e-mail: [email protected]


Рассмотрено на Методическом совете протокол №____

«__»________2018 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

протокол № ____

«__»_________2018 г.

Утверждаю

директор школы

__________В.А. Дворянов

«___» __________ 2018г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Биология»

Класс: 8


Уровень образования: основное общее образование


Срок реализации программы – 2018-2019 гг.


Количество часов по учебному плану: всего – 70 ч. в год; 2 ч. в неделю


Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО МБОУ «СОШ п.Корнево» комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «Биология» для 5-9 классов, авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, Москва «Дрофа» 2012 год.



Учебник - Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017

Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна

учитель биологии


первая квалификационная категория









2018



Данная рабочая программа 8 класса МБОУ «СОШ п. Корнево» составлена и адаптирована на основе программы основного общего образования по биологии. 5-9 классы, автор Н. И. Сонин. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Базовое школьное биологическое образование в 8 классе обеспечивается изучением  курса: «Биология. Человек». Преемственная связь между разделами биологии в 7 и 8 классах обеспечивает целостность школьного всестороннего развития личности, владеющей основами научных знаний

Обучающиеся расширяют и углубляют знания о животной клетке, знакомятся с тканями и органами организма человека, углубляются знания об условиях охранения жизни и здоровья. Особое внимание уделяется профилактике заболеваний в школьном возрасте и пропаганде здорового образа жизни

В 8 классе обучающиеся получают общие представления о структуре комплекса наук о человеке,  истории становления человека и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к своему здоровью.

Программа предполагает проведение наблюдений, демонстраций; что дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В 8  классе обучающиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в природе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет  осознать обучающимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящими от воли людей. Таким образом, становится понятным важность выбора между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные  нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Личностные:

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать: риск взаимоотношений человека и природы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



Планируемые результаты

Обучающиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

признаки сходства и отличия человека и животных;

  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности  организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Промежуточная итоговая работа проводиться в форме теста.

Содержание курса

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (9часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Анализаторы (5 часов)

собенности строения органов зрения и слуха; определение анализатора; значение и взаимодействие анализаторов.  

Использование таблиц, графики, диаграмм;владеть техникой биологического рисунка;

определять типы нарушения зрения;

Применение :знания об анализаторах и их гигиене.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечныхсокращений*.

Тема9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюнына крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье(4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Внутрипредметный модуль «Познай себя», 14 часов.

Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса биология, предназначен для обучающихся 8 класса. Данный модуль включён с целью расширения практических навыков обучающихся по теме «Здоровье человека». Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления обучающихся. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования. Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции. Актуализация знаний по вопросам охраны здоровья человека, приобретение знаний о влиянии природы на деятельность человека.

Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников о болезнях человека, их распространению. Обучающиеся приобретут знания об профилактике заболеваний, об основных правилах поведения человека при контакте с больными. Проведение исследовательской работы будет способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической информации, формированию знаний о способности человека сохранять свое здоровье на долгие годы, о воздействии природы на жизнь человека, как части комфортной среды обитания, на здоровье человека.

Тематическое планирование модуля «Познай себя», (14 часов)

п/п

Тема

Часы

1.

Введение. Понятие здоровья.

1

2.

Восприятие зрительных раздражений. Нарушения зрения.Л.Р. «Изучение изменения размера зрачка.»

1

3.

Первая помощь при переломах, вывихах и растяжении.

1

4.

Работа мышц. Утомление.

Л.Р. «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.»

1

5.

Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы

Л.Р. «Измерение массы и роста своего организма.»

1

6.

Группы крови, переливание крови, резус – фактор.

1

7.

Движение крои по сосудам

Л.Р. «Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

1

8.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

1

9.

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

Л.Р. «Определение частоты дыхания».

1

10.

Заболевание органов дыхания, их предупреждение.

1

11.

Рациональное питание

1

12.

Заболевания почек, их предупреждение.

1

13.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

1

14.

Укрепление здоровья: двигательная активность, заливание.

1





Тематическое планирование, 8 класс, 70 часов

урока

Наименование темы

Количество

часов

1

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира.

1

2

Особенности человека.

1

3

Происхождение человека.

1

4

Этапы и факторы становления человека

1

5

Расы человека, их происхождение и единство

1

6

История развития знаний о человеке

1

7

Клеточное строение организма

1

8

Ткани (эпителиальные и соединительные)

1

9

Ткани (мышечные и нервная)

Л.Р. «Изучение микроскопического строения тканей.»

1

10

Органы и системы органов.

1

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

1

12

ВПМ Введение Понятие здоровья.

1

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

14

Рефлекс. Проведение нервного импульса.

1

15

Строение и функции спинного мозга.

1

16

Строение и функции головного мозга

1

17

Полушария большого мозга.

1

18

Кора больших полушарий.

Изучение головного мозга человека (по муляжам)

1

19

Нейрогуморальная регуляция.

1

20

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

21

ВПМ Восприятие зрительных раздражений. Нарушения зрения.

Л.Р. «Изучение изменения размера зрачка.»

1

22

Анализаторы слуха и равновесия.

1

23

Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус.

1

24

Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость.

1

25

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека и его значение. Л.Р. «Изучение внешнего строения костей»

1

26

Особенности строения скелета человека.

1

27

Строение и свойства костей. Типы соединения костей

1

28

ВПМ Первая помощь при переломах, вывихах и растяжении.

1

29

Мышцы, их строение и функции.

1

30

ВПМ Работа мышц. Утомление.

Л.Р. «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.»

1

31

ВПМ Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы

Л.Р. «Измерение массы и роста своего организма.»

1

32

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата

1

33

Внутренняя среда организма и ее значение.

1

34

Кровь, ее состав и значение. Форменные элементы крови, строение и функции.

Л.Р. «Изучение микроскопического строения крови.»

1

35

Иммунитет.

1

36

ВПМ Группы крови, переливание крови, резус – фактор.

1

37

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

38

Строение и работа сердца.

1

39

ВПМ Движение крои по сосудам

Л.Р. «Измерение кровяного давления.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

1

40

ВПМ Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

1

41

Дыхание. Строение органов дыхания.

1

42

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

43

ВПМ Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

Л.Р. «Определение частоты дыхания».

1

44

Регуляция дыхания

1

45

ВПМ Заболевание органов дыхания, их предупреждение.

1

46

Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения.

1

47

Пищеварение в ротовой полости.

.1

48

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Л.Р. «Воздействие слюны на крахмал»

.1

49

Всасывание. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

1

50

ВПМ Рациональное питание

1

51

Обмен веществ и энергии

1

52

Витамины

1

53

Выделение. Строение и работа почек.

1

54

ВПМ Заболевания почек, их предупреждение.

1

55

Строение и функции кожи, гигиена кожи.

1

56

Роль кожи в терморегуляции организма

1

57

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1

58

Половая система человека

1

59

Возрастные процессы

1

60

Поведение человека. Теория рефлекторного поведения.

1

61

Торможение, его виды и значение

1

62

Биологические ритмы. Сон, его значение.

1

63

Особенности ВНД человека (внимание, память, речь, ышление)

1

64

Типы нервной деятельности

1

65

ВПМ Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

1

66

Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

1


67

ВПМ Укрепление здоровья: двигательная активность, заливание.

1

68

Человек и окружающая среда.

1

69


Промежуточная аттестация.

1

70

Анализ работ

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!