Рабочая программа для курса биологии 7 класса разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577; http://standart.edu.ru/
2.Примерной программы основного общего образования по биологии (сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа»,2016 г.).
3.Примерной рабочей программы по учебному предмету 5 -9 классы. Авторы В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова,А.М. Шереметьева. Москва «Академкнига \ учебник» 2015. 4)Образовательной программы основного общего образования МБОУ-Княгининской СОШ.
Предметная область «Естественно – научные предметы» учебного плана образовательного учреждения включает учебный предмет «Биология». В VII классе в обязательной части учебного плана предусмотрено 1 час в неделю на изучение биологии.
Авторская программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). В связи с этим в данную рабочую программу внесены изменения:1ч добавлен из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
формирование целостного мировоззрения;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
формирование уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Метапредметные результаты :
определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
сравнивать животных изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;
классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
приводить доказательства взаимосвязи животных и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
работать со всеми компонентами текста;
составлять простые и сложные планы текста;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Предметные результаты:
принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;
различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
общие признаки жизнедеятельности клеток;
значение деления клеток;
сравнивать строение растительной и животной клеткок, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;
приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов
строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
разнообразие и распространение бактерий;
роль бактерий в природе и жизни человека;
методы профилактики инфекционных заболеваний.
отличать бактерии от других живых организмов;
объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;
принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
разнообразие и распространение грибов и лишайников;
значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
отличать грибы от других живых организмов;
различать съедобные и ядовитые грибы;
характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека
основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;
роль растений в биосфере и жизни человека.
давать общую характеристику растительного царства;
давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных);
сравнивать представителей разных систематических групп;
объяснять значение растений в биосфере строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений;
обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;
условия, необходимые для прорастания семян;
способы распространения плодов и семян.
давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;
сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;
объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений
- принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;
основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику периодов развития семенных растений;
сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных систематических групп
характерные признаки однодольных и двудольных растений;
признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение.
осуществлять морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений
-три группы экологических факторов;
основные экологические группы растений;
растительные сообщества и их типы;
закономерности развития и смены растительных сообществ;
о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;
происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.
приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы;
определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;
объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
характеризовать распространение растений в различных природных зонах Земли;
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся научатся описывать и объяснять :
принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;
различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
общие признаки жизнедеятельности клеток;
значение деления клеток;
сравнивать строение растительной и животной клеток, рост и развитие, принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;
- приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов
строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
разнообразие и распространение бактерий;
роль бактерий в природе и жизни человека;
методы профилактики инфекционных заболеваний.
отличать бактерии от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;
принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
разнообразие и распространение грибов и лишайников;
значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
отличать грибы от других живых организмов;
различать съедобные и ядовитые грибы;
характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека
основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;
роль растений в биосфере и жизни человека.
давать общую характеристику растительного царства;
давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных);
сравнивать представителей разных систематических групп;
объяснять значение растений в биосферестроение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных растений;
обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза;
условия, необходимые для прорастания семян;
способы распространения плодов и семян.
давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;
сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян однодольных и двудольных растений;
объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта минеральных и органических веществ в жизни растений
принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
особенности жизненных циклов растений разных систематических групп;
основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
Учащиеся должны уметь:
давать характеристику периодов развития семенных растений;
сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных систематических групп
характерные признаки однодольных и двудольных растений;
признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и хозяйственное значение.
осуществлять морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений
-три группы экологических факторов;
основные экологические группы растений;
растительные сообщества и их типы;
закономерности развития и смены растительных сообществ;
о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;
происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.
приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на растительные организмы;
определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;
объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
характеризовать распространение растений в различных природных зонах Земли; Брянской области
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Клеточное строение организмов (6 ч)
Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.
Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции основных органоидов клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.
Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Одноклеточные — организмы, тело которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма. Ткань. Колонии одноклеточных организмов.
Демонстрация
Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. Наглядные материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.
Лабораторные и практические работы
Химический состав семян.
Исследование свойств некоторых органических веществ.
Строение растительной клетки.
Клетки мякоти плода помидора.
Раздел 2. Многообразие живых организмов.(20 ч.)
Тема 1. Царство Бактерии (3 ч)
Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий. Жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение бактерий: простое деление. Спорообразование.
Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Образование кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение атмосферного азота. Помощь в питании другим организмам. Образование полезных ископаемых. Бактерии в хозяйственной жизни человека.
Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, передающиеся через воздух; желудочно-кишечные болезни. Бактериальные болезни растений.
Демонстрация
Строение бактериальной клетки. Наглядные материалы, иллюстрирующие значение бактерий в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение бактерии сенной палочки.
Изучение бактерии картофельной палочки.
Изучение молочнокислых бактерий.
Тема 2. Многообразие живых организмов.
Царство Грибы (6 ч)
Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Особенности строения. Строение шляпочных грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и шляпка). Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение грибов.
Питание грибов. Грибы-сапротрофы: мукор (белая плесень), дрожжи. Грибы-паразиты: хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибы-симбионты: грибокорень, или микориза.
Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов.
Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Размножение лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.
Демонстрация
Схемы строения различных представителей царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба. Наглядные пособия «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы». Схемы строения лишайников. Различные представители группы лишайников.
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Выращивание белой плесени мукора*.
Строение дрожжей и плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 3. Многообразие живых организмов.
Царство Растения (12 ч)
Значение растений в природе и жизни человека. Условия, необходимые для жизни растений: вода, свет, температура. Отличительные признаки растений. Систематика растений. Появление тканей в процессе эволюции. Ткани растений: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Органы высших растений. Возникновение органов в процессе эволюции. Вегетативные и генеративные органы. Развитие вегетативных органов. Растительный организм как целостная система.
Водоросли. Общая характеристика. Особенности строения водорослей. Местообитание и многообразие водорослей. Одноклеточные, многоклеточные водоросли. Зеленые водоросли. Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Красные водоросли (Багрянки). Бурые водоросли. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Моховидные. Общая характеристика. Листостебельные мхи: кукушкин лен обыкновенный, сфагнум. Роль в биоценозах и практическое значение.
Папоротникообразные — сборная группа высших споровых растений. Общая характеристика. Отдел Плауновидные (Плауны): плаун булавовидный, плаун-баранец. Отдел Хвощевидные (Хвощи): хвощ полевой. Отдел Папоротниковидные (Папоротники): щитовник мужской. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и происхождение. Класс Хвойные — самый многочисленный класс голосеменных растений. Сосна обыкновенная. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и происхождение. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения. Однолетние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Рисунки, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Водоросли разных отделов. Представители мхов, плаунов и хвощей. Схема строения папоротника. Древние папоротниковидные. Представители современных папоротниковидных. Схемы строения голосеменных растений. Многообразие голосеменных. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений. Схема многоярусного сообщества.
Лабораторные и практические работы
Одноклеточные зеленые водоросли.
Многоклеточная зеленая водоросль спирогира.
Строение зеленого мха.
Поглощение сфагнумом воды.
Строение хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои.
Раздел 3 .Строение и жизнедеятельность цветковых растений (17 ч)
Корень. Общая характеристика, особенности строения. Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Значение корня. Корневое (минеральное, почвенное) питание. Почва. Плодородие почвы. Удобрения: органические и минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление.
Побег Общая характеристика, особенности строения. Побеги: вегетативные и цветоносные (генеративные). Почка — зачаточный побег Почки: закрытые и открытые; вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные, придаточные. Ветвление. Многообразие побегов по направлению и способу роста стебля, по строению и продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
Стебель — осевая часть побега: строение и функции. Значение стебля. Строение стебля на примере ветви липы. Лист: внешнее строение и функции. Жилкование листа. Многообразие листьев по форме листовой пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа.
Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое. Листовая мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые.
Фотосинтез — воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа — обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат фотосинтеза. Газообмен и испарение воды у растений. Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт воды и минеральных веществ. Транспорт органических веществ.
Строение цветка. Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские (пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные, неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цветка. Соцветия: простые, сложные. Цветение. Опыление: самоопыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое опыление.
Семя — генеративный орган растения. Строение семян однодольных и двудольных растений. Период физиологического покоя. Условия, необходимые для прорастания семян. Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых растений. Посев семян. Подземное и надземное прорастание.
Плод — генеративный орган покрытосеменных растений. Строение плода: околоплодник и семена. Сухие плоды: односеменные и многосеменные. Сочные плоды: односеменные и многосеменные. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения корней. Видоизменения побегов. Строение вегетативных и цветочных почек. Простые и сложные листья. Листорасположение. Строение цветка. Многообразие соцветий. Строение семени. Многообразие плодов.
Лабораторные и практические работы
Корневой чехлик и корневые волоски*.
Строение почек.
Видоизменения побегов*.
Макроскопическое строение стебля.
Микроскопическое строение стебля.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Строение цветка.
Строение семени двудольных растений*.
Строение семени однодольных растений.
.
Раздел 4. Размножение растений (7ч)
Размножение как одно из основных свойств живой материи. Бесполое размножение (спорообразование и вегетативное размножение). Половое размножение. Чередование бесполого и полового размножения. Чередование полового и бесполого поколений.
Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение мхов. Жизненный цикл кукушкиного льна. Размножение папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского.
Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки сосны. Опыление. Оплодотворение. Созревание семян.
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Естественное вегетативное размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Формирование пыльцевых зерен. Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение.
Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый период, период молодости, период зрелости, период старости.
Демонстрация
Схема чередования полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных водорослей. Жизненный цикл кукушкиного льна. Жизненный цикл щитовника мужского. Жизненный цикл сосны обыкновенной. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели).
Раздел 5. Многообразие цветковых растений (9ч)
Классы покрытосеменных растений. Основные различия между представителями классов однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные: семейства Крестоцветные (Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс Однодольные: семейства Злаки, Лилейные, Луковые. Важнейшие сельскохозяйственные растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется специализацией растениеводства в конкретной местности).
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных культур.
Лабораторные и практические работы
Строение шиповника.
Строение пшеницы (ржи, ячменя).
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения*.
Раздел 6. Экология и развитие растительного мира (7 ч)
Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Факторы неживой природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на живые организмы.
Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания.
Растительные сообщества, их структура. Ярусность в растительных сообществах. Смена растительных сообществ.
Растительный покров и природные зоны. Типы растительности: тундра, леса, степи, пустыни, луга, болота, водные сообщества.
Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление водорослей, выход растений на сушу, появление и развитие семенных растений.
Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы — дело всех людей планеты. Красная книга. Охраняемые территории.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие растения разных экологических групп и природных зон. Изображения растений, занесенных в Красную книгу.
Экскурсии
Природное сообщество и человек.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (1ч.) |
1 | Введение. Вводный инструктаж по Т Б. | 1 | 3.09 | |
Тема 1. Клеточное строение организмов. (6 ч.) |
2 | Химический состав клеток. Лабораторная работа «Химический состав семян». Инструктаж по ТБ. | 1 | 4.09 | |
3 | Строение клетки. | 1 | 10.09 | |
4 | Лабораторная работа «Строение клетки, клетки мякоти плода помидора». Инструктаж по ТБ. | 1 | 11.09 | |
5 | Жизнедеятельность клетки. | 1 | 17.09 | |
6 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | 18.09 | |
7 | Контроль знаний по теме: «Клеточное строение организмов» | 1 | 25.09 | |
Многообразие живых организмов (20 ч.) |
Тема 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 Ч.) |
8 | Общая характеристика бактерий. Лабораторная работа. «Бактерия сенная палочка, бактерия картофельная палочка. Изучение молочнокислых бактерий». Инструктаж по ТБ. | 1 | 26.09 | |
9 | Бактерии в природе и жизни человека. | 1 | 1.10 | |
10 | Бактерии – возбудители опасных заболеваний. | 1 | 2.10 | |
Тема 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (6Ч.) |
11 | Общая характеристика грибов: строение и размножение. | 1 | 8.10 | |
12 | Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов» Инструктаж по ТБ.. | 1 | 9.10 | |
13 | Питание грибов. Лабораторная работа «Выращивание белой плесени мукора. Строение дрожжей и плесневого гриба» Инструктаж по ТБ.. | 1 | 15.10 | |
14 | Грибы съедобные и ядовитые. Выращивание грибов. Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Инструктаж по ТБ.. | 1 | 16.10 | |
15 | Лишайники. | 1 | 22.10 | |
16 | Контроль знаний по темам: «ЦАРСТВО БАКТЕРИИ. ЦАРСТВО ГРИБЫ». | | 23.10 | |
Тема 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (12 Ч.) |
17 | Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. | 1 | 29.10 | |
18 | Значение растений в природе и жизни человека. Условия обитания растений. | 1 | 12.11 | |
19 | Отличительные признаки растений. Систематика растений. | 1 | 13.11 | |
20 | Ткани растений. | 1 | 19.11 | |
21 | Органы высших растений. Растение как целостный организм. | 1 | 20.11 | |
22 | Общая характеристика водорослей. | 1 | 26.11 | |
23 | Многообразие и значение водорослей. Лабораторная работа «Одноклеточные зеленые водоросли, многоклеточные зеленые водоросли спирогира» .Инструктаж по ТБ. | 1 | 27.11 | |
24 | Отдел Моховидные. Лабораторная работа «Поглощение сфагнумом воды» . | 1 | 3.12 | |
25 | Папоротникообразные. Лабораторная работа «Строение хвоща» Инструктаж по ТБ.. | 1 | 4.12 | |
26 | Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа «Внешнее строение побегов сосны и ели» Инструктаж по ТБ.. | 1 | 10.12 | |
27 | Отдел Покрытосеменные. | 1 | 11.12 | |
28 | Контроль знаний по теме: «ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ». | 1 | 17.12 | |
Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений.(17 Ч.) |
29 | Корень. Корневые системы. Видоизменение корней. Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски». Инструктаж по ТБ. | 1 | 18.12 | |
30 | Минеральное питание растений. | 1 | 24.12 | |
31 | Побег: строение и ветвление. Почки. Лабораторная работа «Строение почек». Инструктаж по ТБ. | 1 | 25.12 | |
32 | Стебель – осевая часть побега: строение и функции. Лабораторная работа «Макроскопическое и микроскопическое строение стебля». Инструктаж по ТБ. | 1 | 14.01 | |
33 | Лист: внешнее строение и функции. Многообразие листьев. | 1 | 15.01 | |
34 | Внутреннее строение листа. Лабораторная работа «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа» Инструктаж по ТБ.. | 1 | 21.01 | |
35 | Видоизменения листьев. Листорасположение. Листопад. | 1 | 22.01 | |
36 | Фотосинтез – воздушное питание растений. | 1 | 28.01 | |
37 | Газообмен и испарение воды у растений. | 1 | 29.01 | |
38 | Транспорт минеральных и органических веществ в растении. | 1 | 4.02 | |
39 | Строение цветка. Многообразие цветков. Лабораторная работа «Строение цветка» Инструктаж по ТБ. | 1 | 5.02 | |
40 | Симметрия и формула цветка. Соцветия. | 1 | 11.02 | |
41 | Цветение. Опыление. | 1 | 12.02 | |
42 | Семя: строение и многообразие. Лабораторная работа «Строение семени двудольных и однодольных растений» Инструктаж по ТБ. | 1 | 18.02 | |
43 | Прорастание семян. | 1 | 19.02 | |
44 | Плоды. Распространение плодов и семян. | 1 | 25.02 | |
45 | Контроль знаний по теме «Строение и жизнедеятельность цветковых растений» | 1 | 26.02 | |
Тема 6. Размножение растений(7 Ч.) |
46 | Значение размножения. Типы размножения. | 1 | 3.03 | |
47 | Размножение водорослей. | 1 | 4.03 | |
48 | Размножение мхов и папоротников. | 1 | 10.03 | |
49 | Размножение голосеменных растений. Лабораторная работа «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели)». Инструктаж по ТБ. | 1 | 11.03 | |
50 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | 1 | 17.03 | |
51 | Половое размножение покрытосеменных растений. | 1 | 18.03 | |
52 | Рост и развитие растений | 1 | 1.04 | |
53 | Контроль знаний по теме: « Размножение растений». | 1 | 7.04 | |
Тема 7. Многообразие цветковых растений(9 Ч.) |
54 | Классы покрытосеменных растений. | 1 | 8.04 | |
55 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) | 1 | 14.04 | |
56 | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные (Розовые). Лабораторная работа «Строение шиповника». Инструктаж по ТБ. | 1 | 15.04 | |
57 | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. | 1 | 21.04 | |
58 | Класс Двудольные. Семейство Бобовые (Мотыльковые) | 1 | 22.04 | |
59 | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые) | 1 | 28.04 | |
60 | Класс Однодольные. Семейство Злаковые (Злаки). Лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя) Инструктаж по ТБ.. | 1 | 29.04 | |
61 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные, Луковые. | 1 | 1.05 | |
62 | Контроль знаний по теме «Многообразие цветковых растений | 1 | 2.05 | |
Тема 8. Экология и развитие растительного мира (7 Ч.) |
63 | Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | 6.05 | |
64 | Основные экологические группы растений. | 1 | 6.05 | |
65 | Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ. | 1 | 12.05 | |
66 | Экскурсия «Природное сообщество и человек». Инструктаж по ТБ. | 1 | 13.05 | |
67 | Растительность природных зон. | 1 | 19.05 | |
68 | Основные этапы развития растительного мира. | 1 | 20.05 | |
69 | Охрана растений и растительных сообществ. | 1 | 26.05 | |
70 | Контрольная работа по теме: «Ботаника – наука о растениях». | 1 | 27.05 | |